Художественный фильм как средство формирования медиалингвистической компетенции у учащихся старшей школы
Отправьте статью сегодня! Электронный вариант журнала выйдет 14 августа,печатный экземпляр отправим18 августа.

Художественный фильм как средство формирования медиалингвистической компетенции у учащихся старшей школы

Поделиться в социальных сетях
907 просмотров
Библиографическое описание

Лазутина, М. А. Художественный фильм как средство формирования медиалингвистической компетенции у учащихся старшей школы / М. А. Лазутина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 3 (83). — С. 796-799. — URL: https://moluch.ru/archive/83/15348/ (дата обращения: 05.08.2021).

В ФГОС второго поколения определён круг главных задач общеобразовательной политики, заключающийся в обеспечении современного уровня качества образования на основе его соответствия актуальным потребностям личности, общества и государства. Многоаспектность модернизации образования, отражающая общую тенденцию его гуманизации, подразумевает максимальную направленность процесса обучения иностранным языкам на развитие коммуникативных и творческих способностей, толерантности и критического мышления старшеклассников. Вследствие этого оправдан интерес методистов и учителей к новым подходам, средствам обучения и соответствующим учебным материалам, отвечающим современным требованиям овладения и владения иностранным языком и устной иноязычной речью, в частности. В этой связи одним из перспективных направлений модернизации образования представляется интеграция основных положений медиаобразования в процесс обучения иностранным языкам.

Медиаобразование определяется как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники [1, с.45]. Медиаобразование во многом опирается на материал экранных искусств, под которыми в научной литературе понимаются «искусства, основанные на экранной форме воспроизведения (киноискусство, художественное телевидение, видеоарт, компьютерная графика и т. д.) действительности» [2, с.67]. В силу своей синтетической природы экранные искусства, объединяющие в себе возможности литературы, театра, живописи, скульптуры, архитектуры, музыки, хореографии, фотографии, задействует максимум человеческих чувств, следовательно, имеет широчайший спектр воздействия на личность. В этом смысле личность старшеклассника, в большинстве случаев еще не полностью сформировавшаяся, находящаяся в ситуации поиска идеалов и ценностей, смысла профессиональной деятельности и жизни в целом, представляет собой весьма благоприятную почву для разнополярных воздействий экранных искусств.

Среди всего многообразия экранных искусств особое влияние на внутренний мир человека оказывают художественные фильмы, просмотр которых в современном информационном обществе стал формой проведения досуга, не менее приоритетной, привычной и обыденной, чем чтение книг и общение со сверстниками. Кино как массовое и востребованное молодёжной аудиторией искусство обладает значительным художественно-воспитательным потенциалом и является в настоящее время одним из наиболее влиятельных факторов социализации подростков и молодёжи. С одной стороны, обладая мощным социализирующим потенциалом, художественные фильмы транслируют в сознание учащихся различные варианты жизненных сценариев, оказывают влияние на их мировоззрение, способствуют развитию критического мышления и толерантности.

С другой стороны, использование фрагментов художественных фильмов в процессе обучения иностранным языкам служит содержательной и смысловой основой речи учащихся, представляет реальную речевую деятельность носителей языка через демонстрацию речевого поведения в различных ситуациях общения, даёт адекватное отражение страноведчески важных аспектов жизни страны изучаемого языка, частично компенсирует отсутствие естественной языковой среды, служит средством, обеспечивающим дистантное погружение обучаемых в языковую среду, средством накопления некоторого опыта общения с иноязычной культурой и эффективным средством развития и совершенствования умений коммуникативной компетенции, а также способствует формированию медиалингвистической компетенции.

Под медиалингвистической компетенцией мы, вслед за С. В. Колядко, понимаем сложное личностное образование, включающее готовность к проявлению личностного свойства к деятельности (мотивационный компонент), способность к эмоционально-волевой регуляции (ценностно-смысловой компонент), а также совокупность медиа-коммуникативных знаний (когнитивный компонент) и медиа-коммуникативных умений (поведенческий компонент), позволяющих осуществлять межкультурную коммуникацию и взаимодействовать с медийными и информационными каналами, осуществляя выбор, критический анализ, оценку, создание и передачу медиатекстов в различных видах, формах и жанрах [3].

Отметим, что, несмотря на активное использование видеоматериалов в учебном процессе по иностранным языкам, их разнообразие, наличие большого количества видео курсов по иностранным языкам, во-первых, методика работы с фрагментами художественных фильмов при обучении устной иноязычной речи еще недостаточно разработана, во-вторых, практически отсутствуют исследования, в которых бы рассматривались возможные пути и способы интеграции медиаобразования, обладающего огромным информационным, дидактическим и психолого-мотивационным потенциалом, в содержательную и процессуально-деятельностную структуры учебно-воспитательного процесса в процесс обучения иностранным языкам на профильном этапе (10–11 классы).

Одним из главных преимуществ использования художественных фильмов является положительное влияние на объём усваиваемой информации. Многочисленные исследования в области психологии установили, что в процессе восприятия информации каналы её поступления тесно взаимосвязаны, и их сочетание непосредственно влияет на количество запоминаемой информации. Так как при просмотре фильма задействованы слуховой и зрительный каналы восприятия, а также речедвигательный анализатор, выполняющий роль вспомогательной следящей системы, то понимание, осознание, запоминание получаемой информации происходит лучше [4,c.16]. Речедвигательный анализатор стимулирует нервные импульсы, создавая, таким образом, предпосылки для сохранения эталонов в долговременной памяти. Визуальное восприятие говорящего играет роль опоры при обучении аудированию, помогает прогнозировать и декодировать вербальную информацию, что благоприятно влияет на осмысление и понимание иноязычной речь учащимися.

Таким образом, в художественном фильме сочетаются все средства наглядности: зрительная, слуховая, моторная, смешанная, языковая, ситуативная, предметная и образная, что позволяет эффективно использовать художественные фильмы при обучении устной иноязычной речи.

Кроме этого, просмотр фрагментов художественных фильмов обеспечивает непрерывный контакт преподавателя с учащимися, а также позволяет использовать разнообразные способы (стоп-кадр, без использования звуковой дорожки и т. д.) и формы работы.

В концепции медиаобразования сам фильм как медиатекст становится объектом изучения. Важно, чтобы учащиеся после просмотра могли не только пересказать сюжет фильма, но и проанализировать его форму. В этой связи интересной представляется высказывание А. А. Новиковой, которая пишет: «Ошибкой было бы считать, что навыки критического, вдумчивого зрителя необходимы только профессионалам в области киноиндустрии. Нашей целью не является также и воспитание будущих кинокритиков. Извлечь пользу из одного из самого популярного времяпрепровождения молодых людей и научить анализировать художественные, технические и коммерческие аспекты кинофильма — вот наши задачи на пути к главной цели — способствовать развитию критического мышления школьников» [5].

Таким образом, в составе медиакомпетентности, формируемой у учащихся старших классов на основе фрагментов художественных фильмов могут быть выделены следующие знания и умения:

-          знание выразительных средств (кадр, ракурс, план, монтаж, деталь в кадре, цвет);

-          знание соотношения звукового и зрительного ряда, звучащего слово, музыки;

-          знание видов жанров и набора качеств, присущих героям фильмов тех или иных жанров;

-          умение соотнести эмоциональное восприятие с понятийным суждением, перенести это суждение на другие жанры и виды медиа;

-          умение видеть позицию автора, которая определяется отбором эпизодов, манерой актёрской игры, приёмами операторского решения;

-          умение охарактеризовать поступки и психологическое состояние персонажей художественного фильма на основе знаний выразительных средств;

-          умение анализировать основные причины популярности художественных фильмов разных видов и жанров (фольклорность сюжета, зрелищность жанра, авторская интуиция и т. д.);

-          умение концентрироваться на композиционной, звуковой организации кадра и эпизода, на системе планов, ракурсов, движении актёров и камеры, на выразительных и значимых для повествования деталях, акцентах;

-          умениесопереживать герою на основе фрагментарной оценки отдельных эпизодов, в которых ярко проявляется характер героя, осмысления драматургического строя, логической связи

-          эпизодов, выявляющих характер героя.

Таким образом, кино как массовое и востребованное молодёжной аудиторией искусство обладает значительным художественно-воспитательным потенциалом и является в настоящее время одним из наиболее влиятельных факторов социализации подростков и молодёжи. С одной стороны, обладая мощным социализирующим потенциалом, художественные фильмы транслируют в сознание учащихся различные варианты жизненных сценариев, оказывают влияние на их мировоззрение, способствуют развитию критического мышления и толерантности. С другой стороны, использование фрагментов художественных фильмов в процессе обучения служит содержательной и смысловой основой речи учащихся, представляет реальную речевую деятельность носителей языка через демонстрацию речевого поведения в различных ситуациях общения, даёт адекватное отражение страноведчески важных аспектов жизни страны изучаемого языка.

 

Литература:

 

1.                  Федоров А. В. Медиаобразование и медиаграмотность: учеб. пособие для вузов. — Таганрог: Изд-во Кучма, 2004. — 340 c.

2.                  Федоров А. В., Левицкая А. А., Челышева И. В., Мурюкина Е. В., В. Л. Колесниченко, Михалева Г. В., Сердюков Р. В. Научно образовательный центр «Медиаобразование и медиакомпетентность». — М.: МОО «Информация для всех», 2012. — 614 с.

3.                  Колядко С. В. Телевизионный рекламный медиатекст как средство формирования медиалингвистической компетенции у студентов языковых факультетов // Вестн. Том. гос. ун-та. 2014. № 389., c. 206–210.

4.                  Новиков М. Ю. Обучение иноязычной аудитивной компетенции студентов-лингвистов с использованием DVD (на материале современных французских художественных фильмов). Дисс. кан. пед. наук. Пятигорск, 2007.

5.                  Новикова, А. А. Медиаобразование на занятиях по английскому языку. Учебное пособие. Таганрог: Изд-во Кучма, 2004. — 52 с.

Похожие статьи
Николаева Алёна Евгеньевна
Воспитательный потенциал киноискусства для современных подростков
Спецвыпуск
2016
Николаева Алёна Евгеньевна
Воспитательный потенциал киноискусства для современных подростков
Спецвыпуск
2016
Гусева Олеся Ивановна
Социально-нравственная эффективность киноискусства как фактор воспитания молодежи
Спецвыпуск
2016
Гусева Олеся Ивановна
Социально-нравственная эффективность киноискусства как фактор воспитания молодежи
Спецвыпуск
2016
Акутина Светлана Петровна
Социально-педагогический потенциал киноискусства в формировании гражданского мировоззрения современной молодежи
Спецвыпуск
2016
Акутина Светлана Петровна
Социально-педагогический потенциал киноискусства в формировании гражданского мировоззрения современной молодежи
Спецвыпуск
2016
Андрейченко Мария Ильинична
Ролевая игра как средство интенсификации процесса овладения устной иноязычной речью школьников: проблема реализации
Педагогика
2017
Андрейченко Мария Ильинична
Ролевая игра как средство интенсификации процесса овладения устной иноязычной речью школьников: проблема реализации
Педагогика
2017
Максимова Наталья Юрьевна
Социализирующий потенциал художественной литературы
Спецвыпуск
2016
Максимова Наталья Юрьевна
Социализирующий потенциал художественной литературы
Спецвыпуск
2016
Мухина Мария Анатольевна
Сущность и содержание понятия «творческий потенциал»
Культурология
2018
Мухина Мария Анатольевна
Сущность и содержание понятия «творческий потенциал»
Культурология
2018
Любезнова Юлия Викторовна
Воспитательный потенциал уроков литературы
Педагогика
2018
Любезнова Юлия Викторовна
Воспитательный потенциал уроков литературы
Педагогика
2018
Сафиуллина Римма Ильдаровна
Воспитательный потенциал музыкального искусства в развитии ценностно-смысловой сферы детей младшего школьного возраста
Педагогические науки
2012
Сафиуллина Римма Ильдаровна
Воспитательный потенциал музыкального искусства в развитии ценностно-смысловой сферы детей младшего школьного возраста
Педагогические науки
2012
Антонова Ирина Викторовна
Просмотр аутентичных художественных фильмов, как способ совершенствования коммуникативной компетенции в области английского языка
Педагогика
2011
Антонова Ирина Викторовна
Просмотр аутентичных художественных фильмов, как способ совершенствования коммуникативной компетенции в области английского языка
Педагогика
2011
дата публикации
февраль-1 2015 г.
рубрика
Педагогика
язык статьи
Русский
Опубликована
Похожие статьи
Николаева Алёна Евгеньевна
Воспитательный потенциал киноискусства для современных подростков
Спецвыпуск
2016
Николаева Алёна Евгеньевна
Воспитательный потенциал киноискусства для современных подростков
Спецвыпуск
2016
Гусева Олеся Ивановна
Социально-нравственная эффективность киноискусства как фактор воспитания молодежи
Спецвыпуск
2016
Гусева Олеся Ивановна
Социально-нравственная эффективность киноискусства как фактор воспитания молодежи
Спецвыпуск
2016
Акутина Светлана Петровна
Социально-педагогический потенциал киноискусства в формировании гражданского мировоззрения современной молодежи
Спецвыпуск
2016
Акутина Светлана Петровна
Социально-педагогический потенциал киноискусства в формировании гражданского мировоззрения современной молодежи
Спецвыпуск
2016
Андрейченко Мария Ильинична
Ролевая игра как средство интенсификации процесса овладения устной иноязычной речью школьников: проблема реализации
Педагогика
2017
Андрейченко Мария Ильинична
Ролевая игра как средство интенсификации процесса овладения устной иноязычной речью школьников: проблема реализации
Педагогика
2017
Максимова Наталья Юрьевна
Социализирующий потенциал художественной литературы
Спецвыпуск
2016
Максимова Наталья Юрьевна
Социализирующий потенциал художественной литературы
Спецвыпуск
2016
Мухина Мария Анатольевна
Сущность и содержание понятия «творческий потенциал»
Культурология
2018
Мухина Мария Анатольевна
Сущность и содержание понятия «творческий потенциал»
Культурология
2018
Любезнова Юлия Викторовна
Воспитательный потенциал уроков литературы
Педагогика
2018
Любезнова Юлия Викторовна
Воспитательный потенциал уроков литературы
Педагогика
2018
Сафиуллина Римма Ильдаровна
Воспитательный потенциал музыкального искусства в развитии ценностно-смысловой сферы детей младшего школьного возраста
Педагогические науки
2012
Сафиуллина Римма Ильдаровна
Воспитательный потенциал музыкального искусства в развитии ценностно-смысловой сферы детей младшего школьного возраста
Педагогические науки
2012
Антонова Ирина Викторовна
Просмотр аутентичных художественных фильмов, как способ совершенствования коммуникативной компетенции в области английского языка
Педагогика
2011
Антонова Ирина Викторовна
Просмотр аутентичных художественных фильмов, как способ совершенствования коммуникативной компетенции в области английского языка
Педагогика
2011