Целеполагание как этап современного урока биологии в условиях реализации ФГОС | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №2 (82) январь-2 2015 г.

Дата публикации: 20.01.2015

Статья просмотрена: 1658 раз

Библиографическое описание:

Лязгина В. В. Целеполагание как этап современного урока биологии в условиях реализации ФГОС // Молодой ученый. — 2015. — №2.1. — С. 15-17. — URL https://moluch.ru/archive/82/14985/ (дата обращения: 21.11.2018).

Важнейшей задачей современной системы образования является не столько освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и формирование совокупности УУД, обеспечивающих компетенцию «научить учиться». От нынешних учеников требуется умение на рефлексивной основе управлять своей образовательной деятельностью, для этого необходимо овладеть диагностическими навыками самоконтроля и самооценки. Компетентность ученика дополняется навыками организационной, конструктивной, коммуникативной деятельности. Становиться понятно, что новое качество обучения требует наполнения деятельности учителя новым содержанием. Основу содержания деятельности учителя составляют три взаимосвязанные этапы урока: целеполагание, самостоятельная продуктивная деятельность, рефлексия.

Первый этап урока — целеполагание. Целеполагание входит в состав регулятивных УУД, которые необходимо развивать у ученика. Этап целеполагания занимает ведущее место и в структуре традиционного урока, но в новой позиции предусматриваются качественные изменения этого этапа: учитель не транслирует свою цель, а создаёт условия, включающие каждого ученика в процесс целеполагания. Лишь в том случае, когда ученик осознаёт смысл учебной задачи и примет её как лично для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной. Именно на данном этапе урока возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать.

В личностно — ориентированном обучении целеполагание проходит через весь процесс образования, выполняя в нём функции мотивации деятельности обучающихся, стабилизации учебного процесса, диагностики результатов обучения. Поэтому цели должны быть: понятны, осознаны, реальны, достижимы. В реализации данный этап не прост, требует продуманных средств, приёмов, мотивирующих учащихся на предстоящую деятельность. С чего же начинается процесс развития навыков целеполагания у учащихся?

1 Создание проблемной ситуации

Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема, которая, будучи реально объективной, для него выступит как субъективная. Приёмы создания проблемных ситуаций могут быть самыми разными. Выбор того или иного приёма определяется содержанием учебного материала, целью данного урока. На уроке биологии в 6 классе на тему «Дыхание животных» вспоминаем, как осуществляется газообмен у растений. Ученики повторяют уже имеющиеся у них знания о дыхании растений, необходимые для изучения новой темы. Создаю проблему» Как осуществляется газообмен у животных?» Далее учащиеся продумывают проблемную ситуацию, определяют, что надо узнать, чему научится на этом уроке. Определяют цель урока.

2 Работа над понятием

Учащимся 6 класса предлагается для зрительного восприятия ряд жизненных процессов характерных для живых организмов. Например: дыхание, питание, выделение, пищеварение, размножение. Учащиеся дают определения этим процессам, а процесс размножения вызывает затруднение (так как с этим процессом они не знакомы).Это и будет проблемной ситуацией. Учащиеся находят определение в учебники процессу размножения. Определяют тему урока. Далее, от значения слова определяют цель урока и что нужно изучить.

3 Подводящий диалог.

На этапе актуализации учебного материала ведётся беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводиться к тому, о чём учащиеся не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставиться цель. Например, при изучении темы «Передвижение веществ у растений» зачитываю задание, которое учит понимать мир и работать с информацией учебника биологии. Текст задания: «В подкрашенную воду поставили веточку бальзамина (проводящие пучки этого растения видны на просвет), некоторое время спустя жилки листьев изменили цвет. Что это доказывает?» Ставится цель урока.

4 Формирование цели при помощи опорных глаголов.

Называется тема урока и предлагается учащимся сформулировать цель с помощью опорных глаголов. На уроке можно предложить готовый набор глаголов, при помощи которых осуществляется запись цели. Тема урока «Обмен веществ — главный признак жизни». Используемые глаголы в данной теме:

1.      сравнить, чем отличается живой организм от неживого?, чем отличается питание растений от питания грибов и животных?

2.      доказать что обмен веществ — главный признак жизни.

3.      изучить процесс обмена веществ.

4.      уметь проанализировать этот процесс и сделать вывод.

Если целеполагание в различных видах деятельности повторяется систематически, то данная работа приводит к тому, что некоторые учащиеся начинают самостоятельно формулировать свои цели.

 

Литература:

 

1.      Голубчикова М. Г. От творчества учителя к творчеству ученика: путеводитель по продуктивному обучению. Учеб. Пособие \ Голубчикова М. Г. –Изд. 4-е, дополни перераб.- Иркутск.

