«Игра в радость» или как научиться радоваться жизни! (по роману Элинор Портер «Поллианна») | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №6 (86) март-2 2015 г.

Дата публикации: 17.03.2015

Статья просмотрена: 9577 раз

Библиографическое описание:

Аверьянова, И. А. «Игра в радость» или как научиться радоваться жизни! (по роману Элинор Портер «Поллианна») / И. А. Аверьянова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 6 (86). — С. 73-76. — URL: https://moluch.ru/archive/86/16260/ (дата обращения: 25.04.2024).

Прочтение книги напомнит, что нужно поднять голову и взглянуть на окружающий мир, ценить его, ценить жизнь, и искать хорошее в каждом дне. Ведь «Просто дышать — это ещё не жизнь!».

Ключевые слова: игра, радость, Поллианна.

 

Элинор Ходсон Портер жила давно, далеко и недолго, всего 51 год. Она родилась 19 декабря 1868 года в Америке, в Нью-Гемпшире, в семье потомков первых английских переселенцев в Новый Свет. Уже в детстве проявила недюжинные способности к пению, закончила бостонскую консерваторию, выступала в светских концертах, пела в церковном хоре, но, двадцати четырёх лет выйдя замуж за бизнесмена и перебравшись на жительство в Нью-Йорк, предпочла музыке литературу и добилась в ней существенных успехов. Уже первые её опубликованные произведения — рассказы 90-х годов и роман «Пересечь поток» (1907) — имели большой успех у читателей. В дальнейшем Портер выпускала по роману в год, книги её успешно расходились, привлекая внимание критики и читателей глубоко христианским осмыслением бытия, однако главной книгой писательницы, книгой, не только принесшей ей бешеную популярность при жизни, но и, не побоимся громких слов, литературное бессмертие, стала повесть для детей «Поллианна», написанная в 1912 и вышедшая в свет в 1913 году.

Американцы чрезвычайно любят всякого рода рекорды, и «Поллианна», впрочем, вполне заслуженно, принесла Элинор Портер звание создательницы самого оптимистичного литературного персонажа. А помимо того, множество требований продолжить историю необычной героини. В 1915 году вышла повесть «Поллианна вырастает», по уровню значительно уступающая первой книге, как, собственно, и бывает почти со всеми продолжениями. Тем не менее популярность Поллианны и её литературной «мамы» ничуть не уменьшилась, напротив, скорее, выросла, поскольку история отчасти вышла за пределы словесности и вступила в область фан-клубов, масс-медиа и т. п. Например, имя героини стало чрезвычайно популярным, его стали давать не только новорождённым младенцам, но и коммерческим фирмам, сортам молока и т. п.

«Поллианна» Элинор Портер — история, чем-то похожая на романы сестёр Бронте и Чарлза Диккенса. Кроме того, нельзя умолчать, конечно, и о том, что ни одно значительное произведение американской литературы не свободно от влияния Марка Твена, тем более если речь идёт о детских книгах. Любовь к Тому Сойеру и Гекльберри Финну, разумеется, чувствуется и в повестях Элинор Портер. Уже сама по себе сюжетная конструкция, в которой главными героями являются племянница и тётка, да к тому же ещё и тётка по имени Полли, со всей очевидностью отсылает к «Приключениям Тома Сойера».

Действие повести «Поллианна» происходит в маленьком, похожем на деревню, американском городке Белдингсвиле. Сюда с Дальнего Запада на житье к тетке, богатой старой деве Полли Харрингтон, приезжает семилетняя девочка-сирота, ее племянница. Между прочим, названная матерью Поллианной именно в честь мисс Полли и ее покойной сестры Анны. Хотя те давным-давно порвали отношения с сестрой, которая, по их мнению, совершила непростительную ошибку, выйдя замуж не за местного богача, а за бедного священника (разумеется, поскольку место действия — США, речь идет о протестантском пасторе). Кроме этой девочки, у мисс Харрингтон больше нет родных. Как и у нее, после смерти родителей, не осталось никого, кроме тетки. Но, тем не менее, Поллианне не приходится рассчитывать на участие и ласку родного человека. Потому что мисс Полли не скрывает, что для нее эта девочка — всего лишь досадная обуза, воспитывать которую ей приходится исключительно из чувства долга. И, если во всем большом и богатом доме мисс Харрингтон для племянницы находится место только в чердачной каморке, то в сердце ее для этой девочки и вовсе нет места.

Надо сказать, что в русской детской литературе есть по меньшей мере одно произведение, по сюжету чрезвычайно схожее с повестью «Поллианна». Между прочим, написанное примерно в то же время. Правда, не в Америке, а у нас в России. Речь идет о книге Л. Чарской «Записки маленькой гимназистки», героиня которой, девочка Лена, примерно одних лет с Поллианной, после смерти матери попадает на воспитание в семью богатого дяди-генерала. И ее тоже ждут убогая комнатушка, равнодушие взрослых, а в придачу — еще и жестокая травля со стороны двоюродных братьев и сестер и домоправительницы. Между прочим, по ходу действия книги, Лене, как и Поллианне, приходится выбирать между родственниками, не скрывающими своей неприязни к ней, и чужими, но куда более добрыми к ней, людьми, пожелавшими приютить ее. Однако, несмотря на явное сходство сюжетов, героини этих книг ведут себя совершенно по-разному. Лена безропотно терпит все несправедливости и издевательства, отвечая на зло — добром. И именно это побуждает ее врагов раскаяться и подружиться с нею. Она побеждает их своими смирением, добротой и благородством. А вот Поллианна, на первый взгляд, является ее полным антиподом. Например, переступив порог отведенной ей чердачной каморки с голыми стенами, она не плачет (как наверняка бы сделала та же героиня Л. Чарской, или мы с вами) и не злится на жестокую тетку, а… радуется тому, какой замечательный вид открывается из ее окна. Вдобавок, тому, что, поскольку в комнате нет зеркала, ей не придется каждый день видеть в нем свои веснушки… Именно это странное свойство характера девочки — способность обращать любую житейскую ситуацию в повод для радости, изумляет и повергает в недоумение всех тех, кто общается с Поллианной. И, в конечном итоге, заставляет их привязаться к ней и полюбить ее.

Элинор Портер сразу же открывает читателям причину столь необычного поведения своей героини. Никакой тайны тут нет. И все оказывается очень просто (оговорюсь сразу — просто лишь на первый взгляд). По словам Поллианны, она всего лишь играет в одну очень увлекательную игру. У нее есть несколько названий. Например, «игра в радость». Или — «утешительная игра». Или — «папина игра».

Последнее название связано с тем, что Поллианна считает, будто эту «игру в радость» придумал ее папа. Как уже упоминалось, он был бедным пастором–миссионером, жившим, или, скорее, существовавшим, на пожертвования своих прихожан. Следует отметить, что благотворительная деятельность протестантских общин (вроде неоднократно упоминаемой героиней «Женской Помощи») в дилогии о Поллианне описана весьма иронично. И на деле она чаще всего сводится к бесполезной болтовне и помощи кому угодно, кроме тех, кому она в данный момент больше всего нужна. Примером этому является, например, история друга Поллианны, бездомного сироты Джимми Бина, которому «Женская Помощь» отказывает, предпочитая вместо этого пожертвовать деньги на миссию в далекой Индии. И пресловутые «пожертвования в пользу бедных» на самом деле являются просто способом избавиться от ненужных вещей, по известной поговорке: «на тебе, убоже, что нам негоже». Поэтому, по словам Поллианны, «в них всегда оказывается совсем не то, что ждешь. Даже когда знаешь заранее, что не найдешь того, что ждешь, там и тогда окажется не то» [1, с.15]. Именно по этой причине однажды Поллианне, мечтавшей о кукле, достались детские костыли. Тогда-то папа-священник и научил ее «радостной игре», суть которой состояла в том, чтобы во всем происходящем с тобой, суметь найти повод для радости. Например, получив вместо желанной куклы в подарок костыли, порадоваться хотя бы тому, что как раз они-то тебе и не нужны.

Читатель может сказать: «что за вздор?» Чему тут можно радоваться? Кстати, некоторые персонажи книг Э. Портер (например, прислуга Нэнси) сперва именно так и воспринимают «игру» Поллианны: «бред какой-то» [1, с.15]. Но на самом деле эта, так сказать «игра», вовсе не вздор и не бред. И, собственно говоря, даже не игра. Почему? Об этом пойдет речь дальше.

А вы бы смогли по примеру Поллианны, ненадолго завязать себе глаза платком, чтобы почувствовать, что испытывают незрячие люди. Полагаю, после этого многие житейские трудности, как реальные, так и надуманные, типа отсутствия у нас тех, усиленно пропагандируемых современной масс-культурой, ценностей типа туго набитого бумажника, дачи на Канарах, дорогой одежды и иномарки, покажутся вещами, в лучшем случае, второстепенными.

Но и это еще не все. На самом деле, используя лексику Э. Портер, «игру» Поллианны, играл не только ее папа-священник, но многие очень мудрые и достойные люди. Если не сказать больше — в их числе были даже православные святые.

Так, одно из «Миссионерских писем» Святителя Николая Сербского адресовано простому человеку, машинисту поезда. Он жаловался на свою скучную работу и очень горевал, что не может отыскать профессию получше и поинтереснее. Надо сказать, что в книге «Поллианна» имеется чрезвычайно похожая история. Хотя речь в ней идет не машинисте, а о враче, уставшем от своей работы (или, говоря современным языком, «профессионально выгоревшем»), с которым встречается главная героиня:

«— Доктор Чилтон, — робко сказала она (Поллианна — авт.), — мне кажется, что у вас самая радостная работа на земле.

Доктор окинул ее изумленным взглядом:

— Радостная? Да куда бы я ни шел, я вижу вокруг одни страдания!…

— Знаю, — кивнула Поллианна. — Но вы же помогаете тем, кто страдает. И вы, конечно же, радуетесь, когда они перестают страдать. Вот и выходит, что вы радуетесь чаще всех нас.

У доктора подступил ком к горлу… Теперь, глядя в глаза Поллианне, он чувствовал себя так, будто его благословляют на дальнейшие труды. И он знал: ни самые тяжелые дни, ни бессонные ночи не заставят его забыть воодушевления, рожденного этой удивительной девочкой» [1, с.52].

Теперь же сравним это с тем, что ответил своему адресату Святитель Николай Сербский: «мой юный друг, какую лучшую работу ты ищешь? Разве есть работа лучше, чем твоя? Апостол Петр ловил рыбу, а Апостол Павел плел циновки. Подумай, насколько твоя работа важнее и интереснее, чем их, и поблагодари Провидение, доверившее тебе именно такую работу». Поскольку, по словам Святителя Николая, Сам Господь Вседержитель является «Машинистом всего света», заботливо ведущим мир, словно огромный поезд, наполненный бессчетными пассажирами, «к замечательной конечной станции» — Царству Небесному. Стало быть, водить поезда — это не только важное и ответственное, но и крайне почетное дело. И стоит порадоваться тому, что Господь доверил его не кому-то другому, а именно тебе.

То, что Портер назвала «игрой в радость» на самом деле вовсе не игра, а древняя христианская (в том числе, православная) традиция, восходящая даже не к шестому веку, а к гораздо более древним временам. К той Книге, которую называют Книгой книг, Библией, Священным Писанием. Между прочим, одно из находящихся там Посланий Св. Апостола Павла — Послание к Филиппийцам, нередко называют «радостным». Как и Христос Спаситель завершает призывом к радости Свою Нагорную проповедь (Мф. 5, 12). Кстати, о том, что истоки «радостной игры» следует искать именно в Священном Писании, напрямую говорится в одной из глав повести «Поллианна». Встретив пастора, впавшего в уныние из-за невозможности изменить к лучшему поведение своих прихожан, девочка как бы между прочим говорит ему, что однажды, когда ее отцу было особенно тяжело, он решил подсчитать, сколько раз в Библии говорится о радости. И, насчитав восемьсот таких текстов, заключил, что, «если Сам Господь восемьсот раз призвал нас радоваться, значит, Ему было угодно, чтобы люди хоть иногда это делали». Мало того — именно это помогло ему, несмотря на болезни и нищету, на непонимание со стороны прихожан, сохранить веру и до конца остаться верным избранному им пути служения Богу. Таким образом, повести о Поллианне имеют весьма глубокий христианский смысл. Хотя Э. Портер удалось спрятать его за увлекательными, нередко комичными приключениями самого обыкновенного, вдобавок, весьма живого и жизнерадостного ребенка. И искусно облечь мораль в форму занимательной и веселой «игры». Примерно так, как герой книги другого, известного каждому из нас, американского писателя, М. Твена, знаменитый Том Сойер, ухитрился обратить наказание — побелку забора — в необычайно интересное занятие, за право поучаствовать в котором его приятели наперебой отдавали ему свои игрушки. Поэтому в повестях о «Поллианне» не чувствуется ни морализаторства, ни неизбежной при этом фальши. И это — одно из главных достоинств дилогии.

В свое время существовало мнение, будто книги о Поллианне учат людей смиряться с действительностью, отнимая желание стремиться к лучшей доле. «Так жить проще и легче всего», — говорили те люди. На самом деле это не соответствует истине. Ведь герои, вне зависимости от того, богаты они или бедны, находятся в постоянной и, если поразмыслить, достаточно жестокой борьбе. Хотя она совершается прежде всего в их душах. Потому что «играть в радость» очень трудно. Причем не только мальчику-инвалиду Джейми, который, живя в нищете, у чужих людей, все-таки отдает часть своей еды птицам и белкам в городском парке. А еще — ведет своеобразный дневник: «книгу радостей», занося туда все радостные события из своей жизни. И не Поллианне, втайне от взрослых плачущей от горя и одиночества в своей темной чердачной каморке… Это трудно сделать и вполне здоровым, вдобавок, обеспеченным, взрослым людям — Джону Пендлтону, миссис Кэрью, Полли Харрингтон — сломленным своими большими и малыми несчастьями, утратившим интерес к жизни. Ведь, по известному выражению, «богатые тоже плачут»… Возможно, что как раз им-то начать «играть в утешительную игру» даже труднее, чем, так сказать, «маленьким людям», для которых кусок хлеба или просто доброе слово — уже радость. И, хотя Э. Портер не говорит напрямую, какими качествами должен обладать человек, решившийся играть в «радостную игру», ответ напрашивается сам собой — речь идет о терпении и мужестве.

Надо сказать, что Э. Портер в дилогии о Поллианне сознательно избегает касаться, так сказать, «социальных тем». Они затронуты лишь вскользь, мимоходом. И в большинстве своем персонажи обеих повестей (как и сама Э. Портер, которая была женой бизнесмена), являются, так сказать, обеспеченными, или даже богатыми, людьми. Даже мальчик-сирота Джимми Бин в конце концов оказывается не просто безродным бродяжкой, а племянником богатой и знатной дамы — миссис Кэрью. А героине, задавшейся было вопросом, как устроить так, чтобы на свете не существовало «богатых» и «бедных», взрослые просто и доходчиво объясняют, что это невозможно, ибо тогда «нарушится баланс» в обществе. Это, хоть и горькая, но правда. И жертвами этого оказываются, прежде всего, простые люди.

Но книги Э. Портер вселяют надежду, что мир все-таки можно изменить к лучшему. Только при этом начинать надо с себя, с собственной души. И, прежде всего, научиться самому трудному — видеть в людях то лучшее, что есть в них. Даже если разглядеть его за холодностью и злобой уже почти невозможно… Или, по известным словам праведного Иоанна Кронштадтского, суметь: «любить всякого человека, несмотря на его грехопадения». Ибо, «грехи грехами, а основа в человеке одна — образ Божий». Именно этим качеством — видеть в каждом человеке не плохое, а прежде всего, хорошее, наделена главная героиня Э. Портер — Поллианна. И именно поэтому она способна не замечать людскую неприязнь, жестокость и злобу. Точнее сказать, именно поэтому она остается непобежденной ими. И там, где другим впору впасть в отчаяние, она — радуется. Как обретают радость и Джон Пендлтон, и миссис Кэрью, когда начинают не просто, так сказать, жертвовать деньги «на бедных», но учатся видеть в них людей, равных себе. То есть, любить их.

В повести «Поллианна» есть образ, с которым неоднократно ассоциируется маленькая героиня книги. Это — радуга. Один из персонажей книги — Джон Пендлтон, называет Поллианну «любительницей радуг». Не только потому, что, по ходу сюжета, желая отвлечь его от мыслей о болезни, Поллианна с помощью снятых с подсвечников кусочков хрусталя превращает его унылую комнату в подобие сказочного дворца, сияющего всеми цветами радуги. В Библейской книге Бытия после всемирного потопа радуга становится знамением вечного завета между Богом и землей, и «между всякою душою живою во всякой плоти, которая на земле» (Быт.9, 16). Иначе сказать, того, что гнев Господень на согрешивших людей сменился прощением и милостью. Даже люди, далекие от веры, воспринимают радугу, как то, что, по словам песни из фильма «Вечный зов», «торжествует над грозою», вселяя в тех, кто ее видит, радость и надежду. Как вселяет их в людей и Поллианна.

Надо сказать, что маленькой героине книг Э. Портер действительно удалось изменить к лучшему, хотя и не мир, но городок Белдингсвиль, научив его жителей своей «игре». Конечно, читатель вправе сказать — такое возможно лишь в книжках. Однако и в реальной жизни даже один-единственный человек может сделать очень много. Причем, как хорошего, так и плохого.

В 2013 г. исполнилось сто лет со времени написания повести «Поллианна». И, хотя помимо нее Элинор Портер написала еще 14 романов и четыре тома рассказов, в памяти читателей она осталась именно «автором „Поллианны»». Её книги и поныне продолжают совершать свою добрую, христианскую миссию, уча людей радости, вселяя в них надежду. Как это делала и их героиня — девочка со странным именем Поллианна.

Эта книга учит! Учит жизни, доброте, пониманию и состраданию. Добрая и наивная книга про обыкновенные чудеса, которые под силу совершить каждому из нас. О том, что жизнь слишком коротка и не стоит растрачивать её на обиды, ссоры, надуманные трудности. А это так жизненно. Несмотря на легкость и на, первый взгляд, детский сюжет, книга глубоко философская. Эта книга учит находить во всём положительные стороны, даже в самых сложных ситуациях. Надо иногда отвлекаться от рутины серых будней и просто жить, как говорила Полианна. Мы сами выдумываем себе проблемы. Людям всё мало, мы всегда чем-то недовольны. А у нас есть и руки, и ноги, и мы здоровы, но не ценим этого. Часто человек осознаёт своё счастье только тогда, когда теряет. Так и девочка Полианна пишет в своём письме, что она никогда бы не узнала такого великого счастья, просто ходить на своих ногах, если бы не попала в аварию. Целая последняя 32-я глава — это письмо Поллианны ко всем людям. Я думаю, что своей повестью Элинор Портер обращается к каждому человеку в отдельности с призывом любить жизнь, ведь она, несмотря на невзгоды, так прекрасна.

 

Литература:

 

1.                      Элинор Портер «Поллианна» [Электронный ресурс]. http://www.gutenberg.org/files/1450/1450-h/1450-h.htm

Основные термины (генерируются автоматически): Портер, книга, самое дело, радость, том, жизнь, повесть, эта, Сам Господь, Священное Писание.


Ключевые слова

игра, радость, Поллианна

Похожие статьи

«Игра в радость». Мастерская жизненных ориентаций по...

 Я радуюсь тому, что у меня были здоровые ноги…иначе я не смогла бы сделать этого (сделать городок счастливее).

Портер Э. Поллианна [повесть]: М.:АСТ: Астрель, 2011.-303с. Основные термины (генерируются автоматически): радость, игра, учитель, учащийся...

Отношение к животным в православном богословии

На основе Священного Писания и Святой традиции можно утверждать, что Бог творит всё для блага человека, его радости и нужд.

Подтверждают это слова 148 псалма „Хвалите Господа от земли

Не замечает того, что в этом убитом животном когда-то существовала жизнь.

Идея невидимой брани в богословии святого апостола Павла

Война в писаниях Павловых отличается от войны в Книге Откровения святого Иоанна Богослова.

То есть добрые дела.

7. Прот. Валентин Уляхин. Священное Писание Нового Завета.

Английское свободомыслие и его влияние на развитие духовной...

Издание книг.

Толанд — есть только один Господь Иисус Христос, «который является творцом, первым и последним, моей

Как писал мыслитель — поверить в прямое противоречие разума возможно только тогда, когда об этом будет написано в Священном Писании.

Библеизмы, их функционирование в романе Грейс Макклин...

Размышление о чуде (miracle) стали посещать Джудит после того, как она, сотворив из самых простых предметов свою “комнату чудес”, вызвала, по её

Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета канонические в русском переводе с параллельными местами и приложениями.

Понятие добродетели и достоинства в христианстве

Издание книг.

Следовательно, чем лучше это удается человеку, тем счастливее он будет в личной жизни.

Священное Писание не имеет систематизированного учения о добродетелях.

Мотив раздвоения личности в повести Стивенсона «Странная...»

С другой стороны, самый образ моей жизни, на девять десятых состоявшей из труда, благих дел и самообуздания, обрекал зло во мне на бездеятельность и тем самым сохранял его силы.

Евангельский мотив радости в создании образа Анны в повести В. Г. Распутина...

Иудейское право как разновидность религиозно-правовой семьи...

Религиозно-правовая семья — это правовая система, в которой основным источником права является священное писание, то есть религиозные нормы.

«Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой суббота Господу...

Соотношение Писания, разума и традиции в богословии Ричарда...

Язычники, не знавшие Писания, имели представление о добрых делах. По существу, апостольское увещевание в Новом Завете к добродетельной жизни христианской общине для того, чтобы соседи-язычники были

Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета.

Похожие статьи

«Игра в радость». Мастерская жизненных ориентаций по...

 Я радуюсь тому, что у меня были здоровые ноги…иначе я не смогла бы сделать этого (сделать городок счастливее).

Портер Э. Поллианна [повесть]: М.:АСТ: Астрель, 2011.-303с. Основные термины (генерируются автоматически): радость, игра, учитель, учащийся...

Отношение к животным в православном богословии

На основе Священного Писания и Святой традиции можно утверждать, что Бог творит всё для блага человека, его радости и нужд.

Подтверждают это слова 148 псалма „Хвалите Господа от земли

Не замечает того, что в этом убитом животном когда-то существовала жизнь.

Идея невидимой брани в богословии святого апостола Павла

Война в писаниях Павловых отличается от войны в Книге Откровения святого Иоанна Богослова.

То есть добрые дела.

7. Прот. Валентин Уляхин. Священное Писание Нового Завета.

Английское свободомыслие и его влияние на развитие духовной...

Издание книг.

Толанд — есть только один Господь Иисус Христос, «который является творцом, первым и последним, моей

Как писал мыслитель — поверить в прямое противоречие разума возможно только тогда, когда об этом будет написано в Священном Писании.

Библеизмы, их функционирование в романе Грейс Макклин...

Размышление о чуде (miracle) стали посещать Джудит после того, как она, сотворив из самых простых предметов свою “комнату чудес”, вызвала, по её

Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета канонические в русском переводе с параллельными местами и приложениями.

Понятие добродетели и достоинства в христианстве

Издание книг.

Следовательно, чем лучше это удается человеку, тем счастливее он будет в личной жизни.

Священное Писание не имеет систематизированного учения о добродетелях.

Мотив раздвоения личности в повести Стивенсона «Странная...»

С другой стороны, самый образ моей жизни, на девять десятых состоявшей из труда, благих дел и самообуздания, обрекал зло во мне на бездеятельность и тем самым сохранял его силы.

Евангельский мотив радости в создании образа Анны в повести В. Г. Распутина...

Иудейское право как разновидность религиозно-правовой семьи...

Религиозно-правовая семья — это правовая система, в которой основным источником права является священное писание, то есть религиозные нормы.

«Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой суббота Господу...

Соотношение Писания, разума и традиции в богословии Ричарда...

Язычники, не знавшие Писания, имели представление о добрых делах. По существу, апостольское увещевание в Новом Завете к добродетельной жизни христианской общине для того, чтобы соседи-язычники были

Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета.

Задать вопрос