За сознательность в обучении орфографии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Миналиева М. А., Рачителева Н. А., Кошенкова Н. В. За сознательность в обучении орфографии // Молодой ученый. — 2015. — №5. — С. 505-507. — URL https://moluch.ru/archive/85/15916/ (дата обращения: 17.08.2018).

Данная статья посвящена проблеме различения ни и не в отрицательных местоимениях. В большинстве методических пособий о значении местоимений с ни и местоимений с не тоже нет ни слова. Учителя на практике, естественно, не выходят за пределы программы, опасаясь трудностей, связанных с указанным способом. Описаны методы обучения детей различать эти местоимения и правильно их использовать.

Ключевые слова: местоимения, ударение, способ.

 

Вопрос о различении ни и не в отрицательных местоимениях — один из труднейших в программе. Даже у передовых учителей изучение этого раздела не всегда дает желательные результаты, поскольку правило основывается на ударении, которое представляет для многих учащихся очень большие трудности. Учитывая эти трудности некоторые преподаватели дополняют традиционный способ различения не и ни в местоимениях,- основанный на нахождении ударения, указанием на смысловые оттенки, вносимые: частицами не и ни (частица ни — усилительная, она усиливает отрицание. Частица не — сама по себе отрицательная).

Этот способ позволяет различать рассматриваемые орфограммы в подавляющем большинстве случаев. Случаи, когда местоимение с ни употребляется при отсутствии отрицания (Кто был ничем, тот станет всем) или при подразумеваемом отрицании (ничего — подразумевается «не добился»), единичны, и о них можно не говорить в школе.

Однако о таком различении не, ни в местоимениях не говорится в школьных учебниках, нет в них и соответствующих упражнений. Все строится на определении места ударения. В большинстве методических пособий о значении местоимений с ни и местоимений с не тоже нет ни слова. Учителя на практике, естественно, не выходят за пределы программы, опасаясь трудностей, связанных с указанным способом. Между тем рекомендуемый способ разграничения не и ни в отрицательных местоимениях имеет ряд преимуществ. Он заставляет учащихся глубже вдумываться в значение, больше активизирует их мыслительную деятельность и этим облегчает усвоение орфографии.

Опора на значение при изучении отрицательных местоимений подготавливает к изучению отрицательных и усилительных частиц в шестом классе. Познакомившись с не и ни в местоимениях, учащиеся узнают в частицах не и ни своих старых знакомых. Опора на значение избавляет, наконец, от необходимости (или, по крайней мере, ослабляет эту необходимость) давать специальное правило для разграничения не и ни в оборотах не кто иной — никто иной, поскольку это разграничение тоже зависит от смысла и от наличия другого отрицания, усиливаемого частицей ни.

На первый взгляд может показаться, что правило, основанное на значении, формулируется сложнее, чем правило, опирающееся на ударение. Однако можно и это правило дать в очень краткой форме: для усиления отрицания пиши в местоимениях ни, для отрицания пиши не.

Описываемый способ имеет большую ценность для развития связной речи, так как значение местоимений с ни я местоимений с не, в отличие от ударения, раскрывается только в контексте..

Указанный путь изучения открывает более широкие возможности для разнообразных упражнений, связанных с развитием речи. Однако указанный способ в некоторых отношениях сложнее традиционного способа, основанного на нахождении ударения. Помимо понимания смысловых оттенков, отличающих ни от не, он предполагает осознание синтаксических связей между словами, умение быстро найти в предложении отрицательное слово не, которое может стоять и до, и после местоимения.

Несколько труднее уяснить роль не и ни в местоимениях никакой, ничей, играющих роль определения в. отрицательных предложениях (ни с чьей стороны не было возражений, никакая работа не страшна и т. п.). Но здесь поможет сопоставление предложений с не и ни, выбрасывание отрицательного местоимения.

Изучение не и ни в местоимениях с ориентацией на значение требует несколько иных упражнений. Осознанию этого значения прямо послужит замена отрицательными местоимениями с ни противоположных по значению местоимений весь, всякий, каждый, например:

Заменить определительное местоимение противоположным по смыслу отрицательным местоимением.

Образец: У всех оказались нужные инструменты.– Ни у кого не оказалось нужных инструментов.

У всех было желание поехать за город. Все беспокоило больного. Докладчик со всем согласился. Все знали о том, что занятие кружка отложили. Наш гость обо всем расспрашивал, всем интересовался.

Учащимся можно предложить составить описания на такие, например, темы, как «Сбор грибов и ягод» (или лучше «Неудачный сбор грибов и ягод»), «Прогулка по реке» и т. д., употребив при этом несколько местоимений с не или ни (полезно записать на доске ряд местоимений: ни у кого, ни в чьей, нечего, никаких и т. д.).

Известные в методической литературе упражнения на вставку или добавление отрицательных местоимений с ни будут служить не только раскрытию усилительной роли местоимений, но и развитию связной речи, в особенности овладению навыками правильного управления. Для этого нужно только подбирать примеры с глаголами, которые учащиеся в своей речи неправильно связывают с местоимениями {ни к чему не прикасаться, ничего не касаться).

Вот образец такого упражнения: вставить для усиления отрицательное местоимение с ни:

Не посоветоваться, не беспокоиться, не интересоваться. По радио не сообщили новостей. Эти инструменты не нужны.

Задание можно усложнить, предложив учащимся, чтобы они вставили (если это не ухудшает стиля) не одно, а два усилительных местоимения: Докладчик не согласился– Докладчик ни с кем.-.«в чем не согласился.

Чтобы обратить внимание учащихся на те отрицательные слова, которые усиливаются отрицательными местоимениями с ни (не только не, но и слова нет, нельзя), полезно предложить учащимся упражнение на перестройку предложений по образцу с заменой настоящего времени прошедшим и будущим:

Списать, заменяя слово нет глаголом быть в прошедшем и в будущем времени.

Никому нет писем — никому не было писем, никому не будет писем. Ни у кого в нашем классе нет плохих отметок — ни у кого в нашем классе не было плохих отметок и т. д.

Само собой разумеется, что такие упражнения будут служить и закреплению правила о раздельном написании не с глаголами. Примеры с нет и нельзя полезно включать и в другие приведенные нами упражнения (всем разрешается купаться — никому нельзя купаться).

Приведем еще ряд упражнений, которые удобно использовать для уяснения значения местоимений:

1.      Перестроить предложение так, чтобы местоимение стояло в косвенном падеже:

Никто не заметил ошибки.– Ошибка никем не была замечена. Ничто не сравнится по красоте с Кавказскими горами.– Ни с чем не сравнить по красоте Кавказские горы.

2.      Перестроить предложение так, чтобы вместо отрицательного местоимения с не было бы отрицательное местоимение с ни:

Мне не с кем было посоветоваться.– Я ни с кем не советовался. Не у кого было навести справку.– Ни у кого не навели справки.

3.      Заменить выделенные слова другими, близкими по смыслу с отрицательным местоимением:

Это сообщение не ново.– Это сообщение не содержит ничего нового. Не нужно зря спорить.– Не к чему зря спорить.

До изучения местоимений с ни и не была проведена в обычных условиях одна и та же контрольная диктовка. В диктанте были подобраны случаи, которые могли вызвать какие-либо специфические затруднения при том и при другом способе изучения.

Так, включены были отрицательные предложения не только с отрицанием не, но и с более редко встречающимися отрицаниями нельзя, нет; наряду с местоимениями, которые пишутся одним словом, были представлены и местоимения, разбитые предлогами (ни перед чем), тле найти ударение особенно трудно. После контрольных диктовок в обоих классах было проведено изучение не и ни в местоимениях двумя различными способами.

В других 6-х классах не и ни различались на основе правила об усилительной роли частицы ни. Сопоставлялись, с одной стороны, предложения с отрицательным местоимением, имеющим ни, и такие же предложения без местоимения (не говорил — никому не говорил), с другой стороны — местоимения с не и ни. Пробовали выбросить отрицательное местоимение и, наоборот, вставить отрицание не.

Невозможность таких предложений, как «никому говорил», «некого не позвать», хорошо убеждала учащихся в том, что в одном случае перед ними местоимение для усиления отрицания, что это местоимение неразрывно связано с не я что в другом случае местоимение, которое само отрицает и поэтому не нуждается в другом отрицании. Вся дальнейшая работа сопровождалась выяснением значения местоимений, нахождением отрицания не, усиливаемого местоимением.

Способ, основанный на ударении, всюду дал худшие результаты.

Как показали результаты второго диктанта, по всем школам после изучения отрицательных местоимений на основе ударения ошибки на не и на ни снизились на 41 %, а после изучения на основе значения–на 78 %.

Все сказанное относится к различению не я ни в отрицательных наречиях. Основываясь на рекомендуемом способе, здесь можно развернуть еще более разнообразную работу, обнимающую как отрицательные наречия, так и отрицательные местоимения.

 

Литература:

 

1.                   Виноградов В. В. Русский язык. М., 1992

2.                   Горшкова К. В., Шанский Н. М.. Современный русский язык. М., 1993

3.                   Кузьма А. Я., Неупокоева О. В. Русский язык. М.,2002

4.                   Ладыженская Т. А., Зельманова Л. М. Практическая методика. Русский язык. М., 2003.

Основные термины (генерируются автоматически): местоимение, отрицательное местоимение, значение местоимений, указанный способ, слово, предложение, нет, учащийся, связная речь, нахождение ударения.


Ключевые слова

местоимения, ударение, способ.

Похожие статьи

Особенности изучения местоимений в начальной школе

Местоимения составляют весьма своеобразную категорию слов в системе частей речи. По значению, способам изменения и синтаксической роли в предложении они соотносятся с именами существительными, прилагательными и числительными. [3, c. 12].

