Технология чтения-рассматривания на уроках во 2 классе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (85) март-1 2015 г.

Дата публикации: 25.02.2015

Статья просмотрена: 249 раз

Библиографическое описание:

Григоровских Е. С. Технология чтения-рассматривания на уроках во 2 классе // Молодой ученый. — 2015. — №5. — С. 448-450. — URL https://moluch.ru/archive/85/15836/ (дата обращения: 12.12.2018).

2015 год в России объявлен годом русской литературы с целью сохранить и приумножить культурную целостность нашей страны, при этом сохраняя свою самобытность, национальные ценности и духовные традиции. Умение работать с книгой — одно из универсальных учебных действий. Это умение формируется на основе книговедческих и литературоведческих представлений и понятий.     Освоение этих умений можно представить в виде совместной деятельности читателя и книги. В дошкольном детстве ребёнок знакомится с произведениями художественной литературы, осваивает нравственные ценности, заключённые в этих произведениях путём чтения — слушания и игры. Младший школьник в основном имеет дело с учебной литературой, используя также художественные книги и дополнительную литературу.

В таблице представлены объекты читательской деятельности и способы чтения в разном возрасте, на разных этапах обучения:

Возраст

Объекты читательской деятельности

Способы чтения

Дошкольники

Художественная литература

чтение — слушание

чтение — игра

1 класс

Букварь + азбуки

чтение — рассматривание

2 класс

Учебники «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика» + справочная литература

чтение — рассматривание + просмотровое чтение

3 класс

Учебники «Окружающий мир», «Технология» + справочная, познавательная литература

выборочное чтение

4 класс

Учебники «Физическая культура», «Музыка», «Изобразительное искусство» + справочная, познавательная литература

поисковое чтение

 

В 1 классе первой и главной задачей является вызвать у первоклассника интерес к детской книге, сформировать умение работать с ней. Добиться этого можно используя на уроках следующие приёмы работы с книгой:

1.                 Работать с выставкой книг на всех без исключения уроках.

2.                 В период обучения грамоте широко использовать книги-азбуки, созданные детскими поэтами: «Мохнатую азбуку» Б.Заходера, «Цирковую азбуку» В.Берестова, «Научусь-ка я читать» Е. Благининой;

«Азбуки в стихах и картинках» С. Я. Маршака и другие.

Каждый урок литературного чтения — это особая встреча с автором произведения. Эта встреча должна быть интересной, неожиданной, полезной. Поэтому нужно её организовать так, чтобы дети стали собеседниками, открывателями. Для этого нужно начать разговор с автором книги.

Во 2 классе используем технологию просмотрового и изучающего чтения учебных книг по алгоритму:

1)      Назначение — книга, которая учит.

2)      Авторы: обложка, титульный лист, выходные данные.

3)      Форзацы.

4)      Аннотация

5)      Условные обозначения

Предлагаю фрагмент урока по русскому языку во 2 классе по теме «Основа слова» (С. В. Иванов Русский язык: 2 класс, урок 72)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Чтение- рассматривание материалов урока

- Покажите, где начинается и заканчивается урок 72.

 

 

 

— Каковы задачи этого блока?

Где это можно посмотреть?

 

 

 

 

 

— Прочитайте тему урока.

— Что интересного заметили? Каким цветом выделена тема?

Что это значит, где посмотреть?

— Просмотрите урок от начала до конца.

Сколько разных видов работ нам предстоит? Как это узнать?

— Что обозначает каждый значок? Где это узнать?

— Сколько упражнений в этом уроке?

Рассматривают, находят и показывают в учебнике начало и конец урока.

— Начинается урок с названия блока «Как устроен наш язык».

— Отыскивают страницу 3 в учебнике, просматривают и находят описание содержания этого блока (Открывать законы, по которым живёт язык)

Читают название темы «Основа слова»

Находят на стр.3 нужный значок и читают текст справа от него.

 

 

 

Просматривают урок, находят условные обозначения — названия рубрик.

На стр.3 находят каждый значок и читают текст справа от него.

Просматривают урок, показывают — 5 упражнений.

Работа с материалами урока

Как называется наша страна?

А как сказать по-другому?

—Что значит отечество? От какого слова происходит?

— Что можете сказать про эти слова?

 

 

— Корень «отец-отеч» помогает понять значение слова.

Предлагается слайд.

Родина — это место, где человек родился и рос. Это его город, дом, двор, улица или переулок…

— Есть ли здесь родственные слова?

— Помогает этот корень понять значение слов?

— Рассмотрите схемы (даны на слайде схемы к этим словам)

— Что надо дабавить к корню, чтобы значения слов стали понятны?

Вывод: не всегда значение слова можно объяснить с помощью корня. Для этого существует основа слова.

Прочитайте определение в учебнике.

Россия.

 

Родина, отечество.

 

Отечество — отец

 

Они родственные, имеют общий корень, и схожи по значению. Значение — отец.

 

 

 

Чтение со слайда.

 

 

Улица, переулок общий корень –ул-

Нет

 

 

 

В слове «улица» добавить — суффикс и окончание, в слове «переулок» — приставку и суффикс.

 

 

 

Просматривают страницу, находят читают определение понятия «основа слова»

 

Литературные произведение оказывают огромное влияние на формирование личности ребёнка. Рассматривание книг и их чтение, чтение-рассматривание — это тут путь, которым через изучение книг-объектов во всём их многообразии учитель ведёт учеников от незнания к знанию, к самостоятельности.

 

Литература:

 

1.      Федеральный государственный образовательный стандарт начально общего образования, 2009.

2.      С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М.И Кузнецова. Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч. — 4-е изд., перераб. — М.: Вентана-Граф, 2012.

3.      Николаева Е. И., Петрова Е. Н. Основы духовно — нравственной культуры народов России. Я в мире людей: Учебник для 4 класса: В 2 ч. — Самара: Изд. «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2013.

4.      Светловская Н. Н. Методика внеклассного чтения: Кн.для учителя.- 2-е изд.,перераб.-М.:Просвещение, 1991.

Основные термины (генерируются автоматически): урок, чтение, класс, читательская деятельность, художественная литература, россия, познавательная литература, общий корень, материал урока, значение слова.


Похожие статьи

Методические способы формирование читательского интереса

Ключевые слова: чтение, читательский интерес, читательская компетентность, урок литературы, метод, приём, нестандартные уроки литературы.

Взаимосвязь уроков литературы с внеклассными занятиями

Поэтому урок литературы должен вестись как урок искусства слова.

«Анализ – это путь от своих читательских впечатлений к автору произведения, это попытка приблизиться к позиции

Формирование нравственных ценностей подростков на материале уроков литературы.

Взаимодействие читательской и зрительской деятельности на...

В современном мире значительно снизился интерес к чтению художественной классической литературе.

- читательская деятельность, мотивированная зрительской, должна в конечном итоге преобладать над зрительской деятельностью или быть равной ей.

Формирование читательской культуры младших школьников на...

Внеклассная работа по литературному чтению имеет большое значение для формирования читательской культуры младших школьников.

Но сделать это нужно так, чтобы не возникло отвращение к художественной литературе.

Информационная карта проекта по русскому языку «Развитие...»

русский язык, развитие речи, речевая культура учащихся, урок, слово, класс, текст, литература, работа, развитие.

Работа над выразительным чтением учащихся на уроках...

При чтении художественного произведения интонация возникает после осмысления текста

- отметить карандашом слова и выражения, значение которых непонятно.

Социализация личности младшего школьника на уроках литературного чтения в начальной школе.

Формирование читательской компетенции младших школьников

положительное отношение к самой читательской деятельности («люблю читать»); заинтересованность конкретными книгами

Все трудные слова чаще всего выписываются перед уроком на доску или карточку. Как правило, значение этих слов объясняют дети...

Преодоление трудностей понимания художественного текста на...

В ходе повторного чтения и анализа произведения выясняется значение таких слов и выражений

2. Гриценко З.А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению. - М., 2011.

Реализация проектных задач в рамках урока литературного чтения в начальной школе.

О подготовке младших школьников к интерпретации...

Чтение художественного текста сопряжено сложной деятельностью — восприятием, толкованием, трактовкой, раскрытием смысла текста

К этому побуждает сам предмет — литератураискусство слова, а искусство необходимо рассматривать через призму красоты.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Методические способы формирование читательского интереса

Ключевые слова: чтение, читательский интерес, читательская компетентность, урок литературы, метод, приём, нестандартные уроки литературы.

Взаимосвязь уроков литературы с внеклассными занятиями

Поэтому урок литературы должен вестись как урок искусства слова.

«Анализ – это путь от своих читательских впечатлений к автору произведения, это попытка приблизиться к позиции

Формирование нравственных ценностей подростков на материале уроков литературы.

Взаимодействие читательской и зрительской деятельности на...

В современном мире значительно снизился интерес к чтению художественной классической литературе.

- читательская деятельность, мотивированная зрительской, должна в конечном итоге преобладать над зрительской деятельностью или быть равной ей.

Формирование читательской культуры младших школьников на...

Внеклассная работа по литературному чтению имеет большое значение для формирования читательской культуры младших школьников.

Но сделать это нужно так, чтобы не возникло отвращение к художественной литературе.

Информационная карта проекта по русскому языку «Развитие...»

русский язык, развитие речи, речевая культура учащихся, урок, слово, класс, текст, литература, работа, развитие.

Работа над выразительным чтением учащихся на уроках...

При чтении художественного произведения интонация возникает после осмысления текста

- отметить карандашом слова и выражения, значение которых непонятно.

Социализация личности младшего школьника на уроках литературного чтения в начальной школе.

Формирование читательской компетенции младших школьников

положительное отношение к самой читательской деятельности («люблю читать»); заинтересованность конкретными книгами

Все трудные слова чаще всего выписываются перед уроком на доску или карточку. Как правило, значение этих слов объясняют дети...

Преодоление трудностей понимания художественного текста на...

В ходе повторного чтения и анализа произведения выясняется значение таких слов и выражений

2. Гриценко З.А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению. - М., 2011.

Реализация проектных задач в рамках урока литературного чтения в начальной школе.

О подготовке младших школьников к интерпретации...

Чтение художественного текста сопряжено сложной деятельностью — восприятием, толкованием, трактовкой, раскрытием смысла текста

К этому побуждает сам предмет — литератураискусство слова, а искусство необходимо рассматривать через призму красоты.

Задать вопрос