Исследование потребительских предпочтений и оценка соответствия чёрного байхового чая, реализуемого в розничной торговой сети | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №3 (83) февраль-1 2015 г.

Дата публикации: 02.02.2015

Статья просмотрена: 1363 раза

Библиографическое описание:

Даренских, А. Г. Исследование потребительских предпочтений и оценка соответствия чёрного байхового чая, реализуемого в розничной торговой сети / А. Г. Даренских, Н. Б. Губер, В. И. Боган. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 3 (83). — С. 119-122. — URL: https://moluch.ru/archive/83/15389/ (дата обращения: 20.04.2024).

Приведены результаты опроса потребителей г. Челябинска по предпочтениям при выборе черного байхового чая, на основании которых представлены рекомендации по выбору наиболее популярных торговых марок чая.

Ключевые слова: качество, чай чёрный байховый, потребительские предпочтения, органолептическая оценка.

 

На сегодняшний день, среди всех напитков, которые употребляет население России, чай занимает одно из главных мест. Во всём мире, и в том числе в России, растёт интерес к чайной культуре, потребитель лучше разбирается в выборе, становится более требовательным к качеству, соответственно совершенствуются и методологии испытаний пищевых продуктов [2–4, 12]. В свою очередь, чайные производители стремятся удовлетворить потребительские запросы, поставляя новую и разнообразную продукцию.

Нами было проведено социологическое исследование, в котором приняли участие как мужчины (50 %), так и женщины (50 %), предпочтительно в возрасте от 21 до 23 лет. Методика проведения исследований заключалась в анкетировании респондентов с последующей статистической обработкой полученных данных [1,5–11,13,14].

На рисунке 1 представлено соотношение возрастных категорий респондентов, участвовавших в опросе.

В ходе опроса учитывался среднемесячный доход на одного члена семьи и частота употребления чая в рационе респондента. Несмотря на обилие представленных в продаже пакетированных чаёв, в 80 случаях из 100 челябинский потребитель приобретает развесной. При покупке чая, в первую очередь, внимание обращают на органолептические показатели: вкус, крепость, аромат, цвет (35 %); цену (21 %); торговую марку, фирму (19 %); упаковку (16 %). Лишь 9 % опрошенных руководствуются иными мотивами при выборе чая, например, интересуются страной происхождения чая.

Рис. 1. Соотношение возрастных категорий, участвовавших в опросе

 

Для многих россиян любимым чаем остаётся чёрный крупнолистовой байховый чай. При покупке чая прежде всего следует обращать внимание на внешний вид. Для лучшей сохранности чай должен быть упакован герметично, хотя бы с использованием специальной металлической плёнки (фольги).

Большинство жителей города Челябинска при выборе чая своё предпочтение отдают марке «Greenfield», немало поклонников у не менее известной марки «Lipton», так же в тройку лидеров входит чай марки «Ahmad». Ниже, в виде диаграммы, на рисунке 2 представлены результаты предпочтений при выборе чая.

Рис. 2. Потребительские предпочтения при выборе торговых марок чая

 

Что касается ценового вопроса, то большая часть опрошенных готова заплатить за упаковку чая от 50 до 100 рублей с учётом веса упаковки (в граммах) от 50 до 100. Результаты опроса представлены на рисунке 3.

Рис. 3. Сумма, которую покупатель готов заплатить за упаковку чая (руб.)

 

Лидерами среди добавок к чаю оказались самые традиционные добавки, такие как: лимон, молоко, сахар. Мята также является одним из фаворитов в этом ряду. Как известно, она обладает успокаивающим эффектом, помогает бороться с простудой и улучшает сон. Сушёные ягоды, имбирь, жасмин и гибискус тоже отличные добавки к чаю, но не получившие признания у большинства респондентов.

В ходе исследований с целью органолептической оценки чая авторами были отобраны образцы, упоминаемые респондентами. Результаты оценки байхового чая, реализуемого на потребительском рынке г. Челябинска, приведены в таблице 1.

