Технологии мультимедиа в разработке электронных средств обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (81) январь-1 2015 г.

Дата публикации: 30.12.2014

Статья просмотрена: 1193 раза

Библиографическое описание:

Тангиров, Х. Э. Технологии мультимедиа в разработке электронных средств обучения / Х. Э. Тангиров, Т. Т. Абдусаломов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 1 (81). — С. 489-491. — URL: https://moluch.ru/archive/81/14687/ (дата обращения: 25.04.2024).

В Указе Президента Республики Узбекистана «О Государственной общенациональной программе развития школьного образования на 2004–2009 годы» ставит на повестку дня наряду с укреплением материально — технической базы школ создание электронных учебников, основанных на современных информационных технологиях, и его применение в процессе обучения. Электронные средства обучения даёт возможность повысить качество учебного процесса, облегчить труд учителя, повысить уровень знаний учеников, пользоваться компьютерной техникой в процессе обучения. Учитывая всё это, начали создавать электронные учебники по физике, математике, информатике, основам экономических знаний, географии, родному языку и литературе, узбекскому языку (для русских групп) и т. д. для общеобразовательных школ. В этом процессе должны принимать участие учитель, психолог, специалист по контролю результатов — анализов (тестолог), дизайнер, веб-мастер, программист.

При решении таких проблем создание электронных средств обучения в определенной мере является направляющим к цели путём.

Большинство электронных средств обучения, создаваемых школьными учителями, ориентируется на работу с информацией разных типов. Стремясь к повышению наглядности своих разработок, педагоги стараются включать в них и рисунки, и фотографии, и звуковые фрагменты, и, конечно же, анимацию или видео. Современное слово «мультимедиа», описывающее соответствующие ресурсы и технологии, проникло в образование и используется педагогами при осуществлении собственных разработок.

Появление систем мультимедиа произвело революцию во многих областях деятельности человека. Одно из самых широких областей применения технология мультимедиа получила в сфере образования, поскольку средства информатизации, основанные на мультимедиа способны, в ряде случаев, существенно повысить эффективность обучения.

Важно понимать, что, как и многие другие слова языка, слово «мультимедиа» также имеет сразу несколько разных значений.

Мультимедиа — это:

-          технология, описывающая порядок разработки, функционирования и применения средств обработки информации разных типов;

-          информационный ресурс, созданный на основе технологий обработки и представления информации разных типов;

-          компьютерное программное обеспечение, функционирование которого связано с обработкой и представлением информации разных типов;

-          компьютерное аппаратное обеспечение, с помощью которого становится возможной работа с информацией разных типов;

-          особый обобщающий вид информации, которая объединяет в себе как традиционную статическую визуальную (текст, графику), так и динамическую информацию разных типов (речь, музыку, видео фрагменты, анимацию и т. д.).

Таким образом, в широком смысле термин «мультимедиа» означает спектр информационных технологий, использующих различные программные и технические средства с целью наиболее эффективного воздействия на пользователя (ставшего одновременно и читателем, и слушателем, и зрителем).

Благодаря применению мультимедиа в средствах информатизации за счет одновременного воздействия графической, звуковой, фото и видео информации такие средства обладают большим эмоциональным зарядом и активно включаются в индустрию развлечений, практику работы различных учреждений, домашний досуг, образование.

Технологии мультимедиа позволяют осмысленно и гармонично интегрировать многие виды информации. Это позволяет с помощью компьютера представлять информацию в различных формах, часто используемых в школьном обучении, таких как:

-          изображения, включая отсканированные фотографии, чертежи, карты и слайды;

-          звукозаписи голоса, звуковые эффекты и музыка;

-          видео, сложные видеоэффекты;

-          анимации и анимационное имитирование.

В настоящее время разработаны игровые ситуационные тренажеры и мультимедийные обучающие системы, позволяющие организовать учебный процесс с использованием новых методов обучения.

Использование мультимедиа позволяет обучаемым работать с учебными материалами по-разному — школьник сам решает, как изучать материалы, как применять интерактивные возможности электронных средств обучения, и как реализовать совместную работу со своими соучениками. Таким образом, учащиеся становятся активными участниками образовательного процесса.

Работая с мультимедиа-средствами, ученики могут влиять на свой собственный процесс обучения, подстраивая его под свои индивидуальные способности и предпочтения. Они изучают именно тот материал, который их интересует, повторяют изучение столько раз, сколько им нужно, что способствует более правильному восприятию.

Таким образом, использование качественных мультимедиа-средств позволяет сделать процесс обучения гибким по отношению к социальным и культурным различиям между школьниками, их индивидуальным стилям и темпам обучения, их интересам.

Одними из наиболее современных мультимедиа-средств, проникающих в сферу образования, являются различные средства моделирования и средства, функционирование которых основано на технологиях, получивших название виртуальная реальность.

К виртуальным объектам или процессам относятся электронные модели как реально существующих, так и воображаемых объектов или процессов. Прилагательное виртуальный используется для подчеркивания характеристик электронных аналогов образовательных и других объектов, представляемых на бумажных и иных материальных носителях. Кроме этого, данная характеристика означает наличие основанного на мультимедиа технологиях интерфейса, имитирующего свойства реального пространства при работе с электронными моделями-аналогами.

Виртуальная реальность — это мультимедиа-средства, предоставляющие звуковую, зрительную, тактильную, а также другие виды информации и создающие иллюзию вхождения и присутствия пользователя в стереоскопически представленном виртуальном пространстве, перемещения пользователя относительно объектов этого пространства в реальном времени.

Системы «виртуальной реальности» обеспечивают прямой «непосредственный» контакт человека со средой. В наиболее совершенных из них учитель или ученик может дотронуться рукой до объекта, существующего лишь в памяти компьютера, надев начиненную датчиками перчатку. В других случаях можно «перевернуть» изображенный на экране предмет и рассмотреть его с обратной стороны.

Использование подобных мультимедиа-средств обучения изменяет механизм восприятия и осмысления информации, получаемой учеником. При работе с системами «виртуальной реальности» в образовании происходит качественное изменение восприятия информации. В этом случае восприятие осуществляется не только с помощью зрения и слуха, но и с помощью осязания и даже обоняния. Возникают предпосылки для реализации дидактического принципа наглядности обучения на принципиально новом уровне.

Исходя из этого, нами разработан электронное средство обучения, мультимедиа-средства так называемый электронный учебный комплекс по курсу «Алгебра» для общеобразовательной школы (www.algebra7.dars.uz). Это в свою очередь позволяет ученикам овладеет большим знанием по сравнению с учебником. Использование электронных средств обучения на уроках математики в школе расширяет возможности учителя в устранении пробелов в знаниях у отстающих учащихся. А также учителя могут найти для себя множество удобных возможностей (тесты, анимации, мультимедиа, календарные планы, программы) в электронном учебном комплексе. Это считается методическим пособием не только для учеников, а и для учителей. Хотим, отметит, что пользование электронных средств обучения развивает в учениках творческое мышление, повышает их интерес к алгебре, а также позволяет увеличению наглядности в ходе урока. А это служит для повышения качества и производительности образования в целом.

Использование электронных средств обучения (мультимедиа-средства) позволит эффективно реализовать информационную среду в процессе организации учебной деятельности и обеспечит: внедрение в процесс профессиональной работы преподавателя наряду с традиционными дидактическими материалами современные электронные средства и информационные педагогические технологии; создание электронных баз знаний, отвечающих профессиональному образовательному уровню и потребностям обучающих и обеспечивающих реализацию разнообразных сценариев работы с профессиональными информационными ресурсами; применение согласованной системы логических, гностических методов профессионального обучения; реализацию основных педагогических и психологических теорий личностно-ориентированного, развивающего, информационного, проблемного обучения; создание посредством информационных и коммуникационных технологий педагогических условий для самостоятельной активной учебной деятельности, особенно в дистанционной форме обучения; преемственность традиционной дидактики с современными педагогическими инновациями, вызванными активным внедрением электронных средств обучения.

 

Литература:

 

1.         Беляев М. И., Гриншкун В. В., Краснова Г. А. Технология создания электронных средств обучения. Разработка Института дистантного образования Российского университета дружбы народов. — М.: — 2006. — с. 130.

2.         Тангиров Х. Э. Методические особенности использования электронных учебных комплексов на уроке математики в школе / Молодой ученый. Ежемесячный научный журнал. — Россия, Чита: — 2012. — № 5 (40). — С. 510–514.

3.         Тангиров Х. Э., Абдусаломов Т. Т. Об использование электронных средств обучения в процессе организации учебной деятельности школьников / Молодой ученый. Ежемесячный научный журнал. — Россия, Чита: — 2014. — № 2 (61). — С. 860–864.

Основные термины (генерируются автоматически): электронное средство обучения, процесс обучения, вид информации, виртуальная реальность, информация, мультимедиа, представление информации, сфера образования, технология мультимедиа, учебный процесс.


Похожие статьи

Применение средств мультимедийных технологий как условие...

Мультимедийные технологии обогащают учебный процесс, позволяют сделать обучение более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонент студентов.

История внедрения технологий мультимедиа...

История внедрения технологий мультимедиа в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных школ.

В 1998 году Министерством Образования России была утверждена «Концепция информатизации сферы образования».

Использование мультимедийных средств обучения в практике...

мультимедийное средство обучения, процесс обучения, курс ОБЖ, образовательный процесс, средство, самостоятельная работа, учебный процесс, современная школа, образовательная технология, интерактивная доска.

Мультимедиа технологии в образовании | Статья в журнале...

Мультимедийные обучающие технологии — это совокупность технических обучающих средств (ТСО) и дидактических средств обучения - носителей информации (ДСО). Технические средства мультимедиа обеспечивают преобразование информации (звука и изображения)...

Использование мультимедийных технологий в обучении...

Они обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонентов обучаемого.

Мультимедиа презентации как метод обучения

Технологии мультимедиа в разработке электронных средств обучения. Игра как метод обучения. Использование мультимедиа и электронных программ в процессе обучения географии в школе.

Философско-психологический контекст использования...

Так, в последнее время активно разрабатываются и внедряются в учебный процесс электронные учебники, автоматизированные системы обучения, организуются виртуальные университеты, обсуждаются вопросы дистанционного образования.

Место мультимедийных технологий в учебном процессе

учебный процесс, учебная информация, глобальная сеть, информация, компьютер, процесс обучения, учитель истории, цифровой вид.

Использование информационных технологий при обучении...

Использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность; использование компьютерных технологий в качестве инструментов обучения...

Применение средств мультимедийных технологий как условие...

Мультимедийные технологии обогащают учебный процесс, позволяют сделать обучение более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонент студентов.

История внедрения технологий мультимедиа...

История внедрения технологий мультимедиа в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных школ.

В 1998 году Министерством Образования России была утверждена «Концепция информатизации сферы образования».

Использование мультимедийных средств обучения в практике...

мультимедийное средство обучения, процесс обучения, курс ОБЖ, образовательный процесс, средство, самостоятельная работа, учебный процесс, современная школа, образовательная технология, интерактивная доска.

Мультимедиа технологии в образовании | Статья в журнале...

Мультимедийные обучающие технологии — это совокупность технических обучающих средств (ТСО) и дидактических средств обучения - носителей информации (ДСО). Технические средства мультимедиа обеспечивают преобразование информации (звука и изображения)...

Использование мультимедийных технологий в обучении...

Они обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонентов обучаемого.

Мультимедиа презентации как метод обучения

Технологии мультимедиа в разработке электронных средств обучения. Игра как метод обучения. Использование мультимедиа и электронных программ в процессе обучения географии в школе.

Философско-психологический контекст использования...

Так, в последнее время активно разрабатываются и внедряются в учебный процесс электронные учебники, автоматизированные системы обучения, организуются виртуальные университеты, обсуждаются вопросы дистанционного образования.

Место мультимедийных технологий в учебном процессе

учебный процесс, учебная информация, глобальная сеть, информация, компьютер, процесс обучения, учитель истории, цифровой вид.

Использование информационных технологий при обучении...

Использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность; использование компьютерных технологий в качестве инструментов обучения...

Похожие статьи

Применение средств мультимедийных технологий как условие...

Мультимедийные технологии обогащают учебный процесс, позволяют сделать обучение более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонент студентов.

История внедрения технологий мультимедиа...

История внедрения технологий мультимедиа в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных школ.

В 1998 году Министерством Образования России была утверждена «Концепция информатизации сферы образования».

Использование мультимедийных средств обучения в практике...

мультимедийное средство обучения, процесс обучения, курс ОБЖ, образовательный процесс, средство, самостоятельная работа, учебный процесс, современная школа, образовательная технология, интерактивная доска.

Мультимедиа технологии в образовании | Статья в журнале...

Мультимедийные обучающие технологии — это совокупность технических обучающих средств (ТСО) и дидактических средств обучения - носителей информации (ДСО). Технические средства мультимедиа обеспечивают преобразование информации (звука и изображения)...

Использование мультимедийных технологий в обучении...

Они обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонентов обучаемого.

Мультимедиа презентации как метод обучения

Технологии мультимедиа в разработке электронных средств обучения. Игра как метод обучения. Использование мультимедиа и электронных программ в процессе обучения географии в школе.

Философско-психологический контекст использования...

Так, в последнее время активно разрабатываются и внедряются в учебный процесс электронные учебники, автоматизированные системы обучения, организуются виртуальные университеты, обсуждаются вопросы дистанционного образования.

Место мультимедийных технологий в учебном процессе

учебный процесс, учебная информация, глобальная сеть, информация, компьютер, процесс обучения, учитель истории, цифровой вид.

Использование информационных технологий при обучении...

Использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность; использование компьютерных технологий в качестве инструментов обучения...

Применение средств мультимедийных технологий как условие...

Мультимедийные технологии обогащают учебный процесс, позволяют сделать обучение более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонент студентов.

История внедрения технологий мультимедиа...

История внедрения технологий мультимедиа в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных школ.

В 1998 году Министерством Образования России была утверждена «Концепция информатизации сферы образования».

Использование мультимедийных средств обучения в практике...

мультимедийное средство обучения, процесс обучения, курс ОБЖ, образовательный процесс, средство, самостоятельная работа, учебный процесс, современная школа, образовательная технология, интерактивная доска.

Мультимедиа технологии в образовании | Статья в журнале...

Мультимедийные обучающие технологии — это совокупность технических обучающих средств (ТСО) и дидактических средств обучения - носителей информации (ДСО). Технические средства мультимедиа обеспечивают преобразование информации (звука и изображения)...

Использование мультимедийных технологий в обучении...

Они обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонентов обучаемого.

Мультимедиа презентации как метод обучения

Технологии мультимедиа в разработке электронных средств обучения. Игра как метод обучения. Использование мультимедиа и электронных программ в процессе обучения географии в школе.

Философско-психологический контекст использования...

Так, в последнее время активно разрабатываются и внедряются в учебный процесс электронные учебники, автоматизированные системы обучения, организуются виртуальные университеты, обсуждаются вопросы дистанционного образования.

Место мультимедийных технологий в учебном процессе

учебный процесс, учебная информация, глобальная сеть, информация, компьютер, процесс обучения, учитель истории, цифровой вид.

Использование информационных технологий при обучении...

Использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность; использование компьютерных технологий в качестве инструментов обучения...

Задать вопрос