Гражданское и патриотическое воспитание курсантов образовательных учреждений ФСИН России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (84) февраль-2 2015 г.

Дата публикации: 15.02.2015

Статья просмотрена: 62 раза

Библиографическое описание:

Фортова Л. К., Кужеков А. Ю. Гражданское и патриотическое воспитание курсантов образовательных учреждений ФСИН России // Молодой ученый. — 2015. — №4. — С. 638-639. — URL https://moluch.ru/archive/84/15699/ (дата обращения: 22.09.2018).

В статье представлен анализ гражданского и патриотического воспитания курсантов образовательных учреждений ФСИН России. Аргументировано, что данные виды воспитания являются критерием социальной зрелости личности.

Ключевые слова: гражданское, патриотическое воспитание, социальное становление личности, социальная зрелость личности.

 

Этапы гражданской зрелости личности коррелируют со становлением ответственного индивида. С точки зрения Г. Н. Филонова, степень зрелости молодого человека проявляется через отношение к принятым в обществе нормам, требованиям к конкретным формам проявления ответственности, выполнения общественного долга, служения интересам государства и общества. На более высокой ступени развития гражданская зрелость связана с осознанной целенаправленной гражданской деятельностью. [1, с. 13–14].

Модернизация российского образования затрагивает и образовательные учреждения ФСИН России. От курсантов этих учреждений требуется не только качественное выполнение своих прямых обязанностей, но и готовность выстраивать толерантные отношения с различными социально-профессиональными и этническими группами, обладать гибкостью в способах мышления и действия, быть социально грамотными, оперативно реагировать на перемены, уметь рефлексировать и самоорганизовываться.

Социальное становление личности в научных исследованиях представляется и как процесс, и как результат. В первом случае это явление трактуется как динамика социального развития человека, определяющая его формирование как зрелой личности в ходе воспитания, образования и самовоспитания. Во втором случае подразумевается достигнутый уровень социальной зрелости индивида на определённом отрезке витального пути, который характеризует его способность осознавать свой статус в обществе, автономно определять для себя цели, выстраивать маршруты для их достижения, а также комплекс социально-значимых качеств личности в соответствии с возрастом, стремлении к максимально возможной самоактуализации.

Только социально-зрелая личность способна выбрать конструктивную жизненную стратегию как единственно верную, способствующую формированию патриотизма и гражданственности.

В. И. Лутовинов и С. И. Мешкова отметили наличие социального заказа на воспитание человека «современно образованного, нравственного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего чувством ответственности за судьбу страны». [2, с. 50, 53].

Курсанты Владимирского юридического института ФСИН России участвуют во Всероссийской «Вахте Памяти» на местах сражений, работают в архивах с документами, с региональными Книгами Памяти, ищут родственников погибших и пропавших без вести солдат, участвуют в создании военно-исторического музея и комнаты Боевой Славы, проводят «Уроки Мужества» и другие мероприятия, связанные с памятными датами военной истории России, организуют встречи с ветеранами. На наш взгляд, такая стратегия — наиболее эффективная форма воспитания в юношах и девушках мужества, готовности принимать ответственные решения, выполнять свой гражданский долг, преодолевать трудности и решать проблемы. Деятельность в поисковом отряде формирует у курсантов дисциплинированность, ответственность, решительность, инициативность, самостоятельность, открытость, коммуникативность и заботу о других.

Мы разделяем концепцию А. К. Быкова о том, что в современных реалиях важно формировать патриотическое сознание личности, которое представляет собой сложное образование, базирующееся на любви к «малой» и «большой» Родине, сочетающее в себе совокупность знаний, убеждений, ценностных ориентаций в суждениях об истории своего Отечества, традициях и обычаях своего народа, собственных генетических корнях, окружающей социальной и природной среде, а также мотивационные установки по личностной активности в укреплении могущества страны, готовности к защите Родины. [3, c. 11]

После окончания действия государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 годы» Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 года № 795 утверждена новая, третья государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы». Важнейшая задача, поставленная в государственных программах — создание и функционирование государственной системы патриотического воспитания в России — в определённой степени решена.

Гражданское и патриотическое воспитание курсантов образовательных учреждений ФСИН России — важнейшее направление государственной политики, деятельности органов государственной власти и управления, общественных организаций.

 

Литература:

 

1.         Филонов Г. Н. Деятельностная сущность воспитания // Педагогика, 2008. — № 2. С. 13–14.

