Особенности родительского отношения к детям младшего школьного возраста с умственной отсталостью | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №2 (82) январь-2 2015 г.

Дата публикации: 20.01.2015

Статья просмотрена: 1000 раз

Библиографическое описание:

Горбунова, Н. И. Особенности родительского отношения к детям младшего школьного возраста с умственной отсталостью / Н. И. Горбунова, А. А. Федорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 2 (82). — С. 445-450. — URL: https://moluch.ru/archive/82/15068/ (дата обращения: 23.04.2024).

Ключевые слова: родительские отношения, симбиоз, кооперация, отвержение, чрезмерная забота, подавление агрессии.

 

Воспитание ребенка с умственной отсталостью — тяжелый труд, именно труд, т. к. эти дети требуют большего внимания, для их развития родители должны тратить больше времени, сил (как физических, так и эмоциональных), не исключены также и финансовые затраты. Осознание того, что ребенок отличается от других детей, и это отличие негативное, не может не сказаться на эмоциональном состоянии родителей. Основной пик переживаний родители, воспитывающих детей с умственной отсталостью, выпадает на период, когда их дети достигают дошкольного и младшего школьного возраста, так как именно в этом возрасте их различия с детьми, развивающимися в рамках нормы, становятся заметнее.

Проблемой детско-родительских отношений занимались как отечественные, так и зарубежные ученные. Среди отечественных ученных данной проблемой занимались А. Я. Варга, А. А. Бодалёв, В. В. Столин, М. И. Лисина, Н. К. Радина, СП. Тищенко, С. Г. Якобсон, М. И. Буянов, А. И. Захаров и др. За рубежом проблемой детско-родительских отношений занимались Э.Эриксон, К.Хорни, Р. У. Ричардсон, Т. А. Думитрашку, П. К. Керш, В.Сатир, П.Скин, К.Бейкер, Л. Берг-Кросс, Б. Е. Робинсон. [1, с. 24]. Данная работа имеет целью рассмотреть особенности детско-родительских отношений в семьях, где растет единственный ребенок, имеющий в диагнозе умственную отсталость.

Объектом данного исследования стали детско-родительские отношения. Предметом выступили особенности родительского отношения к детям младшего школьного возраста с умственной отсталостью

Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

1)        проанализировать литературу по проблеме особенностей родительского отношения к детям младшего школьного возраста с умственной отсталостью.

2)        выявить особенности родительского отношения и родительских установок у матерей в семьях, воспитывающих единственного ребенка младшего школьного возраста с умственной отсталостью.

3)        выявить особенности родительского отношения и родительских установок у отцов в семьях, воспитывающих единственного ребенка младшего школьного возраста с умственной отсталостью.

4)        провести сравнительный анализ особенностей родительского отношения и родительских установок у отцов и матерей в семьях, воспитывающих единственного ребенка младшего школьного возраста с умственной отсталостью.

В исследовании было предположено, что:

1)        основными типами родительского отношения в семьях, воспитывающих ребенка младшего школьного возраста с умственной отсталостью, будут типы «отвержение» и «маленький неудачник»;

2)        родители, воспитывающие ребенка младшего школьного возраста с умственной отсталостью, могут иметь некоторую эмоциональную дистанцию с ним; у них будет преобладать минимальность санкций, запретов для своего ребенка;

3)        отцы склонны обвинять матерей в несамостоятельности по отношению к воспитанию своего ребенка.

В исследовании были использованы следующие методики:

-          Тест — опросник родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столина);

-          Опросник «Анализ семейного воспитания» (Э. Г. Эйдемиллера и В. В. Юстицкого);

-          Методика изучения родительских установок (PARI), (Е. С. Шефер и Р. К. Белл).

В выборку исследования вошли 10 полных семей, воспитывающих единственного ребенка младшего школьного возраста с умственной отсталостью. Исследование является пилотажным, и было проведено в целях, апробации методов исследования для проведения полномасштабного исследования.

При исследовании родительского отношения у матерей из семей, воспитывающих единственного ребенка младшего школьного возраста с умственной отсталостью, были получены следующие данные.

Анализ родительского отношения (по данным «Теста — опросника родительского отношения», авторов А. Я. Варга и В. В. Столина) показал, что все испытуемые матери показали средний уровень по шкале «принятие — отвержение». Так же, у испытуемых существуют статистически значимые различия в проявлении таких типов родительского отношения, как «кооперация» и «контроль». «Кооперация» чаще проявляется на высоком уровне, по сравнению со средним (r£0,05). Данных о низком уровне «кооперации» получено не было. При этом, «контроль» чаще проявляется на среднем уровне, по сравнению с высоким (r£0,05). Данных о низком уровне проявления «контроля», так же получено не было. По шкале «симбиоз», у испытуемых в равной степени проявился средний и высокий уровень, низкий уровень зафиксирован не был. По шкале «отношение к неудачам» были зафиксированы в 60 % случаев низкий уровень и в 40 % средний. Исходя из данных, можно сделать вывод о том, что матери положительно относятся к своему ребенку, при этом проявляют искренний интерес к тому, что интересует ребенка, поощряют самостоятельность и инициативу. При этом ведут себя слишком авторитарно, и задают строгие дисциплинарные рамки. Такие матери не устанавливают психологическую дистанцию между собой и ребенком. В большинстве случаев, неудачи ребенка воспринимают как случайные и верят в своего ребенка.

Результаты исследования семейных взаимоотношений (при помощи опросника «Анализ семейных взаимоотношений», авторов Эйдемиллер Э. Г. и Юстицкис В. В.) показали, что у 40 % матерей в стиле воспитания ребенка проявляется гиперпротекция, то есть, эти матери уделяют ребенку крайне много сил, времени и внимания, воспитание является главным делом в их жизни. Помимо этого, так же у 40 % матерей наблюдается сдвиг в установках по отношению к ребенку, а именно: предпочтение женских качеств как у девочек, так и у мальчиков. Среди испытуемых 30 % матерей проявляют чрезмерную требовательность, по отношению к ребенку. При этом требования к ребенку непомерны и не соответствуют возможностям, это ставит под угрозу развитие личности ребенка. Вместе с этим, 30 % матерей демонстрируют недостаточность запретов, то есть транслируют ребенку, что ему «все можно». Вместе с тем, 30 % матерей проявляют недостаточность санкций по отношению к ребенку, то есть ребенок не несет наказание за невыполнение семейных требований. В 30 % случаев получены данные о воспитательной неуверенности матерей, они «идут на поводу» у ребенка и уступают даже в тех вопросах, в которых уступать не считают нужным. Были получены данные о том, что 30 % матерей проецируют на ребенка собственные нежелательные качества, что может приводить к жестокому обращению с ребенком, при этом родитель извлекает для себя выгоду. У 20 % испытуемых матерей, наблюдается игнорирование потребностей ребенка, чаще при этом страдает потребность в эмоциональном контакте, общении и любви. При этом, у 20 % матерей наблюдается фобия утраты ребенка, это проявляется в повышенной неуверенности, боязни ошибиться, преувеличенном представление о болезненности ребенка.

Результаты исследования родительских установок матерей, воспитывающих ребенка младшего школьного возраста, полученные при помощи «Методики изучения родительских установок», авторов Е. С. Шефер и Р. К. Белл, показали следующее. Были обнаружены статистически значимые различия по шкалам: «чрезмерная забота» с преобладанием среднего уровня, по отношению к высокому (r£0,05); «зависимость от семьи» с преобладанием среднего уровня, по отношению к высокому (r£0,05); «подавление воли» с преобладанием среднего уровня, по отношению к высокому (r£0,05); «ощущение самопожертвования» с преобладанием среднего уровня, по отношению к высокому (r£0,05); «опасение обидеть» с преобладанием среднего уровня, по отношению к высокому и низкому (r£0,05); «семейные конфликты» с преобладанием среднего уровня, по отношению к низкому (r£0,05); «раздражительность» с преобладанием среднего уровня, по отношению к низкому (r£0,05); «излишняя строгость» с преобладанием среднего уровня, по отношению к низкому (r£0,05); «исключение внесемейных влияний» с преобладанием среднего уровня, по отношению к высокому и низкому уровням (r£0,05); «подавление агрессии», с преобладанием среднего уровня по отношению к высокому (r£0,05), «неудовлетворенность ролью хозяйки» с преобладанием среднего уровня по отношению к низкому (r£0,05), «партнерские отношения» с преобладанием среднего уровня по отношению к низкому (r£0,05), «уклонение от конфликта» с преобладанием среднего уровня по отношению к низкому (r£0,05), «безучастность мужа» с преобладанием среднего уровня по отношению к высокому и низкому (r£0,05), «доминирование матери» с преобладанием среднего уровня по отношению к высокому и низкому (r£0,05), «чрезвычайное вмешательство в мир ребенка» с преобладанием среднего уровня по отношению к низкому (r£0,05), «подавление сексуальности» с преобладанием среднего уровня по отношению к низкому (r£0,05), «стремление ускорить развитие ребенка» с преобладанием среднего уровня по отношению к низкому (r£0,05), «несамостоятельность матери» с преобладанием среднего уровня по отношению к высокому и низкому (r£0,05). Полученные данные говорят о том, что у матерей в большинстве случаев не наблюдается установление отношений зависимости с ребенком, женщина не ограничивается интересами только семьи, у матерей не наблюдается ощущения самопожертвования, они независимы и самостоятельны в роли матери, и считают своих мужей включенными в процесс воспитания ребенка. Во взаимодействии с ребенком чаще наблюдается партнерский тип отношений. У таких матерей не наблюдается излишней дистанции с ребенком, они не уклоняются от общения с ребенком и не строги с ним. Так же, они не склонны к излишней концентрации на ребенке, такие матери не исключают полностью внесемейное влияние и не отгораживают ребенка от окружающего мира, не опасаются обидеть ребенка, но при этом лояльны к его особенностям, и не пытаются подавлять волю ребенка.

Было также обнаружено, что 60 % исследованных матерей свойственен средний уровень вербализации, в то время как 30 % проявляют данный показатель на высоком уровне. Такая же картина наблюдается в отношении показателей «сверхавторитет родителей», «развитие активности ребенка» и «уравнение отношения». То есть, испытуемые в большинстве случаев активно словесно выражают свое мнение и отношение к происходящему, в 30 % случаях проявляют авторитарность в воспитании, пытаются активно развивать ребенка и выстраивать с ним уравненные отношения.

Таким образом, можно сказать о том, что матери, воспитывающие единственного ребенка младшего школьного возраста с умственной отсталостью, проявляют положительное отношение к своему ребенку, уделяют ему много сил и времени, при этом часто авторитарны в воспитании и устанавливают чрезмерно жесткие требования по отношению к ребенку. При этом, часто неудачи ребенка воспринимаются как случайные и ребенок не несет наказание за невыполнение требований матерей. У матерей не обнаруживается отношение зависимости от ребенка, они самостоятельны в роли матери, и выстраивают с ребенком партнерский тип отношений.

При исследовании родительского отношения у отцов из семей, воспитывающих единственного ребенка младшего школьного возраста с умственной отсталостью, были получены следующие данные.

Анализ родительского отношения (по данным «Теста — опросника родительского отношения», авторов А. Я. Варга и В. В. Столина) показал, что у отцов были получены статистически значимые различия в уровнях проявления: по шкале «принятие» — преобладает средний уровень по сравнению с низким (r£0,05), высокий уровень не наблюдается; по шкале «кооперация» — преобладает высокий уровень над средним (r£0,05), низкий уровень не зафиксирован; по шкале «симбиоз» — преобладает средний уровень над высоким (r£0,05), низкий уровень не наблюдается; по шкале «контроль» — преобладает средний уровень над высоким (r£0,05), низкий уровень так же обнаружен не был; по шкале «отношение к неудачам» — преобладает средний уровень над низким (r£0,05), высокий уровень зафиксирован не был. Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что отцы принимают ребенка таким, какой он есть и проводят с ним достаточное количество времени, поощряют самостоятельность и инициативу, стараются быть на равных с ребенком. Они не устанавливают психологическую дистанцию с ребенком и в полной мере о нем заботятся. В процессе воспитания, со стороны отцов присутствует умеренный контроль над действиями ребенка. Неудачи ребенка такие отцы оценивают в соответствии с ситуацией и не списывают их на случайности.

Результаты исследования семейных взаимоотношений (при помощи опросника «Анализ семейных взаимоотношений», авторов Эйдемиллер Э. Г. и Юстицкис В. В.) показали, что 50 % отцов демонстрируют в воспитании ребенка чрезмерность запретов, то есть ребенку «все нельзя», ему предъявляется огромное количество требований, ограничивающих его свободу. В 40 % случаев отцы проецируют на ребенка собственные негативные качества и при этом извлекают эмоциональную выгоду для себя. У 30 % отцов проявляется фобия утраты ребенка, что проявляется в неуверенности родителя в процессе воспитания и боязни ошибиться. При этом у 20 % отцов наблюдается гиперпротекция, они уделяют много времени процессу воспитания ребенка.

При исследовании родительских установок у отцов, воспитывающих ребенка младшего школьного возраста, полученные при помощи «Методики изучения родительских установок», авторов Е. С. Шефер и Р. К. Белл, были обнаружены статистически значимые различия по шкалам: «вербализация» с преобладанием среднего уровня по отношению к низкому (r£0,05), чрезмерная забота» с преобладанием среднего уровня по отношению к низкому(r£0,05), «зависимость от семьи» с преобладанием среднего уровня по отношению к высокому и низкому (r£0,05), «подавление воли» с преобладанием среднего уровня по отношению к высокому (r£0,05), «ощущение самопожертвования» с преобладанием среднего уровня по отношению к низкому (r£0,05), «опасение обидеть» с преобладанием среднего уровня по отношению к низкому (r£0,05), «семейные конфликты» с преобладанием среднего уровня по отношению к низкому (r£0,05), «излишняя строгость» с преобладанием среднего уровня по отношению к высокому и низкому (r£0,05), «исключение внесемейных влияний» с преобладанием среднего уровня по отношению к высокому (r£0,05), «сверхавторитет родителей» с преобладанием среднего уровня по отношению к низкому (r£0,05), «подавление агрессии» с преобладанием среднего уровня по отношению к низкому (r£0,05), «партнерские отношения» с преобладанием среднего уровня по отношению к высокому (r£0,05), «развитие активности ребенка» с преобладанием среднего уровня по отношению к низкому (r£0,05), «безучастность мужа» с преобладанием среднего уровня по отношению к низкому (r£0,05), «стремление ускорить развитие ребенка» с преобладанием среднего уровня по отношению к низкому (r£0,05), «подавление сексуальности» с преобладанием среднего уровня по отношению к низкому (r£0,05), «чрезмерное вмешательство в мир ребенка» с преобладанием среднего уровня по отношению к высокому (r£0,05) и «уравнение отношения» с преобладанием среднего уровня по отношению к высокому (r£0,05). Полученные данные говорят о том, что говорит о том, что отцы не наблюдают со стороны жены самопожертвования, не проявляют сверхавторитарность в воспитании ребенка, принимают участие в решение семейных дел, считают, что мать больше уделяет времени ребенку, чем они. Конфликтные ситуации в семье в средней мере влияют на воспитание ребенка отцом. Отцы в средней мере занимаются развитием активности у ребенка, а так же выстраивают общение с ним на уровне партнерских отношений. В воспитании отцы не проявляют излишнюю строгость. В отношениях с ребенком не прослеживается зависимости. Внесемейные влияния на ребенка полностью не исключаются, нет чрезмерного вмешательства в мир ребенка, у отцов нет страха обидеть ребенка. Они не пытаются значительно ускорить развитие ребенка. Абсолютно все испытуемые отцы показали средний уровень раздражительности, уклонения от контакта и доминирования матери в воспитании ребенка. Кроме этого, 60 % отцов показали средний уровень по шкале «несамостоятельность матери», а 30 % показали высокий уровень, что говорит о том, что в некоторых случаях отцы считают, что матери не справляются с обязанностью воспитания ребенка.

Таким образом, был сделан вывод, что отцы принимают ребенка таким, какой он есть, проводят с ним достаточное время, стараются быть на равных с ребенком, не устанавливают психологическую дистанцию и в полной мере заботятся о нем. Часто отцы проявляют чрезмерность запретов по отношению к ребенку, при этом контроль остается на среднем уровне. Неудачи ребенка отцы воспринимают в соответствие с ситуацией и не списывают на случайности. В 40 % случаев отцы проецируют на детей свои негативные качества и пытаются с ними бороться, извлекая из этого собственную эмоциональную выгоду. В воспитании ребенка при этом не проявляют сверхавторитарности, отцы не наблюдают со стороны жены самопожертвования, в средней мере развивают активность ребенка и выстраивают общение в русле партнерских отношений, при этом не вмешиваются сверх меры во внутренний мир ребенка. В некоторых случаях отцы считают, что жена не справляется с обязанностью воспитания ребенка.

Сравнительные результаты исследования родительского отношения отцов и матерей, в семьях воспитывающих единственного ребенка младшего школьного возраста с умственной отсталостью.

Анализ родительского отношения (по данным «Теста — опросника родительского отношения», авторов А. Я. Варга и В. В. Столина) показал, что были обнаружены статистически значимые различия у отцов и матерей в проявлении отношения к неудачам ребенка. Матери чаще проявляют низкий уровень по данной шкале, чем отцы (r£0,05). Это значит, что матерям в большей мере свойственно списывать неудачи своего ребенка на случайности, в то время как отцы оценивают неудачи своего ребенка в соответствии с ситуацией, и чаще проявляют средний уровень по данной шкале (r£0,05). По остальным шкалам статистически значимых различий выявлено не было.

Сравнительные результаты исследования матерей и отцов, в семьях воспитывающих единственного ребенка с умственной отсталостью, при помощи опросника «Анализ семейных взаимоотношений», авторов Эйдемиллер Э. Г. и Юстицкис В. В., показали что существуют статистически значимые различия по шкале «Чрезмерность запретов» с преобладанием высокого уровня у мужчин по отношению к женщинам и преобладанием среднего уровня у женщин по отношению к мужчинам (r£0,05), что говорит о том, что отцы предъявляют огромное количество требований к ребенку, тем самым ограничивая его свободу, в отличие от матерей. По остальным шкалам статистически значимых различий зафиксировано не было. На уровне тенденции было выявлено, что матери чаще чрезмерно требовательны по отношению к ребенку, чем отцы. Так же, на уровне тенденции было установлено, что матери чаще, чем отцы применяют минимальные санкции, то есть склонны обходиться без наказаний. Помимо этого, на уровне тенденции установлено, что матери чаще, чем отцы предпочитают в ребенке детские качества и испытывают воспитательную неуверенность, то есть потворствуют ребенку, при этом может происходить перераспределение власти в семье в пользу ребенка.

Сравнительные результаты исследования родительских установок отцов и матерей в семьях, воспитывающих ребенка младшего школьного возраста, полученные при помощи «Методики изучения родительских установок», авторов Е. С. Шефер и Р. К. Белл, показали, что статистически значимых различий обнаружено не было. Но было замечено, что есть различия на уровне тенденции: отцы чаще проявляют средний уровень вербализации, чем матери; отцы чаще проявляют сверхавторитет на среднем уровне, чем матери; аналогично отцы чаще проявляют средний уровень по шкале «развитие активности ребенка», чем матери. Эти данные обуславливаются тем, что матери по перечисленным шкалам чаще проявляют высокий уровень, в отличие от отцов. Так же, на уровне тенденции было отмечено, что отцы чаше отмечают высокий уровень по шкале «несамостоятельность матери», в отличие от самих матерей, которые по данной шкале чаще показывают средний уровень (r£0,05).

Таким образом, было установлено что: матерям в большей мере свойственно списывать неудачи своего ребенка на случайности, в то время как отцы оценивают неудачи своего ребенка в соответствии с ситуацией. Отцы чаще предъявляют огромное количество требований к ребенку, тем самым ограничивая его свободу, в отличие от матерей. На уровне тенденции было установлено, что матери в большей мере проявляют вербализацию по отношению к ребенку, сверхавторитет в отношениях с ребенком, в большей мере занимаются развитием его активности. А также на уровне тенденции было установлено, что отцы в большей мере считают, что жена не справляется с обязанностью воспитания ребенка; в отличие от матерей, которые считают, что практически в полной мере справляются с данной обязанностью.

Выводы, полученные в ходе исследования.

-          Матери проявляют положительное отношение к своему ребенку, уделяют ему много сил и времени, преобладающий тип родительского отношения «кооперация». В некоторых случаях матери проявляют чрезмерность требований по отношению к ребенку.

-          У матерей не обнаруживается отношение зависимости от ребенка, они самостоятельны в роли матери, и выстраивают с ребенком партнерский тип отношений.

-          Отцыпринимают ребенка таким, какой он есть, проводят с ним достаточное время, стараются быть на равных с ребенком, не устанавливают психологическую дистанцию и в полной мере заботятся о нем. Преобладающий тип родительского отношения «кооперация».

-          Отцы чаще проявляют чрезмерность запретов по отношению к ребенку, чем матери, при этом контроль остается на среднем уровне.

-          В воспитании ребенка отцы не проявляют сверхавторитарности, также они не наблюдают со стороны жены самопожертвования, в средней мере развивают активность ребенка и выстраивают общение в русле партнерских отношений, при этом не вмешиваются сверх меры во внутренний мир ребенка.

-          Матерям в большей мере свойственно списывать неудачи своего ребенка на случайности, в то время как отцы оценивают неудачи своего ребенка в соответствии с ситуацией.

-          Отцы чаще предъявляют огромное количество требований к ребенку, тем самым ограничивая его свободу, в отличие от матерей.

-          На уровне тенденции было установлено, что отцы в большей мере считают, что жена не справляется с обязанностью воспитания ребенка; в отличие от матерей, которые считают, что практически в полной мере справляются с данной обязанностью.

Таким образом, гипотеза о том, что:

1)        основными типами родительского отношения в семьях, воспитывающих ребенка младшего школьного возраста с умственной отсталостью, будут типы «отвержение» и «маленький неудачник»;

2)        родители, воспитывающие ребенка младшего школьного возраста с умственной отсталостью, могут иметь некоторую эмоциональную дистанцию с ним; у них будет преобладать минимальность санкций, запретов для своего ребенка;

3)        отцы склонны обвинять матерей в несамостоятельности по отношению к воспитанию своего ребенка, подтвердилась частично.

 

Литература:

 

1.                  Обухова, Л.Ф. «Детская возрастная психология» [Текст]: учеб. для вузов / /Л. Ф. Обухова. — М. Российское педагогическое агентсво,1996. -374с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, мать, родительское отношение, младший школьный возраст, умственная отсталость, отец, единственный ребенок, отношение, уровень тенденции, большая мера.


Ключевые слова

кооперация, родительские отношения, симбиоз, отвержение, чрезмерная забота, подавление агрессии., подавление агрессии

Похожие статьи

Научное исследование степени эмоциональных состояний...

Особенности родительского отношения к детям младшего школьного возраста с умственной отсталостью. Исследование особенностей эмоциональных состояний школьников и студентов.

Теоретические аспекты проблемы коррекции нарушений...

Генез же их у детей с умственной отсталостью имеет наряду с общими закономерностями свои особенности, которые определяются внешними факторами — семья, отношения со сверстниками, и внутренними — особенности личности (недостатки интеллекта...

Влияние детско-родительских отношений на самооценку детей...

За последнее десятилетие появилось много психологических работ, где показана важная роль семьи в воспитании и развитии детей. При этом внимание зарубежных психологов Ф. Вайсса, Т. А. Думитрашку, Р. Зайонца, Х. Маркуса было сконцентрировано, большей частью...

Влияние детско-родительских отношений на мотивацию...

Данная исследовательская работа направлена на изучение мотивации учебной деятельности, а также на выявление уровня мотивации младшего школьника и влияние детско-родительских отношений на эмоциональную сферу ребенка.

Неконгруентность родительского отношения в период семейной...

Особенности родительского отношения к детям младшего школьного возраста с умственной отсталостью. Анализ системы практической реализации семейной политики.

Изучение состояния общения у младших школьников...

− определить потенциальные возможности умственно отсталых младших школьников в овладении навыками общения

Ахтямова Г. Р. «Особенности формирования навыков общения у умственно отсталых детей младшего школьного возраста».

Комплексное воздействие на ребёнка через педагогов и родителей

Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию.

Детские врачи считают отклонения в психоэмоциональной сфере и нарушения детско-родительских отношений «болезнью...

Проблемы взаимоотношений младшего и старшего ребенка...

Мы рассматривали отношения родителей к детям и детей к родителям в семье. Эта проблема имеет быть в настоящее время, вопрос отцов и детей, и конфликтность братьев (сестер) всегда будет актуальна, пока мы живем. Младший ребенок в семье с детства растет в окружении...

Психологические особенности влияния матери на формирование...

В подростковом возрасте детям свойственны некоторые изменения и отклонения в поведении. В этот трудный период девочка, имеющая в младшем школьном возрасте черты спокойствия и

Синягина Н. Ю. Психология детско-родительских отношений М., 2003.

Научное исследование степени эмоциональных состояний...

Особенности родительского отношения к детям младшего школьного возраста с умственной отсталостью. Исследование особенностей эмоциональных состояний школьников и студентов.

Теоретические аспекты проблемы коррекции нарушений...

Генез же их у детей с умственной отсталостью имеет наряду с общими закономерностями свои особенности, которые определяются внешними факторами — семья, отношения со сверстниками, и внутренними — особенности личности (недостатки интеллекта...

Влияние детско-родительских отношений на самооценку детей...

За последнее десятилетие появилось много психологических работ, где показана важная роль семьи в воспитании и развитии детей. При этом внимание зарубежных психологов Ф. Вайсса, Т. А. Думитрашку, Р. Зайонца, Х. Маркуса было сконцентрировано, большей частью...

Влияние детско-родительских отношений на мотивацию...

Данная исследовательская работа направлена на изучение мотивации учебной деятельности, а также на выявление уровня мотивации младшего школьника и влияние детско-родительских отношений на эмоциональную сферу ребенка.

Неконгруентность родительского отношения в период семейной...

Особенности родительского отношения к детям младшего школьного возраста с умственной отсталостью. Анализ системы практической реализации семейной политики.

Изучение состояния общения у младших школьников...

− определить потенциальные возможности умственно отсталых младших школьников в овладении навыками общения

Ахтямова Г. Р. «Особенности формирования навыков общения у умственно отсталых детей младшего школьного возраста».

Комплексное воздействие на ребёнка через педагогов и родителей

Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию.

Детские врачи считают отклонения в психоэмоциональной сфере и нарушения детско-родительских отношений «болезнью...

Проблемы взаимоотношений младшего и старшего ребенка...

Мы рассматривали отношения родителей к детям и детей к родителям в семье. Эта проблема имеет быть в настоящее время, вопрос отцов и детей, и конфликтность братьев (сестер) всегда будет актуальна, пока мы живем. Младший ребенок в семье с детства растет в окружении...

Психологические особенности влияния матери на формирование...

В подростковом возрасте детям свойственны некоторые изменения и отклонения в поведении. В этот трудный период девочка, имеющая в младшем школьном возрасте черты спокойствия и

Синягина Н. Ю. Психология детско-родительских отношений М., 2003.

Похожие статьи

Научное исследование степени эмоциональных состояний...

Особенности родительского отношения к детям младшего школьного возраста с умственной отсталостью. Исследование особенностей эмоциональных состояний школьников и студентов.

Теоретические аспекты проблемы коррекции нарушений...

Генез же их у детей с умственной отсталостью имеет наряду с общими закономерностями свои особенности, которые определяются внешними факторами — семья, отношения со сверстниками, и внутренними — особенности личности (недостатки интеллекта...

Влияние детско-родительских отношений на самооценку детей...

За последнее десятилетие появилось много психологических работ, где показана важная роль семьи в воспитании и развитии детей. При этом внимание зарубежных психологов Ф. Вайсса, Т. А. Думитрашку, Р. Зайонца, Х. Маркуса было сконцентрировано, большей частью...

Влияние детско-родительских отношений на мотивацию...

Данная исследовательская работа направлена на изучение мотивации учебной деятельности, а также на выявление уровня мотивации младшего школьника и влияние детско-родительских отношений на эмоциональную сферу ребенка.

Неконгруентность родительского отношения в период семейной...

Особенности родительского отношения к детям младшего школьного возраста с умственной отсталостью. Анализ системы практической реализации семейной политики.

Изучение состояния общения у младших школьников...

− определить потенциальные возможности умственно отсталых младших школьников в овладении навыками общения

Ахтямова Г. Р. «Особенности формирования навыков общения у умственно отсталых детей младшего школьного возраста».

Комплексное воздействие на ребёнка через педагогов и родителей

Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию.

Детские врачи считают отклонения в психоэмоциональной сфере и нарушения детско-родительских отношений «болезнью...

Проблемы взаимоотношений младшего и старшего ребенка...

Мы рассматривали отношения родителей к детям и детей к родителям в семье. Эта проблема имеет быть в настоящее время, вопрос отцов и детей, и конфликтность братьев (сестер) всегда будет актуальна, пока мы живем. Младший ребенок в семье с детства растет в окружении...

Психологические особенности влияния матери на формирование...

В подростковом возрасте детям свойственны некоторые изменения и отклонения в поведении. В этот трудный период девочка, имеющая в младшем школьном возрасте черты спокойствия и

Синягина Н. Ю. Психология детско-родительских отношений М., 2003.

Научное исследование степени эмоциональных состояний...

Особенности родительского отношения к детям младшего школьного возраста с умственной отсталостью. Исследование особенностей эмоциональных состояний школьников и студентов.

Теоретические аспекты проблемы коррекции нарушений...

Генез же их у детей с умственной отсталостью имеет наряду с общими закономерностями свои особенности, которые определяются внешними факторами — семья, отношения со сверстниками, и внутренними — особенности личности (недостатки интеллекта...

Влияние детско-родительских отношений на самооценку детей...

За последнее десятилетие появилось много психологических работ, где показана важная роль семьи в воспитании и развитии детей. При этом внимание зарубежных психологов Ф. Вайсса, Т. А. Думитрашку, Р. Зайонца, Х. Маркуса было сконцентрировано, большей частью...

Влияние детско-родительских отношений на мотивацию...

Данная исследовательская работа направлена на изучение мотивации учебной деятельности, а также на выявление уровня мотивации младшего школьника и влияние детско-родительских отношений на эмоциональную сферу ребенка.

Неконгруентность родительского отношения в период семейной...

Особенности родительского отношения к детям младшего школьного возраста с умственной отсталостью. Анализ системы практической реализации семейной политики.

Изучение состояния общения у младших школьников...

− определить потенциальные возможности умственно отсталых младших школьников в овладении навыками общения

Ахтямова Г. Р. «Особенности формирования навыков общения у умственно отсталых детей младшего школьного возраста».

Комплексное воздействие на ребёнка через педагогов и родителей

Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию.

Детские врачи считают отклонения в психоэмоциональной сфере и нарушения детско-родительских отношений «болезнью...

Проблемы взаимоотношений младшего и старшего ребенка...

Мы рассматривали отношения родителей к детям и детей к родителям в семье. Эта проблема имеет быть в настоящее время, вопрос отцов и детей, и конфликтность братьев (сестер) всегда будет актуальна, пока мы живем. Младший ребенок в семье с детства растет в окружении...

Психологические особенности влияния матери на формирование...

В подростковом возрасте детям свойственны некоторые изменения и отклонения в поведении. В этот трудный период девочка, имеющая в младшем школьном возрасте черты спокойствия и

Синягина Н. Ю. Психология детско-родительских отношений М., 2003.

Задать вопрос