2.      Хуторской А. В. современная дидактика (Текст);монография Косогова А. С.- Иркутск: Изд-во Иркут. Гос. пед. ун-та, 2001–178с

3.      http;//mc-krkam. edusite. ru Целеполагание на уроке.

4.      http;// www.modernstudy.ru/pdds-296–3html Технологическая карта- одно из средств эвретического обучения.

5.      http;// www.qimnazy161.ru/Формирование навыка целеполагания.

6.      http;// menobr.ru Модульная технология планирования учебной темы.

 

Основные термины (генерируются автоматически): проблемная ситуация, урок, учащийся, обмен веществ, процесс, процесс размножения, учебный материал, ученик, этап урока.


Похожие статьи

Учебно-познавательные задачи как средство повышения учебной...

Но уровни проблемности могут быть различны и не только на каком-то определенном этапе урока.

Основные термины (генерируются автоматически): учебный процесс, познавательная задача, проблемная ситуация, учитель, учащийся, познавательная деятельность учащихся...

Приемы создания проблемных ситуаций для формирования...

проблемная ситуация, ученик, ситуация, учебный материал, учащийся, урок, способ действия, проблемное обучение, задание, интеллектуальное затруднение.

Применение технологии проблемного обучения на уроках...

В уроке представлены все педагогические элементы учебно-воспитательного процесса: цель

Структурными элементами современного проблемного урока являются

Поскольку показателем проблемности урока является наличие в его структуре этапов поисковой...

Технологии проблемного обучения как средство формирования...

Технология проблемного обучения [1] — это создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной

В процессе их решения у учащихся развиваются творческие способности, воображение, формируется познавательная мотивация.

Использование элементов проблемного обучения на уроках...

Развивающим и воспитывающим современное обучение может быть только принадлежащей активизации мышления учащихся. Чем активнее протекают у ученика познавательные процессы (ощущение, восприятие, представление, запоминание, воображение, мышление)...

Современный урок в аспекте реализации задач ФГОС второго...

Наиболее эффективными средствами включения учащихся в процесс творчества на уроке способствует использование современных образовательных технологий:технология проблемного обучения, интегрированного обучения, игрового обучения...

О некоторых особенностях организационного этапа современного...

организационный этап, урок, познавательный интерес, учебная деятельность, организационный этап урока, познавательный интерес учащихся, учебный материал, ученик, этап.

Проблемное обучение на уроках английского языка в начальной...

Но организация учебного процесса базируется на принципе проблемности, а систематическое решение учебных проблем – характерный признак этого типа обучения.

Постановка учебной проблемы осуществляется в несколько этапов: а) анализ проблемной ситуации

Вопрос как средство управления самостоятельной деятельностью...

Активизация инициативы и мыслительной деятельности учащихся становится неотъемлемой частью современного урока.

Эту проблему можно решить путем усиления самостоятельной работы учащихся во всех звеньях учебного процесса.

Учебно-познавательные задачи как средство повышения учебной...

Но уровни проблемности могут быть различны и не только на каком-то определенном этапе урока.

Основные термины (генерируются автоматически): учебный процесс, познавательная задача, проблемная ситуация, учитель, учащийся, познавательная деятельность учащихся...

Приемы создания проблемных ситуаций для формирования...

проблемная ситуация, ученик, ситуация, учебный материал, учащийся, урок, способ действия, проблемное обучение, задание, интеллектуальное затруднение.

Применение технологии проблемного обучения на уроках...

В уроке представлены все педагогические элементы учебно-воспитательного процесса: цель

Структурными элементами современного проблемного урока являются

Поскольку показателем проблемности урока является наличие в его структуре этапов поисковой...

Технологии проблемного обучения как средство формирования...

Технология проблемного обучения [1] — это создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной

В процессе их решения у учащихся развиваются творческие способности, воображение, формируется познавательная мотивация.

Использование элементов проблемного обучения на уроках...

Развивающим и воспитывающим современное обучение может быть только принадлежащей активизации мышления учащихся. Чем активнее протекают у ученика познавательные процессы (ощущение, восприятие, представление, запоминание, воображение, мышление)...

Современный урок в аспекте реализации задач ФГОС второго...

Наиболее эффективными средствами включения учащихся в процесс творчества на уроке способствует использование современных образовательных технологий:технология проблемного обучения, интегрированного обучения, игрового обучения...

О некоторых особенностях организационного этапа современного...

организационный этап, урок, познавательный интерес, учебная деятельность, организационный этап урока, познавательный интерес учащихся, учебный материал, ученик, этап.

Проблемное обучение на уроках английского языка в начальной...

Но организация учебного процесса базируется на принципе проблемности, а систематическое решение учебных проблем – характерный признак этого типа обучения.

Постановка учебной проблемы осуществляется в несколько этапов: а) анализ проблемной ситуации

Вопрос как средство управления самостоятельной деятельностью...

Активизация инициативы и мыслительной деятельности учащихся становится неотъемлемой частью современного урока.

Эту проблему можно решить путем усиления самостоятельной работы учащихся во всех звеньях учебного процесса.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Учебно-познавательные задачи как средство повышения учебной...

Но уровни проблемности могут быть различны и не только на каком-то определенном этапе урока.

Основные термины (генерируются автоматически): учебный процесс, познавательная задача, проблемная ситуация, учитель, учащийся, познавательная деятельность учащихся...

Приемы создания проблемных ситуаций для формирования...

проблемная ситуация, ученик, ситуация, учебный материал, учащийся, урок, способ действия, проблемное обучение, задание, интеллектуальное затруднение.

Применение технологии проблемного обучения на уроках...

В уроке представлены все педагогические элементы учебно-воспитательного процесса: цель

Структурными элементами современного проблемного урока являются

Поскольку показателем проблемности урока является наличие в его структуре этапов поисковой...

Технологии проблемного обучения как средство формирования...

Технология проблемного обучения [1] — это создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной

В процессе их решения у учащихся развиваются творческие способности, воображение, формируется познавательная мотивация.

Использование элементов проблемного обучения на уроках...

Развивающим и воспитывающим современное обучение может быть только принадлежащей активизации мышления учащихся. Чем активнее протекают у ученика познавательные процессы (ощущение, восприятие, представление, запоминание, воображение, мышление)...

Современный урок в аспекте реализации задач ФГОС второго...

Наиболее эффективными средствами включения учащихся в процесс творчества на уроке способствует использование современных образовательных технологий:технология проблемного обучения, интегрированного обучения, игрового обучения...

О некоторых особенностях организационного этапа современного...

организационный этап, урок, познавательный интерес, учебная деятельность, организационный этап урока, познавательный интерес учащихся, учебный материал, ученик, этап.

Проблемное обучение на уроках английского языка в начальной...

Но организация учебного процесса базируется на принципе проблемности, а систематическое решение учебных проблем – характерный признак этого типа обучения.

Постановка учебной проблемы осуществляется в несколько этапов: а) анализ проблемной ситуации

Вопрос как средство управления самостоятельной деятельностью...

Активизация инициативы и мыслительной деятельности учащихся становится неотъемлемой частью современного урока.

Эту проблему можно решить путем усиления самостоятельной работы учащихся во всех звеньях учебного процесса.

Учебно-познавательные задачи как средство повышения учебной...

Но уровни проблемности могут быть различны и не только на каком-то определенном этапе урока.

Основные термины (генерируются автоматически): учебный процесс, познавательная задача, проблемная ситуация, учитель, учащийся, познавательная деятельность учащихся...

Приемы создания проблемных ситуаций для формирования...

проблемная ситуация, ученик, ситуация, учебный материал, учащийся, урок, способ действия, проблемное обучение, задание, интеллектуальное затруднение.

Применение технологии проблемного обучения на уроках...

В уроке представлены все педагогические элементы учебно-воспитательного процесса: цель

Структурными элементами современного проблемного урока являются

Поскольку показателем проблемности урока является наличие в его структуре этапов поисковой...

Технологии проблемного обучения как средство формирования...

Технология проблемного обучения [1] — это создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной

В процессе их решения у учащихся развиваются творческие способности, воображение, формируется познавательная мотивация.

Использование элементов проблемного обучения на уроках...

Развивающим и воспитывающим современное обучение может быть только принадлежащей активизации мышления учащихся. Чем активнее протекают у ученика познавательные процессы (ощущение, восприятие, представление, запоминание, воображение, мышление)...

Современный урок в аспекте реализации задач ФГОС второго...

Наиболее эффективными средствами включения учащихся в процесс творчества на уроке способствует использование современных образовательных технологий:технология проблемного обучения, интегрированного обучения, игрового обучения...

О некоторых особенностях организационного этапа современного...

организационный этап, урок, познавательный интерес, учебная деятельность, организационный этап урока, познавательный интерес учащихся, учебный материал, ученик, этап.

Проблемное обучение на уроках английского языка в начальной...

Но организация учебного процесса базируется на принципе проблемности, а систематическое решение учебных проблем – характерный признак этого типа обучения.

Постановка учебной проблемы осуществляется в несколько этапов: а) анализ проблемной ситуации

Вопрос как средство управления самостоятельной деятельностью...

Активизация инициативы и мыслительной деятельности учащихся становится неотъемлемой частью современного урока.

Эту проблему можно решить путем усиления самостоятельной работы учащихся во всех звеньях учебного процесса.

Задать вопрос