Бенчмаркинг в области качества продукции и услуг | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №3 (83) февраль-1 2015 г.

Дата публикации: 02.02.2015

Статья просмотрена: 1778 раз

Библиографическое описание:

Шмелева, Е. И. Бенчмаркинг в области качества продукции и услуг / Е. И. Шмелева, Н. Б. Губер, О. В. Богатова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 3 (83). — С. 256-259. — URL: https://moluch.ru/archive/83/15408/ (дата обращения: 19.04.2024).

Одним из методов повышения эффективности организации на основе изучения качества является бенчмаркинг. В статье рассмотрены основные этапы внедрения бенчмаркинга, показана целесообразность применения бенчмаркинга на российских предприятиях.

Ключевые слова: бенчмаркинг, управление качеством, эффективность.

 

Бенчмаркинг, наряду с реинжинирингом и QFD-методологией, относится к современным методам обеспечения и улучшения качества продукции и услуг [9, 18–20].

Некоторые авторы в области качества понимают бенчмаркинг как постоянный процесс оценки продукции или услуги по отношению к лучшим образцам и (или) компаниям [1–3, 10, 11]. По мнению других авторов бенчмаркинг — это вид деятельности, при которой производится оценивание и глубокая диагностика товаров, услуг, способа управления, и опыта тех компаний, которые добились высокого положения на рынке товаров и услуг [4–8, 12–19].

Деятельность бенчмаркетинга направлена на поиск лучших примеров и обучение на их основе, то есть поиск лучшего в работе других организаций и применение этого метода работы в своей деятельности.

В любом случае ключевыми словами в этих терминах, как и при развертывании функции качества, являются «оценка», «эталон», «сравнение» [3, 8].

Цель бенчмаркинга — стимулирование бизнеса, его усовершенствование, повышение конкурентоспособности продукции или услуги. К основным задачам бенчмаркинга следует отнести следующие:

1)        сравнение показателей своей фирмы, продукции или услуги с показателями прочих фирм-конкурентов на рынке, с предприятиями- лидерами;

2)        применение удачного и результативного опыта других организаций в своей деятельности.

Процесс бенчамаркинга в области качества продукции и услуг состоит из нескольких этапов:

1)        Выявление сторон организации для улучшения. На данном этапе определяются пробелы и успешные стороны организации. Слабые стороны, которые у других организаций являются сильными, становятся объектами бенчмаркинга.

2)        Определение предмета эталонного сопоставления — определение структуры своего бизнеса, нахождение тех связей, которые игнорировались, но которые оказались очень важными для жизнедеятельности организации.

3)        Поиск эталонной компании и выбор формы эталонного сопоставления.

В России поиск эталонных компаний является скрытым. Отечественным производителям продукции и услуг необходимо самостоятельно искать компании-эталоны в отраслевых журналах, на семинарах и выставках, по отзывам клиентов. Основным инструментом в определении эталонной компании выступает Президентская программа подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации, реализуемая с 1998 г. После завершения подготовки в образовательных учреждениях участникам программы предоставляется возможность прохождения стажировки на ведущих российских или зарубежных предприятиях, которая в дальнейшем помогает осуществить процесс бенчамаркинга на своем предприятии.

За рубежом практика бенчамаркинга, наоборот, является открытой, компании свободно делятся своим опытом. Одним из примеров такого обмена опытом является Европейский фонд управления качеством, призванный помочь европейским организациям в повышении их конкурентоспособности за счет улучшения методов управления и качества продукции и услуг. В организации происходит обмен полезной информацией между компаниями, а также налаживание взаимодействий с будущими партнерами по бенчмаркингу.

4)        Сбор информации. Самый простой способ сбора информации — контрольный лист. Оценочным элементом могут являться критерии, функции организации, этапы различных процессов подразделений организации.

5)        Анализ информации, определение ограничений по реализации проекта и разработка плана внедрения. Возможно, на этом этапе выявятся ограничения, в связи с которыми ранее планируемый объект не удастся реализовать. Сразу же проводится диагностика этих ограничений и их минимизация.

6)        Внедрение полученного опыта в деятельность организации.

Необходимо отметить, что ряд ученых считают, что невозможно просто перенести опыт одной организации на другую без тщательного улучшения требований, которые следует доработать, чтобы они подходили под условия компании. Простое копирование не даст плодотворных результатов.

7)        Повторная самооценка и анализ улучшений.

Вторичное оценивание, изменение неудачных результатов происходит через «колесо бенчмаркинга», модель которого приведена на рисунке 1 [7].

Рис. 1. Модель бенчмаркинга

 

Модель колеса бенчмаркинга представляет собой цикл повторений в решении проблемы — приобретение усовершенствований шаг за шагом и возобновление цикла совершенствования снова и снова. Данная модель помогает достигнуть намеченных результатов, расставить новые приоритеты и искать новые перспективы для эталонного сопоставления. Считается, что процесс бенчамаркинга на предприятии должен осуществляться не менее 6 месяцев.

Таким образом, бенчмаркинг является эффективным инструментом повышения качества продукции и услуг как в производственной, так и в непроизводственных сферах деятельности. Бенчмаркинг не должен ограничиваться изучением опыта «работы конкурентов и мировых лидеров». Этот метод должен стать одним из ключевых в процессе непрерывного совершенствования любой деятельности, так как бенчмаркинг — это систематически выполняемое сравнение элементов деятельности с аналогичными элементами более успешной деятельности на макро- и микроуровнях.

 

Литература:

 

1.         Ребезов М. Б., Малакичева Е. С. Бенчмаркинговая деятельность предприятия в пищевой промышленности. Конкурс грантов студентов, аспирантов и молодых ученых вузов Челябинской обл.: сб. рефератов НИР. Челябинск, ЮУрГУ, 2007. С. 205–206.

2.         Андрусив У. Я. Бенчмаркинг — инструмент совершенствования стратегического управления конкурентноспособностью предприятия. Международное научное издание Современные фундаментальные и прикладные исследования. 2013. Т. 2. № 1 (8). С. 17–19.

3.         Тасуева Т. С. Бенчмаркинг в складской логистике. Научное обозрение. 2013. № 4. С. 248–250.

4.         Ребезов М. Б., Вайскробова Е. С., Максимюк Н. Н. От лучшего управления — к лучшему качеству. Система менеджмента качества на основе международных стандартов ИСО серии 9000. Магнитогорск, 2008. 132 с.

5.         Ребезов М. Б., Максимюк Н. Н., Богатова О. В., Курамшина Н. Г., Вайскробова Е. С. Интегрированные системы менеджмента качества на предприятиях пищевой промышленности. Магнитогорск, 2009. 357 с.

6.         Вайскробова Е. С., Ребезов М. Б. Модель управления пищевыми предприятиями. Современное состояние и перспективы развития пищевой промышленности и общественного питания: мат. II всерос. научн.-практ. конф. Челябинск: ЮУрГУ, 2009. С. 11–13.

7.         Выдрина Н. В., Губер Н. Б., Косолапова А. С., Переходова Е. А. Влияние потребительских предпочтений на технические характеристики продукта. Молодой ученый. 2014. № 8. С. 150–153.

8.         Губер Н. Б., Кожевникова Е. Ю., Кожемякина А. Е., Мардар М. Р., Ребезов М. Б. Система качества на предприятиях розничной торговли. Инновацияларды дамытудағы Қазақстан жастарының рөлі: мат. жоғары оқу орындары арасындағы ғылы-тәжірибелік конф., 26–27 суәiр 2013 ж., Қайнар университеті. Алматы: Қайнар университеті, 2013. Б. 10–14.

9.         Губер Н. Б., Глухова Я. А. Разработка новых мясопродуктов с помощью QDF-методологии. Инновационные технологии в пищевой промышленности: наука, образование и производство: материалы конференции. Воронеж, 2013. С. 762–766.

10.     Дуць А. О., Ребезов М. Б., Ребезов Я. М., Ковтун М. А., Зинина О. В. Разработка «Дома качества» для производства мясных снэков. Молодой ученый. 2014. № 9 (68). С. 135–139.

11.     Кане М. М., Иванов Б. В., Корешков В. Н., Схиртладзе А. Г. Системы, методы и инструменты менеджмента качества. С-Пб.: Питер, 2008. 560 с.

12.     Кофанова М. Ю., Губер Н. Б., Косолапова А. С. Технические характеристики продукции как отражение потребительских предпочтений. Молодой ученый. 2014. № 9. С. 173–175.

13.     Ребезов М. Б., Богатова О. В., Курамшина Н. Г. Создание интегрированных систем менеджмента качества на предприятиях пищевой промышленности. Пищевая промышленность: состояние, проблемы, перспективы: мат. междунар. научн.-практ. конф. Оренбург: ОГУ, 2009. С. 70–74.

14.     Цой В. А., Ребезов М. Б. Анализ развития менеджмента качества. Ученые записки института сельского хозяйства и природных ресурсов НовГУ. Т. 17. Вып. 2. В.Новгород, 2009. С. 105–109.

15.     Ребезов М. Б., Медяник Н. Л. Стандартизация и сертификация мяса и мясопродуктов. А.Байтурсынов ат. КМУ Fы-лыми хабаршысы ауыл шаруа-шилык fылымдар сериясы. Костанай, 2003. Сер. 4. Вып. 3. С. 59–61.

16.     Ребезов М. Б., Лукьянов С. И. Обеспечение качества испытаний.Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова. 2006. № 4. С. 115–117.

17.     Ребезов М. Б., Залилов Р. В. Интегрированная система менеджмента качества предприятия. Качество продукции, технологий и образования: сб. тр. научн.-практ. конф. Магнитогорск, 2007. С. 9–12.

18.     Ребезов М. Б., Павлова Ю. К., Черепова А. М. Обеспечение качества и безопасности продукции на основе применения принципов ХАССП. Качество продукции, технологий и образования: сб. тр. научн.-практ. конф. Магнитогорск, 2007. С. 36–37.

19.     Ребезов М. Б., Грашина Е. П. Использование статистических методов для анализа качества и безопасности пищевых продуктов. Качество продукции, технологий и образования: мат. III всерос. научн.-практ. конф. Магнитогорск, 2008. С. 135–138.

Основные термины (генерируются автоматически): услуга, эталонное сопоставление, компания, сбор информации, эталонная компания.


Похожие статьи

Оценка эффективности процессов предприятия с использованием...

Знания, получаемые при эталонном сопоставлении, адаптируются и внедряются в собственные процессы организации.

Третий этап - Сбор информации. Источниками данных других компаний являются публичная отчетность, опубликованные интервью и статьи...

Использование операционного бенчмаркинга в деятельности...

Мало кто знает и обращает внимание на эталонное сравнение с конкурентами, не

На первом этапе «Анализ компании и определение областей для усовершенствования» проводится

Этап «Сбор и анализ информации» играет существенную роль в процессе бенчмаркинга.

Практика бенчмаркинговых исследований как аналитический...

Бенчмаркинг (от англ.Benchmarking), сопоставительный анализ на основе эталонных показателей — это процесс определения, понимания и адаптации имеющихся примеров

Сбор необходимой информации.

Так, например, в компании IBM количество этапов составляет 15.

Рейтинговый метод как способ мониторинга дополнительных...

Используя существующие финансовые отчеты, проводится сбор информации по каждой услуге в зависимости от взятых критериев.

По каждому критерию необходимо определить принцип, по которому будут распределяться места рейтинга, и назначить эталон.

Проблемы внедрения CRM | Статья в журнале «Молодой ученый»

Итак, CRM — корпоративная информационная система, призванная автоматизировать работу менеджеров, их взаимодействие с клиентами компании.

CIF-системы (Customer Information File) — системы для сбора эталонной информации о клиентах из разнородных источников и...

Автоматизация учета контроля качества и профилактики брака...

Полезная информация. Спецвыпуски.

Компания ЗАО «Окна Эталон», торгово-сервисная компания, занимается установкой окон и остеклением балконов в соответствии с самыми высокими стандартами качества.

Уровень репутационных моделей бизнес-процессов

- Расчет динамики рыночных показателей компании. Связь динамик репутации и таких

Сопоставление целей с процессами. Решаемая задача (цель). Эталонный процесс в/у.

Управление информацией. Входные данные. Мониторинг репутации контрагентов.

Клиентский опыт как инструмент конкурентоспособности...

Необходим мониторинг, сбор и анализ и отзывов о компании с целью повышения лояльности клиентов путем улучшения качества продуктов и услуг, а также улучшения

Клиенты не воспринимают сегодня информацию, идущую от компаний в форме авторитарного монолога.

Event-маркетинг в системе коммуникаций IT-компании...

В компании внедрена и функционирует Глобальная программа измерения производительности, которая позволяет обрабатывать информацию для сравнения событий из года в год.

Оценка эффективности процессов предприятия с использованием...

Знания, получаемые при эталонном сопоставлении, адаптируются и внедряются в собственные процессы организации.

Третий этап - Сбор информации. Источниками данных других компаний являются публичная отчетность, опубликованные интервью и статьи...

Использование операционного бенчмаркинга в деятельности...

Мало кто знает и обращает внимание на эталонное сравнение с конкурентами, не

На первом этапе «Анализ компании и определение областей для усовершенствования» проводится

Этап «Сбор и анализ информации» играет существенную роль в процессе бенчмаркинга.

Практика бенчмаркинговых исследований как аналитический...

Бенчмаркинг (от англ.Benchmarking), сопоставительный анализ на основе эталонных показателей — это процесс определения, понимания и адаптации имеющихся примеров

Сбор необходимой информации.

Так, например, в компании IBM количество этапов составляет 15.

Рейтинговый метод как способ мониторинга дополнительных...

Используя существующие финансовые отчеты, проводится сбор информации по каждой услуге в зависимости от взятых критериев.

По каждому критерию необходимо определить принцип, по которому будут распределяться места рейтинга, и назначить эталон.

Проблемы внедрения CRM | Статья в журнале «Молодой ученый»

Итак, CRM — корпоративная информационная система, призванная автоматизировать работу менеджеров, их взаимодействие с клиентами компании.

CIF-системы (Customer Information File) — системы для сбора эталонной информации о клиентах из разнородных источников и...

Автоматизация учета контроля качества и профилактики брака...

Полезная информация. Спецвыпуски.

Компания ЗАО «Окна Эталон», торгово-сервисная компания, занимается установкой окон и остеклением балконов в соответствии с самыми высокими стандартами качества.

Уровень репутационных моделей бизнес-процессов

- Расчет динамики рыночных показателей компании. Связь динамик репутации и таких

Сопоставление целей с процессами. Решаемая задача (цель). Эталонный процесс в/у.

Управление информацией. Входные данные. Мониторинг репутации контрагентов.

Клиентский опыт как инструмент конкурентоспособности...

Необходим мониторинг, сбор и анализ и отзывов о компании с целью повышения лояльности клиентов путем улучшения качества продуктов и услуг, а также улучшения

Клиенты не воспринимают сегодня информацию, идущую от компаний в форме авторитарного монолога.

Event-маркетинг в системе коммуникаций IT-компании...

В компании внедрена и функционирует Глобальная программа измерения производительности, которая позволяет обрабатывать информацию для сравнения событий из года в год.

Похожие статьи

Оценка эффективности процессов предприятия с использованием...

Знания, получаемые при эталонном сопоставлении, адаптируются и внедряются в собственные процессы организации.

Третий этап - Сбор информации. Источниками данных других компаний являются публичная отчетность, опубликованные интервью и статьи...

Использование операционного бенчмаркинга в деятельности...

Мало кто знает и обращает внимание на эталонное сравнение с конкурентами, не

На первом этапе «Анализ компании и определение областей для усовершенствования» проводится

Этап «Сбор и анализ информации» играет существенную роль в процессе бенчмаркинга.

Практика бенчмаркинговых исследований как аналитический...

Бенчмаркинг (от англ.Benchmarking), сопоставительный анализ на основе эталонных показателей — это процесс определения, понимания и адаптации имеющихся примеров

Сбор необходимой информации.

Так, например, в компании IBM количество этапов составляет 15.

Рейтинговый метод как способ мониторинга дополнительных...

Используя существующие финансовые отчеты, проводится сбор информации по каждой услуге в зависимости от взятых критериев.

По каждому критерию необходимо определить принцип, по которому будут распределяться места рейтинга, и назначить эталон.

Проблемы внедрения CRM | Статья в журнале «Молодой ученый»

Итак, CRM — корпоративная информационная система, призванная автоматизировать работу менеджеров, их взаимодействие с клиентами компании.

CIF-системы (Customer Information File) — системы для сбора эталонной информации о клиентах из разнородных источников и...

Автоматизация учета контроля качества и профилактики брака...

Полезная информация. Спецвыпуски.

Компания ЗАО «Окна Эталон», торгово-сервисная компания, занимается установкой окон и остеклением балконов в соответствии с самыми высокими стандартами качества.

Уровень репутационных моделей бизнес-процессов

- Расчет динамики рыночных показателей компании. Связь динамик репутации и таких

Сопоставление целей с процессами. Решаемая задача (цель). Эталонный процесс в/у.

Управление информацией. Входные данные. Мониторинг репутации контрагентов.

Клиентский опыт как инструмент конкурентоспособности...

Необходим мониторинг, сбор и анализ и отзывов о компании с целью повышения лояльности клиентов путем улучшения качества продуктов и услуг, а также улучшения

Клиенты не воспринимают сегодня информацию, идущую от компаний в форме авторитарного монолога.

Event-маркетинг в системе коммуникаций IT-компании...

В компании внедрена и функционирует Глобальная программа измерения производительности, которая позволяет обрабатывать информацию для сравнения событий из года в год.

Оценка эффективности процессов предприятия с использованием...

Знания, получаемые при эталонном сопоставлении, адаптируются и внедряются в собственные процессы организации.

Третий этап - Сбор информации. Источниками данных других компаний являются публичная отчетность, опубликованные интервью и статьи...

Использование операционного бенчмаркинга в деятельности...

Мало кто знает и обращает внимание на эталонное сравнение с конкурентами, не

На первом этапе «Анализ компании и определение областей для усовершенствования» проводится

Этап «Сбор и анализ информации» играет существенную роль в процессе бенчмаркинга.

Практика бенчмаркинговых исследований как аналитический...

Бенчмаркинг (от англ.Benchmarking), сопоставительный анализ на основе эталонных показателей — это процесс определения, понимания и адаптации имеющихся примеров

Сбор необходимой информации.

Так, например, в компании IBM количество этапов составляет 15.

Рейтинговый метод как способ мониторинга дополнительных...

Используя существующие финансовые отчеты, проводится сбор информации по каждой услуге в зависимости от взятых критериев.

По каждому критерию необходимо определить принцип, по которому будут распределяться места рейтинга, и назначить эталон.

Проблемы внедрения CRM | Статья в журнале «Молодой ученый»

Итак, CRM — корпоративная информационная система, призванная автоматизировать работу менеджеров, их взаимодействие с клиентами компании.

CIF-системы (Customer Information File) — системы для сбора эталонной информации о клиентах из разнородных источников и...

Автоматизация учета контроля качества и профилактики брака...

Полезная информация. Спецвыпуски.

Компания ЗАО «Окна Эталон», торгово-сервисная компания, занимается установкой окон и остеклением балконов в соответствии с самыми высокими стандартами качества.

Уровень репутационных моделей бизнес-процессов

- Расчет динамики рыночных показателей компании. Связь динамик репутации и таких

Сопоставление целей с процессами. Решаемая задача (цель). Эталонный процесс в/у.

Управление информацией. Входные данные. Мониторинг репутации контрагентов.

Клиентский опыт как инструмент конкурентоспособности...

Необходим мониторинг, сбор и анализ и отзывов о компании с целью повышения лояльности клиентов путем улучшения качества продуктов и услуг, а также улучшения

Клиенты не воспринимают сегодня информацию, идущую от компаний в форме авторитарного монолога.

Event-маркетинг в системе коммуникаций IT-компании...

В компании внедрена и функционирует Глобальная программа измерения производительности, которая позволяет обрабатывать информацию для сравнения событий из года в год.

Задать вопрос