Библиографическое описание:

Протодьяконова Н. В., Куликовская Н. Э. Особенности творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 844-846.

На современном этапе развития педагогической теории и практики особое внимание уделяется переосмыслению концептуальных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями и совершенствованию содержания их обучения в целях повышения эффективности коррекционного воздействия. При этом исследователями в области коррекционной педагогики отмечается, что среди детей с особыми образовательными потребностями большую группу составляют дети с речевыми нарушениями, среди которых выделяются дети с общим недоразвитием речи.

Исследователи в области логопедии и специальной психологии отмечают, что недоразвитие речи отрицательно влияет на формирование познавательной деятельности детей и становление их личностных качеств. Изучение особенностей познавательной деятельности детей с общим недоразвитием речи позволяет определить пути педагогической коррекции психических процессов, усугубляющих речевое недоразвитие. Такой подход оказывает положительное влияние на сознательное овладение детьми программным материалом, что приводит к высокой роли коррекционно-развивающего обучения. [1]

При этом следует отметить, что в настоящее время возрастает потребность общества в самостоятельной творческой личности, которая должна обладать гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сложнейших задач, которые выдвигает жизнь. Одновременно ориентация современного общего образования на развитие личности школьника, его познавательных и созидательных способностей предполагает его творческое развитие в целостном учебно-воспитательном процессе.

Творческое мышление является важным компонентом развития личности учащегося, оно позволяет человеку ставить новые проблемы, находить новые решения в условиях неопределенности, множества выборов, делать открытия. При этом исследования психологов и педагогов показывают, что формирование творчества личности необходимо начинать как можно раньше. Уровень развития творческого мышления, достигаемый в дошкольном возрасте, имеет существенное значение для всей последующей жизни человека. [3]

Творческое мышление представляет собой один из видов мышления, характерный созданием субъективно нового продукта с новообразованиями в ходе самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок и смыслов. [2]

Отечественные психологи (А. Н. Леонтьев, Ю. Т. Матасов, С. Л. Рубинштейн, Е. А. Стребелева) подчеркивали, что мышление представляет собой не только натуралистическое развитие процесса. Указанные авторы развивают теорию, в соответствии с которой развитие мышления и психики имеет социально-историческую обусловленность.

Изучение особенностей развития творческой деятельности детей имеет большое значение в педагогическом процессе. Выявление уровней творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и детей без речевых нарушений необходимо для изучения особенностей развития творческого мышления.

С целью выявления уровня творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи нами проведено экспериментальное исследование на базе ЦРР Д/с № 86 «Колокольчик» г. Якутска. Для эксперимента были отобраны две группы, в каждой по 10 детей. В экспериментальную группу (ЭГ) вошли дети с общим недоразвитием речи, в контрольную (КГ) — дети без речевых нарушений.

Исследование проводилось в индивидуальном режиме, в равных условиях и знакомой обстановке. Каждому ребенку индивидуально объяснялось задание. Дети имели достаточно времени на обдумывание и объяснение своего выбора.

При определении уровня развития творческих способностей использовался тест Торренса «Незаконченный рисунок». [4] Было выявлено, что дети из экспериментальной группы смогли из 10 заданий выполнить в среднем 5–6. Также им потребовалось больше времени на выполнения заданий, чем детям без нарушений речевого развития. Около 40 % детей с общим недоразвитием речи имеют низкий уровень творческого мышления, а большинство детей без речевых нарушений имеют средних уровень творческого мышления, что говорит об отставании в развитии творческого мышления от своих сверстников без речевых нарушений. Данные теста приведены в диаграмме 1.

Рис. 1. Результаты сравнительного анализа уровня творческого мышления

 

По тесту Ф. Вильямся «Дорисовывание фигур» [4] было выявлено, что из 12-ти рисунков, дети с общим недоразвитием речи смогли нарисовать в среднем только 8–9 рисунков, что свидетельствует о недостаточном уровне развития такого качества творческого мышления, как беглость. Что касается оригинальности, то многие дети экспериментальной группы рисовали снаружи стимульной фигуры, а значит, их рисунки нельзя считать достаточно оригинальными, а в контрольной группе нашлись такие, кто рисовал одновременно и внутри, и снаружи.

Средние показатели экспериментальной группы равны 52 баллам в общем, а контрольной группы 65 баллам. Это говорит о том, что у детей с общим недоразвитием речи творческое мышление развито меньше, чем у детей без речевых нарушений (диаграмма 2).

Рис. 2. Результаты исследования в экспериментальной и контрольной группах по тесту Ф.Вильямса

 

По тесту Гилфорда «Использование предметов» [4] было выявлено, что у детей с общим недоразвитием речи наблюдается более низкий уровень оригинальности, чем у детей без нарушений речевого развития.

Дети с общим недоразвитием речи дали наименьшее количество ответов, чем их сверстники без нарушений речи. Ответы детей экспериментальной группы были простыми, неоригинальными, что говорит о низком уровне таких качеств творческого мышления, как оригинальность и симпатическая гибкость, т. е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике.

Средние показатели экспериментальной группы равны 20 баллам в общем, а контрольной группы — 35 баллам (диаграмма 3).

Рис. 3. Результаты исследования в экспериментальной и контрольной группах по тесту Гилфорда

 

Таким образом, анализ полученных результатов показал, что дети с общим недоразвитием речи имеют более низкий уровень творческого мышления по сравнению с детьми без речевых нарушений. Дети экспериментальной группы испытывали трудности при выполнении заданий направленных на определение уровня развития творческого мышления. Дети с нормальным речевым развитием практически не испытывали трудностей при выполнении заданий, большинство рисунков дошкольники с нормальной речью делали сразу и с удовольствием, некоторые дошкольники с общим недоразвитием речи делали беспорядочные рисунки, затруднялись описать словами свои изображения.

Выявленные особенности мышления обусловлены связью между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития. Обладая в целом полноценными предпосылками овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети с общим недоразвитием речи отстают в развитии творческого мышления.

Воспитание правильной речи при любых её нарушениях неминуемо связано с воздействием и на творческое мышление, и на сферу эмоционально-волевую (воспитание мотиваций, отношений и т. п.), и на психическое развитие личности ребёнка в целом. Поэтому логопедическая и психологическая работа представляет собою сложный педагогический процесс.

Развитие мышления дошкольника обеспечивается обогащением и усложнением его практики и освоением способов самой мыслительной деятельности. Накопление словаря, освоение грамматических структур, умение слушать других, понять и самому построить нужное предложение — необходимое условие для развития мышления у дошкольников.

 

Литература:

 

1.      Волкова Л.С, Туманова Т.В, Филичева Т.Б, Чиркина Г.В; Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студентов. — М.: Владос, 2003. — 480 с.

2.      Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное пособие. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 288 с.

3.      Туник Е. Психодиагностика творческого мышления. — М: Школьный психолог, 2001. — 486с.

4.      Туник Е. Е. Диагностика креативности. — М.: Иматон, 2008. — 245с.

Основные термины (генерируются автоматически): с общим недоразвитием речи, творческого мышления, развития творческого мышления, речевых нарушений, старшего дошкольного возраста, уровень творческого мышления, экспериментальной группы, в развитии творческого мышления, детей старшего дошкольного, деятельности детей, низкий уровень творческого, уровня творческого мышления, нарушений речевого развития, познавательной деятельности детей, качеств творческого мышления, качества творческого мышления, недоразвитием речи творческое, недоразвитием речи и детей, творческой деятельности детей, детей с особыми образовательными.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос