Библиографическое описание:

Исабекова А. А. Иерархическая система потребностей в трудах А. Маслоу // Молодой ученый. — 2015. — №1.1. — С. 133-134.

В настоящее время вопрос о природе человеческих потребностей, их роли в деятельности человека привлекает внимание многих исследователей, что обусловлено управленческими, правовыми, экономическими и социальными аспектами трендов развития современного общества с его характерным нарастанием темпов технического прогресса, создающего всё больше способов, с одной стороны, удовлетворения, и с другой - навязывания потребностей человеку частными общественными силами, социальным контролем, СМИ и рекламой.

В Древней Греции не только сформировались основные группы человеческих потребностей, как «внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо, проявляется в зависимости от ситуационных факторов» [2,с.1], но и началось их теоретическое осмысление в философских учениях.

Один из тех, кто первый предпринял попытку показать иерархию потребностей, по праву признается «второй американский психолог» Абрахам Маслоу - основоположник гуманистической психологии. Его труды «Мотивация и личность», «По направлению к психологии бытия», «Дальние достижения человеческой природы» - наполнены идеями  классификации потребностей, личностного роста и здоровом развитии человека,, самоактуализации, метамотивации, позже воспринятые мировым сообществом через доводы научной недостоверности и непригодности для практических задач, как не нашедшие эмпирического подтверждения, на самом деле проникнуты мыслями о потребностях и склонностях, способностях и реализации человека, направленных на благо общества. Сам Маслоу отмечал, что теория, сделавшая его знаменитым, применима к пониманию потребностей человечества в целом, как философское обобщение. Сегодня это образец универсальной междисциплинарной концепции в гуманитарных и экономических науках нашел свое применение в улучшении стиля руководства, для анализа потребительского поведения, при проектировании системы мотивации.

Маслоу разделил потребности человека на пять групп, первая из которых исходит из физиологических потребностей, необходимые для выживания потребности в еде, воде, жилье, отдыхе. Вторая группа - это желание иметь постоянные, комфортные и безопасные условия своего существования. Далее социальные потребности человека в общении, совместной деятельности. Четвертую группу составляет потребность в признании, уважении со стороны других людей, достижения успеха, и наконец, духовные потребности — желание самовыражения посредством творчества, стремление к познанию и применения полученных знаний в своей деятельности.

Визуальным образом теории мотивации Маслоу служит спираль, постулаты которой: динамичность, развитие и плавное «перетекание» более высокого уровня в другой «мотивационная спираль начинает новый виток».

«Возникновение высших потребностей непосредственно связано с удовлетворением потребностей низших уровней»[1,с.86], то есть человеку необходимо сначала удовлетворить физиологические потребности, чтобы оказаться способным к удовлетворению потребностей следующего уровня. «Энергией обладает лишь неудовлетворенное  желание, неудовлетворенная потребность»[1,с.89]. Исключение составляют некоторые творческие личности, которые минуя низший уровень, могут проявлять свой талант и создавать собственную иерархию потребностей.

Потребностью в безопасности объясняется  обращение человека к религии,  науке и философии, его стремление объяснить принципы мироздания, определив при этом свое место в мире. Потребность в безопасности приобретает особую социальную значимость в ситуациях реальной угрозы экономических, социальных и природных  кризисов.  

Терзаемый чувством одиночества: в присутствии, в толпе, на празднике – везде чувствующим себя изгоем, человек начинает испытывать потребность в принадлежности и любви, которая является основной предпосылкой здорового развития человека

Потребность в признании вызвана нуждой в высокой оценке собственных достоинств, в уважении как самого себя, включая компетентность, уверенность, достижения, независимость и свободу, а также и окружающих, куда входят понятия престижа, признания, репутации, другими словами «вашим реальным Я, а не идеализированным псевдо-Я»[ 1, с. 100].  

Потребность в самоактуализации - высшая ценность человеческой жизни. Неудовлетворенность тем, что человек, не может реализовать свои способности и потенциальные возможности, занимается не тем, к чему предрасположен, порождает эту потребность, заключающуюся в удовлетворении базовых потребностей человека, в стремлении к познанию, к мудрости, к открытию истины, в разрешении загадок вечности  бытия. Говоря словами Маслоу, «..музыканты должны играть музыку, художники должны рисовать, поэты должны сочинять стихи, если они, в конце концов, хотят быть в миру с самими собой. Люди должны быть тем, кем они могут быть. Они должны быть верны своей природе»[1,с.100]. Самоактуализации достигают менее одного процента людей, поскольку большинство просто не знает о собственном потенциале, нежелание полностью использовать свои способности, страх перед трудностями, опасение потерять то, что уже есть. Боязнь всего нового – один из признаков комплекса Ионы, что является главным препятствием в самореализации.

В основе человеческой тяги к знанию больше лежат позитивные импульсы, потребность в познании и понимании, что «рассуждая о познании, мы не отличаем этот процесс от процесса обучения, и в результате оцениваем его только с  точки зрения результата, совершенно забывая о чувствах, связанных с постижением,  озарением, инсайтом. А  между  тем, доподлинное счастье человека связано именно с этими мгновениями причастности к высшей  истине - лучшими мгновениями человеческой жизни» [1, с. 106].     

Итак, опираясь на представление об особенностях поведения человека Маслоу, схематически, тезисно выделенные нами дефициентные и бытийные потребности, демонстрируют принцип формирования творческой личности. Девиз эпикурейцев «Лови день» характеризуется целями сегодняшнего дня и направлен на снятие напряжения и получения удовлетворения.  Использование человеком своих способностей в полную силу реализует высшие потребности счастья, зрелости, индивидуальности и наполненности.

Таким образом, отказ от навязанных человеку потребностей, возрождение критического отношения к реальности помогут человеку обрести вновь самого себя, для «удовлетворения базовых потребностей: свободу слова, свободу выбора деятельности, свободу самовыражения, право на исследовательскую активность и получение информации, право на самозащиту, а также социальный уклад, характеризующийся  справедливостью, честностью и порядком» [1, с. 101]. В приобретении только таких качеств в комплексе процесса развития личности и необходима помощь средств массовой информации, воспитания и общественного мнения.

 

Литература:

 

1.    Маслоу А. Мотивация и личность. - // http://lib.ru/PSIHO/MASLOU/motivaciq.txt

2.    Электронный глоссарий. - // http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?RPuywlhtuxyo

Основные термины (генерируются автоматически): иерархию потребностей, человеческих потребностей, базовых потребностей, потребности человека, навязывания потребностей человеку, базовых потребностей человека, природе человеческих потребностей, группы человеческих потребностей, навязанных человеку потребностей, идеями классификации потребностей, собственную иерархию потребностей, удовлетворением потребностей низших, пониманию потребностей человечества, удовлетворению потребностей следующего, «Возникновение высших потребностей, социальные потребности человека, «удовлетворения базовых потребностей, физиологических потребностей, здоровом развитии человека, поведения человека Маслоу.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос