Восприятие политического будущего в постсовременном обществе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №5 (85) март-1 2015 г.

Дата публикации: 01.03.2015

Статья просмотрена: 50 раз

Библиографическое описание:

Алифанова, Ф. С. Восприятие политического будущего в постсовременном обществе / Ф. С. Алифанова, А. Э. Сенцов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 5 (85). — С. 400-403. — URL: https://moluch.ru/archive/85/16041/ (дата обращения: 20.04.2024).

Ключевые слова: политическое будущее, модель будущего, темпоральность, постсовременность, социальная структура.

 

Восприятие будущего в постсовременном обществе во многом отличается от утопического видения будущего. Однако последнее, тем не менее, не изживается полностью.

Тот же успех научно-технической революции активизирует либеральную утопию, когда настоящее рассматривается как удел неудачников, а будущее уже сегодня открывающимся для избранных 2–3 процентовв, меняющих облик мира. К такого рода работам можно отнести практопию А. Тоффлера [7]. Собственно работы данного рода находятся в пределах прогрессистского мышления современности, а, следовательно, продолжают более раннюю традицию: «Утопия заменяет Бога будущим. Она отождествляет будущее с моралью, а единственная цель, которую она признает, должна служить этому будущему» [1, c. 280]. Нас в произведениях Тоффлера в большей степени интересует политическая составляющая, когда автор замечает различия между ожидаемым в будущем «головокружительным утверждением народной демократии» [7, c. 392] и политическими реалиями современности. Сегодня, отмечает Тоффлер, «временной горизонт политика обычно простирается не дальше следующих выборов»» [7, c. 397], ему недостает времени, ресурсов на серьезные размышления о долговременных перспективах. С конкретным потребителем программ — гражданином в лучшем случае советуются по специфическим проблемам, «но никогда — об общих очертаниях предпочитаемого будущего»» [7, c. 397]. Подобная ситуация вредит, по мнению Тоффлера, и системе политического представительства, и гражданину: «Отрезанный от будущего, он становится политическим евнухом»» [7, c. 397].

Отсюда мы можем сделать «вывод о том, что потребность в модели политического будущего в обществе существует, но для того, чтобы было можно рассчитывать на демократический эффект, надо чтобы программы партий из документов «для внутреннего потребления» превратились в интерактивный инструмент для связи политических партий с народом по поводу будущего» [5, c. 234]. Конечно, модели коммуникации по главным партийным документам будут отличаться от всенародного обсуждения программы построения коммунизма в СССР.

Наряду с подробной «анатомией» будущего в общих трудах философов и социологов большое внимание ему уделялось социологией социального времени. В нашем случае важна точка зрения, основывающаяся на выводах Элиота Жака, который рассматривал время не как самостоятельную субстанцию, но как понятие, которое конструируется на основе восприятия последовательных событий. В данном случае мы, по мнению этого социолога, имеем дело с двумя измерениями: первое — это время целеполагания, второе — это время последовательности событий, их стандартизация с помощью часов, календарей и т. п». [6, c. 7]. «Направление времени — «это не больше и не меньше, как сплав опыта, предчувствия, потребности и восприятия, памяти в единое силовое поле, проявляющееся в действии по достижению намеченной, желаемой или внушаемой цели» [6, c. 8], — считает данный социолог. Все три состояния, по его мнению, являются понятиями сознания, «которые люди конструируют для выражения осознанного чувства бессознательного опыта колебаний между сосредоточенностью на своих целях, на текущих воспоминаниях и недавних желаниях». И что для нас особо важно: и телеология, и направление привязаны к оси цели человека как живого организма, следовательно, чувство будущего заложено в природе человека. Это, во-первых, а во-вторых, будущее как ментальный конструкт, таким образом, мы можем отнести к базовым концептам.

Закономерен вопрос, а все ли социальные субъекты ориентируются только на будущее? На этот счет существует мнение, что мотивы поведения определяют предпочтительную ориентацию на прошлое или на будущее [6, c. 10]. Жиль Проновост, характеризуя темпоральную составляющую современных социальных структур, отмечает наряду с меновой стоимостью времени (время — деньги) ценность планирования и программирования. Это уже полный разрыв с фатализмом, присущим средневековью и не до конца преодоленным философами нового и даже новейшего времени. «Понятие прогресса и проекты будущего — главные в этом аспекте социального времени. Будущее, а не прошлое определяет временной горизонт современных обществ» [6, c. 28]. При этом четко на будущее «ориентированы хорошо образованные специалисты средних лет (30–59), занимающие престижные должности, политически, социально и культурно активные» [6, c. 30]. Не будет преувеличением, что этот социальный слой менее всего живет ожиданиями санкций со стороны государства. Активная жизненная позиция этих людей позволяет надеяться на участие в конструировании будущего.

Собственно конструктивистский подход к социальной реальности предполагает, что эта реальность достраивается в сознании человека проектами. И это также естественно, как и наличие опытного «багажа», который человек берет в будущее в качестве его «строительных камней». Следовательно, будущее можно определить как проективную достройку наличной реальности. «Нам не суждено, не дано выбирать мир, или обстоятельства, в которых мы живем, — писал Ортега-и-Гассет, — Наоборот, без какого-либо согласия с нашей стороны мы раз и навсегда ввергнуты в определенное окружение, в мир, который присутствует здесь и сейчас» [2, c. 187–188]. И что важнее: «Я — это драма, это борьба за то, чтобы стать тем, кем я должен стать. И это стремление, и эта программа, которые составляют наше «Я», прорываются в мир, запечатлевая в нем себя, оставляя на нем свой особый оттиск, а сам мир в свою очередь отвечает на мое воздействие, воспринимая или, наоборот, отвергая его, то есть, потворствуя такому стремлению в одном и затрудняя его — в другом» [2, c. 188].

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что личностное измерение темпоральности детерминировано не только чувством социального времени, но и шире самой культурой, являясь, в свою очередь, элементом этой культуры. В нашем случае речь может идти как о культуре политической, так и ее более широком понимании. Авторы работы «Пространство и время социальных изменений» особое внимание уделили именно культурному аспекту понятия времени. Первобытная культура с ее замедленными процессами могла сформировать восприятие будущего на бытовом уровне, с психологической точки зрение оно несло угрозу и его восприятие/преодоление неслучайно мифологизировалось. Пророческим даром обладали сверхъестественные существа.

В дальнейшем, замечается в работе, «можно сказать, что эволюция понятия времени в культурном развитии античности получила своим основанием идею вечного становления: уже у Гераклита будущее, приближаясь, становится настоящим, становление настоящего есть его удаление в прошлое» [4]. То есть будущее подобно волне накатывает на человека и, превращаясь в прошлое, оставляет его позади себя. Волноподобное восприятие времени античным человеком подчеркивалось рядом исследователей этого периода. Тем не менее, «античное сознание формирует прогностическую культуру устремления человека к осуществлению проектов и проникновения в мир будущего» [4].

По работам других авторов уже отмечался провиденциализм средневековья и «очарованность» прогрессом нового и новейшего времени, поэтому важнее отметить то, что динамизм нашего времени ставит под сомнение опыт прошлых поколений, который «не может полностью отвечать задачам настоящего и будущего» [4].

В целом, для нашей темы более важен интегрирующий вывод авторов о том, что «временная и пространственная регуляция социальных практик образует систему семиотических структур в различных сферах культуры» [4].

«Время предстает перед нами как единство прошлого, настоящего и будущего — тернарная структура. Данная структура является социально нормативной в логическом и языковом отношении, и мы обнаруживаем соответствующие средства выражения в языке. В этом смысле будущее также реально, как прошлое или настоящее…» [4]. С лингвистической точки зрения, отмечают авторы, время реализуется двумя путями — динамическим (прошлое переходит в настоящее, а затем в будущее) и статическим (равностатусные события относятся сначала к будущему, затем к настоящему, и, наконец, к прошлому). При всем этом единственным реальным временем для говорящего является «настоящий момент речи». Сами «конструктивные возможности языка дают возможности для развития мышления и социальной практики, язык приобретает достаточно мощную конструкцию для развития темпоральной структуры. Речевой дискурс начинает больше влиять на социальный порядок, определяя возможности его расширения в пространстве и времени» [4]. И хотя языковые формы будущего времени являются достаточно поздним образованием (авторы связывают с влиянием будущего на глобальное развитие общества и относят их к XIX веку), модус будущего времени сегодня играет ключевую роль в общении людей и в целом в «формировании динамичного и развивающегося общества» [4]. Языковая власть человека над будущим временем может быть отнесена нами к концептуальным революциям.

Переходя к взаимосвязи будущего и политического языка, мы не можем пройти мимо типологии П. Ласлета, «выделяющего четыре типа изменений в зависимости от их темпов: 1) быстрые, в т. ч. политические перемены, смена мод, взглядов; 2) средние — экономические, коммуникационные, технические, демографические, институциональные и пр.; 3) медленные — конституционные, в религиозных и нерелигиозных убеждениях; 4) очень медленные — нормативные, в производственных отношениях, в социальной структуре» [6, c. 41]. Уже беглый взгляд позволяет сделать вывод о том, что будущее — отдаленное — относится к категории медленных и очень медленных изменений, тогда как политические преобразования (выборы, революции) относятся к быстрым. И это не может не создавать напряжения в концептосфере, о чем, собственно, и писал Тоффлер, отмечая несовпадение политических циклов, а в линейной традиции — целей, и понимания значения будущего.

Следует отметить, что «само политическое будущее становится предметом исследований прогностического и сценарного типов» [5, c. 235]. Так, в середине 2000-х годов в российских регионах было проведено сетевое исследование «Будущее России: взгляд из центра и регионов». Обобщающее исследование было предпринято столичными политологами, которые отметили «особую важность представлений о будущей власти, при этом делая акцент на том, что эти представления носят «абстрактный характер и граждане с трудом могут вырваться за рамки стереотипов и речевых штампов» [3, c. 393]. Т. Н. Пищева резюмирует, что «проективные рисунки в большей степени вскрывают малорациональные мотивы и стремления, надежды и верования, можно констатировать, что разрыв между видением личного будущего и будущего страны происходит в массовом сознании на всех уровнях и имеет глубокий характер» [3, c. 399].

Таким образом, политическое будущее представляет собой одну из важнейших тем для каждой отдельной личности и общества в целом.

 

Литература:

 

1.       Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство / А. Камю. — М.: Политиздат, 1990. — 415 с.

2.       Ортега-и-Гассет Х. Размышления о технике // Избранные труды / Х. Ортега-и-Гассет. — М., 1997. — С. 187–188.

3.       Пищева Т. Н. «Образы будущего» в массовом сознании накануне выборов 2007– 2008 годов // Политическая психология: хрестоматия / сост. е. Б. Шестопал. — 3- е изд., испр. и доп. — М., 2011. — С. 392 –412.

4.       Пространство и время социальных изменений [Электронный ресурс] / В. Н. Ярская [и др.] // ЭСМ: Экономика. Социология. Менеджмент: федер. образовательный портал. М., 2012. URL: http://ecsocman.hse.ru/text/19196158/ (дата обращения: 15.12.2014).

5.       Сенцов А. Э. Сопоставительный анализ выражения концепта «обладание» во французской, английской и русской лингвокультурах // Молодой ученый. — 2011. — № 2. Т.1. — С. 233–235.

6.       Современные социологические теории социального времени: науч. — аналит. обзор. — М.: Изд– во ИНИОН РАН, 1993. — 46 с.

7.       Тоффлер А. Футурошок / А. Тоффлер. — СПб.: Лань, 1997. — 464 с.

Основные термины (генерируются автоматически): будущее, время, социальное время, восприятие будущего, настоящее, прошлое, социальная структура, том, уж.


Похожие статьи

Свойства и функции исторического времени в художественном...

2) время персонажей (индивидуальное, частное, личное время), в состав которого входит: субъективное восприятие времени героем

В числе таких общезначимых свойств времени называют:  направленность времени из прошлого — в настоящее — в будущее.

Массовая коммуникация и ее роль в конструировании прошлого...

Коммуникация, при которой отправитель/получатель сообщения находится в будущем/прошлом не доступна нашему восприятию.

Все эти символические системы претендуют на то, чтобы описать наше прошлое, настоящее и будущее.

Настоящее, прошлое, будущее в практике послевузовского...

В статье представлен анализ времени как педагогической категории, а также обсуждаются проблемы внедрения и учета фактора времени, обуславливающих развитие личности в рамках послевузовского образования.

Особенности временных ориентаций | Статья в журнале...

время, временная перспектива, ZTPI, язык, культура, восприятие времени, модель, настоящее, будущее, Япония.

Особенности временной перспективы личности подростков из...

Таблица 1. Выраженность показателей восприятия психологического времени (прошлого, настоящего, будущего) подростками из полных инеполных семей.

Особенности философского осмысления будущего

Будущее характеризуется тем (и это отличает его от прошлого), что оставляет

А контролируя будущее, можно наилучшим образом сохранять контроль над настоящим.

Основные термины (генерируются автоматически): будущее, современный мир, предсказание будущего, том, уж.

Особенности политического освоения будущего в советский...

Исследовавший в своей диссертации значение этого документа в жизни советского общества А. А. Фокин, ссылаясь на концепцию историка М. А. Барга, отмечал, что советский дискурс совмещал «в едином социальном конструкте» прошлое, настоящее и будущее.

Коммеморация как возможность истории. Анализируя Пьера Нора

То есть он переворачивает классическую модель, предполагающую, движение от прошлого через настоящее к будущему.

Что приводит к весьма важному процессу, а именно — краху традиционного восприятия времени и автономизации настоящего, как самой важной...

Теоретические подходы к изучению структуры временной...

Ключевые слова: временная перспектива, личность, структура, прошлое, настоящее, будущее.

Для того, чтобы рассмотреть различные взгляды на структуру временной перспективы, необходимо руководствовать имеющимися подходами.

Похожие статьи

Свойства и функции исторического времени в художественном...

2) время персонажей (индивидуальное, частное, личное время), в состав которого входит: субъективное восприятие времени героем

В числе таких общезначимых свойств времени называют:  направленность времени из прошлого — в настоящее — в будущее.

Массовая коммуникация и ее роль в конструировании прошлого...

Коммуникация, при которой отправитель/получатель сообщения находится в будущем/прошлом не доступна нашему восприятию.

Все эти символические системы претендуют на то, чтобы описать наше прошлое, настоящее и будущее.

Настоящее, прошлое, будущее в практике послевузовского...

В статье представлен анализ времени как педагогической категории, а также обсуждаются проблемы внедрения и учета фактора времени, обуславливающих развитие личности в рамках послевузовского образования.

Особенности временных ориентаций | Статья в журнале...

время, временная перспектива, ZTPI, язык, культура, восприятие времени, модель, настоящее, будущее, Япония.

Особенности временной перспективы личности подростков из...

Таблица 1. Выраженность показателей восприятия психологического времени (прошлого, настоящего, будущего) подростками из полных инеполных семей.

Особенности философского осмысления будущего

Будущее характеризуется тем (и это отличает его от прошлого), что оставляет

А контролируя будущее, можно наилучшим образом сохранять контроль над настоящим.

Основные термины (генерируются автоматически): будущее, современный мир, предсказание будущего, том, уж.

Особенности политического освоения будущего в советский...

Исследовавший в своей диссертации значение этого документа в жизни советского общества А. А. Фокин, ссылаясь на концепцию историка М. А. Барга, отмечал, что советский дискурс совмещал «в едином социальном конструкте» прошлое, настоящее и будущее.

Коммеморация как возможность истории. Анализируя Пьера Нора

То есть он переворачивает классическую модель, предполагающую, движение от прошлого через настоящее к будущему.

Что приводит к весьма важному процессу, а именно — краху традиционного восприятия времени и автономизации настоящего, как самой важной...

Теоретические подходы к изучению структуры временной...

Ключевые слова: временная перспектива, личность, структура, прошлое, настоящее, будущее.

Для того, чтобы рассмотреть различные взгляды на структуру временной перспективы, необходимо руководствовать имеющимися подходами.

Задать вопрос