Применение бадминтона как оздоровительной технологии на учебных занятиях со студенческой молодёжью | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (81) январь-1 2015 г.

Дата публикации: 26.12.2014

Статья просмотрена: 1159 раз

Библиографическое описание:

Дегтярев, А. А. Применение бадминтона как оздоровительной технологии на учебных занятиях со студенческой молодёжью / А. А. Дегтярев, А. В. Козлов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 1 (81). — С. 448-451. — URL: https://moluch.ru/archive/81/14549/ (дата обращения: 25.04.2024).

В современном обществе, благодаря достижениям науки, облегчён не только физический, но и умственный труд человека. Однако это породило и болезни, которые называют болезнями цивилизации: заболевания сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, гиподинамия и другие. Кроме того, социально-экономические преобразования последних десятилетий в нашей стране негативно сказались на здоровье населения.

Как показывает опыт ведущих стран мира, высокий оздоровительный эффект достигается при использовании здорового образа жизни, в котором основным оздоровительным фактором признана физическая культура. Однако в России в настоящее время физической культурой занимаются только 10–15 % населения, тогда как в экономически развитых странах этот показатель достигает 40–60 % [Л. Л. Ципин, 2012]. Средства и методы оздоровительной физической культуры в последние годы широко разрабатываются [С. К. Гамидова, 2012; И. В. Иванов, 2006; В. Н. Селуянов, 2006 и др.]. Однако систематических научных исследований по изучению влияния бадминтона на здоровье студентов не проводилось. Поэтому разработка доступных, эффективных и привлекательных для студентов средств и методов оздоровительной физической культуры, обеспечивающих профилактику болезней, укрепление их здоровья, является актуальной проблемой.

Цель исследования: разработать для студенческой молодёжи научно-обоснованную методику оздоровительных учебных занятий по физической культуре с применением бадминтона.

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение литературных источников, тестирование, педагогический эксперимент, педагогический анализ занятий.

Экспериментальная работа выполнена в 2014 году на базе Российского университета дружбы народов, г. Москва.

Содержание работы. Широкое применение в оздоровительной физической культуре находят спортивные игры: баскетбол, волейбол, футбол, гандбол и др. По сравнению с традиционными беговыми упражнениями они отличаются привлекательностью, эмоциональностью, разнообразием игровых ситуаций.

Популярен у студентов и бадминтон. По сравнению с другими спортивными играм бадминтон имеет преимущества: исключается контакт с соперником и соответствующий травматизм; имеется возможность строгого дозирования нагрузки; не требует большого числа занимающихся и больших по размерам площадок; доступен для освоения.

Велика роль занятий бадминтоном для студенческой молодёжи. Эффективно воздействовать на обменные процессы позволяют циклические упражнения большой мощности — бег на 1,5–5 км, лыжная гонка на 5 км и др. Однако для оздоровления студента рядом преимуществ по сравнению с указанными упражнениями имеет бадминтон. Игра в бадминтон позволяет достигать такого же активирующего влияния на обменные процессы в организме, что и другие виды мышечной работы, но по эмоциональному воздействию, доступности, интересам занимающихся он значительно их превосходит.

Эффективен бадминтон и для профилактики снижения адаптационных возможностей. Во время игры частота сердечных сокращений может достигать 170 ударов в минуту и более. Однако оздоровительный эффект игры в бадминтон до настоящего времени фактически еще не изучен.

Для разработки эффективного содержания и методики оздоровительных учебных занятий с применением бадминтона нам необходимо было получить собственные данные о влиянии таких занятий на организм занимающихся. Это выполнено в ходе педагогического эксперимента. Для участия в педагогическом эксперименте были выбраны студенты без отклонений в состоянии здоровья. Все занимающиеся владели техникой игры в бадминтон на любительском уровне.

