Автор: Жерякова Светлана Валерьевна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (85) март-1 2015 г.

Дата публикации: 03.03.2015

Статья просмотрена: 640 раз

Библиографическое описание:

Жерякова С. В. Сущность категории «здоровый образ жизни детей дошкольного возраста» и факторы формирования здорового образа жизни дошкольников в контексте педагогических исследований второй половины ХХ века // Молодой ученый. — 2015. — №5. — С. 462-464.

Развитие нашего государства обусловило радикальные изменения в мировоззрении и идеологии, в культуре и образовании, среди которых проблема здорового образа жизни человека определяется как стратегическая и масштабная.

Акцентирование внимания на проблемах здоровья обусловлено его необходимостью для успешного функционирования и прогресса социокультурных, общественных и политических структур в целом.

Анализ значительного количества научных трудов исследуемого периода дает основания констатировать, что во второй половине ХХ века широко разрабатывались вопросы формирования навыков здорового образа жизни личности, содержания и методики физического воспитания дошкольников.

Проблема здорового образа жизни была предметом исследования ученых различных отраслей знаний:

-          медицинской (Д. Давыденко, В. Волков, П. Половников);

-          биомедицинской (Ю. Лисицын, А. Щетинин),

-          социальной (О. Вакуленко, Л. Жалило, В. Климова, В. Скумин В. Яременко);

-          психологической (В. Ананьев, В. Климова, С. Шапиро).

В педагогических трудах проблема здорового образа жизни рассматривалась в контексте повышения эффективности системы физического воспитания школьников и дошкольников (Е Вильчковський, Н. Денисенко, Т. Дмитренко, О. Дубогай).

В конце ХХ века определился валеологический подход к изучению проблем здорового образа жизни школьников (И. Брехман). Исследованы различные аспекты валеологического образования и валеологического воспитания школьников и молодежи (Т. Бойченко, О. Вакуленко, Г. Голобородько, А. Иванашко, С. Лапаенко, С. Свириденко, Л. Сущенко, С. Юрочкина). Выполнен ряд экспериментальных исследований по проблеме формирования навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста (Н. Денисенко, В. Иванашко, С. Юрочкина). Определены условия профессиональной подготовки будущих специалистов дошкольного образования по воспитанию у детей навыков здорового образа жизни (В. Нестеренко).

Следовательно, проблема формирования навыков здорового образа жизни была в центре внимания ученых и практиков второй половины ХХ века. Именно в этот период накоплен немалый опыт ее решения. Однако, целостного анализа проблема формирования навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в период второй половины ХХ века в современных научных исследованиях не получила.

Учитывая остроту социальной потребности в сохранении здоровья каждого ребенка, целесообразность решения этой проблемы средствами образования и недостаточный уровень освещения ее историко-педагогического аспекта было определено тему нашей статье: «Сущность категории «здоровый образ жизни детей дошкольного возраста» и факторы формирования здорового образа жизни дошкольников в контексте педагогических исследований второй половины ХХ века».

В процессе научного поиска установлено, что во второй половине ХХ века понятие «здоровье» в научно-педагогическом пространстве (В. Ананьев, Д. Давыденко, В. Петренко, Г. Хомутов) рассматривается как целостный, системный феномен, характеризующий внутреннюю сущность жизни и ее качественное состояние, выражает уровень духовного, психического, физического и социального благополучия индивидуума [5].

Здоровье связано с образом жизни человека, как с устойчивой формой его социальной жизни, моделью поведения и взаимодействия с окружающим миром. В исследовании понятие «здоровый образ жизни» обозначено как жизнедеятельность, направленна на сохранение и улучшение здоровья людей.

Современные исследования (Д. Венедиктов, Е. Жук, Ю. Лисицын, А. Царик) рассматривают понятие «здоровый образ жизни» в неотъемлемой связи с личностно-мотивационным компонентом личности, как условие и возможность реализации индивидом своих социальных, психологических, физических способностей. Навыки здорового образа жизни усваиваются человеком под влиянием социальных мега-, макро-, мезо-, микрофакторов в течение всей жизни. Особое место в процессе формирования здорового образа жизни занимает социализация личности путем усвоения определенных норм поведения и образцов жизнедеятельности [6].

Здоровый образ жизни рассматривается в нашем исследовании как совокупность внешних и внутренних условий жизнедеятельности человеческого организма, основными составляющими которого являются: питание (требования к качеству питьевой воды, сбалансированного объема витаминов, микроэлементов, протеинов, жиров, углеводов), быт (гигиенически-санитарные условия помещения для труда и отдыха), двигательная активность.

Проведенное исследование дало возможность определить здоровый образ жизни детей дошкольного возраста как форму повседневной жизни, что отвечает гигиеническим правилам, развивает адаптивные возможности организма, способствует успешному поддержанию и развитию его резервных возможностей. Наиболее сенситивным для усвоения правил, норм, умений и навыков здорового образа жизни, культурно-гигиенических навыков является младший дошкольный возраст, как период интенсивного личностного развития, формирования самосознания, мотивов поведения, моральных качеств ребенка [1].

В процессе научного поиска было выяснено, что к особенностям дошкольного возраста необходимо отнести новообразования, центральными среди которых являются возникновение первого схематичного образа целостного детского мировоззрения; первичных этических понятий и норм, которые часто связаны с эстетическими чувствами; соподчинение мотивов, благодаря которым формируются такие качества личности, как настойчивость и умение преодолевать трудности; личной сознания и самосознания; произвольного поведения личности, что предполагает овладение средствами и эталонами сознательной деятельности, переход от эгоцентризма к децентрации [3].

Установлено, что биологические особенности развития ребенка дошкольного возраста связаны, прежде всего, с дальнейшим интенсивным созреванием его организма: в младшем дошкольном возрасте наблюдается замедление темпов увеличения роста и веса; растет общий вес мышц, совершенствуется деятельность сердечно-сосудистой системы, координация движений; происходят активные морфологические изменения в строении головного мозга, усиление регулятивной функции больших полушарий головного мозга; образуются и совершенствуются условные рефлексы, в которых ведущую роль играет слово. Необходимо заметить, что именно благодаря воспитанию и обучению интенсивные процессы формирования второй сигнальной системы создают необходимые предпосылки для усвоения новых форм социального опыта [3].

Среди социально-психологических особенностей, способствующих усвоению навыков здорового образа жизни дошкольников, необходимо отметить следующие: совместная деятельность с взрослыми и сверстниками, которые демонстрируют образцы поведения; склонность к воспроизведению, подражание поступкам взрослых из близкого окружения; выполнения правил поведения на основе усвоенных привычек [2].

Решающее значение в формировании навыков здорового образа жизни дошкольников имеет стимулирования со стороны взрослых, адекватное возрасту и потребностям ребенка. В поведении ребенка дошкольного возраста сохраняются и закрепляются в основном те черты, умения и навыки, которые постоянно получают поддержку (так называемое положительное подкрепление) [4].

Изучение и анализ теоретических вопросов формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста дали возможность утверждать, что эта проблема всегда была актуальной, решалась с учетом потребностей социально-гуманитарного стандарта общества и очерчивалась как базовая в построении комплекса интеллектуальных, физических, духовных, психологических, социальных аспектов жизнедеятельности человека.

 

Литература:

 

1.         Бехтерев В. М. Личность и условия ее развития и здоровья / В. М. Бехтерев. — [2-е изд.]. — СПб., 1905. — С. 43.

2.         Бех И. Д. Личностно-ориентированное воспитание: Науч.-метод. пособие / Иван Дмитриевич Бех / Институт содержания и методов обучения. — К., 1998. — 204 с. — Библиогр. с. 199–202.

3.         Григоренко В. Г. Теория мотивированных дифференциально-интегральных оптимумов педагогических факторов в физическом совершенствовании человека / В. Г. Григоренко. — М.: Фонд социальных изобретений России, 2000. — 226 с.

4.         Дубогай А. Д. Физкультура: мы и дети / Александра Дмитриевна Дубогай, Людмила Михайловна Мовчан. — К.: Здоровье, 1989. — 140 [2] с.

5.         Малюкова И. В. Большая энциклопедия оздоровительных гимнастик. — М.: АСТ. СПб «Сова», 2007. — С.641–645.

6.         Омельченко С. А. Взаимодействие социальных институтов общества в формировании здорового образа жизни детей и подростков / С. А. Омельченко: Монография. — Луганск: Альма-матер, 2007. — 352 с.

Основные термины (генерируются автоматически): здорового образа жизни, формирования здорового образа, навыков здорового образа, дошкольного возраста, образа жизни дошкольников, формирования навыков здорового, ХХ века, жизни детей дошкольного, проблема здорового образа, половины ХХ века, образ жизни, образа жизни у детей, образ жизни детей, детей дошкольного возраста, образа жизни детей, «здоровый образ, жизни у детей дошкольного, «здоровый образ жизни, образа жизни личности, Проблема здорового образа.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос