Образовательный и воспитательный потенциал программ Animal Planet | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №5 (85) март-1 2015 г.

Дата публикации: 03.03.2015

Статья просмотрена: 275 раз

Библиографическое описание:

Вдовина, М. В. Образовательный и воспитательный потенциал программ Animal Planet / М. В. Вдовина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 5 (85). — С. 603-605. — URL: https://moluch.ru/archive/85/15955/ (дата обращения: 25.04.2024).

Человек взаимодействует с человеком — в этом суть процесса образования, в котором рождается гуманитарная энергия, включающей в себя информацию, коммуникацию, речь, изобразительность, нравственность и т. д. «Речь сейчас идет о том, что гуманитарная энергия нуждается в обновлении, в подпитке, в очищении своих источников, а это, в свою очередь, ведет к обновлению гуманитарных технологий, которыми должен быть вооружен любой участник воспитательного и образовательного процесса. Человек (основа гумнитаристики) не просто поглощает поступающую энергию, но и продуцирует ее на дальнейшее развитие, что позволяет говорить об обновлении образовательного пространства» [6, с.18]. Современные программы «Animal planet» дают примеры гуманитарных технологий, обладающих большим образовательным и воспитательным потенциалом.

Дело в том, что человек неразрывно связан с природой. Очевидно, что ещё с древних времён составляющим элементом культуры выступала именно природа. Различные животные олицетворяли те или иные качества человека, например, такие, как гордость, сила, бесстрашие и другие. Так древние люди подчёркивали свою связь с миром животных и растений.

Различные учёные Древнего и Нового мира изучали мир природы, поведение животных. На сегодняшний день накопилось более чем достаточно подробных знаний о мире природы, написано много книг и снято множество фильмов. Теперь мир природы плотно вошёл в информационное пространство человека и стал элементом не только литературной, но и телевизионной культуры. В статье речь пойдёт о том, как научные и познавательные программы влияют на современного зрителя.

Популярные научные программы про мир природы начали появляться на телевизионных экранах в больших объёмах в начале 2000-х годов. Это связанно с тем, что зрители этого времени были более ориентированы на развлекательную тематику, нежели на научную. Многие фильмы делались в развлекательном формате (например «Собаки-полицейские», «Дикие и опасные», «SOSдикой природе и др). Программы канала «Animal Planet» построены таким образом, что ученые-натуралисты, которые рассказывают о мире природы, ведут себя не столько как ведущие обычной телевизионной программы, сколько как сторонние наблюдатели. Они становиться частью общей панорамы программы.

На «Animal Planet» с помощью голоса природы выражены различные группы, что иногда может быть непонятно простому обывателю по ту сторону экрана. Поэтому недостаточность выражения компенсируется с помощью фрагментов жизни человека, что служит неким «переводом» «языка природы» на язык человеческой социализации, человеческих отношений, правил и законов. Ярким примером является сериал «Поместье сурикатов», который рассказывал о жизни клана сурикаитов, обитающих в пустыне. Его специфика в том, что это не просто научный сериал, где показана жизнь животных, а целый почти художественный сериал, в котором уже сняты несколько сезонов из жизни одной семьи животных. Во-первых, «героям» даны человеческие имена. Во-вторых, продемонстрирована иерархия, процесс рождения, взросления, старения животных, их социализиции и конфликные ситуации. В-третьих, в сериале показаны как драматические, так и комические моменты, поддерживающие постоянную сюжетную интригу, которая заставляет зрителя ждать новую серию, чтобы получить ответ на поставленный в предыдущей серии вопрос. В-четвертых, представлены взаимоотношения в клане, например, как мать заботиться о потомстве, как старшие «дети» принимают участие в воспитании младших, заботятся о них, пока родители добывают пропитание и т. д. [3, с. 158–169]

Сурикаты и сама их жизнь — не просто научное исследование, а исследование культурологическое, некая универсальная метафора современной человеческой жизни. В современной культуре типичные образы и метафоры все чаще заменяются универсальными. «Универсальные метафоры, которые «рождает» культура и литература/, то есть метафоры на все случаи жизни… позволяют, во-первых вычленить интересующий …фрагмент реальности; во-вторых, расставить акценты, позволяющие определить ценностные ориентиры читателя; в-третьих, создать определенное художественное впечатление» [2, с. 83].

Конфликты, неудачи, «социализация» — всё это показано на примере животных. Миру природы порой не чужды человеческие законы, так же как и человеку не чужды законы природы. Сериал представляет и группы внутри клана (семьи), в которые объединяются зверьки — «социальные буржуа», «демократы» «либералы», «независимые» и т. д. Одни кланы ассоциируются с жителями больших городов, которые имеют свои особенное проблемы, заботы и которые нуждаются в определенной помощи. Другие же, наоборот, показаны свободными обитателями сельских равнин (например, иной ореол обитания), которым присущи свои потребности.

Природа часто интерпретируется с позиции рационализма западного человека, который относится ко всему новому с некоторым недоверием. Невольно, это недоверие и критическая оценка переноситься на животный мир других стран и фаун. Животный мир открывает и проблемы коммуникации, свойственные современному человеку. «Коммуникация трактуется как система ограничений для личности. Человек вынужден подчиняться диктату коммуникативных систем. Возникает феномен «коллективного одиночества» [4].

Образовательный и воспитательный потенциал программ «Animal Planet» заключается в том, что человек не должен забывать о том, что он является частью этого мира. «В этой связи возникает весьма важная проблема исследования тех утрат, которые сопровождали процесс развития человека за последние пять-шесть десятилетий, чтобы понять характер и логику обратимости этих процессов. Уже не войны, а вполне мирные онтологические практики, такие как воспитание и образование, становятся источниками разрушительных тенденций, ведущих к деструктивным изменениям человека» [7,с. 54]. Формирование людей утратило гуманитарную компоненту, что, отчасти, компенсируется передачами о животных такого формата. Поэтому, просматривая данные программы, нужно отбросить гордость от того, что взрослый является высшим существом и занять позицию ученика, то есть встать на путь диалога [5].

Натуралисты «Animal Planet» нередко снимают фильмы, используя сложные технологии, которые применяют для съемок сцен, где животные добывают пищу или строят норы и т. д. Например, одной из программ было наглядно продемонстрирован механизм передвижения обезьян по деревьям, чтобы зрители могли увидеть, что обезьяны — это уникальные животные, имеющие особый образ жизни и среду обитания. Возможности наблюдателей многократно увеличены с помощью современных средств медиа и телевизионных коммуникаций. Камера, компьютерная графика и текст ведущих стирают грань реальности, что позволяет зрителю ощутить себя не просто наблюдателем, но и непосредственным участником действия.

Программы «Аnimal Planet» дают зрителям новую информацию о том или ином животном, однако построение передачи отличается как и от научного, так и от развлекательного формата. Важная позиция этого канала — мысль о необходимости расширения знаний о мире природы. Знания синтезируются в форме, которая преобладала ещё в начале XVIII веке в Британии, когда многие аристократы позволяли себе заниматься коллекционированием различных экспонатов и их примитивному описанию. Именно тогда появилось научное направление «Естественная история», включающая в себя знания биологии, зоологии, геологии. Но уже в конце столетия данное направление исчезло, хотя и сохранила многие полезные знания о мире природы.

Сегодня в программах «AnimalPlanet» показана не только научная, но эмоциональная сторона жизни животных, которая призвана вызвать в зрителе не только научный интерес, но и интерес к другим глобальным проблемам, например проблеме жестокого обращения с животными. «Loveamimals» — это ещё один цикл программ, который посвящен защите животных. Различные сюжеты о спасении животных, наказание их владельцев за жестокое обращение, направлено на широкую публику. Во-первых, идёт активная пропаганда того, что жесткое обращение с животными — это одна из проблем современного социума. Вид измученных и истерзанных животных вызывает у зрителя целый спектр эмоций: от отвращения до жалости.

Если учитывать людей с повышенной эмоциональной возбудимостью, то их психологическое состояние после просмотра таких фильмов будет близко к депрессии, поскольку неосознанное чувство вины за поступки других людей будет мучать их. В итоге, после показа таких передач, в обществе строится новая модель отношения к братьям нашим меньшим, которое заключается в том, что животные имеют право на защиту.

Не стоит забывать о том, что среди зрителей, которые смотрят эти программы, присутствуют дети. Поэтому все передачи должны нести в себе не только познавательную, но и воспитательную функцию. На сегодняшний день многие педагоги и психологи отмечают тенденцию отрицательного влияния телевидения на школьников, поскольку большой объём информации, которые получают подростки с экранов телевизора, чаще всего бесполезна и не несёт никакой ценности. Чтобы информация воспринималась зрителями младшего возраста более легко, в программах канала транслируются не только документальные и художественные, но и мультикаплиционные фильмы. Обращение к жанровым разновидностям позволяют не только рассказывать различные истории, но и перенести новые художественный приёмы в просветительскую и образовательную программу современного воспитания. Их отличие от художественных фильмов состоит в том, что они построены в игровой форме. Примером таких фильмов может служить программа «Симпатичные котята и щенки», где рассказывается о различных породах кошек и собак. В каждой программе есть свой герой, о котором рассказаны различные истории, представлены его взаимоотношения с окружающим миром и окружающими людьми.

Интересно то, что программы о детёнышах животных можно сравнить с пособием по воспитанию детей. Такие фильмы рекомендуется просматривать всей семьёй и процессе просмотра рассказывать ребёнку о том, как животные родители воспитывают своих «детей», их взаимоотношения. Здесь делается упор на то, что ребёнок может в доступной для него форме посмотреть на отношения родителей к нему со стороны. Можно говорить о том, что просмотр таких фильмов и сами фильмы являются средствами первичной социализации ребёнка. Также ярким примером может служить фильм «Поместье сурикатов», о котором говорилось выше (показ семейных отношений через призму природы).

«Animal Planet» использует в своем арсенале культурологическое мультиплексирование, являющееся одновременно и метафорой и образовательной технологией, которая требует внутреннего усилия человека [1].

 

Литература:

 

1.                  Валеева Е. В. Культурологическое мультиплексирование как образовательный ресурс в преподавании гуманитарных дисциплин // Вопросы культурологии. 2014. № 11. С. 54–58

2.                  Валеева Е. В. Универсализация метафоры в современном социокультурном пространстве // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 1. С. 191 -193.

3.                  Зверева В. В. «Настоящая жизнь» в телевизоре: Исследования современной медиакультуры. — М.: РГГУ, 2012. — 224 с.

4.                  Фортунатов А. Н. Коммуникация и одиночество: опыт диалектического анализа // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского 2014. № 1–2. С. 464–467.

5.                  Фортунатов Н. М. Эстетика слова как научная проблема // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2010. № 4–2. С. 982–985.

6.                  Фортунатова В. А., Валеева Е. В. Гуманитарная энергия современного образовательного процесса // Вопросы культурологи 2013. № 11. С. 15–19

7.                  Фортунатова В. А., Валеева Е. В. Одномерный человек в многомерной гуманитаристике (проблемы и пути их решения в современном образовании) // Вопросы культурологии 2–14. № 8. — С. 53–57

Основные термины (генерируются автоматически): мир природы, животное, программа, том, зритель, фильм, гуманитарная энергия, жестокое обращение, животный мир, развлекательный формат.


Похожие статьи

Программа внеурочной деятельности «Мои домашние любимцы»

Факты жестокого обращения животными представляют собой циничное пренебрежение правилами общественной морали и

Актуальность данной программы заключается в том, что её содержание отражает основные принципы построения экологического образования детей.

Роль животных в жизни людей. Влияние домашних животных на...

Животные — это часть окружающего нас мира. Влияние их на человека и на природу Земли в целом очень многообразно.

С животными связано много спортивных и развлекательных мероприятий.

В России уделяется большое внимание сохранению животного мира.

Публикация научных статей — Молодой ученый

«Филология и лингвистика в современном мире» (II) Москва.

Понравились оформление журнала, качество бумаги, а особенно то, как вы быстро и без проволочек работаете!

ОЧЕНЬ понравилось качество и формат печати...

Классификация основного контента телеканалов по периодичности...

Это программы, передачи, фильмы, сериалы, т. е. продукты стороннего и собственного

«Формат — это своего рода рыночный договор между продюсером и зрителем… жанр

В основе данного телеформата лежит старый, как мир, принцип серийности, который абсолютно...

Потребительские программы на современном ТВ: от...

Одной из первых развлекательно-потребительских программ можно назвать «Москва

Зрители получают объективную и полную информацию о том, в каком регионе производят

Возможные миры в литературных традициях. К разработке программы исследования...

Защита животных в эпоху Древнего Мира | Статья в сборнике...

животное, Древний Мир, защита животных, пища, собака, почитание животных, первобытный человек, жестокое обращение, Древний Египет, доброе отношение.

Влияние мультипликационных фильмов на речь младших...

Каждый может выбирать ту программу, которая ему по вкусу: передачи о живой природе

Неуважение к женщине, матери, престарелым людям, животным, растениям — чаще норма, а не

В современном мире и в его телевизионном отражении довольно много жестокости.

Экологический проект в детском саду «Мы — юные защитники...»

Проблема: К сожалению, современный мир безжалостен по отношению к животным. Причина кроется в том, что в свое время уже повзрослевшим людям не была дана установка на бережное отношение к природе в целом и, как правило, не хватило соответствующего воспитания.

Проблемы привлечения к уголовной ответственности за жестокое...

На заседании Госсовета в Кремле от 27 декабря 2016 года были обсуждены вопросы защиты природы, пристальное внимание уделено теме — защита животных от жестокого обращения. Исторически первые законодательные документы...

Похожие статьи

Программа внеурочной деятельности «Мои домашние любимцы»

Факты жестокого обращения животными представляют собой циничное пренебрежение правилами общественной морали и

Актуальность данной программы заключается в том, что её содержание отражает основные принципы построения экологического образования детей.

Роль животных в жизни людей. Влияние домашних животных на...

Животные — это часть окружающего нас мира. Влияние их на человека и на природу Земли в целом очень многообразно.

С животными связано много спортивных и развлекательных мероприятий.

В России уделяется большое внимание сохранению животного мира.

Публикация научных статей — Молодой ученый

«Филология и лингвистика в современном мире» (II) Москва.

Понравились оформление журнала, качество бумаги, а особенно то, как вы быстро и без проволочек работаете!

ОЧЕНЬ понравилось качество и формат печати...

Классификация основного контента телеканалов по периодичности...

Это программы, передачи, фильмы, сериалы, т. е. продукты стороннего и собственного

«Формат — это своего рода рыночный договор между продюсером и зрителем… жанр

В основе данного телеформата лежит старый, как мир, принцип серийности, который абсолютно...

Потребительские программы на современном ТВ: от...

Одной из первых развлекательно-потребительских программ можно назвать «Москва

Зрители получают объективную и полную информацию о том, в каком регионе производят

Возможные миры в литературных традициях. К разработке программы исследования...

Защита животных в эпоху Древнего Мира | Статья в сборнике...

животное, Древний Мир, защита животных, пища, собака, почитание животных, первобытный человек, жестокое обращение, Древний Египет, доброе отношение.

Влияние мультипликационных фильмов на речь младших...

Каждый может выбирать ту программу, которая ему по вкусу: передачи о живой природе

Неуважение к женщине, матери, престарелым людям, животным, растениям — чаще норма, а не

В современном мире и в его телевизионном отражении довольно много жестокости.

Экологический проект в детском саду «Мы — юные защитники...»

Проблема: К сожалению, современный мир безжалостен по отношению к животным. Причина кроется в том, что в свое время уже повзрослевшим людям не была дана установка на бережное отношение к природе в целом и, как правило, не хватило соответствующего воспитания.

Проблемы привлечения к уголовной ответственности за жестокое...

На заседании Госсовета в Кремле от 27 декабря 2016 года были обсуждены вопросы защиты природы, пристальное внимание уделено теме — защита животных от жестокого обращения. Исторически первые законодательные документы...

Задать вопрос