Каждое занятие начиналось с подготовительной части, включающей ходьбу, бег, общеразвивающие упражнения. При этом обращалось внимание на тщательную подготовку организма к последующим нагрузкам. Затем студенты приступали к игре. Игра проводилась по двум методикам. Одна из них предусматривала двухстороннюю игру без счета. Данный подход был избран для увеличения плотности занятий, чтобы волан дольше был в игре и меньше на земле. Другая методика заключалась в двухсторонней игре на счет.

Через три месяца тренировочных занятий все испытуемые были обследованы по той же программе, что и в начале эксперимента. В результате большая часть исследуемых показателей улучшилась: задержка дыхания на вдохе и выдохе — на 10 %, индекс степ-теста — на 10 %, функциональный показатель — на 15 %, время в беге на 3 км — на 4 %, коэффициент выносливости — на 6 %. Все это свидетельствует об улучшении адаптационных возможностей организма испытуемых, а следовательно, их здоровья.

Хронометраж и педагогический анализ занятий, организуемых по одной и по другой методике, выявили выраженные различия в их моторной плотности. При организации игры без счета плотность занятий составила от 60 % до 70 %, при игре на счет — от 50 % до 60 %. При этом напряжение организма (по частоте сердечных сокращений) при игре без счёта достигало 170 ударов в минуту и сохранялось определенное время (пока не был приземлен волан). При игре на счёт частота сердечных сокращений у испытуемых также достигала высоких значений, но это было достаточно кратковременно. Только у более технически подготовленных партнеров игра продолжалась дольше и, соответственно, дольше поддерживалось напряжение организма.

Проведенные наблюдения показали, что при любительском уровне подготовленности студентов более выраженного оздоровительною воздействия игры в бадминтон можно достигнуть при использовании методики игры без счета. Полученные данные были использованы при разработке методики оздоровительных учебных занятий с применением бадминтона. Представим таблично содержание оздоровительных занятий с применением бадминтона.

Таблица 1

Фрагмент оздоровительных занятий с применением бадминтона

Номера

занятий

Содержание

Дозировка

11—13

Подготовительная часть

Бег в медленном темпе

Разминка (упражнения для мышц рук, ног, туловища, обеспечения подвижности в плечевых, локтевых, тазобедренных, колейных суставах; бег с высоким подниманием бедра, ускорения на 10—15 м)

Основная часть

Двухсторонняя игра в бадминтон

Заключительная часть

Бег в медленном темпе, ходьба, упражнения для расслабления мышц

4 мин

 

8 мин

 

 

 

35 мин

 

 

4 мин

14—17

Подготовительная часть

Бег в медленном темпе

Разминка

Основная часть

Двухсторонняя игра в бадминтон

Бег в медленном темпе, ходьба, упражнения для расслабления мышц

Силовые упражнения: подтягивание на

перекладине, сгибание и разгибание рук в упоре,

поднимание прямых ног сидя на полу или

поднимание ног за голову лежа на полу Заключительная часть

Бег в медленном темпе, ходьба, упражнения для расслабления мышц

4 мин

 

6—8 мин

40 мин

3 мин

 

Число выполнений каждого упражнения 80— 90% от максимального

3 мин

18—21

Подготовительная часть

Бег в медленном темпе

Разминка

Основная часть

Двухсторонняя игра в бадминтон

Бег в медленном темпе, ходьба, упражнения для расслабления мышц

Силовые упражнения

 

 

Заключительная часть

Бег в медленном темпе, ходьба, упражнения для расслабления мышц

5 мин

8 мин

 

 

40 мин

3 мин

Число выполнении каждого упражнения — 90% от максимального

3 мин

24

Подготовительная часть

Бег в медленном темпе Разминка

Основная часть

Двухсторонняя игра в бадминтон

Заключительная часть

Ходьба, упражнения для расслабления мышц

5 мин

8 мин

45 мин

4 мин

3 мин

25—26

Подготовительная часть

Бег в медленном темпе Разминка

Основная часть

Двухсторонняя игра в бадминтон

Бег в медленном темпе, ходьба, упражнения для расслабления мышц

Силовые упражнения

 

