Авторы: Кравчук Дмитрий Игоревич, Кравчук Владислав Игоревич

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №2 (82) январь-2 2015 г.

Дата публикации: 17.01.2015

Статья просмотрена: 6829 раз

Библиографическое описание:

Кравчук Д. И., Кравчук В. И. Роль естественных монополий в экономике России // Молодой ученый. — 2015. — №2. — С. 270-272.

В статье рассматриваются естественные монополии, рассматриваются причины возникновения монополий, проблемы от заморозки тарифов естественных монополий.

Ключевые слова: монополия, естественная монополия, регулирование, заморозка тарифов, власть.

 

Монополии обладают огромным влиянием на благосостояние экономики страны, они могут как положительно, так и пагубно влиять на нее. Поэтому их исследование, а именно изучение этих факторов имеет огромное значение особенно в Российской Федерации, где законодательная база, регулирующая влияние монополий далеко не идеальна. Исходя из всего вышеперечисленного, тема естественных монополий является актуальной.

В современном понимании монополия — это крупное предприятие, контролирующее производство и сбыт одного или нескольких видов продукции. При такой структуре на рынке отсутствует конкуренция и функционирует только одна фирма, потому что она изготавливает уникальный продукт и, соответственно, защищена от входа на рынок других фирм.

Причинами возникновения монополий являются следующие факторы:

1.         Возможность получать большую прибыль в связи с тем, что покупатель лишен выбора;

2.         Концентрация капитала и производства;

3.         Отсутствие конкуренции;

4.         Централизация капитала — «поглощение» нескольких малых предприятий;

5.         Дает возможность вести крупную внешнюю экономическую политику.

Существует несколько видов монополий [1]:

1.         Естественная монополия — состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров;

2.         Государственная монополия — монополия, созданная законодательно, то есть существуют законы, определяющие границы рынка этой монополии, регулирующие его деятельность и т. д.;

3.         Открытая монополия — та ситуация на рынке, когда появилась новая технология, но еще не все ее освоили.

Подробнее рассмотрим естественную монополию. Итак, выяснили, что естественные монополии обладают высокой отдачей при низких затратах на производство, а технологии производства и продукт, изготавливаемый этой монополией не имеют альтернативы. При таких условиях существование конкуренции на рынке не целесообразно, так как спрос уже удовлетворен той продукцией, которую предоставляет фирма-монополист, и при этом естественная монополия получает колоссальную экономию и прибыль.

Естественные монополии выполняют важнейшие функции в Российской экономике. От их состояния зависит место России на мировом рынке энергоресурсов и конкурентоспособность ее продукции. Отсюда следует, что существуют определяющие особенности функционирования и реформирования этих монополий.

К отраслям естественной монополии во многих странах относят большинство видов деятельности, продукция которых является «предметом общественного пользования», — коммуникации, линии электропередач, нефте- и газопроводы, железнодорожный транспорт, кабельное телевидение, системы связи, водоснабжение и канализация и др.

Еще одной особенностью естественных монополий является существование очень высоких входных барьеров в отрасль. Наличие единственного производителя, у которого эффект от масштаба производства слишком велик, определяет тот размер капитала, который нужен для вхождения в отрасль. Общество чаще всего просто не может выдержать второго такого производителя (значительны постоянные затраты).

Существует Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» [2], к монополиям относятся следующие сферы хозяйствования: транспортировка нефти, нефтепродуктов и газа по трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии; железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; услуги общедоступной электрической и почтовой связи; услуги по оперативно — диспетчерскому управлению в электроэнергетике; услуги по передаче тепловой энергии; услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей. Итак, наиболее крупными предприятиями в России, содержащими естественно — монопольные виды деятельности, являются федеральные компании: ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (ОАО «ФСК ЕЭС»), ОАО «Газпром», ОАО «Российские железные дороги», ОАО «Акционерная компания по транспорту нефти «Транснефть»».

Регулированию подлежат предприятия, в которых:

1)   большую часть их бизнеса составляют услуги, рассчитанные на широкий круг потребителей;

2)   финансирование происходит с использованием огромных сумм денег;

3)   развитие бизнеса влияет на улучшение общественного благосостояния и развития промышленности на конкретной территории.

Рассмотрим теперь баланс «плюсов» и «минусов» в связи с существованием сфер деятельности, где количество эффективных предприятий равно единице (отрасль естественной монополии).

«Плюсы»:

1)   возможность максимально использовать эффект от масштаба производства, что приводит к снижению издержек на производство единицы продукции,

2)   возможность мобилизации значительных финансовых ресурсов для поддержания средств производства на должном уровне,

3)   возможность использования достижений научно-технического прогресса,

4)   возможность следования единым стандартам на производимую продукцию и предоставляемые услуги,

5)   возможность замены рыночного механизма, т. е. рыночной экономической организации, внутрифирменной иерархией и системой контрактных отношений, что позволит сократить потери, связанные с риском и неопределенностью.

«Минусы»:

1)   возможность определять уровень продажной цены, создавать искушение переложить издержки в значительной мере на конечного потребителя, который не в состоянии оказывать обратного влияния на производителя,

2)   возможность блокировать технический прогресс,

3)   возможность «экономить» за счет снижения качества производимой продукции и предоставляемых услуг,

4)   возможность принимать форму административного диктата, подменяющего экономический механизм.

Видно, что у естественной монополии достоинства становятся недостатками и наоборот. Эта форма экономической организации глубоко противоречива. Мы не можем однозначно определить, что перевешивает — «плюсы» или «минусы».

Однако общество не может жить в условиях такой неопределенности, зависимости от естественных монополистов. Рыночная форма экономической организации не в состоянии преодолеть или даже ослабить действия негативных факторов естественной монополии. Рыночный механизм распределения ресурсов в данном случае не работает.

Разрешить существующие противоречия общество может только одним способом — регулированием естественной монополии.

Методы государственного регулирования естественных монополий:

1.    Ценовое регулирование.

-          Метод предельных издержек (государство контролирует, чтобы цена установленная монополистом равнялась предельным издержкам);

-          Метод средних издержек (цена должна быть равна средним издержкам).

-          Метод установления потолка цен (определяются потребители, подлежащие обязательному обслуживанию, и устанавливается минимальный уровень их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом субъектом естественной монополии).

-          Субсидирование естественных монополий (метод ценовой дискриминации, когда одни потребители получают продукты по более низким ценам за счёт других, которые платят больше).

2.      Неценовое регулирование.

-          Предварительный контроль (обязательное представление ходатайства о согласии на совершение каких-либо сделок, также представление другой необходимой информации в соответствующие органы).

-          Последующий контроль (обязательное оповещение органа регулирования естественной монополии о действиях, совершаемых над субъектом монополии).

Далее раскрывается важный вопрос — заморозка тарифов естественных монополий, но она не коснется населения, а распространится только на промышленные предприятия.

Решение о заморозке тарифов естественных монополий правительство приняло осенью 2013 года. Тарифы на услуги естественных монополий для промышленных потребителей в этом году повышены не будут, в следующие два года тарифы на газ, электричество и грузовые железнодорожные перевозки будут индексированы на уровень инфляции предыдущего года.

Однако позитивный эффект от этой меры может быть не так значителен. Крупнейшие монополии заявили о том, что из-за заморозки тарифов они будут вынуждены снижать свои инвестиционные программы. Между тем именно инвестпрограммы являются одним из главных источников спроса в целом ряде производственных отраслей, в частности строительстве, металлургии и машиностроении.

По оценкам «Газпрома», в результате заморозки внутренних цен на газ за три года компания может потерять 510 млрд. руб. выручки, снизить инвестпрограмму на 407 млрд. руб. [3]. Бюджет не получит около 100 млрд. руб. налогов от смежных отраслей, возникнет угроза потери почти 300 тыс. рабочих мест. Глава компании Олег Бударгин заявлял о том, что компания в условиях грядущего недополучения доходов будет вынуждена пойти на сокращение персонала (речь идет об управленческом аппарате). Также речь идет об отказе от индексации заработных плат (зарплаты будут повышать только производственникам) [3].

Между тем сейчас именно естественные монополии остаются главным генератором инвестиций. Поэтому намерения властей помочь с помощью заморозки тарифов бизнесу могут обернуться прямо противоположным результатом. Такая ситуация может привести к еще большему сворачиванию деловой активности в результате падения инвестиций в основной капитал со стороны естественных монополий, а потом к скачкообразному росту цен и тарифов, когда начнется разморозка.

Из всего перечисленного можно сделать вывод, что монополия представляет собой такую отрасль, где вся информация сосредоточена «в руках» единственной фирмы производителя, продукция которой уникальна, а барьеры стоящие на пути проникновения являются непреодолимыми.

Российские естественные монополии имеют большое значение для национальной экономики, которая без таких предприятий обречена на пассивную роль в общемировых экономических отношениях.

 

Литература:

 

1.    Кузнецов Б. Т. // Макроэкономика: учебное пособие — Москва: Юнити-Дана, 2012г.

2.    Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ «О естественных монополиях»

3.    Инвестиционная заморозка. Ссылка на сайт http://www.gazeta.ru/business/2014/01/13/5846813.shtml

Основные термины (генерируются автоматически): естественных монополий, естественной монополии, тарифов естественных монополий, естественные монополии, Роль естественных монополий, тема естественных монополий, субъектами естественных монополий, заморозки тарифов, особенностью естественных монополий, естественных монополий правительство, регулирования естественных монополий, Субсидирование естественных монополий, услуги естественных монополий, стороны естественных монополий, причины возникновения монополий, регулирующая влияние монополий, субъектами естественной монополии, заморозки тарифов естественных, отраслям естественной монополии, отрасль естественной монополии.

Ключевые слова

регулирование, естественная монополия, монополия, заморозка тарифов, власть.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос