Использование фитнесс-программы для организации самостоятельных занятий студенток | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №6 (86) март-2 2015 г.

Дата публикации: 10.03.2015

Статья просмотрена: 83 раза

Библиографическое описание:

Бабичева И. В. Использование фитнесс-программы для организации самостоятельных занятий студенток // Молодой ученый. — 2015. — №6. — С. 729-732. — URL https://moluch.ru/archive/86/16116/ (дата обращения: 18.12.2018).

Статья посвящена разработке и внедрению фитнесс-программы для самостоятельных занятий, с целью повышения физической активности студенток.

Ключевые слова:самостоятельные занятия, физическая активность, сохранение здоровья, фитнесс-программа.

 

Исследования многих авторов свидетельствуют о закономерной тенденции к снижению состояния здоровья девушек. Такое положение обусловлено ухудшением экологической обстановки, неправильным образом жизни, низким уровнем санитарно-гигиенической культуры, а также недостаточной двигательной активностью. Невысокий уровень здоровья и неудовлетворительная двигательная активность — явление повсеместное и потому привлекает внимание и усилия специалистов физической культуры, педагогов, медиков и психологов, стремящихся решить проблему дефицита двигательной активности молодежи и найти надежные методы формирования здорового образа жизни [1, 3].

Здоровье и учеба студенток взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем крепче здоровье студентки, тем продуктивнее обучение, иначе конечная цель обучения утрачивает подлинный смысл и ценность. Чтобы студентки успешно адаптировались к условиям обучения в вузе, сохранили и укрепили здоровье за время обучения, необходимы здоровый образ жизни и регулярная оптимальная двигательная активность [4].

В настоящее время наблюдается значительное несоответствие между умственной и физической нагрузкой студентов. По мнению многих ученых, оптимальный двигательный режим для людей в возрасте от 14 до 25 лет должен составлять 8–10 часов в неделю. Но на предмет «Физическая культура», согласно учебному плану, предусматривается всего 2 академических часа в неделю, что составляет при любой организации учебных занятий лишь 16–20 % оптимального суточного объема движений. Поэтому важно находить дополнительные резервы увеличения двигательного режима студенток. Это означает, что наряду с занятиями, проводимыми по учебной программе, необходима разработка и совершенствование организационных форм оздоровительной физической культуры вне образовательного процесса. И наиболее доступные в этом плане формы занятий — это самостоятельные занятия различными видами физических упражнений и спорта. Ведь именно такие формы занятий призваны дополнительно решать задачу повышения физической активности [3].

Исследования авторов и наблюдения за студентками показали, что в настоящее время проблема самостоятельных занятий физическими упражнениями нуждается в тщательном изучении и разработке. Отсутствие программы самостоятельных занятий по формированию, укреплению и сохранению здоровья вызывает необходимость ее включения в учебный процесс кафедр физического воспитания и спорта не физкультурных вузов, а реализация данных вопросов в новых современных условиях приобретает особое значение при разрешении многих задач здорового образа и стиля жизни студенток [5, 6].

В целях развития и совершенствования оздоровительной культуры студенткам необходимо приобрести знания, умения и навыки для формирования устойчивой мотивации на здоровье, здоровый образ и спортивный стиль жизни. Учитывая высокую заболеваемость студентов, в современных социально-экономических условиях особое значение приобретает обучение их умениям и навыкам проведения самостоятельных занятий по улучшению здоровья доступными средствами физической культуры. Включение в учебную программу по физической культуре самостоятельных занятий физическими упражнениями позволит увеличить двигательную активность студенток, улучшить их физическое развитие, функциональное состояние организма, нормализовать обменные процессы, а также повысить эмоциональный и психический фон [2, 7].

Целью данного исследования является разработка и внедрение фитнесс-программы самостоятельных занятий для студенток, направленной на достижение следующих целей:

-          развитие у студенток устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом для формирования потребности в физическом самосовершенствовании;

-          осуществление оперативного контроля за динамикой физического развития, функционального состояния и двигательной подготовленности каждой студентки;

-          развитие привычки самостоятельно заниматься физическими упражнениями в режиме дня;

-          содействовать повышению уровня функциональных показателей, физического развития, двигательной подготовленности.

Методика внедрения фитнесс-программы среди студенток предусматривала реализацию трех основных направлений опытно-экспериментальной работы:

-          обучение самоконтролю за динамикой физического состояния и физической подготовленности;

-          овладение методикой самостоятельных занятий;

-          освоение оперативных способов самооценки эффективности этих занятий и их влияние на повышение уровня функциональных показателей, физического развития, двигательной подготовленности.

Предполагалось, что привлечение студенток к самостоятельным занятиям вне рамок учебной программы является повышением их образовательного уровня в вопросах оздоровительной физической культуры. Реализация этих потребностей обеспечит нормальный рост и жизнедеятельность организма студенток и будет способствовать привлечению их к систематическим занятиям физической культурой.

В начале учебного года было проведено исследование антропометрических данных, функционального состояния и физической подготовленности 65 студенток I курса Ташкентского университета информационных технологий. Анализ исследуемых показателей позволил определить исходный уровень физического развития, функционального состояния и двигательной подготовленности студенток на момент поступления в высшее образовательное учреждение. Данные проведенного обследования были занесены в индивидуальную карту каждой студентки, что позволило им самостоятельно изучить свои показатели, определить свой уровень подготовленности и сравнить его с показателями, соответствующим норме. Цифровые показатели несколько удивили испытуемых, для многих было неожиданным, что показатели функционального состояния существенно «ниже среднего». Результаты двигательных тестов также варьируются в пределах оценки «удовлетворительно». Это позволило обратить внимание девушек на существующую проблему и взглянуть на нее с другой стороны.

Для того, чтобы пробудить заинтересованность в формировании здорового образа жизни, повысить личную заинтересованность в укреплении своего здоровья студенткам в течении первого месяца обучения проводился ряд педагогических воздействий, таких как использование рекомендаций общеоздоровительного характера, информирование студенток о значении физических упражнений для укрепления здоровья, важность правильного планирования режима дня, соблюдение рационального питания, личной гигиены, осознание регулярных физкультурных занятий на свежем воздухе и закаливания.

На следующем этапе была предложена фитнесс-программа для самостоятельных занятий в свободное время по индивидуальному плану, разработанному для каждой студентки. Студентки могли сами выбрать форму занятий, в соответствии с рядом объективных (место жительства, наличие соответствующей спортивной базы (оборудования, инвентаря) и субъективных причин (индивидуальную склонность (тип нервной системы), наличие предварительной подготовки, состояние здоровья).

Отбор студенток проходил по желанию. Из 65 испытуемых студенток в эксперименте согласились участвовать 27 студенток. Студенткам предлагалась индивидуальная карта занятий, с помощью которой они могли самостоятельно выполнять задания, вести самоконтроль физического состояния в течении одного месяца. В конце каждой недели преподаватель изучал карту, отмечал выполнение задания, анализировал показатели. На следующий месяц студенткам выдавалась новая карта. Непременным условием были обязательность в выполнении заданий, проведение самоконтроля и честность в заполнении индивидуальных карт. Девушкам был дан необходимый объем знаний и методических умений для самостоятельных занятий физическими упражнениями, проведен инструктаж по проведению самоконтроля.

Разработанная фитнесс-программа предполагала соблюдение режима дня, личной гигиены, рациональное питание, ежедневную ходьбу пешком не менее 20 минут и занятия физическими упражнениями 3 раза в неделю с перерывом в 1 день между занятиями. При составлении программы учитывалось сочетание различных по направленности упражнений в одном комплексе с оптимальным нормированием нагрузок по объему и интенсивности, использование различных по построению вариантов занятий и соответствие применяемых средств и методов особенностям женского организма. Каждое занятие включало кардио-нагрузку (медленный бег, аэробика, танцевальная разминка, прыжки со скакалкой), силовые упражнения для основных групп мышц (упражнения для мышц брюшного пресса, мышц спины, задней, передней, внешней и внутренней поверхности бедра, верхнего плечевого пояса), упражнения на равновесие и стретчинг.

Кардио-нагрузка выбиралась индивидуально и контролировалась показателями ЧСС и временем выполнения. Для рациональной нагрузки рассчитывали целевой пульс. Целевая зона и время выполнения упражнения в целевой зоне подбирались индивидуально в зависимости от физического развития, физической подготовленности и функционального состояния каждой студентки.

Силовую нагрузку контролировали количеством повторений и временем отдыха. Количество повторений для каждой студентки определялось с помощью теста на максимальное число повторений по каждому упражнению. Тест проводился каждые два месяца. В зависимости от результатов максимального теста рассчитывалась тренировочная нагрузка на последующие занятия. Контроль за ЧСС проводился и во время силовых упражнений (повышение не более 85 % от ЧСС max) и в период отдыха (пульс должен снизиться до 100–120 ударов в минуту).

На протяжении всего эксперимента студентки получали консультации по возникающим вопросам в ходе занятий оздоровительным фитнессом. В индивидуальных беседах преподаватель физической культуры давал рекомендации, анализировал результаты самоконтроля, отвечал на возникшие вопросы. В течение всего периода самостоятельных занятиях студенты заполняли индивидуальные карты, где фиксировались результаты самоконтроля. Опираясь на записи в индивидуальных картах, совместно с преподавателем, периодически анализировалось эффективность нагрузки самостоятельных занятий. К концу эксперимента, студентки уже сами вносили коррективы в свою фитнес-программу.

Эксперимент проводился в течении одного семестра с сентября по февраль. Анализируя индивидуальные карты, были отмечено, что из 27 студенток, участвующих в исследовании 4 девушки прекратили самостоятельные занятия и отказались от участия уже на второй неделе занятий, 9 девушек выполняли задания не в полном объеме, и 14 девушек выполнили все требования программы. По завершении эксперимента было проведено повторное исследование антропометрических данных, функционального состояния и физической подготовленности 23 студенток. По полученным результатам выявили, что за время эксперимента достоверных изменений в показателях физического развития не произошло. Изменения в двигательных тестах произошли у всех участниц эксперимента. Достоверное увеличение (Р<0,01–0,05) исходных результатов отмечено в сгибании-разгибании рук в упоре на гимнастической скамейке — на 8,4 (Р<0,05), в поднимании туловища в сед из положения лёжа на спине — на 9,3 (Р<0,05), в подтягивании на низкой перекладине — на 4,5 (Р<0,05), в беге на 500 м — 4,3(Р<0,01). Показатели функциональной подготовленности достоверно улучшились в пробе Руфье.

В целом полученные результаты свидетельствуют, что в ходе нашего исследования студентки получили достаточный объем информации о важности двигательной активности в укреплении здоровья; приобрели практические умения и навыки в организации самостоятельных занятий физическими упражнениями; научились использовать физические упражнения с учётом особенностей телосложения и физической подготовленности; приобрели навыки самоконтроля.

 

Литература:

 

1.         Апанасенко Г. Л. Медицинская валеология. / Г. Л. Апанасенко, Л. А. Попова — Рост. На Дон. Феникс. — 2000. — 248 с.

2.         Иващенко Л. Я. Программирование занятий оздоровительным фитнесом / Л. Я. Иващенко, А.Л., Благий, Ю. А. Усачев. — К.: Наук. Свет. –2008. — 198с.

3.         В. И. Ильинич «Физическая культура студента» Изд. «Гардарики», Москва,-2000г. С.-72–74.

4.         Менхин Ю. В. Оздоровительная гимнастика. Теория и методика / Ю. В. Менхин, А. В. Менхин. — Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 384 с.

5.         Максименко, А. М. Теория и методика физической культуры: учебник для вузовфизической культуры / А. М. Максименко. — 2-е изд,. — М.: Физическая культура, 2009. — 496 с.

6.         Селуянов В. Н. Технология оздоровительной физической культуры. — М.: Спорт Академ Пресс, 2001. — 172 с.

7.         Хоули, Э. Т. Оздоровительный фитнесс / Э. Т. Хоули, Б. Д. Френке. — Киев: Олимпийская литература, 2000. — 384 с.

Основные термины (генерируются автоматически): занятие, студентка, физическое развитие, функциональное состояние, физическая культура, упражнение, физическая подготовленность, показатель, учебная программа, двигательная подготовленность.


Похожие статьи

Особенности взаимосвязи данных физического развития...

Статья посвящена выявлению взаимосвязи между показателями физического развития, двигательной подготовленности, функционального состояния девушек для определения и научного обоснования направления коррекции образовательного процесса по физическому...

Формирование физической культуры студентов

физическая культура, студент, занятие, здоровый образ жизни, упражнение, учебная программа, настольный теннис, физическая нагрузка, физическая подготовленность, атлетическая гимнастика.

Влияние занятий спортивными играми на показатели...

В статье автор исследует различия в уровне физической подготовленности студентов вуза, занимающихся и не занимающихся спортом. Обосновывается влияние занятий спортом на физическое развитие и подготовленность студентов.

Формирование общей выносливости у студентов на занятиях...

Важный показатель физической подготовки, напрямую связанный с состоянием дыхательной и кровеносной системы — общая выносливость. Исследованию развития общей выносливости посвящено немало научных работ в сфере физической культуры...

Нормативы по физической подготовленности студентов вузов

Физическая культура: Общесоюзная базисная учебная программа для высших учебных заведений.

Влияние занятий физической культурой на уровень физической подготовленности студенческой молодежи.

Использование фитнес-программ в практике физического...

Особенности взаимосвязи данных физического развития, двигательной подготовленности, функционального состояния студенток. Технология фитнес-системы «Тайбо» в программе физического воспитания студентов высшего учебного заведения.

Характеристика методики занятия по физической культурой со...

Физическое воспитание в режиме учебной работы студентов регламентируется учебными планами и программами, которые разрабатываются и утверждаются Министерством образования РФ.

Особенности занятий физической культурой со студентами...

Влияние занятий физической культурой на уровень физической подготовленности студенческой молодежи. Аксиологические особенности занятий физической культурой и спортом в современном обществе.

Исследование объективных показателей физического здоровья...

Ключевые слова: здоровье, физическое развитие, двигательная подготовленность, физическое состояние. Общеизвестно, что здоровье женщин во многом определяет здоровье нации и будущих поколений.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Особенности взаимосвязи данных физического развития...

Статья посвящена выявлению взаимосвязи между показателями физического развития, двигательной подготовленности, функционального состояния девушек для определения и научного обоснования направления коррекции образовательного процесса по физическому...

Формирование физической культуры студентов

физическая культура, студент, занятие, здоровый образ жизни, упражнение, учебная программа, настольный теннис, физическая нагрузка, физическая подготовленность, атлетическая гимнастика.

Влияние занятий спортивными играми на показатели...

В статье автор исследует различия в уровне физической подготовленности студентов вуза, занимающихся и не занимающихся спортом. Обосновывается влияние занятий спортом на физическое развитие и подготовленность студентов.

Формирование общей выносливости у студентов на занятиях...

Важный показатель физической подготовки, напрямую связанный с состоянием дыхательной и кровеносной системы — общая выносливость. Исследованию развития общей выносливости посвящено немало научных работ в сфере физической культуры...

Нормативы по физической подготовленности студентов вузов

Физическая культура: Общесоюзная базисная учебная программа для высших учебных заведений.

Влияние занятий физической культурой на уровень физической подготовленности студенческой молодежи.

Использование фитнес-программ в практике физического...

Особенности взаимосвязи данных физического развития, двигательной подготовленности, функционального состояния студенток. Технология фитнес-системы «Тайбо» в программе физического воспитания студентов высшего учебного заведения.

Характеристика методики занятия по физической культурой со...

Физическое воспитание в режиме учебной работы студентов регламентируется учебными планами и программами, которые разрабатываются и утверждаются Министерством образования РФ.

Особенности занятий физической культурой со студентами...

Влияние занятий физической культурой на уровень физической подготовленности студенческой молодежи. Аксиологические особенности занятий физической культурой и спортом в современном обществе.

Исследование объективных показателей физического здоровья...

Ключевые слова: здоровье, физическое развитие, двигательная подготовленность, физическое состояние. Общеизвестно, что здоровье женщин во многом определяет здоровье нации и будущих поколений.

Задать вопрос