Социально-педагогическая деятельность по формированию социальных навыков у детей дошкольного возраста с ЗПР | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (82) январь-2 2015 г.

Дата публикации: 17.01.2015

Статья просмотрена: 2272 раза

Библиографическое описание:

Осипова, Т. В. Социально-педагогическая деятельность по формированию социальных навыков у детей дошкольного возраста с ЗПР / Т. В. Осипова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 2 (82). — С. 547-549. — URL: https://moluch.ru/archive/82/14436/ (дата обращения: 25.04.2024).

В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития уделяется значительное внимание, как в сфере науки, так и практики. Это обусловлено тенденцией к увеличению количества детей с проблемами в развитии.3

Дети с ЗПР — многочисленная категория, разнородная по своему составу. Часть из них имеет негрубые нарушения со стороны центральной нервной системы, вследствие ее раннего органического поражения. У других детей ЗПР возникает на фоне функциональной незрелости ЦНС. Соматическая ослабленность, наличие хронического заболевания также могут стать причиной отставания в нервно-психическом развитии. Неблагоприятные микросоциальные условия, психотравмирующие ситуации являются еще одной причиной ЗПР у детей.5

Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка. На сегодняшний день в научных исследованиях убедительно показано и подтверждено практикой, что наибольшие педагогические возможности для преодоления недостатков в развитии ребёнка имеются в период раннего и дошкольного детства, т. к. в этот период психика наиболее пластична.

На современном этапе развития системы специального образования осознана необходимость целенаправленного развития эффективных социальных навыков, обеспечения условий для продуктивного взаимодействия с окружающими как важных факторов успешной коррекции нарушений поведения и общения у дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР).

Разработанная и созданная усилиями отечественных дефектологов система специализированной помощи детям с ЗПР достигла значительных успехов в решении задач диагностики и коррекции нарушений познавательной деятельности, развития общих способностей к учению у данной группы детей.

Наиболее изученными в психолого-педагогической литературе являются вопросы, касающиеся общих сведений о конкретных проявлениях и причинах снижения темпов психического развития у детей.

Недостаточно изучено общение детей с ЗПР, в то время как развитие социально-коммуникативных навыков является важнейшим фактором социализации ребенка и компенсации нарушений в его развитии.

В коррекционной работе по формированию социальных умений и навыков важная роль отводится педагогам дефектологам, логопедам, психологам, но совсем не рассматривается роль социального педагога в данной работе. Между тем, социально — педагогический фактор в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР нельзя не учитывать.

Особенности дошкольного возраста как наиболее ценного и благоприятного в развитии социальных навыков, становлении коммуникативной функции, а также недостаточная разработанность научно обоснованных методик формирования социальных умений и навыков у детей дошкольного возраста с ЗПР в дошкольном учреждении силами социального педагога определяют.

Социальное развитие представляет собой последовательный, многоаспектный процесс и результат социализации-индивидуализации, в ходе которого осуществляется приобщение человека к «всеобщему социальному» и постоянное открытие, утверждение себя как субъекта социальной культуры.

Дошкольный возраст является сензитивным периодом в социальном развитии человека.

Социальное развитие детей дошкольного возраста осуществляется в актуальной разнонаправленной деятельности по освоению предметного мира и мира отношений между людьми.

Компонентом социального развития дошкольника являются социальные навыки (социально — бытовые и коммуникативные), которые формируются в разнообразной деятельности дошкольников, в их общении со взрослыми и сверстниками.

Анализ психолого-педагогических особенностей детей дошкольного возраста с ЗПР показывают, что психологическое и социальное развитие таких детей затруднено, что вызывает необходимость целенаправленного формирования у них социальных (социально — бытовых и коммуникативных) навыков. В свою очередь, социальный педагог в работе, направленной на формирование социальных навыков у детей с ЗПР, должен учитывать указанные особенности детей данной группы.

Социальный педагог в ДОУ для детей с ЗПР является организатором активного сотрудничества педагогов и специалистов ДОУ, детей, родителей, различных социальных структур для оказания реальной, квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи детям с ЗПР по их коррекции и социальной реабилитации, защите их прав.6

Основными направлениями социально — педагогической деятельности по формированию социально-коммуникативных навыков в дошкольных учреждениях для детей с ЗПР являются:

-          коррекционно-развивающие занятия с детьми по овладению социальными знаниями, умениями и навыками;

-          широкое использование театрализованных игр и специальных упражнений для целенаправленного формирования социальных навыков;

-          активное включение родителей в коррекционный процесс путем их целенаправленного обучения умению взаимодействовать со своими детьми;

-          повышение квалификации педагогов в сфере построения учебного общения и продуктивного взаимодействия с детьми с ЗПР в условиях дошкольного учреждения.

 

Литература:

 

1.         Алифанова Е. М. Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр. Волгоград, 2001. — 168 с.

2.         Бавыкина Г. Н. Речевое развитие дошкольников. Комсомольск-на-Амуре, 2006. — 160 с.

3.         Блинова Л. Ф. Социально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста. Казань, 2007.

4.         Бойков, Д. И. О коммуникативных детерминантах дифференциации личности ребенка с ограниченными возможностями // Дефектология. — 2005. № 4. С. 27–32.

5.         Выготский Л. С. Психология развития ребенка. М.: Смысл, 2004. — 512 с.

6.         Данилина Т. А., Степина Н. М. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей. М., 2004.

7.         Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред. С. Г. Шевченко. М.: Аркти, 2001. — 224 с.

8.         Дмитриева, Е. Е. Об особенностях общения со взрослым шестилетних детей с задержкой психического развития // Дефектология. — 2005. — № 2. C. 27–32.

9.         Дудьев В. П. Системный подход в развитии коммуникативного потенциала дошкольников с общим недоразвитием речи // Логопедия. — 2006. — № 2. С. 22–26.

10.     Екжанова Е. А. Коррекционно-педагогическая помощь детям дошкольного возраста. СПб.: КАРО, 2008. — 336 с.

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, ребенок, навык, социальный педагог, психическое развитие, дошкольное учреждение, коррекционная работа, продуктивное взаимодействие, социальное развитие, целенаправленное формирование.


Похожие статьи

Cоциальное развитие дошкольников | Статья в журнале...

Cоциальное развитие дошкольников. Автор: Алиева Шахла Гасым гызы. Рубрика: Педагогика.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольный возраст, дошкольное образование, детский сад, социально-личностное развитие...

Социально-личностное развитие детей в условиях дошкольного...

Дошкольный возраст — это период формирования внутренней жизни ребёнка и его личности. Понимая, что это возраст активного взросления ребёнка и его социально–личностного развития, педагоги детского сада уделяют много внимания данному направлению.

Социализация детей младшего дошкольного возраста...

Ключевые слова: социализация детей, младший дошкольный возраст, взаимодействие ДОУ и семьи. Как известно, человек — существо социальное и формируется при наличии общественных условий жизни.

Организация работы по социализации детей в разновозрастной...

Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет одной из приоритетных линий развития личности ребёнка формирование коммуникативных компетенций, социально-коммуникативное развитие.

Игра как ведущая деятельность в социально-личностном...

Основными методами социально-личностного развития детей дошкольного возраста выступают: - организация жизненных и игровых развивающих ситуаций...

Социализация и социальная адаптация детей раннего возраста...

Развитие социальных навыков детей.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, Умение ребенка, игра, детский сад, воспитатель, дошкольное образование, дошкольный возраст, отношение, социальный опыт, взрослый.

Коррекция своеобразия коммуникативных навыков у детей...

старший дошкольный возраст, ребенок, навык, дошкольный возраст, процесс общения, сфера общения, ведущая форма общения ребенка, совместная деятельность, психическое развитие, взрослый.

Развитие навыков общения и взаимодействия со сверстниками...

В. А. Сухомлинский. Развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста является одним из главных аспектов в процессе их социальной адаптации в окружающем мире.

Формирование социального опыта детей старшего...

Формирование социального опыта детей дошкольного возраста является фундаментом в проявлении социальной культуры. Успешность данного процесса у дошкольника зависит от правильной организации свободного общения. Таким же образом, зависит развитие...

Cоциальное развитие дошкольников | Статья в журнале...

Cоциальное развитие дошкольников. Автор: Алиева Шахла Гасым гызы. Рубрика: Педагогика.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольный возраст, дошкольное образование, детский сад, социально-личностное развитие...

Социально-личностное развитие детей в условиях дошкольного...

Дошкольный возраст — это период формирования внутренней жизни ребёнка и его личности. Понимая, что это возраст активного взросления ребёнка и его социально–личностного развития, педагоги детского сада уделяют много внимания данному направлению.

Социализация детей младшего дошкольного возраста...

Ключевые слова: социализация детей, младший дошкольный возраст, взаимодействие ДОУ и семьи. Как известно, человек — существо социальное и формируется при наличии общественных условий жизни.

Организация работы по социализации детей в разновозрастной...

Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет одной из приоритетных линий развития личности ребёнка формирование коммуникативных компетенций, социально-коммуникативное развитие.

Игра как ведущая деятельность в социально-личностном...

Основными методами социально-личностного развития детей дошкольного возраста выступают: - организация жизненных и игровых развивающих ситуаций...

Социализация и социальная адаптация детей раннего возраста...

Развитие социальных навыков детей.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, Умение ребенка, игра, детский сад, воспитатель, дошкольное образование, дошкольный возраст, отношение, социальный опыт, взрослый.

Коррекция своеобразия коммуникативных навыков у детей...

старший дошкольный возраст, ребенок, навык, дошкольный возраст, процесс общения, сфера общения, ведущая форма общения ребенка, совместная деятельность, психическое развитие, взрослый.

Развитие навыков общения и взаимодействия со сверстниками...

В. А. Сухомлинский. Развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста является одним из главных аспектов в процессе их социальной адаптации в окружающем мире.

Формирование социального опыта детей старшего...

Формирование социального опыта детей дошкольного возраста является фундаментом в проявлении социальной культуры. Успешность данного процесса у дошкольника зависит от правильной организации свободного общения. Таким же образом, зависит развитие...

Похожие статьи

Cоциальное развитие дошкольников | Статья в журнале...

Cоциальное развитие дошкольников. Автор: Алиева Шахла Гасым гызы. Рубрика: Педагогика.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольный возраст, дошкольное образование, детский сад, социально-личностное развитие...

Социально-личностное развитие детей в условиях дошкольного...

Дошкольный возраст — это период формирования внутренней жизни ребёнка и его личности. Понимая, что это возраст активного взросления ребёнка и его социально–личностного развития, педагоги детского сада уделяют много внимания данному направлению.

Социализация детей младшего дошкольного возраста...

Ключевые слова: социализация детей, младший дошкольный возраст, взаимодействие ДОУ и семьи. Как известно, человек — существо социальное и формируется при наличии общественных условий жизни.

Организация работы по социализации детей в разновозрастной...

Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет одной из приоритетных линий развития личности ребёнка формирование коммуникативных компетенций, социально-коммуникативное развитие.

Игра как ведущая деятельность в социально-личностном...

Основными методами социально-личностного развития детей дошкольного возраста выступают: - организация жизненных и игровых развивающих ситуаций...

Социализация и социальная адаптация детей раннего возраста...

Развитие социальных навыков детей.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, Умение ребенка, игра, детский сад, воспитатель, дошкольное образование, дошкольный возраст, отношение, социальный опыт, взрослый.

Коррекция своеобразия коммуникативных навыков у детей...

старший дошкольный возраст, ребенок, навык, дошкольный возраст, процесс общения, сфера общения, ведущая форма общения ребенка, совместная деятельность, психическое развитие, взрослый.

Развитие навыков общения и взаимодействия со сверстниками...

В. А. Сухомлинский. Развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста является одним из главных аспектов в процессе их социальной адаптации в окружающем мире.

Формирование социального опыта детей старшего...

Формирование социального опыта детей дошкольного возраста является фундаментом в проявлении социальной культуры. Успешность данного процесса у дошкольника зависит от правильной организации свободного общения. Таким же образом, зависит развитие...

Cоциальное развитие дошкольников | Статья в журнале...

Cоциальное развитие дошкольников. Автор: Алиева Шахла Гасым гызы. Рубрика: Педагогика.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольный возраст, дошкольное образование, детский сад, социально-личностное развитие...

Социально-личностное развитие детей в условиях дошкольного...

Дошкольный возраст — это период формирования внутренней жизни ребёнка и его личности. Понимая, что это возраст активного взросления ребёнка и его социально–личностного развития, педагоги детского сада уделяют много внимания данному направлению.

Социализация детей младшего дошкольного возраста...

Ключевые слова: социализация детей, младший дошкольный возраст, взаимодействие ДОУ и семьи. Как известно, человек — существо социальное и формируется при наличии общественных условий жизни.

Организация работы по социализации детей в разновозрастной...

Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет одной из приоритетных линий развития личности ребёнка формирование коммуникативных компетенций, социально-коммуникативное развитие.

Игра как ведущая деятельность в социально-личностном...

Основными методами социально-личностного развития детей дошкольного возраста выступают: - организация жизненных и игровых развивающих ситуаций...

Социализация и социальная адаптация детей раннего возраста...

Развитие социальных навыков детей.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, Умение ребенка, игра, детский сад, воспитатель, дошкольное образование, дошкольный возраст, отношение, социальный опыт, взрослый.

Коррекция своеобразия коммуникативных навыков у детей...

старший дошкольный возраст, ребенок, навык, дошкольный возраст, процесс общения, сфера общения, ведущая форма общения ребенка, совместная деятельность, психическое развитие, взрослый.

Развитие навыков общения и взаимодействия со сверстниками...

В. А. Сухомлинский. Развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста является одним из главных аспектов в процессе их социальной адаптации в окружающем мире.

Формирование социального опыта детей старшего...

Формирование социального опыта детей дошкольного возраста является фундаментом в проявлении социальной культуры. Успешность данного процесса у дошкольника зависит от правильной организации свободного общения. Таким же образом, зависит развитие...

Задать вопрос