Экологический декаплинг в туристической отрасли Республике Татарстан | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 марта, печатный экземпляр отправим 3 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экология

Опубликовано в Молодой учёный №5 (85) март-1 2015 г.

Дата публикации: 21.02.2015

Статья просмотрена: 235 раз

Библиографическое описание:

Самигуллина, Ч. Р. Экологический декаплинг в туристической отрасли Республике Татарстан / Ч. Р. Самигуллина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 5 (85). — С. 111-115. — URL: https://moluch.ru/archive/85/15841/ (дата обращения: 19.03.2024).

В статье рассматривается возможность внедрения концепции декаплинга на предприятиях сферы туризма Республики Татарстан. Так как на сегодняшний день большое количество людей выбирают отдых высокого класса, следует говорить о рационализации потребления ресурсов для объектов туристической сферы Республики Татарстан. Был проведен опрос среди молодежи и выявлена их готовность к путешествию без определенного набора удобств. Для изменения экологической ситуации необходимо внедрять методы и стандарты экологического менеджмента. Только в случае комплексной работы человека и технологий по рационализации ресурсов станет возможным воплотить концепцию экологического декаплинга в туристической сфере Республики Татарстан.

Ключевые слова:экологический декаплинг, туризм, Республика Татарстан.

 

Развитие Татарстана в последние годы происходит все быстрее и динамичнее. В следствии крупномасштабных событий, которые принимает у себя столица республики происходит рост туристического потока. Отечественные и иностранные гости посещают мероприятия, музеи и достопримечательности, бронируют отели и транспортные услуги. Увеличение роста въездных туристов благоприятный фактор, оказывающий положительное воздействие на экономику региона. В тоже время развитие туризма в республики приводит к серьезным экологическим последствиям: изменяется естественный рельеф, используется огромное количество энергетических и гидроресурсов. В этой связи в последние 5–10 лет приобрела большую значимость концепция декаплинга [1, стр.4]. В соответствии с ее положениями, экономический рост (в том числе и в туризме) может происходить без увеличения потребления природных ресурсов и нанесения непоправимого экологического ущерба [3, стр.4].

Мы выдвигаем предположение, что декаплинг должен существовать и в туристической сфере Республики Татарстан. Однако для дальнейшего изучения наличия или отсутствия данного понятия следует уточнить его смысл. «Decoupling» — это английское слово, в переводе означающее «развязывание, развязка, отделение, разъединение, нарушение связи». Из этого вытекает конкретное применение понятия, то есть существует два действия, процесса, которые должны иметь некую зависимость, например, корреляционную, но на практике оба двигаются совершенно в разных направлениях. В сферу экологии концепция перешла сравнительно недавно, изначально она использовалась для обозначение нарушения и несбалансированности роста между развитыми и развивающимися странами [2, стр.4]. Сейчас декаплинг понимается как дифференциация между темпом роста качества жизни людей и потреблением ресурсов, экологических воздействий.

Основными задачами данной научной работы мы выделяем:

1.                  Выявление социальных предпосылок роста потребления ресурсов в туристической сфере.

2.                  Проведение опроса среди молодежи в возрасте от 16- 35 лет на предмет готовности их путешествовать без определенного набора удобств.

3.                  Предложение методов по рационализации потребления ресурсов в индустрии туризма.

4.                  Обоснование возможности или невозможности применения концепции декаплинга для туристической отрасли Республики Татарстан.

Социальные предпосылки- это то, что движет обществом в решении тех или иных проблем, побуждает к тем или иным действиям. В индустрии туризма именно на этом понятии держится спрос, человек общаясь с другими людьми понимает, что для него интересно, осознает свои желания. Сегодня все большее количество туристов выбирают высокий класс обслуживания. Казалось бы, у данной ситуации нет отрицательных аспектов, но если посмотреть на нее со стороны экологии, то следует понимать, что чем более дорогой отдых, тем больше благ получает турист. Ванна с постоянным нагревом воды, теплый пол, круглосуточное освещение, нерациональное использование бумаги и многое другое приводит к ситуации, когда потребление ресурсов растет с ростом туристов или в некоторых случая превышает его.

Какие же социальные предпосылки приводит к тому, что люди выбирают более роскошный вид отдыха и тем самым негативно воздействуют на экологию? Одними из предпосылок является улучшение благосостояния людей, пример коллег или друзей, зависть или желание попробовать что-то новое, у каждого человека они могут быть свои. Для более наглядного понимания мы решили классифицировать предпосылки по способу их влияния на человека: к внешним относится: различная реклама и общее влияние СМИ, социальных сетей и интернета, друзья, знакомые, кумиры, к внутренним: характер, темперамент, привычки и образ жизни человека. Обобщая, можно сделать вывод о том, что сфера влияния, в которой находится человек и определяет его выбор, одни оказываются в среде любителей палаток и пищи на костре, другие в окружении поклонников дорогостоящих путешествий премиум класса. Личностные факторы также немаловажны, так как, основываясь именно на них человек и выбирает общество в котором ему комфортно.

Для изучения предпочтений населения в том или ином виде отдыха, нами был проведен опрос среди молодежи в возрасте от 16 до 35 лет, и выявлено количество людей готовых путешествовать без удобств, в это понятие мы включили: размещение в палатках или кемпингах и самостоятельное приготовление пищи. В опросе поучаствовало 100 респондентов, результаты оказались неожиданными для нас, так 77,4 % опрашиваемых ответили положительно и только 22,6 % дали отрицательный ответ (рис.1).

Рис. 1. Результаты анализа предпочтений в стиле отдыха у молодежи

 

Данное исследование показало, что молодёжь в большинстве своем готова путешествовать без удобств. В то ж время особенно важным остается вопрос: как рационализировать потребление ресурсов для людей, предпочитающих более дорогой вид отдыха? Для этого в экологии существуют технологии экологического менеджмента — это совокупность способов и технологий рационализации потребления ресурсов. Главным показателем является не сокращение потребления ресурсов и как следствие ухудшение качества продукции, а положительные изменения показателей их потребления за счет применения новых технологий и стандартов. Существует огромное множество методов ресурсосбережения, которые помогают равномерно, качественно и без больших затрат начать использовать оборудования экологического менеджмента. В нашей статье мы решили разделить данные технологии по видам используемых ресурсов (таб. 1).

Таблица 1

Возможности реализации концепции декаплинга средствами экологического менеджмента

Категории ресурсосбережения

Требования

Энергосбережение

·                    Максимальное использование дневного света

·                    Чистые окна

·                    Использование энергосберегающих (люминесцентных трубчатых ламп)

·                    Система автоматического контроля освящения

·                    Многотарифные счетчики

·                    Выключение мониторов и энергоприборов при остановке работы с ними

·                    Открытые радиаторы

·                    Определенное обеденное время (нормированный график работы микроволновой печи)

·                    Чистые плафоны, лампы

·                    Проведение энергоаудита

·                    Оснащение ламп электронными пускорегулирующим аппаратом

·                    LCD- мониторы

·                    Светлая окраска стен

·                    Техника класса А

·                    Теплоотражающие гладильные доски

·                    Прозрачные крышки

·                    Новые трансформаторы

Тепловые насосы

Водосбережение

Исправность работы кранов и труб

Своевременное выключение воды при неиспользование

Многотарифные счетчики

Использование посудомоечной машины с полной загрузкой

Сенсорные смесители с инфракрасным датчиком подачи воды

Двухрежимный смыв унитаза

Основное использование воды в ночное время

Полив растений в вечернее время

Теплосбережение

Ориентация зданий на Север-Юг

Остекление лоджий и балконов

Зеленая крыша

Открытые радиаторы

Ручная или автоматическая система регулирования и подачи тепла на батареи

Теплоотражатели за батареями (зазор 2–3 мм)

Тройные стеклопакеты

Применение теплонакопителей

Токсичные загрязнения

Неиспользование мебели из ПВХ

Переработка одноразовой посуды и пластмассы

Использование бытовой химии, не содержащей хлора или хлорорганических соединений, фосфатов и фосфонатов

Использование продукции, не содержащей ГМО

Комплекс НВЕ для отопления и горячего водоснабжения

Утилизация

Раздельный сбор мусора (бумага, стекло, пластик)

Большое количество урн

Договор с компанией, занимающейся сбором и утилизацией мусора

Договор с компанией, утилизирующей энергосберегающие лампы

Диспоузеры

Урны для сортировки отходов

Транспорт

Максимальное использование общественного транспорта и велосипедов

Электромобили

Автомобили на природном газе

Автомобили с гибким выбором топлива

Воздухомобиль

Другие ресурсы

Использование бумаги с двух сторон и из вторсырья

Использование бумаги, сертифицированной по схеме FSC

 

Исследуя экологический декаплинг в туризме, мы делали акцент именно на молодежи, ведь, как известно именно через них в основном происходит распространение информации, и эта группа населения в будущем будет развивать туризм. Важным является включение в деятельность предприятий туризма экологического менеджмента, так как это обеспечит устойчивое развитие отрасли, и благодаря этому будет происходить снижение потребления ресурсов, но не ухудшение конечной продукции или услуг. Декаплинг в туризме станет возможен только в случае, когда произойдет изменение в сознании людей, и они начнут планировать в долгосрочной перспективе. Другими словами, одним из движущих принципов концепции декаплига применительно к сфере туризма является человеческий фактор и политика в области экологического воспитания. Обращая внимания на опыт зарубежных стран, стоит отметить, что там функционируют и внедряются повсеместно «зеленые» программы, природосберегающие технологии рассматриваются ими как основной источник и движущая сила для дальнейшего прогресса [4, стр.4]. С помощью методов экологического менеджмента становится возможным реализовать концепцию декаплинга и в туристической сфере Республики Татарстан.

 

Литература:

 

1.                  Глазьев С. Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса/ С. Ю. Глазьев — М.: Экономика, 2010. — 255 стр.

2.                  Акулов А. О., кандидат экономических наук, Кемеровский государственный университет — научная статья «Эффект декаплинга в индустриальном регионе».

3.                  Бобылев С. Н., Захаров В. М. «Зеленая» экономика и модернизация. Эколого-экономические основы устойчивого развития. На пути к устойчивому развитию России. — № 60. — 2012. — URL: http://www.ecopolicy.ru/upload/File/Bulletins/B_60.pdf

4.                  Матвеев И. Е., ст. научный сотрудник ОАО «Всероссийский научно-исследовательский конъюнктурный институт» (ВНИКИ) — М.: научная статья «Энергосбережение и эффект декаплинга».

Основные термины (генерируются автоматически): Татарстан, экологический менеджмент, туристическая сфера Республики, концепция декаплинга, потребление ресурсов, FSC, индустрия туризма, Использование бумаги, набор удобств, экологический декаплинг.


Ключевые слова

туризм, Республика Татарстан., экологический декаплинг, Республика Татарстан

Похожие статьи

Экомаркетинг как перспективное направление развития...

Поэтому в рамках нестабильной и деградирующей экологической обстановки необходимо акцентировать внимание на использовании экологически безопасных ресурсов для

В сфере маркетинга, особый интерес вызывает концепция «зеленого маркетинга» [7]...

Особенности функционирования экологического контроллинга...

В данных условиях повышение эффективности менеджмента экологической сферой компании в рамках устойчивого развития компании возможно за счет использования, такого инструмента как экологический контроллинг.

Мини-экспедиции в природу — как фактор реализации метода...

Цель: Выделить основные направления использования метода проектов, как способа экологического воспитания детей младшего школьного возраста.

С незапамятных времен дети всегда проявляли интерес к туризму и туристическим походам.

Особенности развития экологического туризма России

Однако нас интересует такой особый вид туризма, как «экологический туризм».

Туризм сегодня — это сфера социально-экономического комплекса, которая во многих странах превратилась в бурно развивающуюся индустрию.

О проблемах становления экологического дизайна в России

В индустрии моды в последнее время особо актуальной стала тема экологии.

Все это ведет к глобальной экологической проблеме, связанной с неуемным потреблением ресурсов.

Педагогическая концепция высшего профессионально-экологического образования в...

Понятие туризма как сферы экономической деятельности

‒ стимулирование всестороннего использования национальными предприятиями туристических ресурсов страны, преимуществ месторасположения

Совершенствование логистики — пути для расширения сферы туризма Кыргызской Республики.

Экологическая оценка процесса использования вторичного...

Более экологичной альтернативой постоянному циклу переработки может стать использование многоразовой бумаги.

Потребности людей растут, но ресурсы планеты имеют свойство заканчиваться, неразумное их использование приведет к нарушениям экологического...

Социально-экологический проект как инструмент реализации...

Экологический декаплинг в туристической отрасли Республике Татарстан.

«Зеленый» маркетинг и его особенности | Статья в сборнике...

Рост мотивации граждан к экологическому потреблению и поведению дал новый толчок к

Автор выделяет следующие уровни экологизации: 1. Экологичный (первый уровень): набор

Ограниченность природных ресурсов, увеличение показателей потребления и загрязнения

Лидеры индустрии позиционируют себя как экологичные, в их числе такие бренды как Bayer...

Похожие статьи

Экомаркетинг как перспективное направление развития...

Поэтому в рамках нестабильной и деградирующей экологической обстановки необходимо акцентировать внимание на использовании экологически безопасных ресурсов для

В сфере маркетинга, особый интерес вызывает концепция «зеленого маркетинга» [7]...

Особенности функционирования экологического контроллинга...

В данных условиях повышение эффективности менеджмента экологической сферой компании в рамках устойчивого развития компании возможно за счет использования, такого инструмента как экологический контроллинг.

Мини-экспедиции в природу — как фактор реализации метода...

Цель: Выделить основные направления использования метода проектов, как способа экологического воспитания детей младшего школьного возраста.

С незапамятных времен дети всегда проявляли интерес к туризму и туристическим походам.

Особенности развития экологического туризма России

Однако нас интересует такой особый вид туризма, как «экологический туризм».

Туризм сегодня — это сфера социально-экономического комплекса, которая во многих странах превратилась в бурно развивающуюся индустрию.

О проблемах становления экологического дизайна в России

В индустрии моды в последнее время особо актуальной стала тема экологии.

Все это ведет к глобальной экологической проблеме, связанной с неуемным потреблением ресурсов.

Педагогическая концепция высшего профессионально-экологического образования в...

Понятие туризма как сферы экономической деятельности

‒ стимулирование всестороннего использования национальными предприятиями туристических ресурсов страны, преимуществ месторасположения

Совершенствование логистики — пути для расширения сферы туризма Кыргызской Республики.

Экологическая оценка процесса использования вторичного...

Более экологичной альтернативой постоянному циклу переработки может стать использование многоразовой бумаги.

Потребности людей растут, но ресурсы планеты имеют свойство заканчиваться, неразумное их использование приведет к нарушениям экологического...

Социально-экологический проект как инструмент реализации...

Экологический декаплинг в туристической отрасли Республике Татарстан.

«Зеленый» маркетинг и его особенности | Статья в сборнике...

Рост мотивации граждан к экологическому потреблению и поведению дал новый толчок к

Автор выделяет следующие уровни экологизации: 1. Экологичный (первый уровень): набор

Ограниченность природных ресурсов, увеличение показателей потребления и загрязнения

Лидеры индустрии позиционируют себя как экологичные, в их числе такие бренды как Bayer...

Задать вопрос