Автор: Совалева Дарья Александровна

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №4 (84) февраль-2 2015 г.

Дата публикации: 16.02.2015

Статья просмотрена: 957 раз

Библиографическое описание:

Совалева Д. А. Теоретические основы исследования монетарного поведения // Молодой ученый. — 2015. — №4. — С. 704-707.

Каждое общество в современном мире формирует свою денежную культуру, характеризующуюся особенными и общими чертами, которые свойственны мировым тенденциям. В настоящее время возрастает социальная роль денег, изменились структура, формы, инструменты и стратегии их сбережения и инвестирования, появляются принципиально новые виды денег и расчетов, источники доходов, и, как следствие, появились более разнообразные виды монетарного поведения. Кризисы последних лет привели к необходимости переосмысления их стратегий, к более глубокому исследованию ценностей и ориентации личности.

Под монетарным поведением мы понимаем вид экономической деятельности, связанной с оперированием исключительно денежными ресурсами, на основе сложившихся установок и правил обращения с деньгами.

Монетарное поведение человека определяется его экономической культурой, которая, в свою очередь, является частью его общей культуры, его поведения, связанного с мотивами деятельности, интересами, потребностями, ценностными ориентациями. Специфика монетарного поведения может выступать как фактором, способствующим проведению преобразований, так и тормозом социально-экономического и политического развития страны. В современных условиях изучение денежных практик и монетарного поведения представляет особый эмпирический интерес и теоретическую актуальность.

В эпоху капитализации экономических отношений российского общества интерес к проблеме сущности денег резко возрос. В структуре экономического поведения деньги занимают одно из ведущих мест. Они определяют реальные возможности социальных субъектов, варианты тех альтернатив, которые последние выбирают и реализуют, включаясь в различные сектора экономики и фазы воспроизводственного цикла.

Деньги регулируют и определяют свободу поведения практически всех субъектов. Концепции А. Смита, К. Маркса и Г. Зиммеля, анализирующие социальные стороны функционирования денег являются ключевыми теориями.

А. Смит описывал историческую эволюцию денег. Главной предпосылкой их возникновения, по его мнению, выступает разделение труда, в результате которого зарождаются отношения обмена, эффективность которых невозможна без денег. А. Смит выделяет две тенденции в их эволюции, закончившейся воплощением в металлической монете стремление к удобству в обращении и поиск формы, которая обладает способностью к делению. При анализе денег как средства экономического обмена, определением их действительной и меновой стоимости, А. Смит описывает взаимодействие денег с неэкономическими сферами жизни человека. Анализ социальной природы денег обнаруживается, например, при определении взаимоотношений денег и власти. Он характеризует связь денег с образом жизни человека и стилем его потребления.

К. Маркс рассматривает деньги как особый товар, извращающий природу социальных отношений и отчуждающий человека от его сущности. На определенном этапе деньги институционализируются и превращаются во всеобщий товар договорных обязательств. К. Маркс подробно рассматривает цепочку экономического обмена, где деньги выступают в качестве посредника в товарном обращении «Товар — Деньги — Товар». Однако в определенный момент данная цепочка изменяется на «Деньги — Товар — Деньги», что свидетельствует о том, что деньги приобретают новое качество и становятся капиталом. В этот момент они из сферы экономики переходят в сферу социального, оказывая разрушительное воздействие на человека и социальные отношения.

Важный вклад в прояснение социальной сущности и природы экономического поведения, репрезентативного периоду развивающегося индустриального капитализма, внес Г. Зиммель. Он дал фундаментальный анализ социального института денег как рационально-калькулируемой основы большинства человеческих действий, которая координирует их и приводит к общему знаменателю. [3, 602] Г. Зиммель исследует влияние денежной экономики на культуру. Он определял деньги как форму обмена, которая по-разному проявляется в бартерной экономике и в экономике, собственно основанной на деньгах. Социологический анализ Г. Зиммеля направлен на то, как деньги, будучи специфической ценностью, воздействуют на субъективную и объективную культуры.

В современном мире деньги представляют собой феномен, который люди наделяют большим количеством символов. Отношение к деньгам формируется с детства и складывается под влиянием различных социальных установок, которые меняются со временем под действием внешних причин, а также в зависимости от самого человека [2, 218].

Ф. Хайек определяет деньги как самый абстрактный из всех экономических институтов, через который опосредуются самые общие, косвенные, отдаленные и чувственно не воспринимаемые последствия индивидуальных действий.

Они делают возможным расширенный порядок человеческого сотрудничества и осуществления всех расчетов в единицах рыночных ценностей. В сферу их регулирующего и рационирующего действия попадают все люди, независимо от возраста, пола, национальности, статуса и рода занятий.

Мы рассматриваем деньги как социальный институт. Общественный институт денег состоит, во-первых, из того, что общественные власти и другие общественные институты делают с деньгами и, во-вторых, — из степени узаконивания статуса денег вышеперечисленными институтами. Таким образом, с одной стороны, институт денег — это система социальных обязательств, норм, правил, которые санкционируют, регулируют и нормируют действия с деньгами. С другой стороны, монетарные действия на конкретной территории — не только акты целесообразного, свободного выбора и решения конкретных субъектов экономического обмена, но и акты, отражающие предписания тех центральных институтов (прежде всего, государства), которые определяют поведение денежного механизма в соответствии со своими представлениями о его функциях.

С момента своего возникновения деньги представляли социальную ценность. С их помощью люди приобретают то, что им необходимо, обладают и распоряжаются объектами своих желаний. Возможности денег для их владельца вытекают из той свободы, которую они дают для выражения его различных нужд и желаний.

Можно выделить основные социальные функции денег:

 

Статусная функция отражает влияние денег на социальный статус личности как интегративный показатель положения человека в обществе, в конкретных сферах жизнедеятельности.

Социально-стратификационная — отражает влияние денег на социальную дифференциацию общества по уровню доходов и качеству жизни, что ведет к социальной поляризации на бедных и богатых.

Регулятивно-поведенческая — регулирует социальные, межличностные отношения между людьми в зависимости от уровня их обеспеченности и обусловливает выбор личностью модели экономического поведения.

Конфликтогенная — своеобразная социальная функция денег. Суть ее в том, что деньги выступают основой возникновения социальной напряженности и конфликтной ситуации в обществе, которые могут достигать масштабов социального конфликта.

Нравственная — весьма противоречива. С одной стороны, деньги разжигают низменные чувства людей: жадность, алчность, корысть, стремление к наживе и обогащению любой ценой, вплоть до преступлений, например, к коррупции и к масштабной криминализации общества. С другой стороны, деньги служат стимулом экономической свободы и экономической активности, трудового поведения человека, основой его морально-психологического комфорта и уверенности в себе. В зависимости от морально-нравственных принципов, которыми руководствуется человек при определении базовых жизненных ценностей.

Функция социализации личности — деньги оказывают весомое влияние на формирование установок человека, выбор профессии, моделей потребления. Детерминирующим условием выступает их соотношение с другими ценностями, нормами, компетентностью субъектов и т. д. Деньги наполняют материальной силой волю человека и одновременно создают общественный механизм ее реализации, но они индифферентны к тому, на что эта воля направлена.

Модели монетарного поведения:

 

Рациональная мотивация характеризуется жестким контролем баланса накоплений и трат. Она используется для достижения различных целей:

1)        обеспечить оптимальное потребление в соответствии с уровнем дохода и уровнем жизни;

2)        накопления денег для удовлетворения социальных потребностей в будущем;

3)        резервирования денежных ресурсов в соответствии с намерениями осуществить капитализацию свободной части дохода;

4)        вынужденного ограничения потребления и сопутствующих трат в связи с падением уровня дохода.

Традиционная модель монетарного поведения базируется на усвоенных правилах обращения с деньгами. Определяется стереотипами и конкретными установками социального поведения, которое присуще определенной этнической, социальной и семейной среде.

Альтруистическая — характеризуется безвозмездной тратой денежных ресурсов с целью оказать помощь нуждающимся лицам. Основой мотивации такого поведения являются: сопереживание, чувство долга, какие-либо религиозные предписания, которые обязывают ограничивать эгоистические мотивы монетарного поведения.

Иррациональная мотивация трат ликвидных средств возможна в случаях искажения объективных функций денег. При недостаточной компетенции субъектов в обращении с деньгами и их излишней эмоциональности [1].

Деньги и являются фактором достижения конкретных социальных и экономических целей, но они не абсолютное благо, а лишь орудие его достижения. Однако в социальной практике деньги нередко фетишизируются как абсолютный символ богатства. Тогда нарушается, деформируется их экономическая функция как транзитного средства обмена, что приводит к деформации рациональных решений и действий. Понятно, что удовольствие от обладания деньгами носит временный характер. Однако в определенных случаях субъект не осознает относительности своего поведения. Он остается наедине со своими желаниями, которые продолжительное время руководят его действиями и намерениями.

 

Литература:

 

1.      Верховин В. И. Экономическая социология. В 2 томах. Том 1/ В. И. Верховин. М.: 2009. — 736 с.

2.      Кравченко А. И., Тюрина И. О. Социология управления. М.:Академический Проект. 2005. — 1136 с.

3.      Общая социология. / Под ред. А. Г. Эфендиева. М.:Инфра 2002. — 654 с.

Основные термины (генерируются автоматически): монетарного поведения, экономического поведения деньги, экономического обмена, к проблеме сущности денег, виды денег и расчетов, стороны функционирования денег, социальная роль денег, историческую эволюцию денег, определении взаимоотношений денег, денег с неэкономическими сферами, связь денег с образом, социальной природы денег, социального института денег, узаконивания статуса денег, Общественный институт денег, анализе денег, социальные функции денег, определенном этапе деньги, Возможности денег, современном мире деньги.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос