Игра как средство развития иноязычных умений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (82) январь-2 2015 г.

Дата публикации: 18.01.2015

Статья просмотрена: 144 раза

Библиографическое описание:

Тясто А. А., Куимова М. В. Игра как средство развития иноязычных умений // Молодой ученый. — 2015. — №2. — С. 561-562. — URL https://moluch.ru/archive/82/15110/ (дата обращения: 15.12.2018).

Обучать есть дело долга, развлекать же — дело уважения (к слушателям).

Цицерон

Сегодня перед высшей школой стоит задача не только развить иноязычные умения, согласно программе обучения, но и научить студентов творчески пользоваться ими, высказывать, аргументировать, доказывать свою точку зрения.

Актуальность использования коммуникативных игр на занятиях по иностранному языку обусловлена рядом причин:

-        поиск новых средств мотивации обучения иностранного языка;

-        активизация деятельности обучающихся на протяжении всего занятия;

-        необходимость создания условий для коммуникации;

-        возможность приблизить процесс обучения к условиям реального общения.

Игра требует напряжения эмоциональных и умственных сил, предполагает принятие решений, обостряет мыслительную деятельность играющих, развивает находчивость, сообразительность. Игра создает равные условия для ее участников, как сильных, так и слабых. Игра создает атмосферу увлеченности, равенства и ощущение посильности заданий, что помогает обучающимся преодолевать стеснительность, неуверенность в своих возможностях говорить на иностранном языке. Игра содействует запоминанию языкового и речевого материала.

Кроме того, Е.Л. Жупанова отмечает, что игра позволяет проявить наблюдательность, фантазию, инициативу, творческие способности; предоставляет возможность для высказывания, отстаивания своей точки зрения, развивает навыки аргументации [1].

Игра способствует формированию и развитию иноязычной социокультурной компетенции, овладению знаниями о социокультурных реалиях страны изучаемого языка, готовит к диалогу культур, межкультурной коммуникации [9].

В целом для игр свойственно:

-        наличие ролей;

-        наличие ролевых ценностей;

-        взаимодействие ролей;

-        многоальтернативность решений;

-        наличие управляемого эмоционального напряжения;

-        наличие системы оценивания [3, 4, 7, 11, 12].

Игра предусматривает три этапа:

1)           подготовительный (предварительная работа преподавателя и студентов):

-        выбор темы / проблемы;

-        отбор языковых / речевых средств;

-        уточнение ситуации (время, место, количество участников, характеристики персонажей и т.д.);

-        подготовка атрибутов игры (раздаточный материал, картинки и т.д.);

-        уточнение цели игры;

2)           проведение игры;

3)           контроль игры (обмен мнениями об успешности игры, трудностях, наиболее удачных моментах).

Существуют различные виды игр. Г.Е. Пузырева выделяет три вида:

-        социально-бытовые (на базовом этапе изучения иностранного языка);

-        психологические (для создания определенного стереотипа поведения, в том числе речевого);

-        профессионально-пропедевтические (развитие умений профессиональной коммуникации) [8].

На начальном этапе обучения эффективны и доступны ролевые игры и драматизация. Например:

-        представление рассказов, сказок, забавных историй в виде сцен;

-        разыгрывание повседневных ситуаций (исполнение социальных ролей, ролей вымышленных персонажей).

Использование ролевых игр и драматизации в процессе обучения иностранному языку способствует развитию умений:

-        компромисса;

-        предупреждать конфликтные ситуации и находить пути их решения;

-        менять тактику своего поведения;

-        отстаивать свое мнение;

-        выбирать языковые средства в соответствии с ситуацией общения;

-        владеть стратегией общения (уместно употреблять речевые и этикетные формулы, уметь выражать просьбу, согласие, благодарность, извинение, возражение и т.д.) [2, 5, 6, 10].

Использование приемов драматизации в обучении иностранному языку развивает у обучающихся память, мышление, речь, интонацию, внимание, наблюдательность, ассоциации; способствует созданию «выразительного» человека, умеющего активно переживать и яркого выражать свое «я» в жизни и в работе [2].

Таким образом, использование игр на занятиях иностранного языка способствует развитию иноязычных умений, а также развивает самостоятельность, предприимчивость, находчивость, т. е. свойства личности, которые наиболее востребованы в современных условиях.

 

Литература:

 

1.         Жупанова Е.Л. Игра на уроках иностранного языка как один из способов развития иноязычных способностей // Альманах современной науки и образования. 2007. № 3-2. С. 57-58.

2.         Иванова Н.В. Методика драматизации сказки как средство развития коммуникативности младших школьников при обучении иностранному языку. Дис. … канд.пед.наук. М., 2007, 163 с.

3.         Конышева А.В. Игры в обучении иностранному языку. Теория и практика, Минск: ТетраСистемс, 2008. 288 с.

4.         Куимова М.В. Игровая деятельность как средство развития умений устной иноязычной речи в техническом вузе // В мире научных открытий. 2012. № 2.1. С. 96-103.

5.         Левкович Ю.В. Методы театрализации и драматизации как методический прием в обучении иностранному языку // Внешкольник. 2011. № 6 (147). С. 33-35.

6.         Овчинникова Н.Г. Методика драматизации сказки как средство развития коммуникативности младших школьников при обучении иностранному языку. URL: http://festival.1september.ru/articles/593470/ (дата обращения: 15.01.2015).

7.         Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. Урок иностранного языка. Ростов н/Д: Феникс; М.: ГЛОССА-ПРЕСС, 2010. 640 с.

8.         Пузырева Г.Е. Использование ролевых игр при подготовке студентов вузов к иноязычной речевой коммуникации // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2007. Т. 15. № 39. С. 345-348.

9.         Стюрина Е.В. Возможности игры в формировании иноязычной социокультурной компетенции младших школьников // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2014. № 21. С. 150-156.

10.     Утехина А.Н. Драматизация сказки в раннем обучении иностранному языку // "Класс" 2001. № 3-4. С. 18-23.

11.     Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика. М.: Филоматис, 2004. 416 с.

12.     Kuimova M.V. Games and quizzes in teaching English as a foreign language in a polytechnic university // В мире научных открытий. 2010. № 3-2. С. 29-32.

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, игра, процесс обучения, развитие умений.


Похожие статьи

Игра как эффективное средство обучения школьников...

Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, замысел игры, развивающая игра, педагогический процесс, обучающая задача, навык, иностранный язык, игровой замысел, учебный

обучение, игра, деятельность, развитие, иностранный язык, школьник.

Роль игры в процессе изучения английского языка в школе

Иностранный язык, как общеобразовательный учебный предмет может и должен внести свой вклад в процесс развития творческих способностей учащихся.

В настоящее время игры являются неотъемлемой частью обучения английскому языку.

Игра как один их эффективных приемов обучения иностранному...

Но во всех интерактивных формах урока на первом месте должен стоять процесс формирования речевого навыка.

Алексеева А. А. «Игра как эффективный прием обучения иностранному языку», журнал «Школа цифрового века» 2011г., стр. 28–34.

Игровая форма в преподавании иностранного языка

В методике преподавания иностранного языка существует широкий спектр способов развития коммуникативной и лингвокультурной компетенции.

Комарова Ю. А. Использование учебных игр в процессе обучения иностранным языкам. СПб.: «Каро», 2001.

Использование компьютерных игр на ранних этапах обучения...

Современные тенденции в преподавании иностранных языков связаны с техническим и технологическим обновлением процесса обучения, который выражается в применении новых средств обучения

Развитие фонематического слуха и умения вслушиваться в слова.

Использование игровых технологий при обучении грамматике...

Когда речь идет об обучении иностранному языку, формирование умений и навыков в области грамматике имеет большое значение для формирования коммуникативной

Игры на развитие грамматических навыков позволяют добиться следующих целей

Роль лексических игр на среднем этапе обучения иностранному...

Это игры на развитие и тренировку навыков восприятия и воспроизведения речи, произношения, употребления

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, английский язык, игра, этап обучения, учебный процесс, подростковый...

Формирование и развитие лексических навыков в процессе...

Обучение иностранным языкам является многокомпонентным процессом, включающим в себя целый ряд навыков и умений.

Развитие самостоятельности в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе.

Игра как мотивация при обучении английскому языку

- творческие игры, способствующие развитию речевых навыков и умений.

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, игра, учащийся, английский язык, процесс обучения, учитель, учебная деятельность, урок, ребенок, язык.

Игра как эффективное средство обучения школьников...

Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, замысел игры, развивающая игра, педагогический процесс, обучающая задача, навык, иностранный язык, игровой замысел, учебный

обучение, игра, деятельность, развитие, иностранный язык, школьник.

Роль игры в процессе изучения английского языка в школе

Иностранный язык, как общеобразовательный учебный предмет может и должен внести свой вклад в процесс развития творческих способностей учащихся.

В настоящее время игры являются неотъемлемой частью обучения английскому языку.

Игра как один их эффективных приемов обучения иностранному...

Но во всех интерактивных формах урока на первом месте должен стоять процесс формирования речевого навыка.

Алексеева А. А. «Игра как эффективный прием обучения иностранному языку», журнал «Школа цифрового века» 2011г., стр. 28–34.

Игровая форма в преподавании иностранного языка

В методике преподавания иностранного языка существует широкий спектр способов развития коммуникативной и лингвокультурной компетенции.

Комарова Ю. А. Использование учебных игр в процессе обучения иностранным языкам. СПб.: «Каро», 2001.

Использование компьютерных игр на ранних этапах обучения...

Современные тенденции в преподавании иностранных языков связаны с техническим и технологическим обновлением процесса обучения, который выражается в применении новых средств обучения

Развитие фонематического слуха и умения вслушиваться в слова.

Использование игровых технологий при обучении грамматике...

Когда речь идет об обучении иностранному языку, формирование умений и навыков в области грамматике имеет большое значение для формирования коммуникативной

Игры на развитие грамматических навыков позволяют добиться следующих целей

Роль лексических игр на среднем этапе обучения иностранному...

Это игры на развитие и тренировку навыков восприятия и воспроизведения речи, произношения, употребления

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, английский язык, игра, этап обучения, учебный процесс, подростковый...

Формирование и развитие лексических навыков в процессе...

Обучение иностранным языкам является многокомпонентным процессом, включающим в себя целый ряд навыков и умений.

Развитие самостоятельности в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе.

Игра как мотивация при обучении английскому языку

- творческие игры, способствующие развитию речевых навыков и умений.

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, игра, учащийся, английский язык, процесс обучения, учитель, учебная деятельность, урок, ребенок, язык.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Игра как эффективное средство обучения школьников...

Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, замысел игры, развивающая игра, педагогический процесс, обучающая задача, навык, иностранный язык, игровой замысел, учебный

обучение, игра, деятельность, развитие, иностранный язык, школьник.

Роль игры в процессе изучения английского языка в школе

Иностранный язык, как общеобразовательный учебный предмет может и должен внести свой вклад в процесс развития творческих способностей учащихся.

В настоящее время игры являются неотъемлемой частью обучения английскому языку.

Игра как один их эффективных приемов обучения иностранному...

Но во всех интерактивных формах урока на первом месте должен стоять процесс формирования речевого навыка.

Алексеева А. А. «Игра как эффективный прием обучения иностранному языку», журнал «Школа цифрового века» 2011г., стр. 28–34.

Игровая форма в преподавании иностранного языка

В методике преподавания иностранного языка существует широкий спектр способов развития коммуникативной и лингвокультурной компетенции.

Комарова Ю. А. Использование учебных игр в процессе обучения иностранным языкам. СПб.: «Каро», 2001.

Использование компьютерных игр на ранних этапах обучения...

Современные тенденции в преподавании иностранных языков связаны с техническим и технологическим обновлением процесса обучения, который выражается в применении новых средств обучения

Развитие фонематического слуха и умения вслушиваться в слова.

Использование игровых технологий при обучении грамматике...

Когда речь идет об обучении иностранному языку, формирование умений и навыков в области грамматике имеет большое значение для формирования коммуникативной

Игры на развитие грамматических навыков позволяют добиться следующих целей

Роль лексических игр на среднем этапе обучения иностранному...

Это игры на развитие и тренировку навыков восприятия и воспроизведения речи, произношения, употребления

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, английский язык, игра, этап обучения, учебный процесс, подростковый...

Формирование и развитие лексических навыков в процессе...

Обучение иностранным языкам является многокомпонентным процессом, включающим в себя целый ряд навыков и умений.

Развитие самостоятельности в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе.

Игра как мотивация при обучении английскому языку

- творческие игры, способствующие развитию речевых навыков и умений.

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, игра, учащийся, английский язык, процесс обучения, учитель, учебная деятельность, урок, ребенок, язык.

Игра как эффективное средство обучения школьников...

Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, замысел игры, развивающая игра, педагогический процесс, обучающая задача, навык, иностранный язык, игровой замысел, учебный

обучение, игра, деятельность, развитие, иностранный язык, школьник.

Роль игры в процессе изучения английского языка в школе

Иностранный язык, как общеобразовательный учебный предмет может и должен внести свой вклад в процесс развития творческих способностей учащихся.

В настоящее время игры являются неотъемлемой частью обучения английскому языку.

Игра как один их эффективных приемов обучения иностранному...

Но во всех интерактивных формах урока на первом месте должен стоять процесс формирования речевого навыка.

Алексеева А. А. «Игра как эффективный прием обучения иностранному языку», журнал «Школа цифрового века» 2011г., стр. 28–34.

Игровая форма в преподавании иностранного языка

В методике преподавания иностранного языка существует широкий спектр способов развития коммуникативной и лингвокультурной компетенции.

Комарова Ю. А. Использование учебных игр в процессе обучения иностранным языкам. СПб.: «Каро», 2001.

Использование компьютерных игр на ранних этапах обучения...

Современные тенденции в преподавании иностранных языков связаны с техническим и технологическим обновлением процесса обучения, который выражается в применении новых средств обучения

Развитие фонематического слуха и умения вслушиваться в слова.

Использование игровых технологий при обучении грамматике...

Когда речь идет об обучении иностранному языку, формирование умений и навыков в области грамматике имеет большое значение для формирования коммуникативной

Игры на развитие грамматических навыков позволяют добиться следующих целей

Роль лексических игр на среднем этапе обучения иностранному...

Это игры на развитие и тренировку навыков восприятия и воспроизведения речи, произношения, употребления

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, английский язык, игра, этап обучения, учебный процесс, подростковый...

Формирование и развитие лексических навыков в процессе...

Обучение иностранным языкам является многокомпонентным процессом, включающим в себя целый ряд навыков и умений.

Развитие самостоятельности в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе.

Игра как мотивация при обучении английскому языку

- творческие игры, способствующие развитию речевых навыков и умений.

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, игра, учащийся, английский язык, процесс обучения, учитель, учебная деятельность, урок, ребенок, язык.

Задать вопрос