Философский взгляд на физическое воспитание в современной России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №3 (83) февраль-1 2015 г.

Дата публикации: 02.02.2015

Статья просмотрена: 274 раза

Библиографическое описание:

Коршунова О. С. Философский взгляд на физическое воспитание в современной России // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 868-870. — URL https://moluch.ru/archive/83/15340/ (дата обращения: 11.12.2018).

В статье рассмотрены аспекты физического образования и воспитания в современной России с точки зрения философии.

Ключевые слова:образование, физическое воспитание, студенческая молодежь, мотивы, тенденции.

 

Система образования в России активно интегрируется в общемировые тенденции развития высшего профессионального образования. О целесообразности этого процесса можно спорить, но его динамика необратима. Традиционно, российское образование было ориентировано на значимость культуры в развития личности, на последующую самореализацию в социуме, на развитии индивидуальности, творческих способностей. Наши национальные приоритеты направлены на формирования человека разностороннего, мобильного, способного адаптироваться в любых условиях. Изменение целей образования, аккумулированных в новых образовательных стандартах, ведут за собой изменение и методики преподавания. Поиск инновационных средств, форм и методов обучения, разработка и внедрение в образовательный процесс по физическому образованию современных информационных технологий это все является международными тенденциями, векторами развития современной науки.

Во многом формирование и развитие общечеловеческих способностей молодежи происходит по предмету, который является обязательным для всей системы высшего профессионального образования. Физическое воспитание в образовательном процессе ВУЗов занимает, с недавнего времени, одно из ключевых мест. Студенты осваивают программу по физическому воспитанию на протяжении четырех лет обучения. Какая дисциплина может сравниться по количеству внимания, обращенному к ней на протяжении стольких лет обучения. Физическая культура предмет, имеющий влияние не только на физическое состояние и здоровье молодежи, но и на его психическое и нравственное внутреннее состояние. Это не только образовательный, но и, в большей степени, воспитательный предмет. В такой ситуации существенно меняется роль преподавателя, границы отношений между ним и молодежью становятся менее заметными. Приходится управлять не личностью индивидуума, а процессом её развития. Возрастает роль самого студента, который участвует не только в процессе получения знаний, но и в его поиске, развитии, трансформации в практические умения и навыки. Задача преподавателя, найти золотую середину, не быть назидательной и директивной фигурой в глазах студента, а регулировать учебный процесс и заниматься его общей организацией. В спортивный зал студенты приходят за эмоциями, самосовершенствованием, преодолением себя. Как правило, (опыт нашего вуза Новосибирского Государственного Университета Экономики и Управления) студенты с большим желанием приходят на практические занятия в спортивный зал, им нравятся активные физические нагрузки после продолжительного сидения в аудиториях. Смена двигательной активности положительно влияет на усвоение материала и по другим образовательным дисциплинам. Таким образом, помимо обязательного посещения уроков по физическому воспитанию у студенческой молодежи формируется потребность и мотивы необходимости двигательной нагрузки. К тому можно отнести:

-        сохранение и укрепление здоровья;

-        физкультурное образование;

-        культура общения;

-        стремление к физической привлекательности;

-        понимание роли физической культуры в профессиональной работоспособности и долголетии и т. п.

Для каждого индивида присуща определенная иерархия внутренних мотивов к занятиям физической культурой в рамках обязательной программы ВУЗа и сверх того. Решающим фактором в доминировании и преобладании потребностей к физическим нагрузкам является их действенность и значимость для каждого человека в отдельности.

В настоящее время формируется широкий философско-культорологический взгляд на спортивную культуру и физкультурно-спортивное образование. Это требует преодоления ограниченности методологических конструкций, связанных с неприемлемой организацией и содержанием физического воспитания молодежи, осознанием человеком и обществом всего богатства этого социального явления, несущего в себе большой культурный потенциал. [1]

В практических занятиях физической культурой формируется и реализуется отношение человека к окружающему его предметному миру, к обществу, к самому себе. Современная организация спортивной деятельности на основе новых форм учебно-воспитательного процесса сформирует спортивную культуру студента, мотивацию и интерес к спортивному стилю в жизни в дальнейшем. [4] Все это характеризует направленность поведения в деятельности личности. В процессе ранней эволюции человека интенсивная двигательная активность выступала в качестве единственного врожденного фактора предупреждения стресса. И в наши дни физические нагрузки остаются незаменимым способом профилактики стресса. Регулярные занятия спортом способствуют повышению самооценки, совершенствованию волевых качеств, повышению положительного эмоционального фона

По мнению Канта: человек свободен в своем выборе образа действий. И эта цель должна быть направлена на достижение благородных целей, в соответствии, с этическими нормами. [2] Лозунг о том, что необходимо прививать потребность к физической нагрузке с детства, оправдывает себя. Впоследствии интерес перерастает в самостоятельные регулярные занятия ФК во взрослой жизни. Пресловутый в прошлом комплекс ГТО — пример отношения к человеку, как к объекту оздоровительного движения и унификации уровня физической подготовки на государственном уровне. Родоначальниками комплексов физической подготовки является Германия. Эти комплексы использовались для подготовки военнослужащих. ГТО это спортивный комплекс народа, готовящегося к войне. Не потому ли так повысился интерес к возрождению этой традиции в современной России, оттого что до крайности обострена геополитическая обстановка в мире. Какова наша национальная идея в текущем периоде. Почему так активно стали поднимать тему о возрождении комплекса ГТО в новом формате для всех слоев населения. Если мотивами государства становятся исключительно здоровый, мирный образ жизни населения страны, то и нормативы физической подготовки должны изменить свое название. Возможно: «нормативы здоровья» или «паспорт успеха», но в любом случае здоровое население для любого государства является его гордостью, показателем высокой эффективной политики в области физической культуры и спорта.

Таким образом, помимо личностных предпочтений в организации своей двигательной активности существуют и государственные мотивы в повышении физической работоспособности населения страны, всех его слоев. Тому доказательство — множество перспективных законов области физической культуры и спорта, принятых в Российской Федерации в последнее время. Вполне оправданное стремление, которое при его успешной реализации принесет свои плоды. Как то: продолжение жизни, эффективность производительности трудоспособного населения, повышение рождаемости и т. п. Однозначно, это хорошая и своевременная тенденция нашей страны — набирает обороты. И, невзирая на не простое экономическое положение страны на начало 2015 года, расходы на развитие физкультурного движения для юношества и молодежи в государстве снижать, не планируется. Реализуются программы, предусмотрены гранты, развивается фундаментальная наука — основа методологии и координатор образовательного и воспитательного процесса. Строятся новые спортивные объекты, как масштабные, так и «шаговой доступности». Переключение внимания населения с напряженной экономической и политической обстановки, муссируемой в средствах массовой информации, на массовые занятия физической культурой в территориально доступных спортивных сооружениях — выход для нормализации стрессового состояния людей. Популяризация в этом направлении активно ведется. В прокате появляются художественные фильмы с главными героями — нашими легендарными спортсменами. Сериалы со спортивной тематикой для молодежи. Передачи, каналы на ТВ с физкультурной направленностью и т. п. Все это с точки зрения философского восприятия извне характеризует положительную динамику в развитии физической культуры и спорта в современной России. Интерес населения к спорту, поднятый прошедшей в 2014 году зимней олимпиады в Сочи, гордость за свою страну, и сейчас находятся на высоком уровне.

«История показывает, что в пределах того, на что может быть направлено познание, нет ни чего, что бы ни было когда-либо вовлечено в компетенцию философии, равно как и нет ничего, что когда-либо было из неё исключено». Эти слова немецкого философа Вильгельма Виндельбанда дали уверенность в возможности размышления на тему физического воспитания в России. Знания о человеке, как педагогической цели, должны опираться на современную философию картины Мира, на обновленные общечеловеческие ценности и идеалы. При этом не должны быть разрушены наши исторически традиционные человеческие ценности.

Способность суждения есть особый талант, который требует упражнения, но которому научиться нельзя. [3] О наличие таланта судить не автору статьи, а желание упражнять свое мировоззрение, преобразуя свои мысли в слова послужило созданию этой работы. Недостаток способности суждения есть собственно то, что называют глупостью, против этого недостатка нет лекарств. [3] А это стало мотивом и уверенностью в том, что отражение в сознании реального мира, философский взгляд на обстоятельства жизни, выражение своей точки зрения — дает возможность для познания и поиска истины. Диалог внутри себя может и должен привести к полноценному и всестороннему развитию личности. Смелость в суждениях, вынесенных на всеобщий обзор, есть всего лишь путь в этом направлении.

 

Литература:

 

1.      Лубышева Л. И. Спортивная культура в старших классах общеобразовательной школы /Л. И. Лубышева, В. И. Романович.- М., 2011.-240с.

2.      Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. — СПб.: Наука, 1999.

3.      Кант И. Критика чистого разума. Серия «Выдающиеся мысли». Ростов- на-Дону, «Феникс», 1999.

4.      Коршунова О. С. Реструктуризация физического воспитания в ВУЗах. Проблемы и перспективы развития образования в России. 2013г. № 24. С. 125–128

Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, физическое воспитание, физическая подготовка, современная Россия, высшее профессиональное образование, студенческая молодежь, спортивный зал, Россия, двигательная активность, физическое образование.


Похожие статьи

Воспитательная деятельность и физическое воспитание...

Воспитательная деятельность и физическое воспитание студентов. Автор: Рахматов Александр Ахмедович.

Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, студенческая молодежь, двигательная активность, учебный процесс...

Физическое воспитание как эффективная система улучшения...

Основные термины (генерируются автоматически): физическое воспитание, физическая культура, двигательная деятельность, оздоровительная тренировка, физический

физическое воспитание, спорт, двигательная деятельность, здоровье, молодежь.

Физическое воспитание как эффективная система улучшения...

Основные термины (генерируются автоматически): физическое воспитание, физическая культура, двигательная деятельность, оздоровительная тренировка, физический

физическое воспитание, спорт, двигательная деятельность, здоровье, молодежь.

Воспитательная деятельность и физическое воспитание...

Воспитательная деятельность и физическое воспитание студентов. Автор: Рахматов Александр Ахмедович.

Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, студенческая молодежь, двигательная активность, учебный процесс...

Формирование физической культуры студентов

Ключевые слова: студенты, физическая культура, здоровый образ жизни, физическая подготовка, мониторинг. Формирование физической культуры, как составной части общей культуры личности является важной задачей физического воспитания студентов в высшей...

Формирование физической культуры студентов

Ключевые слова: студенты, физическая культура, здоровый образ жизни, физическая подготовка, мониторинг. Формирование физической культуры, как составной части общей культуры личности является важной задачей физического воспитания студентов в высшей...

Физическая культура студентов: дефинитивная характеристика...

физическая культура, физическое воспитание, физическое развитие, физическое воспитание студентов, здоровый образ жизни, физическая подготовка, студенческая молодежь, повседневный быт...

Физическая культура студентов: дефинитивная характеристика...

физическая культура, физическое воспитание, физическое развитие, физическое воспитание студентов, здоровый образ жизни, физическая подготовка, студенческая молодежь, повседневный быт...

Формирование гуманистически направленной физической...

Современный этап развития системы высшего образования предопределяет переосмысление ее содержания, где важное место отводится гуманистической парадигме. Современная система физического воспитания студенческой молодежи не физкультурных вузов является...

Роль физической культуры и спорта в воспитании личности...

Статья посвящена изучению одной из проблем современных вузов — воспитания личности студента. Физическая культура и спорт являются важнейшим компонентом здорового образа жизни современной молодежи.

Роль физической культуры и спорта в воспитании личности...

Статья посвящена изучению одной из проблем современных вузов — воспитания личности студента. Физическая культура и спорт являются важнейшим компонентом здорового образа жизни современной молодежи.

Формирование гуманистически направленной физической...

Современный этап развития системы высшего образования предопределяет переосмысление ее содержания, где важное место отводится гуманистической парадигме. Современная система физического воспитания студенческой молодежи не физкультурных вузов является...

Эффективность физического воспитания студентов при...

В статье рассмотрены преимущества элективного физического воспитания и образования в высшей школе. Обозначена роль самостоятельного спортивно-ориентированного выбора студентов.

Эффективность физического воспитания студентов при...

В статье рассмотрены преимущества элективного физического воспитания и образования в высшей школе. Обозначена роль самостоятельного спортивно-ориентированного выбора студентов.

Физическая культура и спорт — важный элемент...

П. Ф. Лесгафт писал: «Вводя физическое образование в профессиональную школу, мы имеем в виду, достичь искусства в ремесле». [2, стр. 154]. Профессионально-прикладная физическая подготовка представляет собой одно из основных направлений системы...

Физическая культура и спорт — важный элемент...

П. Ф. Лесгафт писал: «Вводя физическое образование в профессиональную школу, мы имеем в виду, достичь искусства в ремесле». [2, стр. 154]. Профессионально-прикладная физическая подготовка представляет собой одно из основных направлений системы...

Физическая культура и спорт в системе высшего образования

В статье рассматриваются приоритетные направления образования, физическая культура и спорт в учебно-воспитательном процессе. Ключевые слова: система образования, физическая культура и спорт, учебно-воспитательный процесс.

Физическая культура и спорт в системе высшего образования

В статье рассматриваются приоритетные направления образования, физическая культура и спорт в учебно-воспитательном процессе. Ключевые слова: система образования, физическая культура и спорт, учебно-воспитательный процесс.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Воспитательная деятельность и физическое воспитание...

Воспитательная деятельность и физическое воспитание студентов. Автор: Рахматов Александр Ахмедович.

Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, студенческая молодежь, двигательная активность, учебный процесс...

Физическое воспитание как эффективная система улучшения...

Основные термины (генерируются автоматически): физическое воспитание, физическая культура, двигательная деятельность, оздоровительная тренировка, физический

физическое воспитание, спорт, двигательная деятельность, здоровье, молодежь.

Физическое воспитание как эффективная система улучшения...

Основные термины (генерируются автоматически): физическое воспитание, физическая культура, двигательная деятельность, оздоровительная тренировка, физический

физическое воспитание, спорт, двигательная деятельность, здоровье, молодежь.

Воспитательная деятельность и физическое воспитание...

Воспитательная деятельность и физическое воспитание студентов. Автор: Рахматов Александр Ахмедович.

Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, студенческая молодежь, двигательная активность, учебный процесс...

Формирование физической культуры студентов

Ключевые слова: студенты, физическая культура, здоровый образ жизни, физическая подготовка, мониторинг. Формирование физической культуры, как составной части общей культуры личности является важной задачей физического воспитания студентов в высшей...

Формирование физической культуры студентов

Ключевые слова: студенты, физическая культура, здоровый образ жизни, физическая подготовка, мониторинг. Формирование физической культуры, как составной части общей культуры личности является важной задачей физического воспитания студентов в высшей...

Физическая культура студентов: дефинитивная характеристика...

физическая культура, физическое воспитание, физическое развитие, физическое воспитание студентов, здоровый образ жизни, физическая подготовка, студенческая молодежь, повседневный быт...

Физическая культура студентов: дефинитивная характеристика...

физическая культура, физическое воспитание, физическое развитие, физическое воспитание студентов, здоровый образ жизни, физическая подготовка, студенческая молодежь, повседневный быт...

Формирование гуманистически направленной физической...

Современный этап развития системы высшего образования предопределяет переосмысление ее содержания, где важное место отводится гуманистической парадигме. Современная система физического воспитания студенческой молодежи не физкультурных вузов является...

Роль физической культуры и спорта в воспитании личности...

Статья посвящена изучению одной из проблем современных вузов — воспитания личности студента. Физическая культура и спорт являются важнейшим компонентом здорового образа жизни современной молодежи.

Роль физической культуры и спорта в воспитании личности...

Статья посвящена изучению одной из проблем современных вузов — воспитания личности студента. Физическая культура и спорт являются важнейшим компонентом здорового образа жизни современной молодежи.

Формирование гуманистически направленной физической...

Современный этап развития системы высшего образования предопределяет переосмысление ее содержания, где важное место отводится гуманистической парадигме. Современная система физического воспитания студенческой молодежи не физкультурных вузов является...

Эффективность физического воспитания студентов при...

В статье рассмотрены преимущества элективного физического воспитания и образования в высшей школе. Обозначена роль самостоятельного спортивно-ориентированного выбора студентов.

Эффективность физического воспитания студентов при...

В статье рассмотрены преимущества элективного физического воспитания и образования в высшей школе. Обозначена роль самостоятельного спортивно-ориентированного выбора студентов.

Физическая культура и спорт — важный элемент...

П. Ф. Лесгафт писал: «Вводя физическое образование в профессиональную школу, мы имеем в виду, достичь искусства в ремесле». [2, стр. 154]. Профессионально-прикладная физическая подготовка представляет собой одно из основных направлений системы...

Физическая культура и спорт — важный элемент...

П. Ф. Лесгафт писал: «Вводя физическое образование в профессиональную школу, мы имеем в виду, достичь искусства в ремесле». [2, стр. 154]. Профессионально-прикладная физическая подготовка представляет собой одно из основных направлений системы...

Физическая культура и спорт в системе высшего образования

В статье рассматриваются приоритетные направления образования, физическая культура и спорт в учебно-воспитательном процессе. Ключевые слова: система образования, физическая культура и спорт, учебно-воспитательный процесс.

Физическая культура и спорт в системе высшего образования

В статье рассматриваются приоритетные направления образования, физическая культура и спорт в учебно-воспитательном процессе. Ключевые слова: система образования, физическая культура и спорт, учебно-воспитательный процесс.

Задать вопрос