Авторы: Спасова Лилия Викторовна, Байхожаева Алия Музапбаровна

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №1 (81) январь-1 2015 г.

Дата публикации: 06.01.2015

Статья просмотрена: 64 раза

Библиографическое описание:

Спасова Л. В., Байхожаева А. М. Организация описательных стихотворных синтаксических единств // Молодой ученый. — 2015. — №1.1. — С. 125-127.

Перечислительные  ряды являются средством организации стихотворных описательных сверхфразовых единств (СФЕ).

В современной лингвистике рассмотрение сверхфразовых единств идет по нескольким направлениям: выделение СФЕ из потока речи, определение его сущности  и конституирующих особенностей, изучение факторов внутреннего сцепления СФЕ и др. (С.И.Гиндин, Г.Я.Солганик, Л.М.Лосева, М.А.Фигуровский, И.Р.Гальперин). Исследования эти велись преимущественно на материале прозаических текстов. Сферхфразовое единство в стихотворной речи не привлекало должного внимания и требует глубокого и всестороннего исследования.   

Авторы немногочисленных пока работ, посвященных стихотворному СФЕ, намечают круг проблем в этой области, указывают на специфические особенности СФЕ в стихе: «Синтаксическое своеобразие стихотворной речи и большая ее синтаксическая сложность в сравнении с речью прозаической выражается не только в повторах, анофоре и параллелизме, но и большой тесноте синтаксических связей внутри стихотворных строк, в большей расчлененности сложного синтаксического целого самой последовательностью стихотворных строк, в особой роли стихотворных переносов, обусловливающих большую спаянность сложных синтаксических целых в стихотворной речи» [1].

Отмечается, что вычленение СФЕ в стихотворных тестах связано с определенными трудностями, обусловленными спецификой текста: указывается на большое структурное разнообразие            стихотворных СФЕ. Учитывая специфические свойства стихотворной речи, предлагается разграничивать сферхфразовые единства - «прозаические строфы» [2] и стихотворные синтаксические единства (ССЕ) [3].

Рассмотрим описательные ССЕ. ИХ основой, как уже говорилось, являются перечислительные ряды.

Основным средством объединения предложений в ССЕ является интонация перечисления. На основе экспериментальных данных установлено, сто «стихотворная интонация и есть интонация перечисления, которая играет в стихотворных произведениях композиционно-образующую роль – объединяет… элементы ССЕ стихотворной формы» [4]: Поселок заброшен/ Один лишь погост./ В некошеных травах/ Звенят бубенцы./ Чернеют кресты./ Среди выцветших звезд./ Разъехались гости./ Остались жильцы/ Л.Татьяничева. Поселок заброшен/; Лежат луга/ лиловые./ Луна плывет,/ живая./Стоят стога/ медовые,/ ржаные караваи /Л.Васильева, Стога/.

В качестве дополни тельных синтаксических средств связи элементов перечислительного ряда в ССЕ нередко выступают сочинительные союзы. Особенно активен, как уже отмечалось, союз И, это обусловлено его максимально широким и отвлеченным значением: в отличие от всех других сочинительных союзов, он выражает лишь общую идею расположенности, совместности и сосуществования тех ситуаций, о которых говорится в частях сложного предложения или в компонентах СФЕ – «чистую идею соединения».

В небольших по объему ССЕ союз И может быть абсолютно регулярным, то есть он соединяет все предикативные единицы в составе сложносочиненных предложений и ССЕ: И облаков погасла пена./ И стихли, смолкли голоса./ И зной утих. И постепенно/

Исчезли в сумерках леса./ И ночь неслышно подступила,/ И глянул свет из темноты./ И вспыхнул свод!/ И проступила/ Сама основа красоты! /В.Казанцев. И облаков погасла пена…/.

Рассматривая средства сочинительной связи с точки зрения их внутренней смысловой структуры и функций, И.Н.Кручинина подчеркивает, что союз И !конструирует текст по принципу сукцессивности, то есть так, что одна фраза как бы вызывает или тянет за собой другую, в результате чего образуется равномерная и согласованная в свеем движении речевая цепь» [5]. Способность союза И к последовательному развертыванию речи проявляется в значительны[ по объему текстах, состоящих из комплекса ССЕ: Послевоенный майский праздник./ Веселый трепет кумача./ И от развалин дымно красных/ Холодный отсвет кумача./ /И утром улицы залиты/ Толпой ликующих людей/ Солдаты, вдовы, инвалиды…/ Худые личика детей./ /Почти забывшаяся горесть./ И ветер вспаханных полей,/ И свежая густая поросль/ От обгорелых тополей/ /Фанфар нестройное звучание/ В лучах пожарного тепла -/От радости, от окончания/ Насилья, ненависти, зла./ /И над разбитыми домами/ И над уставшими людьми -/ Победой поднятое знамя/ Как обещание любви /А.Жигулин. Послевоенный майский праздник…/.

В таких протяженных текстах союз И скрепляет отдельные ССЕ /2 и 3 строфы/, предложения внутри ССЕ /1,2,5 строфы/, однородные члены /5 строфа/.

Как уже отмечалось, сто тип связи в описательных ССЕ бессоюзный.

Исследователи отмечают, что «стихотворная речь имеет тенденцию нивелировать синтаксическую функцию союзов, потому что ритмическое переплетение стихотворных строк может компенсировать слабость синтаксической связи между предложениями в стихотворной речи. Стихотворная речь может обходиться и совсем без союзов, и даже большие группы предложений в стихотворной речи легко образуют сложные синтаксические целые без помощи союзов» [1].

Лабиринт

Особая роль при этом принадлежит таким средствам связи предложений в описательных ССЕ, как параллелизм и повтор.

При параллельной связи предложения не сцепляются, а сопоставляются. Очень часто некоторые члены соединяемых конструкций /нередко первые, стоящие в начале/ имеют одинаковое лексическое выражение, в этом случае параллельная связь усиливается лексическим повтором. Как повторы, так и параллелизмы относятся к элементам внутренней структуры; они, «…уступая союзам и союзным словам в четкости выражения синтаксических значений, является полноценным средством организации сложных конструкций» [6]. Обычно разные виды параллелизма        связывают несколько предложений в тексте, образуя строфы, в которых ритм особо подчеркивает упорядоченность и соразмерность предложений:

Яблоня в нашем саду росла,

Очень крепкой она была,

Самой сладкой она слыла,

Самым белым цветом цвела.

                                   Сучья тяжко к земле склонив,

                                   Зрели яблоки белый налив.

                                   Зубы врежешь – в гортани мед,

                                   Теплым соком гортань зальет.

                                   Вот покраснела в лесу листва,

                                   Вот забурела в лугах трава,

                                   Вот затрещали в печах дрова,

Лабиринт

Я не перечу – зима права.

                                   Онемела земля во льду,

                                   Все мертво под луной в саду.

                                   Снег подлунный и тот как лед,

                                   Голубое сиянье льет.

Забурлили ручьи-ключи,

Заиграли в лучах лучи,

Раскрошились литые льды,

Теплый дождик омыл сады.

                                                                                               /В.Солоухин. Яблоки/.

Благодаря параллелизму мы не только составляем предложения в пределах строфы, где параллельные конструкции расположены контактно /внутри 2 и 3 строф/, но возможно сопоставление параллелизмом подлежащих и сказуемых.

Для стихотворных ССЕ характерен аналогический повтор предлогов, союзов /сочинительных и подчинительных/, частиц:

Мой лазоревый цветок,

Лабиринт

Здравствуй, Шлюшень-городок!

На реке, реке Неве,

На канавах, на траве,

Возле поздних ледоходов,

Возле белых пароходов,

Возле заводей и лесов

Возле барок с новым тесом,

Возле Ладожского моря,

Возле счастья, возле горя,

Возле распрей обоюдных,

Возле песенок поблюдных!

Здравствуй, Шлюшень-городок!

Мой лазоревый цветок!

Лабиринт

А.Прокофьев. Мой лазоревый цветок

Тесное смысловое единство и синтаксическая спаянность стихотворных ССЕ подкрепляется средствами стиха. Система сплошных повторов и параллелизмов накладывается на четкую метрическую схему симметрично повторяющихся строчек и строф, образуя правильно построенный и «вдвойне закрепленный каркас», внутри которого движется поток образов.

Естественным организующим средством объединения синтагм в предложения и предложений в одно синтаксическое единство являются в стихотворной речи рифмы. В процессе синтаксического оформления ССЕ большую важность приобретает такой фактор, как вид рифмы: отмечено, что синтаксическое действие смежных рифм сильнее, чем перекрестных и охватных. Что касается перекрестных рифм, то они соответствуют более развитой, связной речи и являются в стихе самым естественным средством построения распространенных предложений, разных типов сложного предложения или тесного синтаксического объединения группы самостоятельных предложений.

В стихах связь слов с другими словами, как утверждает Н.С.Поспелов, «определяется не только линейной последовательностью слов, но и принадлежностью его к известному ритмико-синтаксическому разделу», так как в стихе «движение речи происходит в двух направлениях – по горизонтали /от слова к слову/ и по вертикали /от одной строки к другой [1]. Таким образом, описательное ССЕ крепко «схвачено» вертикальными границами, которые создаются увязыванием по вертикали повторяющихся начальных слов в смежных строках и взаимной спаянность строк, связанных смежными, перекрестными и охватными рифмами.

Нельзя не учитывать также роль переноса в оформлении ССЕ.

Стиховая природа переноса, в определении Л.В.Щербы, «состоит в том, что мысль не заканчивается с концом стиха, переносится  на и несколько слогов в следующий стих» или «в том, что мысль того или иного стиха начинается в самом конце предшествующего».  При переносе происходит как бы переплескивание предложений через границы стиха. Не сводя функции переноса не только к созданию повышенной экспрессивности стиха, Н.С.Поспелов отводит ему важную роль в построении сверхфразовых единиц в стихотворной речи как синтаксическому средству связи: «Перенос, возникая, на границе между двумя предложениями, дает нам возможность лучше увязывать предложениям в пределах высказывания, так как благодаря переносу конец одной мысли и начало другой совмещаются в одной стихотворной строке, и тем самым устанавливается синтаксическая связь между предложениями, выражающими эти мысли в пределах высказывания» [1].

В стихотворных ОК перенос является одним из средств создания семантико-синтаксической цельности ССЕ:

Тот город зеленый и тихий

Отрадно заброшен и глух.

 Достойно, без лишней шумихи

Поет, как в деревне, петух

На площади главной… Повозка

Порой громыхнет через мост.

Лабиринт

Н.Рубцов. Тот городок зеленый и тихий…

Приведенный пример демонстрирует значение межстихового переноса как синтаксического средства связи в тех случаях, когда нет других показателей этой связи, кроме интонации. Перенос в смежных строках /в 4-й и 5-й/ объединяет предложения, которые будучи отделены друг от друга наибольшим разделительным знаком  многоточием, однако воспринимаются нами, вследствие тесноты стихового ряда и наличия межстихового переноса, как однородные предложения в пределах ССЕ.

Интересны случаи сильного переноса, когда межстиховая граница проходит внутри слова:

Как было все красиво

И молодо  кругом

Серебряная ива

Над бархатным прудом,

И дом, горбатый мостик

Через ручей и круг

Старинных лип, и госте-

Приимный лес, и луг,

И на поляне дико-

Растущая меж пней

Лабиринт

Пылала земляника

Созревшей страстью в ней.

И где-то за холмами

Спешила к нам не за-

Мечаемая нами

Июльская гроза.

М.Дудин. Легкое воспоминание

ССЕ выражается в одном предложении, насыщенном средствами связи. В качестве сцепки здесь употреблен союз И и серия переносов. Примечательна в этом плане вторая строфа, построенная как зигзаг благодаря трем переносам. В результате весь текст стихотворения организован по принципу сукцессивности, создается непрерывная цепь предложений. Сильные переносы /госте-/ Приимный, дико-/ Растущая, не за/Мечаемая/, располагалась на некотором расстоянии, симметрично, служат особыми сцепками, которые как бы двигают» описание толчками.

Таким образом, перечисление – основа в ОК создания цельности ССЕ. Главными средствами связи в них являются интонация, союзы, параллелизмы, повторы, средства стиха.

 

Литература:

 

1.           Поспелов Н.С. Синтаксический строй стихотворных произведений А.С.Пушкина. – М. 1990 – С. 18.

2.           Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистика. – М. Высшая школа, 1997. – С.95.

3.           Серкова Н.И. Предпосылки членения текста на сверхфразовом уровне. Вопросы языкознания. – 1996. – С. 78.

4.           Златоустова Л.В. Изучение звучащего стиха и художественной прозы инструментальными методами.- М., Наука, 2000. – С. 73.

5.           Кручинина И.Н. Структура и функции сочинитель ной связи в русском языке. – М.: Наука, 1988. – С. 57.

6.           Рабчинская И.А. Синтаксический параллелизм как средство организации сложных единиц в поэтическом тексте // Вестник. – 1995. – С. 58.

Основные термины (генерируются автоматически): стихотворной речи, стихотворных строк, описательных ССЕ, описательных стихотворных синтаксических, цельности ССЕ, средством объединения предложений, ССЕ стихотворной формы», описательных ССЕ бессоюзный, спаянность стихотворных ССЕ, интонация перечисления, синтаксических средств, сложного предложения, стихотворной речи рифмы, средствам связи предложений, свойства стихотворной речи, стихотворных описательных сверхфразовых, синтаксических средств связи, объему ССЕ союз, синтаксического оформления ССЕ, средством организации.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос