Конституция как основа формирования и развития правовой культуры в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Государство и право

Опубликовано в Молодой учёный №6 (86) март-2 2015 г.

Дата публикации: 12.03.2015

Статья просмотрена: 520 раз

Библиографическое описание:

Шадрин В. В. Конституция как основа формирования и развития правовой культуры в России // Молодой ученый. — 2015. — №6. — С. 523-526. — URL https://moluch.ru/archive/86/16214/ (дата обращения: 14.12.2018).

Статья посвящена исследованию Конституции как основы формирования и развития правовой культуры в России, которая только начинает развиваться на идеях конституционализма, чего не было ни в дореволюционное, ни в советское время. Автор отмечает, что несмотря на успехи, достигнутые с принятием Конституции РФ 1993 г., на пути формировании новой правовой культуры стоят различного рода проблемы, которые прямо или косвенно связаны с Конституцией 1993 г. Предлагаются пути решения этих проблем — конституционная реформа и укрепление идеологической функции Конституции.

Ключевые слова: правовая культура, Конституция, Конституция РФ 1993 г., конституционализм, конституционная реформа, идеологическая функция Конституции.

 

Правовая культура представляет собой довольно сложное в определении и понимании явление, которое, тем не менее, имеет огромное значение для общества в целом и для правовой системы в частности. Многогранность и значимость данного явления требуют особого внимания со стороны правовой науки.

Не менее важными и, вместе с тем, сложными являются вопросы формирования и развития правовой культуры. Она неразрывно связана с обществом и индивидами, его составляющими. Определяющее значение в современном обществе играет конституционализм, который представляет собой совокупность конституционных идей, а также наличие соответствующего нормативно-правового фундамента, достижение определенного фактического политического режима и систему защиты конституционного строя и конституции [1]. Конституционализм предполагает наличие в обществе его основополагающего акта — Конституции. Именно в Конституции определены устои общества и государства, а также права и свободы человека и гражданина. В этой связи нам представляется важным подчеркнуть, что именно Конституция является основой формирования и развития правовой культуры.

Конституция РФ 1993 г. осуществила переход от тоталитарного режима к демократическому, установив современные основы российского общества и государства. Соответственно, с ее принятием в России образовалась ситуация, при которой общество начало трансформироваться; изменениям подверглись и право, и, как следствие, правовая культура.

Однако какой же была правовая культура до вышеупомянутых событий? Отвечая на этот вопрос, нельзя не рассмотреть отношение к праву в прежних исторических периодах.

Исторически в России сложилось пренебрежительное отношение к праву, что и определило состояние правовой культуры в прежние периоды истории. В Российской империи власти не признавали важности и социальной ценности правовой материи как регулятора общественных отношений. Авторитарный режим с ним просто не считался, так же как и тоталитарный режим при советской власти. Столетиями насаждавшееся подобное правовое воспитание властей пустило глубокие корни в общественном сознании и отразилось в его правовой культуре. Правовой нигилизм властей принимал уродливые формы, такие, например, как крепостное право. Произвол и насилие не знали границ, ужасая своим цинизмом и жестокостью [2, с. 43]. В свою очередь, правовое сознание русской интеллигенции, в большинстве своем, не было охвачено идеями прав личности и правового государства, о формировании правовой культуры общества и правосознания каждого человека не было и речи [3, с. 238]. По мнению Б. А. Кистяковского, русская интеллигенция никогда не уважала право, никогда не видела в нём ценности; из всех культурных ценностей право находилось у неё в большом загоне [4].

Примечательно также то, каким было отношение народа к праву. В сборнике «Пословицы русского народа» В. И. Даля можно найти примеры такого отношения в ярких образах: «закон что дышло: куда повернешь, туда и вышло»; «что мне законы, были бы судьи знакомы»; «судья что плотник: что захочет, то и вырубит»; «тяжба — петля; суд — виселица». Даже из этого малого перечня пословиц видно, что и закон, и правосудие вызывали у народа недоверие и неуважение [5, с. 44].

Исходя из вышесказанного видно, какое существенное влияние оказывает опыт прошлых лет на современное состояние правовой культуры. Мы не имеем полной уверенности в том, что с принятием Конституции 1993 г. правовая культура общества стала кардинально изменяться, но можно предположить, что формирование нынешней правовой культуры происходит прямо сейчас на основе существующей сейчас Конституции и заложенных в ней принципов конституционализма, чего не было ни в дореволюционное, ни в советское время. Конечно, впервые Конституция в России была принята именно в советский период. Однако правовая культура, установленная в советских конституциях, отразила определенные достижения общецивилизационного уровня и в то же время продемонстрировала ограниченность, связанную с особенностями государственно-правового развития страны, поскольку права человека как демократические установления были ориентированы в них классово и идеологически и во многом реального значения приобрести не могли; в Конституциях СССР 1977 г. и РСФСР 1978 г. были попытки расширить перечень гражданских прав и свобод, однако это шло в противоречие с существовавшей тогда антидемократической машиной власти [6].

Однако на пути формирования новой правовой культуры и ее дальнейшего развития стоят некоторые проблемы, которые прямо или косвенно связаны с Конституцией. В сознании граждан Конституция является чем-то малоизвестным или вовсе неизвестным. Согласно опросу «Левада-Центра», проведенного 15–18 ноября 2013 г., на вопрос «Читали ли Вы когда-нибудь Конституцию и помните ли Вы, о чем в ней говорится?» 11 % опрошенных ответили, что довольно хорошо помнят Конституцию, в то время как 38 % ответили, что никогда ее не читали. Также был задан вопрос: «Как Вы считаете, соблюдают ли российские власти Конституцию страны?», на что лишь 6 % из числа опрошенных ответили «В полной мере», в то время как 27 % посчитали, что власти соблюдают Конституцию в основном, 47 % думают, что власти соблюдают Конституцию лишь отчасти, а 13 % вовсе высказались за то, что власти совершенно не соблюдают Конституцию [7]. Общественное мнение показывает, каково отношение народа к власти и Конституции. Отчасти такое плачевное положение дел связано с тяжелым грузом прошлого, отчасти — из-за проблем самой Конституции.

Во-первых, Конституция 1993 г. — это конституция переходного периода. Она стала результатом компромисса различных борющихся общественно-политических сил и осуществила переход от тоталитарного общества к демократическому [8, с. 8–9]. Сейчас, спустя двадцать лет, видно, что существуют причины для конституционного реформирования [9]. На наш взгляд, конституционная реформа — это необходимость, которая с каждым разом приобретает все большее значение.

Вторая проблема ныне действующей Конституции прямо связана с конституционной реформой — не полностью выработан механизм внесения изменений в Конституцию, в частности, не принят закон о Конституционном Собрании. С точки зрения формирования и развития новой правовой культуры, нынешней Конституции не хватает положений о гражданском обществе [10, с. 4]. Именно гражданское общество выступает той частью общества, которая обладает высоким уровнем правовой культуры, формирует ее и определяет тенденции ее развития, тем самым претворяя в жизнь конституционные принципы. Включение в Конституцию положений о гражданском обществе невозможно без совершенствования механизма внесения изменений в Конституцию.

В-третьих, проблемными остаются вопросы, связанные с идеологической функцией Конституции, в частности, не вполне ясно соотношение между идеологической функции государства, идеологической функции Конституции и политической идеологией. Можно ли считать Конституцию деидеологизированным документом? Нужна ли России государственная идеология? Если да, то не подменяется ли она политической идеологией? На наш взгляд, Конституция — это важнейший документ, определяющий основополагающие начала как общества, так и государства. Да, в Конституции установлено, что признается идеологическое многообразие, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной [11]. Однако нельзя не признать того, что именно в Конституции закреплены те идеи, в которых выражено видение желаемой социально-политической системы страны [12]. Без этих идей не было бы и самого идеологического плюрализма, поэтому Конституцию нельзя назвать деидеологизированным документом. Что же касается государственной идеологии, которую также именуют национальной идеей, то необходимо очень осторожно соотносить ее с политической идеологией. Какова расстановка политических сил, такова и государственная идеология. Так или иначе, государственная идеология никоим образом не должна идти вразрез с закрепленными конституционными идеями. На наш взгляд, подобного рода умозаключения и всеобщая неопределенность в отношении идеологии в России как таковой порождены несовершенством механизма реализации идеологической функции Конституции, а это напрямую влияет на правовую культуру. Идеи, закрепленные в Конституции, как показывают социологические опросы, малоизвестны или неизвестны нашим гражданам, а значит, эти идеи не воспринимаются ими. Заразительным должен быть пример западных стран, в которых Конституция — это документ, который объединяет общество, формирует его сознание, в том числе правосознание и правовую культуру. Именно идеологическая функция Конституции — двигатель развития правовой культуры, и ее нужно развивать. Без определенной государственной и общественной популяризации конституционных идей, а также своевременных и целесообразных изменений необходимого результата не достичь.

Таким образом, именно Конституция является тем фундаментом, который определяет формирование и развитие правовой культуры. Поэтому мы должны руководствоваться правилом: какова Конституция страны, такова и ее правовая культура.

 

Литература

 

1.                  Авакьян С. А. Конституция России: природа, эволюция, современность: 2-е изд. — М.: РЮИД, «Сашко», 2000.

2.                  Вишневский В. Г. Особенности правовой культуры в современной России // Пролог. — 2014, № 2 (6).

3.                  Геворкян Т. В. История формирования и развития правовой культуры населения // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. — 2014, № 3.

4.                  Кистяковский Б. А. В защиту права [Электронный ресурс] // Сборник «Вехи». URL: http://www.vehi.net/vehi/kistyak.html

5.                  См. Вишневский В. Г. Указ. соч.

6.                  Клейменова Е. В., Моралева К. А. Правовая культура и ее стандарты в конституциях Российской Федерации // Правоведение. — 2003 г., № 1.

7.                  Россияне о Конституции [Электронный ресурс] // Сайт АНО «Левада-Центр». URL: http://www.levada.ru/10–12–2013/rossiyane-o-konstitutsii

8.                  Гошуляк В. В. Конституция Российской Федерации — Конституция переходного общества // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. — 2014, № С49.

9.                  Авакьян С. А. Гарантированное народовластие // Независимая газета. 16.10.2012.

10.              Авакьян С. А. Нужна ли конституционная реформа в России? // Конституционное и муниципальное право. — 2012, № 9. — С. 4

11.              «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // «СЗ РФ», 04.08.2014, № 31, ст. 4398.

12.              См. Авакьян С. А. Конституция России: природа, эволюция, современность.

Основные термины (генерируются автоматически): Правовая культура, Конституция, Россия, идеологическая функция Конституции, конституционная реформа, государственная идеология, URL, гражданское общество, политическая идеология, Российская Федерация.


Ключевые слова

правовая культура, Конституция, Конституция РФ 1993 г., конституционализм, конституционная реформа, идеологическая функция Конституции.

Похожие статьи

Клерикализация современного российского государства...

В статье рассматриваются конституционно-правовые аспекты взаимодействия государства и церкви в Российской Федерации.

Согласно статье 14 Конституции Российская Федерация является светским государством, в котором никакая религия не может устанавливаться в...

Гражданское общество современной России | Статья в сборнике...

Россия на сегодняшнем этапе развития является правовым и демократическим государством, что подтверждает её главный закон, Конституция РФ: «Российская Федерация...

Эволюция политических прав и свобод | Статья в журнале...

Конституция Российской Федерации — М.: Юридическая литература, 1993. Конституционное право России, учебный курс 4-е издание, Том 1 с.206, 238, 250.

Функции Конституции в современный период: некоторые аспекты

Ст. 5 Конституции закрепляет признание идеологического и политического многообразия, то есть плюрализма. Не допускается создание в государственных органах организаций политических партий. Еще Конституция 1993 г. установила, что никакая идеология не может...

Конституционный строй — центральный институт российского...

По Российской Конституции гуманное общество — это такое общество, которое осознаёт свою ответственность за каждого человека.

Так, единство и разнообразие функций политической системы проявляется в том, что единая суверенная воля народа, как источник...

Российская правовая культура на современном этапе

Становление правовой культуры российского общества в современных условиях представляет собой достаточно пеструю картину.

Подмену законности политической либо идеологической целесообразностью.

Конституционно-правовые проблемы Федерального Собрания...

Конституцией РФ гарантируется многопартийность, идеологическое и политическое многообразие.

Для России проблема конституционно-правового утверждения политической многопартийности имеет особое значение.

Рубрика: Конституционное (государственное) право

Автор: Сатылганов Ержан Танкашович. Рубрика: Конституционное (государственное) право.

С началом вехи политических реформ 1989 г., вплоть до обретения республиками

Охрана труда как важнейший институт трудового права в Российской Федерации.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Клерикализация современного российского государства...

В статье рассматриваются конституционно-правовые аспекты взаимодействия государства и церкви в Российской Федерации.

Согласно статье 14 Конституции Российская Федерация является светским государством, в котором никакая религия не может устанавливаться в...

Гражданское общество современной России | Статья в сборнике...

Россия на сегодняшнем этапе развития является правовым и демократическим государством, что подтверждает её главный закон, Конституция РФ: «Российская Федерация...

Эволюция политических прав и свобод | Статья в журнале...

Конституция Российской Федерации — М.: Юридическая литература, 1993. Конституционное право России, учебный курс 4-е издание, Том 1 с.206, 238, 250.

Функции Конституции в современный период: некоторые аспекты

Ст. 5 Конституции закрепляет признание идеологического и политического многообразия, то есть плюрализма. Не допускается создание в государственных органах организаций политических партий. Еще Конституция 1993 г. установила, что никакая идеология не может...

Конституционный строй — центральный институт российского...

По Российской Конституции гуманное общество — это такое общество, которое осознаёт свою ответственность за каждого человека.

Так, единство и разнообразие функций политической системы проявляется в том, что единая суверенная воля народа, как источник...

Российская правовая культура на современном этапе

Становление правовой культуры российского общества в современных условиях представляет собой достаточно пеструю картину.

Подмену законности политической либо идеологической целесообразностью.

Конституционно-правовые проблемы Федерального Собрания...

Конституцией РФ гарантируется многопартийность, идеологическое и политическое многообразие.

Для России проблема конституционно-правового утверждения политической многопартийности имеет особое значение.

Рубрика: Конституционное (государственное) право

Автор: Сатылганов Ержан Танкашович. Рубрика: Конституционное (государственное) право.

С началом вехи политических реформ 1989 г., вплоть до обретения республиками

Охрана труда как важнейший институт трудового права в Российской Федерации.

Задать вопрос