2.         Лутовинов В. И., Мешкова С. И. Проблемы воспитания патриотизма // Педагогика, 2008ю — № 7. С. 50–53.

3.         Быков А. К. Формирование патриотического сознания молодёжи // Педагогика, 2010. — № 9. С. 10–19.

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, Российская Федерация, государственная программа, патриотическое воспитание, Патриотическое воспитание граждан, патриотическое воспитание курсантов, социальная зрелость личности, социальное становление личности.


Ключевые слова

патриотическое воспитание, гражданское, социальное становление личности, социальная зрелость личности.

Похожие статьи

Патриотическое воспитание как основа формирования...

Начиная с 2001 года, постановлениями Правительства Российской Федерации, каждые пять лет вводится в действие обновлённая Государственная программа патриотического воспитания граждан.

Государственно-патриотическое воспитание молодых...

Ключевые слова: воспитание, молодые пограничники, патриотизм, патриотическое воспитание, Отечество, формирование.

Принятая 30.12.2015 года новая пятилетняя Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской...

Исторические взгляды и современные подходы патриотического...

Keywords: patriot, patriotism, Patriotic education of preschool children. В настоящее время патриотическое воспитание является ведущим направлением государственной политики.

Патриотическое воспитание современной молодежи

Патриотическое воспитание современной молодежи. Автор: Шульженко Мария Эдуардовна.

Патриотизм не заложен в генах человека: это не наследственное, а социальное качество.

Патриотическое воспитание детей как психолого-педагогическая...

Целью патриотического воспитания является сформированность основ патриотизма как нравственного качества личности, развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление личности...

Патриотическое воспитание как основа формирования личности

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 годы» — М, 2005.

Основные термины (генерируются автоматически): патриотическое воспитание, патриотизм, российский патриотизм, Родина, народ, особое...

Патриотическое воспитание курсантов и его виды

Патриотизм... Трудно переоценить его роль в многовековой истории нашего Отечества. Сегодня мы серьезно осознали, что не возродив патриотических чувств народа, особенно молодежи, его веры в великое будущее своей Родины, нельзя успешно созидать новую Россию.

Формирование личности гражданина и патриота России...

Цель духовно-нравственного воспитания состоит в социально-педагогической поддержке становления и

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской

Формирование гражданско-патриотического воспитания учащихся в...

Практика реализации проектов в гражданско-патриотическом...

В стратегии развития воспитания в Российской Федерации определена исключительная роль семьи в воспитании ребёнка.

Так же отдельно выделено патриотическое воспитание, которое предусматривает «формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Патриотическое воспитание как основа формирования...

Начиная с 2001 года, постановлениями Правительства Российской Федерации, каждые пять лет вводится в действие обновлённая Государственная программа патриотического воспитания граждан.

Государственно-патриотическое воспитание молодых...

Ключевые слова: воспитание, молодые пограничники, патриотизм, патриотическое воспитание, Отечество, формирование.

Принятая 30.12.2015 года новая пятилетняя Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской...

Исторические взгляды и современные подходы патриотического...

Keywords: patriot, patriotism, Patriotic education of preschool children. В настоящее время патриотическое воспитание является ведущим направлением государственной политики.

Патриотическое воспитание современной молодежи

Патриотическое воспитание современной молодежи. Автор: Шульженко Мария Эдуардовна.

Патриотизм не заложен в генах человека: это не наследственное, а социальное качество.

Патриотическое воспитание детей как психолого-педагогическая...

Целью патриотического воспитания является сформированность основ патриотизма как нравственного качества личности, развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление личности...

Патриотическое воспитание как основа формирования личности

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 годы» — М, 2005.

Основные термины (генерируются автоматически): патриотическое воспитание, патриотизм, российский патриотизм, Родина, народ, особое...

Патриотическое воспитание курсантов и его виды

Патриотизм... Трудно переоценить его роль в многовековой истории нашего Отечества. Сегодня мы серьезно осознали, что не возродив патриотических чувств народа, особенно молодежи, его веры в великое будущее своей Родины, нельзя успешно созидать новую Россию.

Формирование личности гражданина и патриота России...

Цель духовно-нравственного воспитания состоит в социально-педагогической поддержке становления и

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской

Формирование гражданско-патриотического воспитания учащихся в...

Практика реализации проектов в гражданско-патриотическом...

В стратегии развития воспитания в Российской Федерации определена исключительная роль семьи в воспитании ребёнка.

Так же отдельно выделено патриотическое воспитание, которое предусматривает «формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою...

Задать вопрос