Таблица 1

Органолептическая оценка чая чёрного

Наименование показателя

Характеристика по ГОСТ 1938

Фактически, Чай черный

цейлонский «Бета Чай ОПА»

байховый цейлонский «Акбар»

«Royal Japur»

байховый «Lipton Yellow Label Tea»

байховый «Гринфилд Голден Цейлон»

Аромат и вкус

Нежный аромат, приятный с терпкостью вкус

сильно терпкий

нежный аромат, приятный с терпкостью вкус

Настой

Яркий, прозрачный «средний»

Цвет разваренного листа

Однородный, коричнево-красного цвета

не однородный

Внешний вид (уборка)

Ровный, однородный, хорошо скрученный

однородный, коричнево-красного цвета

не однородный

 

В результате проведённой органолептической оценки установлено, что чай чёрный байховый «Гринфилд Голден Цейлон», чай чёрный байховый «Lipton Yellow Label Tea», чай «Royal Japur» не соответствуют полностью нормируемым органолептическим характеристикам по ГОСТ 1938 «Чай чёрный байховый фасованный. Технические условия». Чай чёрный байховый «Lipton Yellow Label Tea», чай «Royal Japur» обладали чрезмерно терпким вкусом. Чай чёрный байховый «Гринфилд Голден Цейлон», чай чёрный байховый «Lipton Yellow Label Tea» отличились от остальных образцов цветом разваренного листа, а именно его неоднородностью. При рассмотрении внешнего вида (уборки) чайного листа, образцы чая чёрного байхового «Гринфилд Голден Цейлон» и «Lipton Yellow Label Tea» оказались не соответствующими требованиям ГОСТ 1938: чайный лист был повреждённым, не однородным, с посторонними примесями.

Следовательно, можно сделать вывод, что наилучшие результаты показали два образца чая: чай чёрный, цейлонский «Бета Чай ОПА» и чай чёрный байховый цейлонский «Акбар», которые по всем органолептическим параметрам соответствуют требованиям ГОСТ 1938.

Таким образом, в результате проведенных исследований установлено, что потребительские предпочтения чая не всегда коррелируют с его вкусовыми достоинствами. Потребитель при выборе чая ориентируется прежде всего на узнаваемость торговой марки и стоимость одной упаковки чая.

 

Литература:

 

1.                  Альхамова Г. К., Ребезов М. Б., Амерханов И. М., Мазаев А. Н. Анализ потребительских предпочтений при выборе творожных продуктов. Молодой ученый. 2013. № 3. С. 13–16.

2.                  Белокаменская А. М., Ребезов М. Б., Мазаев А. Н., Ребезов Я. М., Зинина О. В. Применение физико-химических методов исследований в лабораториях Челябинской области. Молодой ученый. 2013. № 4. С. 48–53.

3.                  Белокаменская А. М., Ребезов М. Б., Мазаев А. Н., Ребезов Я. М., Максимюк Н. Н., Асенова Б. К. Исследование пищевых продуктов и продовольственного сырья на содержание ртути атомно-абсорбционным методом. Молодой ученый. 2013. № 10. С. 98–101.

4.                  Белокаменская А. М., Ребезов М. Б., Мухамеджанова Э. К. Подбор современного оборудования для определения токсичных элементов с целью обеспечения качества испытаний. Торгово-экономические проблемы регионального бизнес пространства. 2013. № 1. С. 292–296.

5.                  Выдрина Н. В., Губер Н. Б., Ковтун М. А., Паульс Е. А. Изучение потребительских предпочтений сычужных сыров г.Челябинска. Молодой ученый. 2014. № 9 (68). С. 123–126.

6.                  Етимбаева А. Р., Губер Н. Б. Анализ потребительских предпочтений водочной продукции г. Челябинска. Экономика и бизнес. Взгляд молодых. 2013. № 1. С. 414.

7.                  Rebezov M. B., Naumova N. L., Lukin A. A., Alkhamova G. K., Khayrullin M. F. Food behavior of consumers (for example, Chelyabinsk). Вопросы питания. 2011. № 6. С. 23.

8.                  Лукин А. А., Хайруллин М. Ф., Наумова Н. Л., Альхамова Г. К., Ребезов М. Б. Изучение отношения потребителей к обогащенным продуктам питания. Пищевая промышленность. 2011. № 5. С. 13–15.

9.                  Наумова Н. Л., Ребезов М. Б. Изучение потребительских предпочтений хлебобулочных изделий (на примере г. Челябинска). Современное состояние и перспективы развития пищевой промышленности и общественного питания: Мат. V междунар. научн.-практ. конф.: в 2 т. Челябинск: ИЦ ЮУрГУ, 2011. Т. I. С. 272–277.

10.              Наумова Н. Л., Ребезов М. Б., Аксенова М. О., Доронина А. С. О потребительских предпочтениях продукции масложировой отрасли. Масложировая промышленность. 2012. № 2. С. 12–14.

11.              Нуштаева А. И., Губер Н.Б Нуштаева А. И., Губер Н. Б. Потребительские предпочтения консервированного тушеного мяса. Экономика и бизнес. Взгляд молодых. 2013. № 1. С. 426.

12.              Ребезов М. Б., Белокаменская А. М., Зинина О. В., Максимюк Н. Н., Наумова Н. Л. Оценка методов инверсионной вольтамперометрии, атомно-абсорбционного и фотометрического анализа токсичных элементов в продовольственном сырье и пищевых продуктах.. Челябинск, 2012.

13.              Хайруллин М. Ф., Ребезов М. Б., Наумова Н. Л., Лукин А. А., Дуць А. О., О потребительских предпочтениях при выборе мясных продуктов. Мясная индустрия. 2011. № 12. С. 15–17.

14.              Четверикова А. А., Губер Н. Б. Анализ потребительских предпочтений кефира (на примере г. Челябинск). Молодой ученый. 2014. № 10(69). С. 216–219.

Основные термины (генерируются автоматически): чай, выбор чая, Цейлон, внешний вид, упаковка чая, коричнево-красный цвет, нежный аромат, покупка чая, чайный лист, челябинск.


Ключевые слова

качество, потребительские предпочтения, органолептическая оценка, чай чёрный байховый, органолептическая оценка.

Похожие статьи

Особенности номинации чайной продукции российских...

Ceylon Tea, Assam Tea, Darjeeling Tea. 1.1.2. Указание на конкретное место, время сбора, категорию чайного листа.

Названия марок чая. 1.1.1. Собственно название места. Ceylon Tea, Assam, Darjeeling

Особенности номинации чайной продукции российских...

Ceylon Tea, Assam Tea, Darjeeling Tea. 1.1.2. Указание на конкретное место, время сбора, категорию чайного листа.

Названия марок чая. 1.1.1. Собственно название места. Ceylon Tea, Assam, Darjeeling

Сравнительный анализ устойчивых сочетаний лексемы «чай»...

Упаковка, фасовка чая: 1. Гранулированный чай (особым образом обработанные чайные листья, которые имеют вид гранул).

Сравнительный анализ устойчивых сочетаний лексемы «чай»...

Упаковка, фасовка чая: 1. Гранулированный чай (особым образом обработанные чайные листья, которые имеют вид гранул).

Терминологическая составляющая чая «пуэр» в китайском языке

«Чай дождевой воды»: чай, собранный в период с конца мая по конец сентября в сезон дождей. Вид листа чая пуэр после заваривания

Такой чайный лист у искусственно состаренного чая, прошедшего лёгкую ферментацию, а также у чая естественной формации при хранении во...

Терминологическая составляющая чая «пуэр» в китайском языке

«Чай дождевой воды»: чай, собранный в период с конца мая по конец сентября в сезон дождей. Вид листа чая пуэр после заваривания

Такой чайный лист у искусственно состаренного чая, прошедшего лёгкую ферментацию, а также у чая естественной формации при хранении во...

Концепт «чай» в русской и китайской картинах мира

чай, Китай, традиция чаепития, вид чая, Россия, китайская культура, высокое качество, высший сорт, русский человек, чайная церемония. Ключевые слова. концептуальная картина мира; концепт чай.

Концепт «чай» в русской и китайской картинах мира

чай, Китай, традиция чаепития, вид чая, Россия, китайская культура, высокое качество, высший сорт, русский человек, чайная церемония. Ключевые слова. концептуальная картина мира; концепт чай.

К вопросу об эстетике чайной утвари в традиции «Пути Чая»

Таковыми могли считаться чайные чаши (керамика «тэммоку», «сэйдзи», «идо»), чайные кувшины «тя-цубо» для хранения чайного листа, керамические чайницы «тяирэ», кувшины для чистой

Японские мастера Чая очень высоко ценили вещи «мэйбуцу», пришедшие из Китая.

К вопросу об эстетике чайной утвари в традиции «Пути Чая»

Таковыми могли считаться чайные чаши (керамика «тэммоку», «сэйдзи», «идо»), чайные кувшины «тя-цубо» для хранения чайного листа, керамические чайницы «тяирэ», кувшины для чистой

Японские мастера Чая очень высоко ценили вещи «мэйбуцу», пришедшие из Китая.

Китайская чайная церемония | Статья в журнале «Молодой ученый»

Искусство чаепития и чайной церемонии — основа китайской культуры чая.

В древние времена чай пили ложками, что давало возможность не только почувствовать вкус и аромат чая, но и получать удовольствие от самого процесса чаепития.

Китайская чайная церемония | Статья в журнале «Молодой ученый»

Искусство чаепития и чайной церемонии — основа китайской культуры чая.

В древние времена чай пили ложками, что давало возможность не только почувствовать вкус и аромат чая, но и получать удовольствие от самого процесса чаепития.

Концепт «чай» в языковой картине мира (на материале китайского...)

1. Чайное дерево. 茶树cha shu. 2. Чайный лист.

Также русское чаепитие характеризуется питьём чая с лимоном или молоком.

Концепт «чай» в языковой картине мира (на материале китайского...)

1. Чайное дерево. 茶树cha shu. 2. Чайный лист.

Также русское чаепитие характеризуется питьём чая с лимоном или молоком.

Сравнительный анализ производных лексемы «чай» русского...

вид столовой, где можно попить чаю и покушать. 4.Чаепитие. питье чая. 5.Чаевые (сущ.)

1. 茶褐色. chá hè sè. тёмно-коричневый цвет (как у крепко заваренного чая). 2. 茶色.

Сравнительный анализ производных лексемы «чай» русского...

вид столовой, где можно попить чаю и покушать. 4.Чаепитие. питье чая. 5.Чаевые (сущ.)

1. 茶褐色. chá hè sè. тёмно-коричневый цвет (как у крепко заваренного чая). 2. 茶色.

Похожие статьи

Особенности номинации чайной продукции российских...

Ceylon Tea, Assam Tea, Darjeeling Tea. 1.1.2. Указание на конкретное место, время сбора, категорию чайного листа.

Названия марок чая. 1.1.1. Собственно название места. Ceylon Tea, Assam, Darjeeling

Особенности номинации чайной продукции российских...

Ceylon Tea, Assam Tea, Darjeeling Tea. 1.1.2. Указание на конкретное место, время сбора, категорию чайного листа.

Названия марок чая. 1.1.1. Собственно название места. Ceylon Tea, Assam, Darjeeling

Сравнительный анализ устойчивых сочетаний лексемы «чай»...

Упаковка, фасовка чая: 1. Гранулированный чай (особым образом обработанные чайные листья, которые имеют вид гранул).

Сравнительный анализ устойчивых сочетаний лексемы «чай»...

Упаковка, фасовка чая: 1. Гранулированный чай (особым образом обработанные чайные листья, которые имеют вид гранул).

Терминологическая составляющая чая «пуэр» в китайском языке

«Чай дождевой воды»: чай, собранный в период с конца мая по конец сентября в сезон дождей. Вид листа чая пуэр после заваривания

Такой чайный лист у искусственно состаренного чая, прошедшего лёгкую ферментацию, а также у чая естественной формации при хранении во...

Терминологическая составляющая чая «пуэр» в китайском языке

«Чай дождевой воды»: чай, собранный в период с конца мая по конец сентября в сезон дождей. Вид листа чая пуэр после заваривания

Такой чайный лист у искусственно состаренного чая, прошедшего лёгкую ферментацию, а также у чая естественной формации при хранении во...

Концепт «чай» в русской и китайской картинах мира

чай, Китай, традиция чаепития, вид чая, Россия, китайская культура, высокое качество, высший сорт, русский человек, чайная церемония. Ключевые слова. концептуальная картина мира; концепт чай.

Концепт «чай» в русской и китайской картинах мира

чай, Китай, традиция чаепития, вид чая, Россия, китайская культура, высокое качество, высший сорт, русский человек, чайная церемония. Ключевые слова. концептуальная картина мира; концепт чай.

К вопросу об эстетике чайной утвари в традиции «Пути Чая»

Таковыми могли считаться чайные чаши (керамика «тэммоку», «сэйдзи», «идо»), чайные кувшины «тя-цубо» для хранения чайного листа, керамические чайницы «тяирэ», кувшины для чистой

Японские мастера Чая очень высоко ценили вещи «мэйбуцу», пришедшие из Китая.

К вопросу об эстетике чайной утвари в традиции «Пути Чая»

Таковыми могли считаться чайные чаши (керамика «тэммоку», «сэйдзи», «идо»), чайные кувшины «тя-цубо» для хранения чайного листа, керамические чайницы «тяирэ», кувшины для чистой

Японские мастера Чая очень высоко ценили вещи «мэйбуцу», пришедшие из Китая.

Китайская чайная церемония | Статья в журнале «Молодой ученый»

Искусство чаепития и чайной церемонии — основа китайской культуры чая.

В древние времена чай пили ложками, что давало возможность не только почувствовать вкус и аромат чая, но и получать удовольствие от самого процесса чаепития.

Китайская чайная церемония | Статья в журнале «Молодой ученый»

Искусство чаепития и чайной церемонии — основа китайской культуры чая.

В древние времена чай пили ложками, что давало возможность не только почувствовать вкус и аромат чая, но и получать удовольствие от самого процесса чаепития.

Концепт «чай» в языковой картине мира (на материале китайского...)

1. Чайное дерево. 茶树cha shu. 2. Чайный лист.

Также русское чаепитие характеризуется питьём чая с лимоном или молоком.

Концепт «чай» в языковой картине мира (на материале китайского...)

1. Чайное дерево. 茶树cha shu. 2. Чайный лист.

Также русское чаепитие характеризуется питьём чая с лимоном или молоком.

Сравнительный анализ производных лексемы «чай» русского...

вид столовой, где можно попить чаю и покушать. 4.Чаепитие. питье чая. 5.Чаевые (сущ.)

1. 茶褐色. chá hè sè. тёмно-коричневый цвет (как у крепко заваренного чая). 2. 茶色.

Сравнительный анализ производных лексемы «чай» русского...

вид столовой, где можно попить чаю и покушать. 4.Чаепитие. питье чая. 5.Чаевые (сущ.)

1. 茶褐色. chá hè sè. тёмно-коричневый цвет (как у крепко заваренного чая). 2. 茶色.

Задать вопрос