Анализ речевых ошибок школьников, связанных с употреблением...

Каждый разряд местоимений и каждое местоимение имеют вполне определенное значение, определяющие их употребление.

Неясно выраженной становится мысль и в том случае, когда в предложении нет слова, вместо которого употреблено местоимение.

Контекстуальные значения личных местоимений в русском...

Но кроме основных своих «местоименных» значений (обозначение говорящего и слушающего), местоимения могут иметь так называемые

Местоимения удобны и практичны, но в них нет "переливов красок" и настоящего живого слова, они не могут при себе иметь...

Технология деятельностного метода. Из опыта работы

учащиеся научатся осознавать местоимение как часть речи

— На что указывает? — Назовите несколько местоимений.

Основные термины (генерируются автоматически): часть речи, русский язык, какая часть речи, урок, слово, местоимение, группа, пробное действие...

Выражение смысловых оттенков значений русских...

Указанное понятие в русском языке выражается неопределёнными местоимениями с частицей –то, кого

Отрицательное значение не выражается лишь наличием данных местоимений, ибо оно

Значение неопределённого прилагательного «hар» передают местоименные слова с...

Взгляд на преподавание родного языка в начальных классах...

При этом целесообразно начинать со слов, значение которых общеизвестно.

После этапа слогообразования дети учатся составлять из образованных слов предложения.

Так как в это время ученики ещё не знакомы с местоимением в таких предложениях, используют...

Ключевые слова: отрицание, отрицательные местоимения...

Так, у отрицательных местоименных слов появляется оценочное значение, которое отражается в процессе взаимодействия семантических, грамматических и прагматических функций слов [7, с.7].

Местоимения не имеют объект или признак, а лишь указывают на него.

Актуальные проблемы местоимений ингушского языка

А. П. Пешковский [7] считал, что у местоимений совсем нет вещественного значения, что у них и основное и добавочное значения — формальные. Он доказывал отсутствие резких границ между местоименными и неместоименными словами.

Коммуникативно-когнитивный подход в обучении связной речи...

Анализируются особенности диалогической речи (инверсия, субъективный порядок слов, усиленное ударение).

Для этого исключите повторяющиеся слова, заменяя их союзами или союзными словами, местоимениями»; цель заданий — отработка навыков лексической и...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Особенности изучения местоимений в начальной школе

Местоимения составляют весьма своеобразную категорию слов в системе частей речи. По значению, способам изменения и синтаксической роли в предложении они соотносятся с именами существительными, прилагательными и числительными. [3, c. 12].

Анализ речевых ошибок школьников, связанных с употреблением...

Каждый разряд местоимений и каждое местоимение имеют вполне определенное значение, определяющие их употребление.

Неясно выраженной становится мысль и в том случае, когда в предложении нет слова, вместо которого употреблено местоимение.

Контекстуальные значения личных местоимений в русском...

Но кроме основных своих «местоименных» значений (обозначение говорящего и слушающего), местоимения могут иметь так называемые

Местоимения удобны и практичны, но в них нет "переливов красок" и настоящего живого слова, они не могут при себе иметь...

Технология деятельностного метода. Из опыта работы

учащиеся научатся осознавать местоимение как часть речи

— На что указывает? — Назовите несколько местоимений.

Основные термины (генерируются автоматически): часть речи, русский язык, какая часть речи, урок, слово, местоимение, группа, пробное действие...

Выражение смысловых оттенков значений русских...

Указанное понятие в русском языке выражается неопределёнными местоимениями с частицей –то, кого

Отрицательное значение не выражается лишь наличием данных местоимений, ибо оно

Значение неопределённого прилагательного «hар» передают местоименные слова с...

Взгляд на преподавание родного языка в начальных классах...

При этом целесообразно начинать со слов, значение которых общеизвестно.

После этапа слогообразования дети учатся составлять из образованных слов предложения.

Так как в это время ученики ещё не знакомы с местоимением в таких предложениях, используют...

Ключевые слова: отрицание, отрицательные местоимения...

Так, у отрицательных местоименных слов появляется оценочное значение, которое отражается в процессе взаимодействия семантических, грамматических и прагматических функций слов [7, с.7].

Местоимения не имеют объект или признак, а лишь указывают на него.

Актуальные проблемы местоимений ингушского языка

А. П. Пешковский [7] считал, что у местоимений совсем нет вещественного значения, что у них и основное и добавочное значения — формальные. Он доказывал отсутствие резких границ между местоименными и неместоименными словами.

Коммуникативно-когнитивный подход в обучении связной речи...

Анализируются особенности диалогической речи (инверсия, субъективный порядок слов, усиленное ударение).

Для этого исключите повторяющиеся слова, заменяя их союзами или союзными словами, местоимениями»; цель заданий — отработка навыков лексической и...

Задать вопрос