Философские и психологические особенности занятий восточными единоборствами в процессе формирования личности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №4 (84) февраль-2 2015 г.

Дата публикации: 13.02.2015

Статья просмотрена: 403 раза

Библиографическое описание:

Абдурасулов, Р. А. Философские и психологические особенности занятий восточными единоборствами в процессе формирования личности / Р. А. Абдурасулов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 4 (84). — С. 657-659. — URL: https://moluch.ru/archive/84/15556/ (дата обращения: 20.04.2024).

В данной статье на основе результатов анкетирования и устного опроса учащихся, анализируются философские и психологические особенности занятий восточными единоборствами в процессе формирования личности.

Ключевые слова: восточные единоборства, философские и психологические особенности, процесс формирования личности.

In this article philosophical and psychological features of occupations by oriental martial arts in the course of formation of the personality are analyzed on the basis of results of questioning and oral poll of pupils.

Keywords:oriental martial arts, philosophical and psycological features, process of formation of the personality.

 

В истории развития человечества проблема формирования личности всегда была одной из актуальных. С точки зрения воздействия на данную проблему различных факторов, фактор физических упражнений и спортивных занятий являлся одним из ведущих (Лесгафт П. Ф., Норакидзе В. Г., Черникова О. А. и др.). Мнение о положительном воздействии физических упражнений и спортивных занятий на формирование личности высказывали такие учёные древности, как Гиппократ, Гераклит, Платон, Аристотель. Особое внимание к этой проблеме прослеживается и в трудах восточных мыслителей.

В XX веке интерес к проблеме «спорт и личность» стал возрастать, начали создаваться научно-методологические принципы, позволяющие разработать новые методики преподавания восточных единоборств, и как следствие, в учебный процесс начали активно внедряться полученные в ходе исследований знания, умения и навыки, касающиеся широкого комплекса вопросов. Внедрение в учебный процесс достижений научно-технического прогресса не только снизил возможности негативного влияния на психофизиологические качества человека различных факторов, но и создал предпосылки для устранения различных депрессивных и стрессовых ситуаций во время занятий восточными единоборствами. Мы считаем, что интерес к проблеме «спорт и личность» во многом определятся социальными, психологическими и педагогическими факторами. В психологии существует целый ряд исследований (Рудик А. П., Норакиждез В. Г., Палайма Ю. Ю., Пуни А. Ц. и др.), каждые из которых отражают субъективное отношение, индивидуальный подход авторов по данной проблематике, и, как правило, рассматриваются в комплексе с другими вопросами. Следует отметить, что исследований, посвящённых изучению воздействия на формирование личности упражнений восточными единоборствами и занятий боксом, имеется небольшое количество.

Таблица 1

Философский аспект восточных единоборств

Виды единоборств

Кураш

Бокс

Каратэ

Таэквондо

Дзюдо

1

Закономерности, на которые основываются философия восточных единоборств:

 

 

 

 

 

 

а) борьба добра со злом

50,0

27,0

60,0

62,0

52,0

 

б) гармония природы и человека

20,0

35,0

27,0

22,0

20,0

 

в) борьба противоположностей

36,0

38,0

13,0

16,0

28,0

2

Гармоничность восточных единоборств с мышлением личности слагается из:

 

 

 

 

 

 

а) выявления возможности познания сущности закономерностей природы

28,0

21,0

23,0

27,0

21,0

 

б) выявления возможности осознания взаимосвязи образа жизни личности с законами природы

29,0

23,0

28,0

31,0

26,0

 

в) развития особенностей быстрого и широкого мышления

43,0

56,0

49,0

42,0

53,0

3

Воздействие восточных единоборств на способности мышления личности:

 

 

 

 

 

 

а) формирует мировоззрение

36,0

38,0

25,0

29,0

37,0

 

б) формирует способности логического мышления

46,0

41,0

48,0

46,0

42,0

 

в) развивает чувственное восприятие

18,0

23,0

27,0

25,0

21,0

4

Философия восточных единоборств:

 

 

 

 

 

 

а) направлена на развитие способности логического мышления личности

27,0

26,0

21,0

21,0

24,0

 

б) направлена на быстрое осознание возникающих в жизни различных ситуаций и обстоятельств

28,0

32,0

30,0

28,0

30,0

 

в) направлена на глубокое осознание постоянной борьбы противоположностей добра со злом в жизни человечества

45,0

42,0

49,0

51,0

46,0

5

Факторы, на которые опираются восточные единоборства при формировании гармонично развитой личности:

 

 

 

 

 

 

а) фактор физического развития личности

21,0

22,0

20,0

21,0

21,0

 

б) фактор духовного развития личности

27,0

24,0

21,0

21,0

26,0

 

в) фактор духовного, умственного, физического и духовно-нравственного развития личности

52,0

54,0

59,0

58,0

53,0

 

Как видно из вышеприведённой таблицы, на вопрос «Закономерности, на которые основываются философия восточных единоборств» 50,0–62,0 процентов учащихся, занимающихся такими видами восточных единоборств как национальная борьба — кураш, каратэ, таэквондо, дзюдо, выбрали ответ «борьба добра со злом». Этот ответ выбрали 27,0 процентов учащихся, занимающихся боксом, что свидетельствует о том, что философские основы таких видов восточных единоборств как дзюдо, каратэ и таэквондо взаимосвязаны между собой.

На вопрос из чего слагается гармоничность восточных единоборств с мышлением личности учащиеся, занимающиеся всеми видами восточных единоборств, выбрали вариант «развития особенностей быстрого и широкого мышления» (43,0; 56,0; 49,0; 42,0; 53,0), на оставшиеся два варианта ответа учащиеся особого внимания не обратили. Таким образом, основываясь на результатах выбранных вариантов ответа учащихся-спорстменов можно сделать вывод, что занятие восточными единоборствами и боксом оказывает положительное влияние на развитие кругозора и расширение границ мышления, также на свойство оперативного реагирования на происходящие события. Далее с полной уверенностью можно сказать, что вышеуказанные виды восточных единоборств способствуют формированию у учащихся не только физических качеств, но и помогают формированию у них философского мировоззрения, развития мышления. Можно также сделать вывод, что во время занятий восточными единоборствами учащиеся получают возможность усвоить определенные знания о воздействии законов природы на образ жизни личности.

На вопрос анкеты о воздействии восточных единоборств на способность личности самостоятельно мыслить и рассуждать, 41,0–48,0 процентов учащихся выбрали ответ «формирует способности логического мышления», свидетельствующий о том, что занятия восточными единоборствами и боксом оказывают положительное влияние не только на физическое, но и на психологическое развитие личности.

В целях изучения мнения учащихся-спортсменов, регулярно занимающихся восточными единоборствами и боксом, о философской основе и философской сущности восточных единоборств, были получены определенные ответы, которые были тщательно проанализированы. Таким образом, на вопрос анкеты на какие жизненно важные аспекты направлена философская основа восточных единоборств, 42,0–51,0 процентов учащихся выбрали ответ «в», т. е. направлена на глубокое осознание постоянной борьбы противоположностей — добра со злом в жизни человечества. 21,0–27,0 процентов респодентов выбрали ответ «а», т. е. направлена на развитие способности логического мышления личности; 28,0–32,0 процентов учащихся выбрали ответ «б», т. е. направлена на быстрое осознание возникающих в жизни различных ситуаций и обстоятельств.

При анализе выбранных респондентами ответов, выяснилось, что в процессе занятий восточными единоборствами учащиеся, вместе с закаливанием организма, осознают тот факт, что занятия в основном направлены на быстрое осознание возникающих в жизни различных ситуаций и обстоятельств, формированию способности логически мыслить, т. е. стало очевидным, что у учащихся соображают, имеют определённое представление об объективной действительности, они глубоко обдумывают, размышляют, действуют обдуманно.

На вопрос анкеты указывающий, на какие факторы следует опираться при формировании гармонично развитой личности, выяснилось, что 52,0–58,0 процентов учащихся склоняются к фактору духовного, умственного, физического и духовно-нравственного развития личности. 20,0–22,0 процентов выбрали фактор физического развития личности, 21,0–26,0 процент отдали предпочтение фактору духовного развития личности.

Основываясь на результаты опроса среди учащихся, занимающихся восточными единоборствами и боксом, можно сказать, что занятия восточными единоборствами расширяют и углубляют внутренний мир учащегося, позволяют ему сделать выбор между добром и злом, плохим и хорошим, осознать гармоничную взаимосвязь между природой и человеком, формируют у него способность мыслить логически, оказывают положительное влияние на всесторонне и гармоничное развитие личности, имеют основополагающее значение при становлении молодого человека как личность. Вместе с этим, занятия восточными единоборствами создают возможность выявить внутренние психические качества, способствуют саморазвитию личности.

 

Литература:

 

1.         Каримов И. А. Гармонично развитое поколение — основа прогресса Узбекистана. — Ташкент: «Узбекистан», 1998.

2.         Каримов И. А. Высокая духовность — непобедимая сила. — Ташкент: «Маънавият», 2011.

3.         Гайнутдинов Р. З., Гаппаров З. Г. К вопросу изучения некоторых психофизилогических реакций у боксёров на заниятиях повышения спортивного мастерства. / Тезисы III-ей межвузовской республиканской конференции. Ташкент, 1976.

4.         Гребень Н. Ф. Психологические тесты для профессионалов. Минск: Современник, 2007.

5.         Павлов И. П. Полн. собр. соч. в 6 т. (8-ми книгах). Т. 2. — М.: Изд-во АН СССР, 1951.

6.         Пейсахов Н. М., Саморегуляция и типологические свойства нервной системы. Изд-во Казанского университета, 1974.

7.         Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — М.: Изд-во МГУ, 1972.

Основные термины (генерируются автоматически): единоборство, процент учащихся, быстрое осознание, положительное влияние, духовно-нравственное развитие личности, духовное развитие личности, логическое мышление, особое внимание, философская основа, широкое мышление.


Ключевые слова

восточные единоборства, философские и психологические особенности, процесс формирования личности., процесс формирования личности

Похожие статьи

Вклад отечественных ученых в развитие проблемы...

Духовно-нравственное развитие - это постоянный процесс, он наступает с появления на свет человека и не прекращается целую жизнь, и ориентирован на

Самосознание и самопознание как основные компоненты духовно-нравственного воспитания личности студента.

Формирование духовного мира личности и интеллектуальное...

Именно этого и требует концепция духовно-нравственного развития личности гражданина России. А современный выпускник должен. - уметь самостоятельно приобретать знания.

Формирование мировоззрения учащихся на уроках...

Они представляют собой оценочное суждение личности и оказывают определенное влияние на поведение человека.

Обязательным условием этой работы является развитие у учащихся диалектического мышления.

Воспитание нравственности на уроках математики | Молодой ученый

В настоящее время проблема развития нравственной сферы личности выступает как наиболее актуальная.

Особое значение нравственного воспитания личности обретает в выборе направления профессионального обучения учащимися школы [4, с. 8–9] в старших...

Духовно-нравственное воспитание личности | Статья в журнале...

Духовно-нравственное воспитание личности. Авторы: Горлина Ольга Андреевна, Горлина Лариса Анатольевна.

Духовно-нравственное воспитание как основа формирования личности будущего врача.

Самосознание и самопознание как основные компоненты...

Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания. Вклад отечественных ученых в развитие проблемы духовно-нравственного воспитания личности ребенка.

Духовно-нравственное воспитание в процессе непрерывного...

При переосмыслении ценностей особо значимыми является проблема духовно-нравственной ориентации учащихся на основе исторической памяти, осознания прошлого, настоящего, в построении образа будущего и своей жизненной перспективы.

Понятие и потребность духовно-нравственного воспитания

Развитие роли духовно-нравственного воспитания в жизни общества, воспитание молодого поколения на

Задача духовно-нравственного воспитания учащихся, во всех государствах являясь в сущности сложной и многогранной, требует теоретического и практического подхода.

Духовно-нравственное воспитание учащихся в условиях...

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы.

Но системно и последовательно в сфере образования происходит духовно-нравственное и эстетическое воспитание личности.

Похожие статьи

Вклад отечественных ученых в развитие проблемы...

Духовно-нравственное развитие - это постоянный процесс, он наступает с появления на свет человека и не прекращается целую жизнь, и ориентирован на

Самосознание и самопознание как основные компоненты духовно-нравственного воспитания личности студента.

Формирование духовного мира личности и интеллектуальное...

Именно этого и требует концепция духовно-нравственного развития личности гражданина России. А современный выпускник должен. - уметь самостоятельно приобретать знания.

Формирование мировоззрения учащихся на уроках...

Они представляют собой оценочное суждение личности и оказывают определенное влияние на поведение человека.

Обязательным условием этой работы является развитие у учащихся диалектического мышления.

Воспитание нравственности на уроках математики | Молодой ученый

В настоящее время проблема развития нравственной сферы личности выступает как наиболее актуальная.

Особое значение нравственного воспитания личности обретает в выборе направления профессионального обучения учащимися школы [4, с. 8–9] в старших...

Духовно-нравственное воспитание личности | Статья в журнале...

Духовно-нравственное воспитание личности. Авторы: Горлина Ольга Андреевна, Горлина Лариса Анатольевна.

Духовно-нравственное воспитание как основа формирования личности будущего врача.

Самосознание и самопознание как основные компоненты...

Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания. Вклад отечественных ученых в развитие проблемы духовно-нравственного воспитания личности ребенка.

Духовно-нравственное воспитание в процессе непрерывного...

При переосмыслении ценностей особо значимыми является проблема духовно-нравственной ориентации учащихся на основе исторической памяти, осознания прошлого, настоящего, в построении образа будущего и своей жизненной перспективы.

Понятие и потребность духовно-нравственного воспитания

Развитие роли духовно-нравственного воспитания в жизни общества, воспитание молодого поколения на

Задача духовно-нравственного воспитания учащихся, во всех государствах являясь в сущности сложной и многогранной, требует теоретического и практического подхода.

Духовно-нравственное воспитание учащихся в условиях...

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы.

Но системно и последовательно в сфере образования происходит духовно-нравственное и эстетическое воспитание личности.

Задать вопрос