Различные трактовки и разработки модульного обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (84) февраль-2 2015 г.

Дата публикации: 18.02.2015

Статья просмотрена: 181 раз

Библиографическое описание:

Титова Е. И., Чапрасова А. В. Различные трактовки и разработки модульного обучения // Молодой ученый. — 2015. — №4. — С. 625-627. — URL https://moluch.ru/archive/84/15782/ (дата обращения: 22.09.2018).

Модульное обучение зародилось и приобрело большую известность в высших учебных заведениях и институтах повышения квалификации США, ФРГ, Англии и других развитых стран, в том числе, пользуется популярностью и в России. Однако до сих пор существуют различные точки зрения на понимание модуля и технологию его построения как в плане структурирования содержания обучения, так и разработки форм и методов обучения. Рассмотрим наиболее важные из них.

П. А. Юцявичене [6, c. 10] указывает, что «сущность модульного обучения состоит в том, что обучающийся более самостоятельно или полностью самостоятельно может работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, содержащей в себе целевую программу действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей. При этом функции педагога могут варьироваться от информационно-контролирующей до консультативно — координирующей». Инвариантными компонентами, по мнению автора, в структуре модуля выступают учебный текст, руководство к обучению, консультация педагога. Для облегчения ориентации обучаемых в модуле предлагается ряд символических обозначений, указывающих дидактическую цель, наиболее важные фрагменты текста, контрольные вопросы и т. д.

Важно отметить, что сам модуль должен выступать как средство системного отражения той или иной области окружающей действительности, которое позволяет «раскодировать сущность системы, увидеть ее в динамике» [1]. При этом базовая информация всегда может быть описана генеральным модулем, охватывающим не только структуру системы, но также и метод функционирования системы.

 

СИСТЕМА

ЦЕЛИ

Структура

Элементы

Функции элементов

Виды связей элементов

Функции системы

Нормы связей

Частные

Общие

Всеобщие

Метод функционирования системы

Способы взаимодействия элементов системы

Результат функционирования системы

Система свойств

 

Рис. 1. Структура учебного модуля по К. Я. Вазиной

 

Подытоживая проведенный анализ, можно заключить, что сам модуль представляет собой учебную базовую единицу логически структурированного фрагмента содержания курса вместе с методическими материалами к нему. Она включает в себя логически и дидактически завершенные самостоятельные разделы лекционного и практического курсов по предмету, учебно-технологические карты, литературу, контрольные блоки и форму отчетности. В модуле также должны быть выделены профессионально-прикладные укрупненные проблемы с учетом специфики строительного университета и требований государственного стандарта.

Наиболее оптимальная структура модуля в рассматриваемом контексте включает в себя следующие этапы:

1.         Первоначальное обзорное знакомство с содержанием модуля;

2.         Изложение основного содержания учебного материала по определенной теме в форме лекции;

3.         Дифференцированное усвоение и закрепление учащимися основного содержания в форме серии практических занятий по математике;

4.         Формирование экспериментальных умений и навыков по изученной теме в форме лабораторного практикума;

5.         Углубление и развитие знаний учащихся на занятиях по решению задач;

6.         Проверка усвоения учебного материала модуля в форме зачета, контрольной или самостоятельной работы;

7.         Показ возможностей применения изученного материала в форме подготовки индивидуальных профессионально ориентированных мини-проектов.

Существуют различные виды модулей, структура и тип которых зависят от специфики рассматриваемой дисциплины. Например, специфика математики определяет предпочтение логических и продукционных модулей, отличающихся четкой структуризацией содержания обучения; выстроенной в соответствии с логикой предмета последовательностью предъявления всех элементов дидактической системы (целей, содержания, способов управления учебным процессом) в форме модульной программы, а также вариативностью структурных организационно-методических единиц.

М. А. Чошанов предлагает совместить блочное обучение с модульным, представляя структуру модуля следующей схемой (рис. 2) [5].

Рис. 2. Общая структура проблемного модуля М. А. Чошанова

 

Такая идея обучения (блочно-модульная) представляется чрезвычайно плодотворной для вузовского профессионального обучения, где центральная роль отведена востребованной обществом профессиограмме специалиста. Подготовка специалиста является комплексной педагогической целью, реализация которой осуществляется через интегрирующие и частные дидактические цели. Вот почему, на наш взгляд, учебная информация по высшей математике удобнее компоновать не в учебные элементы, а в блоки. В блочно-модульном обучении учебный материал делится на порции не по степени их постепенного усложнения (как, например, в программированном обучении), а в зависимости от деятельностно представляемой дидактической цели, содержание обучения при этом представляется в объеме, обеспечивающем ее безусловное достижение.

 

Литература:

 

1.         Вазина, К. Я. Саморазвитие человека и технология организации образовательного процесса: (Концепции, опыт) [Текст]/ К. Я. Вазина. — Челябинск: Б.и., 1997. — 240с.

2.         Ермолаева Е. И. Особенности реализации модульного обучения в системе высшего образования// В мире научных открытий. 2010. № 4–5. С. 109–110.

3.         Жидкова А. Е., Титова Е. И. Рекомендации для преподавателей по использованию технологии модульного обучения// Молодой ученый. 2014. № 2 (61). С. 756–757.

4.         Титова Е. И., Мартынова А. Д. Структура модуля, его основные блоки// Молодой ученый. 2014. № 7. С. 563–564

5.         Чошанов, М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения [Текст]: методическое пособие/ М. А. Чошанов. — М.: Нар. образование, 1996. — 160 с.

6.         Юцявичене П. А. Теория и практика модульного обучения [Текст]/ П. А. Юцявичене. — Каупас, 1989. — 325с.

Основные термины (генерируются автоматически): метод функционирования системы, модульное обучение, основное содержание, сам модуль, содержание обучения, структура модуля, учебный материал.


Похожие статьи

Модульность в образовании: методики, сущность, технологии

Основные термины (генерируются автоматически): модуль, модульное обучение, учебный материал, дисциплина, учебный процесс, учебная дисциплина, управление качеством, процесс обучения, модульный подход, Высшее профессиональное образование.

Модульная технология обучения как средство повышения...

Основные термины (генерируются автоматически): обучающий модуль, студент, учебный материал, модульная технология, модульное обучение, поставленная задача, практическое задание, окончательный результат, дополнительная информация, входной контроль.

Модульное обучение как один из способов повышения качества...

Основные термины (генерируются автоматически): модульное обучение, учебный материал, учебный процесс, модуль, обучающийся, модульная технология, модульно-рейтинговая образовательная технология, модульная система обучения, модульный блок, выбор форм.

Особенности модульной организации образовательного процесса

Основные термины (генерируются автоматически): модульное обучение, модуль, учебная программа, учебный материал, студент, работа, задание, обратная связь, модульная технология, содержание.

Сущность и использование модульной технологии в современных...

Основные термины (генерируются автоматически): модульное обучение, студент, модульное занятие, учебное содержание, учебный материал, модульная система образования, модуль, модульная система, учебная деятельность, учебный предмет.

Реализация модульного обучения в рамках профессиональной...

Ключевые слова: подготовка рабочих кадров, технология обучения, модуль, модульная учебная программа, модульное обучение, компетентность.

Целью модульного обучения является создание гибких ооразовательных структур, как по содержанию, так и по...

Модульное построение содержания дисциплины и рейтинговый...

Модульное обучение неразрывно связано с рейтинговой системой контроля.

Модуль содержит познавательную и учебно-профессиональную части.

Основные элементы структуры и содержания дисциплины «Социальная экология».

Системный подход при реализации модульного обучения в вузе

Таким образом, описанная система модульного обучения позволяет развивать познавательную активность и организационные умения (целеполагание, выбор уровня усвоения и пути освоения учебного материала и т. д...

Применение блочно-модульной технология в развитии...

Основные термины (генерируются автоматически): модульное обучение, учебный материал, обучающийся, дидактический модуль, модуль, блочно-модульная технология, модульная программа, модульный урок, учебный процесс, содержание обучения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Модульность в образовании: методики, сущность, технологии

Основные термины (генерируются автоматически): модуль, модульное обучение, учебный материал, дисциплина, учебный процесс, учебная дисциплина, управление качеством, процесс обучения, модульный подход, Высшее профессиональное образование.

Модульная технология обучения как средство повышения...

Основные термины (генерируются автоматически): обучающий модуль, студент, учебный материал, модульная технология, модульное обучение, поставленная задача, практическое задание, окончательный результат, дополнительная информация, входной контроль.

Модульное обучение как один из способов повышения качества...

Основные термины (генерируются автоматически): модульное обучение, учебный материал, учебный процесс, модуль, обучающийся, модульная технология, модульно-рейтинговая образовательная технология, модульная система обучения, модульный блок, выбор форм.

Особенности модульной организации образовательного процесса

Основные термины (генерируются автоматически): модульное обучение, модуль, учебная программа, учебный материал, студент, работа, задание, обратная связь, модульная технология, содержание.

Сущность и использование модульной технологии в современных...

Основные термины (генерируются автоматически): модульное обучение, студент, модульное занятие, учебное содержание, учебный материал, модульная система образования, модуль, модульная система, учебная деятельность, учебный предмет.

Реализация модульного обучения в рамках профессиональной...

Ключевые слова: подготовка рабочих кадров, технология обучения, модуль, модульная учебная программа, модульное обучение, компетентность.

Целью модульного обучения является создание гибких ооразовательных структур, как по содержанию, так и по...

Модульное построение содержания дисциплины и рейтинговый...

Модульное обучение неразрывно связано с рейтинговой системой контроля.

Модуль содержит познавательную и учебно-профессиональную части.

Основные элементы структуры и содержания дисциплины «Социальная экология».

Системный подход при реализации модульного обучения в вузе

Таким образом, описанная система модульного обучения позволяет развивать познавательную активность и организационные умения (целеполагание, выбор уровня усвоения и пути освоения учебного материала и т. д...

Применение блочно-модульной технология в развитии...

Основные термины (генерируются автоматически): модульное обучение, учебный материал, обучающийся, дидактический модуль, модуль, блочно-модульная технология, модульная программа, модульный урок, учебный процесс, содержание обучения.

Задать вопрос