Об особенностях концептуальной природы программы политической партии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №4 (84) февраль-2 2015 г.

Дата публикации: 16.02.2015

Статья просмотрена: 48 раз

Библиографическое описание:

Сенцов А. Э., Каа К. А. Об особенностях концептуальной природы программы политической партии // Молодой ученый. — 2015. — №4. — С. 719-722. — URL https://moluch.ru/archive/84/15788/ (дата обращения: 11.12.2018).

Ключевые слова: политический текст, партийная программа, идеология, доктрина, идеологический феномен.

 

Тема будущего в программном тексте политической партии приводит нас как к рассмотрению идеологических особенностей политического текста, так и базовых компонентов программ. Например, А. Г. Алтунян справедливо отмечает, что «особенность современного политического текста как идеологического феномена — это проблема понимания действительности, освоения новых реалий. Особенно это важно в условиях освоения «новой реальности» [1, c. 70–71]. Автор пишет о том, что особенно важно владеть «языком символов и образов, а не только языком фактов.

В этом суть ‘идеологического’ толкования фактов и событий» [1, c. 72]. Приводя примеры идейного дискурса, «Алтунян фактически говорит о таких концептах, как право, справедливость, преступление, хотя сам термин и не употребляет. Но важно то, что определение сущности их считает важным для идеологов и для политического языка в целом» [7, c. 55]. Отметим, что «в предметном поле А. Г. Алтуняна оказалась лишь политическая публицистика, а это, на наш взгляд, обедняет проблему, так как получается, что непосредственными конструкторами идеологических текстов становятся политики и журналисты, оказавшиеся в определенной политической ситуации и призванные дать ей объяснение. То же самое относится и к выделяемому Алтуняном мировоззренческому компоненту» [7, c. 58].

Уже из предыдущего нашего текста понятно, что это не спонтанный процесс, как видится автору учебного пособия: «Говоря о частном случае, он (прим. автора — автор политического текста) объясняет его, ссылаясь на другие факты, ценности, символы, по его мнению, очевидные и проясняющие суть описываемого события. Создавая контекст описываемого события, автор описывает мир таким, каким он хочет чтобы его восприняла потенциальная аудитория» [1, c. 72]. Очевидная изолированность автора от источников мировоззрения, в понимании Алтуняна, может способствовать производству отнюдь не привлекательного «мини-универсума», каким автор учебного пособия полагает данный текст.

При всем сегодняшнем интересе к проблемам политического текста, «сами программы с их структурой, привязкой к идеологиям, партиям пока еще остаются на периферии исследовательского поля. Аналогично и со стороны исследователей проблем идеологий, политических партий, избирательного процесса интерес проявляется скорее к проблемам текущего момента: актуальным выводам, политическим заявлениям в ходе выборных кампаний» [7, c. 59].

Вместе с тем, логичнее было бы отследить сначала эволюцию программ партий, доктрин, изменения в идеологии. Все это, на наш взгляд, «ложится на схему П. Ласлета: быстрые, средние, медленные, а в ряде случаев изменения в случае идеологий связаны и с очень медленными изменениями в обществе. По нашему мнению, предвыборные программы, и до известной степени — программы партий в целом укладываются в ритмы быстрых изменений (политика), доктрины, основанные на ценностях и целях системного характера, проявляются в координатах средних и медленных изменений» [7, c. 56]. Идеологии существуют в ритмах медленных, а по ряду позиций базового характера — очень медленных изменений.

Так или иначе, и программы, и доктрины, и идеологии текстуально и концептуально оформлены, и требуют соответствующего исследования. Сегодня изучение идеологий в зарубежной и отечественной политической науке является важным сегментом разработки и не требует специальной презентации в данной диссертационной работе. На чем следует акцентировать внимание, исходя из предмета диссертации, это анализ идеологического дискурса. В работах Э. Лакло, Ш. Муфф, М. В. Гавриловой, М. В. Ильина, И. В. Кологривовой, О. Ю. Малиновой, А. И. Соловьева, Д. Шварцмантеля и ряда других исследователей с разной степенью углубленности эта проблема ставится как одна из важных.

Например, Джон Шварцмантель подчеркивает сущностную «заряженность» идеологий будущим. По его мнению, «идеология — это некое видение «хорошего» общества, объединяющее разрозненные политические концепты в связную картину с целью (нередко достигаемой) — получить поддержку у вдохновленных этими идеями людей. Политические идеологии также представляют собой критическую перспективу, которая несет в себе критику, призваную изменить сложившуюся на текущий момент реальную социальную и политическую ситуацию во имя тех идеалов, которые они представляют» [8, c. 53].

Итак, мы видим не только ориентацию идеологий на будущее, но и «признание концептуальной природы идеологий (“совокупность концептов”, которая стремится вскрыть противоречия между политическими концептами и организовать их в целостную структуру)» [8, c. 72]. Данный факт, хотя и с оговорками по поводу необходимости учета практической составляющей, Шварцмантель признает в дискусии с Майклом Фриденом как центральный в анализе данного явления. Как следует из дискусии, М. Фриден — сторонник морфологического и концептуального подходов — рассматривает идеологию как «совокупность “отвоеванных” политических концептов или как “мульти-концептуальный конструкт” или “свободную смесь” отвоеванных концептов со множеством внутренних комбинаций» [8, c. 50].

Следовательно, идеология обладает формой, состоящей из базовых и периферийных концептов, связанных друг с другом, что важно для нашего исследования. Практическая же составляющая идеологий, на сущностной важности которой настаивает Д. Шварцмантель, вполне укладывается в нашу структуру программы политической партии.

И. В. Кологривова обращает внимание и на проблему будущего, называя ее «ключевой категорией»: «Следует помнить, что идеология как искусственно созданная интеллектуалами мировоззренческая схема основывается на базовых бинарных оппозициях: означивании «своих — чужих», выражении отношения к «прошлому — настоящему — будущему», идентификации по линии «Восток — Запад», а также определении желаемых моделей «гражданина — партии — государства» [5, c. 119].

Добавим, что искусственная созданность не означает теоретического схематизма. Напротив, соглашаясь с Алтуняном, это скорее образно-символическая ориентация в мире при всем ее конструктивистском характере. М. В. Гаврилова отмечает: «Один из ведущих зарубежных исследователей политического дискурса Т. А. ван Дейк предлагает рассматривать структуру идеологии в виде «групповой схемы» (schema). В ее основании — базисные категории, благодаря которым знания (верования) выстраиваются в систему, идентифицирующую группу: критерии членства, типичная деятельность, цели, нормы и ценности, отношение к другим группам, ресурсы. Базовые верования, организованные в такие схемы, управляют социальной деятельностью группы и ее членов, а также социальными интерпретациями. С помощью «групповых схем» мы получаем ответ па фундаментальные вопросы: «Кто мы?», «Что мы делаем?», «Почему мы это делаем?», «Как мы это делаем?» и т. д». [2, c. 161].

Таким образом, в нашем случае образы и символы будущего составляют процессирующую часть идеологии, ее реальную и потенциальную способность вовлечь широкие слои общества в свою картину мира. Картина эта отличается универсальностью, и политика в ней занимает лишь одно из мест: «Идеологические представления (упорядоченный «пакет» социальной информации о предметной области действительности) обычно сосредоточены в долговременной памяти. Подобная схема является когнитивной основой для обработки любого типа информации о предмете, для восприятия и интерпретации поведения социальной группы…» [2, c. 170].

На следующем уровне особое внимание должно уделяться доктрине. Эта категория является наименее проработанной в отечественной политологии. И не только. Морис Дюверже, отмечавший в предисловии к своей знаменитой книге факт, что прежние исследования больше внимания уделяли партии как идеологическому объединению и, соответственно, влиянию доктрины на структуру партий, отказался от такого подхода [4, c. 17].

Мотивацию французского социолога можно понять, так как он сам занимался именно структурными характеристиками политических партий. Влияние же на общество, в том числе и через программы, важное для нашей работы, в этой книге им не рассматривалось. «Доктрина» в переводе с латыни это «учение, научная или философская теория, политическая система, руководящий теоретический или политический принцип» [3, c. 211].

Польский политолог Кшиштов Рудницкий предлагает рассматривать доктрину в двух аспектах: «1) как множество утверждений большой степени общности, обосновывающих политические действия; 2) как определенную форму политического сознания, образующую продукт политической практики» [6, c. 190]. В поле интересов автора оказывается первый аспект, связанный с ценностями. Доктрина проявляет себя как текст, включающий в себя «систему политических ценностей, знания об условиях действия и вытекающие из них правила политического действия» [6, c. 190].

По мнению К. Рудницкого, «идеологию, доктрину и программу… можно рассматривать как все более конкретные звенья мотивации политических действий», что и призвана проиллюстрировать нижеприведённая схема [6, c. 191].

Мы согласны с автором, что случаи, когда политические действия вытекали «прямо из идеологии, поскольку в ее структуре отсутствуют элементы, направляющие и конкретизирующие общие идеологические ценности» [6, c. 192]. Этому служат доктрины и программы. В данной связи эти два ориентационных и мобилизационных компонента — подвижны и адаптивны. «В наибольшей степени влиянию практики подвержены политические программы, — замечает польский политолог, — поскольку они содержат строго определенные цели и средства действия и поэтому должны быстро изменяться, чтобы приспособиться к новым политическим ситуациям. По этой причине субъекты политики часто модифицируют программы или создают новые, учитывающие происшедшие изменения. Однако смена политических ситуаций, представляющая собой результаты конкретной политической практики (даже воплощенной в программах), не означает моментальных изменений доктрины, отличающейся относительной автономией» [6, c. 193].

Итак, мы можем констатировать, что текст программы в нерасчлененном виде представляет собой идеологическое (мировоззренческое) ядро, ценностно-мобилизующую доктрину, и тактически-ситуационную (программную) часть. Причем, идеология как клише и доктрина как известная рамка проникают в конкретно-программный текст.

 

Литература:

 

1.       Алтунян А. Г. Анализ политических текстов: курс лекций / А. Г. Алтунян. М., 2006. С. 70–71.

2.       Гаврилова М. В. Анализ программ российских политических партий начала ХХ и ХХI веков (лингвистический аспект) / М. В. Гаврилова. — СПб.: Изд-во Невского ин-та яз. и культуры, 2011. — 244 с.

3.       Доктрина // Современный словарь иностранных слов. — М., 1992. — С. 211.

4.       Дюверже М. Политические партии. — М.: Академический Проект, 2000. — 558 с.

5.       Кологривова И. В. Политические идеологии в современной России // Вестн. Том. гос. ун– та. Сер. Философия. Социология. Политология. — 2008. — № 2 (3). — С. 116–123.

6.       Рудницкий К. Теоретико-политический анализ субъективного контекста политических действий на примере политических доктрин // Элементы теории политики / пер. с пол., ред. и предисловие В. П. Макаренко. — Ростов/нД.: Изд– во Ростов. ун-та, 1991. — С. 187–205.

7.       Сенцов А. Э. Концепт будущего в программах политических партий (на материале программ партий «Единая Россия» и «Патриоты России») // Вестник ТГУ. Философия. Социология. Политология. — 2010. — № 3 (11). — С. 55–60.

8.       Шварцмантель Д. Идеология и политика / Д. Шварцмантель. — Харьков: Изд– во Гуманитарный центр, 2009. — 312 с.

Основные термины (генерируются автоматически): идеология, доктрина, политический текст, политический, программа, политическая практика, политическая партия, идеологический феномен, польский политолог, политическая ситуация.


Ключевые слова

идеология, партийная программа, политический текст, доктрина, идеологический феномен

Похожие статьи

Политические партии, их классификация. Политическое...

Партия — это группа людей, придерживающихся одной идеологической доктрины (т. е. это сторонники одной идеи и идеологии). Б.Констант предложил это определение. Партия — выразитель интересов определенного класса (К.Маркс).

Трансформация идеологии в мире политики | Статья в журнале...

Как политический феномен идеология позволила вводить новые плюральные форматы организации политической власти.

Идеология становится инструментом политических изменений на основании идеального образа.

Политическая теория либерализма и марксизма: исторические...

Ключевые слова: политическая теория, политическая идеология, либерализм, марксизм, сравнительный анализ.

Конфликтное состояние ведущих политических теорий и идеологий давно стало восприниматься как само собой разумеющийся феномен.

Политическая идеология и партийное доминирование...

Ключевые слова: политические партии, идеология, партийное доминирование. Политические партии являются одними из ключевых элементов политической системы. Партии выступают легитимными носителями идеологий на государственном уровне...

Концепт будущего в политической идеологии современной России

Ключевые слова: политический дискурс, концепт будущего, политический дискурс-анализ, политическая идеология, программа партии. Человек постоянно желает узнать то, чего еще нет, увидеть то, что ожидает человечество.

Особенности политических коммуникаций | Статья в журнале...

Ключевые слова:политическая коммуникация, политическая партия, идеологии, распространение информации. Одним из важнейших компонентов политики является концептуальная сторона программ политических партий...

Политический текст в период выборной кампании...

В статье определяется сущность понятия «политический текст» и его функциональные возможности. Представлены результаты анализа публикаций политической проблематики в местных СМИ в период выборной кампании осенью 2016 года.

Программа политической партии как семиотический феномен

Что же касается программ политических партий, то данные политические тексты, являясь значимыми феноменами формально, практически слабо участвуют в политической коммуникации как смысловые фреймы, т. е. не задают сегодня правил игры.

Особенности моделирования политического будущего...

Ключевые слова:правящая политическая партия, модель политического будущего, концепт будущего, партия «Союз за народное движение».

Переходя на уровень идеологии, доктрины, которые отражены в программах политических партий, представляется...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Политические партии, их классификация. Политическое...

Партия — это группа людей, придерживающихся одной идеологической доктрины (т. е. это сторонники одной идеи и идеологии). Б.Констант предложил это определение. Партия — выразитель интересов определенного класса (К.Маркс).

Трансформация идеологии в мире политики | Статья в журнале...

Как политический феномен идеология позволила вводить новые плюральные форматы организации политической власти.

Идеология становится инструментом политических изменений на основании идеального образа.

Политическая теория либерализма и марксизма: исторические...

Ключевые слова: политическая теория, политическая идеология, либерализм, марксизм, сравнительный анализ.

Конфликтное состояние ведущих политических теорий и идеологий давно стало восприниматься как само собой разумеющийся феномен.

Политическая идеология и партийное доминирование...

Ключевые слова: политические партии, идеология, партийное доминирование. Политические партии являются одними из ключевых элементов политической системы. Партии выступают легитимными носителями идеологий на государственном уровне...

Концепт будущего в политической идеологии современной России

Ключевые слова: политический дискурс, концепт будущего, политический дискурс-анализ, политическая идеология, программа партии. Человек постоянно желает узнать то, чего еще нет, увидеть то, что ожидает человечество.

Особенности политических коммуникаций | Статья в журнале...

Ключевые слова:политическая коммуникация, политическая партия, идеологии, распространение информации. Одним из важнейших компонентов политики является концептуальная сторона программ политических партий...

Политический текст в период выборной кампании...

В статье определяется сущность понятия «политический текст» и его функциональные возможности. Представлены результаты анализа публикаций политической проблематики в местных СМИ в период выборной кампании осенью 2016 года.

Программа политической партии как семиотический феномен

Что же касается программ политических партий, то данные политические тексты, являясь значимыми феноменами формально, практически слабо участвуют в политической коммуникации как смысловые фреймы, т. е. не задают сегодня правил игры.

Особенности моделирования политического будущего...

Ключевые слова:правящая политическая партия, модель политического будущего, концепт будущего, партия «Союз за народное движение».

Переходя на уровень идеологии, доктрины, которые отражены в программах политических партий, представляется...

Задать вопрос