Применение ИТ на уроках русского языка в целях развития самостоятельного и творческого мышления учащихся | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (85) март-1 2015 г.

Дата публикации: 25.02.2015

Статья просмотрена: 166 раз

Библиографическое описание:

Мамедова С. А. Применение ИТ на уроках русского языка в целях развития самостоятельного и творческого мышления учащихся // Молодой ученый. — 2015. — №5. — С. 491-493. — URL https://moluch.ru/archive/85/15817/ (дата обращения: 20.08.2018).

Синонимом современного общества сегодня принято считать общество цивилизованное, подчиняющееся ряду процессов, одним из которых неизменно считается информатизация. Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, суть которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных видов техники, а также на базе различных способов информационного обмена.

Информатизация общества направлена на

-        расширение познавательного потенциала человека;

-        интеллектуализацию трудовой деятельности;

-        интеграцию информационных технологий (ИТ) с научными.

Применение открытых информационных систем, рассчитанных на использование всего объёма информации, доступной в данный момент обществу в определенной его сфере, позволяет усовершенствовать механизмы управления общественным устройством, способствует гуманизации и демократизации общества, повышает уровень благосостояния его членов. Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно-технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды социума, обеспечивающей развитие творческого потенциала индивида. Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования — процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных или ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания. [4, с.7]

Однако стоит отметить тот факт, что основа понятия ИТ не является принципиально новым положением. Работа с информацией как объектом исследования на уроке в образовательном процессе осуществлялась всегда. На основе взаимодействия с ней (самостоятельного/по заданному образцу/совместно с учителем) выделяется ряд принципов обучения, педагогических технологий, целей и задач урока. В связи с этим следует отметить, что под современными ИТ стоит понимать компьютерные, телекоммуникационные технологии. Использование мультимедийных средств связи позволяет сделать процесс обучения более мобильным, дифференцированным, творческим и индивидуальным.

Возросшая потребность во включении мультимедиа-технологий в процесс образования продиктована в том числе и положениями Федерального государственного стандарта среднего общего образования.

Так, обратившись к вышеупомянутому документу, мы встречаем ряд требований, связанных с готовностью выпускника соответствовать образу полноценного участника информационно-коммуникативной среды. Причем данная цель реализуются посредством взаимодействия всех основных членов образовательного процесса, а именно: к образовательному учреждению, к педагогическому работнику, к учащемуся. В следующей схеме отражены некоторые из положений ФГОС, связанные с ИТ и возможностями современной школы.

 

В настоящее время невозможно назвать дисциплину, в обучении которой так или иначе не применялись бы образовательные электронные ресурсы. Использование ИТ на уроках русского языка, к примеру, позволяет сделать урок не только более наглядным, но и помогает конкретизировать и анализировать предмет речи, развивает творческие возможности учащихся, способствует повышению качества их образования. При работе одновременно с несколькими текстами, анализе их жанровых или стилистических особенностей задача ученика заметно упрощается, если обратиться к таблицам, содержательной стороной которых являются цитаты из рассматриваемых произведений, схемам, их иллюстрирующим и т. д. В зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей класса учитель может обращаться к аудио-, видеофайлам, соответствующим теме урока. Так, например, уместным и увлекательным станет обращение к мультипликационному фрагменту («В стране невыученных уроков», 1969) в рамках изучения темы «Правописание существительных с суффиксами -чик- и -щик-» (5 класс). А в 6 классе актуально обратиться, предположим, к аудиоматериалу — прослушиванию стихотворения Алексея Ерошина «Неграмотный пират», говоря о «Современных орфоэпических нормах».

Определенный этап психофизиологического развития учащихся задает свою частоту и вариативность применения средств ИТ, что также напрямую связано с особенностями осуществления методологической работы педагога, основывающейся на базовых принципах обучения.

Принцип сознательности и активности предполагает такой характер обучения, когда учащиеся не пассивно, путем зубрёжки и механических упражнений доводят свои навыки до автоматизма, а осознанно, глубоко и основательно усваивают определённые знания. А сознательность в обучении неразрывно связана с активностью учащегося, с его творчеством, что подводит нас к основам деятельностного подхода, где самостоятельное открытие нового знания является определяющим в продвижении развития. Руководствуясь данным принципом, учитель может обратиться к следующим формам работы с применением ИТ: 1) опираясь на вопросы, представленные на слайде, придумайте и запишите свои, используя все глаголы из рамки. Напишите своё объяснение, почему земляне видят только одну сторону Луны [6, с.39]; 2) просмотрите видеоролик, в котором представлены различные репродукции картин, посвящённые осени. Опишите свои впечатления, используя как можно больше качественных прилагательных.

Принцип наглядности направлен в первую очередь на усвоение учащимися знаний путём непосредственного наблюдения за предметами и явлениями, процессами, происходящими внутри и вне изучаемого объекта путём чувственного восприятия. Ведь «ничего не может быть в сознании, что заранее не было дано в ощущении». Примерами заданий, в основу которых положен принцип наглядности, с применением ИТ: 1) прослушайте диалоги, в которых участвуют члены семьи Кузнецовых. Как вы думаете, какой диалог происходит в формальной ситуации общения (официальной, деловой), а какой — в неформальной (дружеской, семейной)? Почему вы так решили? [6, с.60] 2) Просмотрите иллюстрации изучаемых фразеологизмов. Почему они кажутся комичными?

Принцип творчества (креативности) подразумевает работу ученика, стремящегося создать уникальный продукт — материал, работу, принадлежащую только ему, характеризующую его ход мыслей, рассуждения по заданной теме. Пример задания: после обращения к иллюстрациям/видеофрагментам по произведению К. Булычёва попробуйте представить себе инопланетное животное. Как оно выглядит? Какие у него повадки? Опишите зверя из космического зоопарка, используя прилагательные и глаголы с не. [6, с.40]

«Современный ученик может по своему усмотрению иллюстрировать изучаемый текст, сделав его более личностным» [3, с.148]. Он может самостоятельно пересоздавать его: подвергать анализу, оставлять комментарии, пометы, отбирать необходимые аргументы, выстраивая базу для доказательств, отражающих его собственные идеи.

Е. С. Палат в своём труде указывает на тот факт, что мультимедийность создаёт психологические моменты, способствующие восприятию и запоминанию материала с использованием подсознательных реакций учащихся: например, подведение итогов или выдача заданий могут предваряться определённым звуком, слайдом или формой работы (зашифрованная в кроссворде/ребусе тема урока), настроив ребят на определённые эмоции. Это заметно облегчает степень сосредоточенности учителя на данном этапе при дальнейшей работе.

Немаловажным будет отметить также роль и особенности самого педагога, выстраивающего свою деятельность с применением ИТ. Захарова И. Г. отмечает: «Для каждого педагога, будь то школьный учитель или вузовский преподаватель, главная цель — обеспечение качества образования, чему в большой степени может способствовать использование информационных и коммуникационных технологий». Признанный в мировом образовательном пространстве компетентностный подход к процессу обучения требует формирования следующих качеств специалиста: стремление постоянно обновлять свои профессиональные знания; готовность к активному участию в научно-исследовательской изобретательской, творческой деятельности.

Работа в области информатизации, включение в свою деятельность телекоммуникационных технологий требует особого склада мышления, характеризующегося точностью, обоснованностью, определённостью.

«Задача учителя состоит в том, чтобы информационно-коммуникативные технологии органично вплетались в деятельность учителя и стали неотъемлемой частью любого урока» [1].

Таким образом, рассмотрение и анализ конкретных примеров работы с ИТ на уроке показал, что компьютерные телекоммуникации способствуют созданию уникальной учебно-познавательной среды, т. е. среды, используемой для решения различных дидактических задач, направленных на развитие самостоятельного и творческого мышления учащихся. Такая среда характеризуется рядом свойств: возможностью обучать ребят навыкам грамотного говорения, правописания; наличием условий для развития творческого мышления; условиями для превращения обучения посредством телекоммуникационной сети в социальный процесс; концентрацией внимания всех участников взаимодействия на самой информации; расширения возможностей группового и проектного обучения.

 

Литература:

 

1.      Данилова Е. В. Использование информационно-коммуникационных технологий в современном образовательном процессе. Материалы Интернет-конференции «Современный преподаватель: личность и деятельность». (http://unid.bsu.edu.ru/unid/teach/sbornik)

2.      Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 192 с.

3.      Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 224 с.

4.      Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. — М.: ИИО РАО, 2010. — 140 с.

5.      Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (минобрнауки.рф/документы/2365)

6.      Шмелёв А. Д. Русский язык: 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 / [А. Д. Шмелёв, Э. А. Флоренская, И. В. Пешков, Е. Я. Шмелёва]; под ред. А. Д. Шмелёва. — М.: Вентана-Граф, 2013. — 288 с.: ил.

Основные термины (генерируются автоматически): урок, образовательный процесс, общество, принцип наглядности, процесс обучения, работа, форма работы.


Похожие статьи

Использование наглядности на начальном этапе обучения...

учитель, начальная школа, средство наглядности, вид наглядности, учебный материал, урок, явление, ребенок, функция, дидактическая игра, учебный процесс, материал, обучение, таблица, предмет, принцип...

Значение и роль наглядных средств обучения...

При обучении двигательным умениям в вузах физической культуры широко используется принцип наглядности.

Использование технических средств в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений для детей с нарушением слуха.

Роль и место средств обучения в учебном процессе

Учебные наглядные пособия это натуральные объекты, технические модели, фотографии и рисунки, чертежи, диаграммы, схемы, таблицы.

Место самостоятельной работы студентов в учебном процессе. Место инновационных технологий в процессе обучения иностранным...

Мультимедийная лекция как современная форма управления...

Лекция в современной дидактике рассматривается как форма и как метод обучения. Вследствие своего центрального положения в учебном процессе, лекция определяет методологические, дидактические и организационные принципы проведения других видов...

Методы использования наглядных пособий на уроках технологии

Образовательная система, как зеркало, отражает облик общества, в котором мы живем.

В правильном сочетании слова, видов и средств наглядности заложен успех многих уроков

Значение и роль наглядных средств обучения в учебно-тренировочном процессе.

Дидактические принципы при обучении неродному языку

Это воспитывающий характер обучения, принципы научности, активности, наглядности, прочности и систематичности.

 значительное повышение удельного веса коллективных форм работы в учебном процессе, способствующих перестройке мотивационных ориентаций и...

Традиционное обучение в целостном педагогическом процессе

преподавание (руководство со стороны учителя);  чтение (самостоятельная работа учащихся);  организация процесса

Объяснительно — иллюстративное обучение пришло вследствие широкого привлечения в учебный процесс наглядности.

Мультимедиа презентации как метод обучения | Статья в журнале...

- повысить роль наглядности в учебном процессе

Инструмент этот настолько мощный, что вмести с ним приходят в школу новые методы и формы обучения.

Основные термины (генерируются автоматически): учебный материал, урок, учебный процесс, презентация...

Современный урок как основополагающий компонент...

Урок — это кузнеца, мастерская; это самое главное в учебном процессе. Хороший урок включает в себя много компонентов: методы, формы работы и, конечно, профессионализм и мастерство самого преподавателя.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Использование наглядности на начальном этапе обучения...

учитель, начальная школа, средство наглядности, вид наглядности, учебный материал, урок, явление, ребенок, функция, дидактическая игра, учебный процесс, материал, обучение, таблица, предмет, принцип...

Значение и роль наглядных средств обучения...

При обучении двигательным умениям в вузах физической культуры широко используется принцип наглядности.

Использование технических средств в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений для детей с нарушением слуха.

Роль и место средств обучения в учебном процессе

Учебные наглядные пособия это натуральные объекты, технические модели, фотографии и рисунки, чертежи, диаграммы, схемы, таблицы.

Место самостоятельной работы студентов в учебном процессе. Место инновационных технологий в процессе обучения иностранным...

Мультимедийная лекция как современная форма управления...

Лекция в современной дидактике рассматривается как форма и как метод обучения. Вследствие своего центрального положения в учебном процессе, лекция определяет методологические, дидактические и организационные принципы проведения других видов...

Методы использования наглядных пособий на уроках технологии

Образовательная система, как зеркало, отражает облик общества, в котором мы живем.

В правильном сочетании слова, видов и средств наглядности заложен успех многих уроков

Значение и роль наглядных средств обучения в учебно-тренировочном процессе.

Дидактические принципы при обучении неродному языку

Это воспитывающий характер обучения, принципы научности, активности, наглядности, прочности и систематичности.

 значительное повышение удельного веса коллективных форм работы в учебном процессе, способствующих перестройке мотивационных ориентаций и...

Традиционное обучение в целостном педагогическом процессе

преподавание (руководство со стороны учителя);  чтение (самостоятельная работа учащихся);  организация процесса

Объяснительно — иллюстративное обучение пришло вследствие широкого привлечения в учебный процесс наглядности.

Мультимедиа презентации как метод обучения | Статья в журнале...

- повысить роль наглядности в учебном процессе

Инструмент этот настолько мощный, что вмести с ним приходят в школу новые методы и формы обучения.

Основные термины (генерируются автоматически): учебный материал, урок, учебный процесс, презентация...

Современный урок как основополагающий компонент...

Урок — это кузнеца, мастерская; это самое главное в учебном процессе. Хороший урок включает в себя много компонентов: методы, формы работы и, конечно, профессионализм и мастерство самого преподавателя.

Задать вопрос