Развитие потенциальных способностей учащихся на уроках химии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Химия

Опубликовано в Молодой учёный №2 (82) январь-2 2015 г.

Дата публикации: 20.01.2015

Статья просмотрена: 459 раз

Библиографическое описание:

Покашникова М. В. Развитие потенциальных способностей учащихся на уроках химии // Молодой ученый. — 2015. — №2. — С. 40-43. — URL https://moluch.ru/archive/82/15085/ (дата обращения: 21.09.2018).

Урок рождается непросто:

Порой — с наивного вопроса,

Порой — со странного ответа.

Он долго зреет в тайне где-то.

 

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся. Необходимо добиваться, что бы ученик стал активным участником учебного процесса, а учитель, забыв о роли информатора, являлся организатором познавательной деятельности ученика.

На уроках химии управлению обучением способствуют многие факторы: четкое планирование и эффективное проведение урока, умелое сочетание и применение методов и приемов работы, использование различных средств наглядности и, прежде всего, химического эксперимента.

В организации процесса обучения учащихся ориентируюсь на введение трех стандартов:

-          обязательной общеобразовательной подготовки (уровень, которого должен достичь каждый ученик);

-          повышенной подготовки, определяющейся заданной глубиной овладения содержанием учебного предмета;

-          обучение на уровне углубленного изучения предмета для интересующегося, способного ученика. Обучение происходит на индивидуальном максимально возможном уровне трудности.

Интеллектуально-творческие игры (ИТИ) стимулируют развитие познавательных интересов учащихся, способствуют развитию их интеллектуально-творческих способностей, дают возможность ребятам самоутвердиться и реализовать себя в интеллектуально-творческой сфере через игру, помогают восполнить дефицит общения. ИТИ могут быть использованы не только во внеклассной и внеурочной работе, но и на уроках (при изучении нового материала, повторении пройденного, контроля знаний учащихся и т. д.).

По теме «Кислоты» провожу внеклассное мероприятие «Путешествие в мир кислот».

Например, приведу ряд вопросов:

1.                  Какая кислота разъедает стекло?

2.                  Какие кислоты входят в состав царской водки?

3.                  Какая кислота содержится в желудочном соке?

4.                  Какую кислоту (твердую при нормальных условиях) добавляют в напитки для придания им кислого вкуса?

5.                  Какое вещество содержится в минеральной воде и вулканических газах?

6.                  Могут ли в составе кислотного остатка содержаться атомы металлов?

7.                  Какие кислоты содержатся в кислотных дождях?

8.                  Какая разница между сульфатом и сульфитом?

9.                  Какая разница между карбонатом натрия и гидрокарбонатом натрия?

10.              Химический знак металла, входящий в состав поваренной соли?

11.              Молярная масса фосфорной кислоты.

В игровой форме провожу чаще уроки в 8–9-х классах, уроки-соревнования. Технология игрового обучения помогает достичь прочного усвоения учащимися знаний по предмету.

Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) открывает новые перспективы и поразительные возможности для обучения химии. ИКТ можно использовать на различных этапах урока: для проведения химической разминки, на этапе объяснения нового материала, для коррекции знаний, умений, навыков.

Информационные технологии делают уроки яркими и содержательными, развивают познавательные способности учащихся и их творческие силы. Учащиеся имеют возможность принимать активное участие в создании уроков (поиск и систематизация информации), тем самым, формируя навыки самостоятельной работы по предмету, а так же навыки владения информационными компьютерными технологиями. Используя учебное электронное пособие «Химия 8–11 класс. Виртуальная лаборатория», с помощью компьютерного сопровождения можно проводить демонстрации химического эксперимента, который в силу опасности для здоровья детей или трудности выполнения в условиях школьной лаборатории, не может быть проведен на уроке.

По мнению Соловейчика Симона Львовича, российского публициста и журналиста, теоретика педагогики, есть три силы, заставляющие детей учиться: послушание, увлечение и цель. Химия — один из самых трудных школьных предметов, а между тем, химическое образование необходимо для создания у школьников отчетливых представлений о роли химии в решении многих проблем человечества.

Усилить практический аспект подготовки школьников можно за счет использования теории практико-ориентированного обучения, основная цель которой — подготовка учащихся к решению задач, возникающих в практической деятельности человека, сформировать готовность к применению знаний в процессе жизнедеятельности.

Для успешного выполнения учебных практико-ориентированных заданий необходимо не только знание фактического материала, сколько умение логически мыслить и химическая интуиция. А это шаг к воспитанию творческой личности (2).

Приведу некоторые примеры таких заданий:

1.         Известно, что избыточное потребление сладостей способствует развитию кариеса. Как это можно объяснить? Предложите способ защиты зубов, позволяющий любителям сладкого не ограничивать себя в лакомстве.

2.         Клюква и брусника очень долго хранятся в свежем виде без сахара, так как этому способствует наличие в них прекрасного консерванта — бензойной кислоты. Установите молекулярную формулу кислоты, если массовые доли элементов в ней составляют: углерода — 68,85 %, водорода — 4,92 %, кислорода — 26,23 % (М=122 г/моль).

Особенность таких заданий (необычная формулировка, связь с жизнью, межпредметные связи) вызывают повышенный интерес учащихся, способствуют развитию любознательности, творческой активности. Учащихся захватывает сам процесс поиска путей решения практико-ориентированных заданий. Они получают возможность развивать логическое и ассоциативное мышление.

В этом году я начала работать в профильном классе и поэтому стало необходимым введение новых технологий в процессе обучения. Метод проектов я использую на уроках химии для развития творческих способностей учащихся и подготовки их к дальнейшей профессиональной деятельности (1).

Работа над проектом включает следующие этапы:

-         постановка цели;

-         выявление проблемы, противоречия, формулировка задач;

-         обсуждение возможных вариантов исследования, выбор способов;

-         самообразование при помощи учителя;

-         продумывание хода деятельности, распределение обязанностей;

-         исследование: решение отдельных задач, компоновка;

-         обобщение результатов, выводы;

-         анализ успехов и ошибок, коррекция.

По теме «Углеводы» в 10 классе химико-биологического профиля предусмотрено проведение проекта «Сладкая жизнь».

Цель проекта: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Углеводы». Расширить знания учащихся об углеводах, их заменителях, о роли углеводов в обмене веществ и организме, о сбалансированном питании.

На проект отводится 3 часа учебного времени. Учащимся на первом уроке будет предложено выбрать ролевую функцию для работы: биолог, химик, диетолог, психолог и социолог. После того, как будут определены задачи для каждого учащегося, начинается работа с дополнительной литературой, журналами, газетами, заранее приготовленными к уроку.

На втором уроке каждый учащийся подготавливает текстовый и иллюстративный материал, таблицы и диаграммы, уравнения химических реакций, готовится к защите проекта.

Третий урок — защита проекта.

Ценность такого опыта применения формы системно-деятельностного подхода в изучении новой темы состоит в том, что учитель имеет возможность организовать работу по формированию ключевых компетенций учащихся: предметных, общеучебных, коммуникативных и т. д.

Таким образом, все перечисленные виды учебной деятельности способствуют развитию творческой активности и мыслительных способностей учащихся, повышают интерес к предмету, придают яркую эмоциональную окраску урокам химии, что делает процесс обучения увлекательным и интересным.

 

Литература:

 

  1. Бахтиярова Е. М. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении //Школьные технологии, 2001, № 2.
  2. Бурая И. В., Аранская О. С. Интеграция знаний и умений как условие творческого саморазвития личности //Химия в школе. — 2001. № 10.
Основные термины (генерируются автоматически): урок химии, Какая кислота, урок, возможность, учащийся, творческая активность, развитие, процесс обучения, Какая разница, знание учащихся, защита проекта, химический эксперимент.


Похожие статьи

Критическое мышление как средство развития творческих...

Основные термины (генерируются автоматически): критическое мышление, ученик, обучение, урок, прием, лист бумаги, процесс обучения, время объяснения материала

Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии и внеурочной деятельности.

Исследовательская деятельность на уроках химии

Можно проводить уроки — исследования, уроки — лаборатории, урокитворческие отчёты.

Исследовательская деятельность учащихся на уроках математики.

Исследовательская деятельность школьников в процессе обучения химии.

Эффективное средство формирования исследовательской...

Развивать исследовательскую образовательную компетенцию учащихся на уроках химии можно различными методами. Однако наиболее перспективной и актуальной считаю — химический эксперимент.

Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроке...

Формирование исследовательской компетентности учащихся вне урока.

Задание № 2. Учащиеся опускают кусочки цинка в раствор соляной кислоты.

Похожие статьи. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся по химии.

Развитие творческих способностей учащихся на уроках физики

урок физики, урок, творческая способность учащихся, задача, ученик, учащийся, умение, способность, ребенок, развитие, знание, учитель.

Проектная исследовательская деятельность как один из способов...

Научные общества объединяют учащихся, которые стремятся к знаниям, исследовательской, экспериментальной деятельности; творческой, практической и самостоятельной учебной работы.Один из эффективных методов обучения — организация ученических проектов.

Применение исследовательских учебных действий в малых...

Каким бы хорошим знанием предмета, высокой эрудицией не обладал учитель, традиционный урок мало способствует эмоциональному настроению учащихся

Необходимо организовывать учебно-познавательную деятельность и исследования (эксперимент) на каждом уроке химии.

Эффективные подходы к формированию опыта самостоятельной...

Такие уроки способствуют развитию познавательной активности учащихся и, в определенной мере, опыта творческой деятельности. Учебное исследование представляет собой деятельность по выяснению сущности действительности.

Развитие познавательного интереса учащихся на уроках химии...

Составление кластера на уроках химии позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.

По моему мнению, если учитель ставит своей целью развивать познавательный интерес учащихся, он и сам должен работать творчески, постоянно повышая...

Критическое мышление как средство развития творческих...

Основные термины (генерируются автоматически): критическое мышление, ученик, обучение, урок, прием, лист бумаги, процесс обучения, время объяснения материала

Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии и внеурочной деятельности.

Исследовательская деятельность на уроках химии

Можно проводить уроки — исследования, уроки — лаборатории, урокитворческие отчёты.

Исследовательская деятельность учащихся на уроках математики.

Исследовательская деятельность школьников в процессе обучения химии.

Эффективное средство формирования исследовательской...

Развивать исследовательскую образовательную компетенцию учащихся на уроках химии можно различными методами. Однако наиболее перспективной и актуальной считаю — химический эксперимент.

Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроке...

Формирование исследовательской компетентности учащихся вне урока.

Задание № 2. Учащиеся опускают кусочки цинка в раствор соляной кислоты.

Похожие статьи. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся по химии.

Развитие творческих способностей учащихся на уроках физики

урок физики, урок, творческая способность учащихся, задача, ученик, учащийся, умение, способность, ребенок, развитие, знание, учитель.

Проектная исследовательская деятельность как один из способов...

Научные общества объединяют учащихся, которые стремятся к знаниям, исследовательской, экспериментальной деятельности; творческой, практической и самостоятельной учебной работы.Один из эффективных методов обучения — организация ученических проектов.

Применение исследовательских учебных действий в малых...

Каким бы хорошим знанием предмета, высокой эрудицией не обладал учитель, традиционный урок мало способствует эмоциональному настроению учащихся

Необходимо организовывать учебно-познавательную деятельность и исследования (эксперимент) на каждом уроке химии.

Эффективные подходы к формированию опыта самостоятельной...

Такие уроки способствуют развитию познавательной активности учащихся и, в определенной мере, опыта творческой деятельности. Учебное исследование представляет собой деятельность по выяснению сущности действительности.

Развитие познавательного интереса учащихся на уроках химии...

Составление кластера на уроках химии позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.

По моему мнению, если учитель ставит своей целью развивать познавательный интерес учащихся, он и сам должен работать творчески, постоянно повышая...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Критическое мышление как средство развития творческих...

Основные термины (генерируются автоматически): критическое мышление, ученик, обучение, урок, прием, лист бумаги, процесс обучения, время объяснения материала

Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии и внеурочной деятельности.

Исследовательская деятельность на уроках химии

Можно проводить уроки — исследования, уроки — лаборатории, урокитворческие отчёты.

Исследовательская деятельность учащихся на уроках математики.

Исследовательская деятельность школьников в процессе обучения химии.

Эффективное средство формирования исследовательской...

Развивать исследовательскую образовательную компетенцию учащихся на уроках химии можно различными методами. Однако наиболее перспективной и актуальной считаю — химический эксперимент.

Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроке...

Формирование исследовательской компетентности учащихся вне урока.

Задание № 2. Учащиеся опускают кусочки цинка в раствор соляной кислоты.

Похожие статьи. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся по химии.

Развитие творческих способностей учащихся на уроках физики

урок физики, урок, творческая способность учащихся, задача, ученик, учащийся, умение, способность, ребенок, развитие, знание, учитель.

Проектная исследовательская деятельность как один из способов...

Научные общества объединяют учащихся, которые стремятся к знаниям, исследовательской, экспериментальной деятельности; творческой, практической и самостоятельной учебной работы.Один из эффективных методов обучения — организация ученических проектов.

Применение исследовательских учебных действий в малых...

Каким бы хорошим знанием предмета, высокой эрудицией не обладал учитель, традиционный урок мало способствует эмоциональному настроению учащихся

Необходимо организовывать учебно-познавательную деятельность и исследования (эксперимент) на каждом уроке химии.

Эффективные подходы к формированию опыта самостоятельной...

Такие уроки способствуют развитию познавательной активности учащихся и, в определенной мере, опыта творческой деятельности. Учебное исследование представляет собой деятельность по выяснению сущности действительности.

Развитие познавательного интереса учащихся на уроках химии...

Составление кластера на уроках химии позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.

По моему мнению, если учитель ставит своей целью развивать познавательный интерес учащихся, он и сам должен работать творчески, постоянно повышая...

Критическое мышление как средство развития творческих...

Основные термины (генерируются автоматически): критическое мышление, ученик, обучение, урок, прием, лист бумаги, процесс обучения, время объяснения материала

Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии и внеурочной деятельности.

Исследовательская деятельность на уроках химии

Можно проводить уроки — исследования, уроки — лаборатории, урокитворческие отчёты.

Исследовательская деятельность учащихся на уроках математики.

Исследовательская деятельность школьников в процессе обучения химии.

Эффективное средство формирования исследовательской...

Развивать исследовательскую образовательную компетенцию учащихся на уроках химии можно различными методами. Однако наиболее перспективной и актуальной считаю — химический эксперимент.

Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроке...

Формирование исследовательской компетентности учащихся вне урока.

Задание № 2. Учащиеся опускают кусочки цинка в раствор соляной кислоты.

Похожие статьи. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся по химии.

Развитие творческих способностей учащихся на уроках физики

урок физики, урок, творческая способность учащихся, задача, ученик, учащийся, умение, способность, ребенок, развитие, знание, учитель.

Проектная исследовательская деятельность как один из способов...

Научные общества объединяют учащихся, которые стремятся к знаниям, исследовательской, экспериментальной деятельности; творческой, практической и самостоятельной учебной работы.Один из эффективных методов обучения — организация ученических проектов.

Применение исследовательских учебных действий в малых...

Каким бы хорошим знанием предмета, высокой эрудицией не обладал учитель, традиционный урок мало способствует эмоциональному настроению учащихся

Необходимо организовывать учебно-познавательную деятельность и исследования (эксперимент) на каждом уроке химии.

Эффективные подходы к формированию опыта самостоятельной...

Такие уроки способствуют развитию познавательной активности учащихся и, в определенной мере, опыта творческой деятельности. Учебное исследование представляет собой деятельность по выяснению сущности действительности.

Развитие познавательного интереса учащихся на уроках химии...

Составление кластера на уроках химии позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.

По моему мнению, если учитель ставит своей целью развивать познавательный интерес учащихся, он и сам должен работать творчески, постоянно повышая...

Задать вопрос