Заключительная часть

Бег в медленном темпе, ходьба, упражнения для расслабления мышц

5 мин

4 мин

40 мин

 

3 мин

Число выполнений каждого упражнения — 90% от максимального

3 мин

27—28

Подготовительная часть

Бег в медленном темпе Разминка

Основная часть

Двухсторонняя игра в бадминтон

Заключительная часть

Бег в медленном темпе, ходьба, упражнения для расслабления мышц

5 мин

8 мин

45 мин

 

4 мин

3 мин

29—31

Подготовительная часть

Бег в медленном темпе Разминка

Основная часть

Двухсторонняя игра в бадминтон

Бег в медленном темпе, ходьба, упражнения для расслабления мышц.

Силовые упражнения

 

Заключительная часть

Бег в медленном темпе, ходьба, упражнения для расслабления мышц

4 мин

5 мин

40 мин

 

3 мин

Число выполнений каждого упражнения — 90% от максимального

4 мин

 

Кроме того мы разработали следующие методические указания для проведения оздоровительных занятий с применением бадминтона:

1.         Занятия начинать с ходьбы, скорость бега наращивать постепенно. Бег заканчивать переходом на быструю ходьбу.

2.         При двухсторонней игре сначала студенты перекидываются воланом через сетку в спокойном темпе, затем игра по согласованию партнеров ускоряется и проводится в доступном темпе, с достаточной нагрузкой.

3.         При чрезмерной нагрузке для одного из партнеров игра приостанавливается и делается перерыв на 3–5 минут. Затем игра продолжается, но в более спокойном темпе, с меньшей нагрузкой.

4.         Силовые упражнения выполнять по одному подходу на каждое упражнение; между подходами выполнять упражнения на расслабление мышц, развитие подвижности в тазобедренных, коленных и других суставах.

5.         Занятия заканчивать медленным бегом, ходьбой, упражнениями на расслабление мышц.

6.         Проводить систематический контроль за состоянием студентов на каждом занятии.

Выводы. Игра в бадминтон позволяет достигать такого же влияния на функциональные возможности организма, что и другие виды мышечной работы большой мощности, но по эмоциональному воздействию, привлекательности и доступности для занимающихся она значительно их превосходит. Однако применение бадминтона на занятиях по физической культуре со студентами в оздоровительных целях не имеют систематических научных обоснований. Исследования показали, что более выраженное оздоровительное воздействие игры в бадминтон на здоровье студентов наблюдается при использовании методики игры без счета.

 

Литература:

 

1.      Гамидова, С. К. Содержание и направленность физкультурно-оздоровительных занятий / С. К. Гамидова. — Смоленск, 2012. 19 с.

2.      Иванов, И. В. Оздоровительная профессионально-прикладная физическая культура / И. В. Иванов, А. И. Чистотин. — Новосибирск: Новосиб. гос. архитектурно-строит. ун-т, 2006. 56 с.

3.      Селуянов, В. Н. Технология оздоровительной физической культуры / В. Н. Селуянов. — М.: СпортАкадемПресс, 2006. 172 с.

4.      Смирнов, Ю. Н. Бадминтон: Учебник. — М.: Советский спорт, 2011. 249 с.

5.      Ципин, Л. Л. Научно-методические основы занятий оздоровительными физическими упражнениями / Л. Л. Ципин. — СПб.: Копи-Р Групп, 2012. 103 с.

6.      Щербаков, А. В. Бадминтон / А. В. Щербаков. — М.: Советский спорт, 2010. 156 с.

7.      Щербаков, А. В. Игра бадминтон / А. В. Щербаков, Н.И Щербакова. — М.: ООО «Гражданский альянс», 2009. 121 с.

Основные термины (генерируются автоматически): медленный темп, мина, расслабление мышц, двухсторонняя игра, бадминтон, упражнение, бег, подготовительная часть, Заключительная часть, Основная часть.


Похожие статьи

Роль музыкального сопровождения во время физической активности

Основные термины (генерируются автоматически): музыкальное сопровождение, физическая культура, музыка, физическая активность, темп, упражнение, Спарта, основная часть, занятие, музыкальная стимуляция.

Значение учебно-тренировочного процесса в футболе

Как известно, урок состоит из таких частей как подготовительная, основная и заключительная. Подготовительной части отводится 10–20 мин. Она направлена в основном на подготовку организма занимающихся к решению главных задач занятия.

Технология фитнес-системы «Тайбо» в программе физического...

Занятия «Тайбо» состоят из трех частей: I — подготовительная — разминка и стретчинг (упражнения на растягивание); II — основнаябазовый комплекс аэробных упражнений с элементами кикбоксинга; III — заключительная часть — это постстретчинг...

Методические особенности проведения уроков физической...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, урок, выполнение упражнений, вводная часть, упражнение, заключительная часть, основная часть, основная часть урока, подготовительная часть урока, задача.

Особенности организации занятий студентов, входящих...

Подготовительная часть (10–15 мин.): общеразвивающие упражнения, выполняемые сначала в медленном, а затем в среднем темпе.

Заключительная часть занятия (5 мин.) состоит из дыхательных упражнений и упражнений на расслабление.

Формирование правильной осанки и коррекции плоскостопия...

Заключительная часть строится из упражнений на расслабление (релаксацию), выполняемых в и. п. лежа на спине, дыхательных упражнений и специальных – на ощущение правильной осанки или подвижной игре малой активности.

Содержание учебно-тренировочных занятий по футболу на...

Умение расслаблять мышцы во время игры, в короткие моменты относительно пассивных

- введение упражнений для активного отдыха и расслабления

Существенной частью прыжка является толчок. Мощность толчка зависит от силы мышц ног и быстроты их сокращения.

Методика проведения национальных и подвижных игр детей...

В основной части занятий экспериментальных групп используются подвижные и национальные игры: «Тупни эгала», «Туп учун кураш», «Кеглига етиш», «Чори чамбар уийни». В заключительной части применяются игры и упражнения на расслабление...

Роль музыкального сопровождения во время физической активности

Основные термины (генерируются автоматически): музыкальное сопровождение, физическая культура, музыка, физическая активность, темп, упражнение, Спарта, основная часть, занятие, музыкальная стимуляция.

Значение учебно-тренировочного процесса в футболе

Как известно, урок состоит из таких частей как подготовительная, основная и заключительная. Подготовительной части отводится 10–20 мин. Она направлена в основном на подготовку организма занимающихся к решению главных задач занятия.

Технология фитнес-системы «Тайбо» в программе физического...

Занятия «Тайбо» состоят из трех частей: I — подготовительная — разминка и стретчинг (упражнения на растягивание); II — основнаябазовый комплекс аэробных упражнений с элементами кикбоксинга; III — заключительная часть — это постстретчинг...

Методические особенности проведения уроков физической...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, урок, выполнение упражнений, вводная часть, упражнение, заключительная часть, основная часть, основная часть урока, подготовительная часть урока, задача.

Особенности организации занятий студентов, входящих...

Подготовительная часть (10–15 мин.): общеразвивающие упражнения, выполняемые сначала в медленном, а затем в среднем темпе.

Заключительная часть занятия (5 мин.) состоит из дыхательных упражнений и упражнений на расслабление.

Формирование правильной осанки и коррекции плоскостопия...

Заключительная часть строится из упражнений на расслабление (релаксацию), выполняемых в и. п. лежа на спине, дыхательных упражнений и специальных – на ощущение правильной осанки или подвижной игре малой активности.

Содержание учебно-тренировочных занятий по футболу на...

Умение расслаблять мышцы во время игры, в короткие моменты относительно пассивных

- введение упражнений для активного отдыха и расслабления

Существенной частью прыжка является толчок. Мощность толчка зависит от силы мышц ног и быстроты их сокращения.

Методика проведения национальных и подвижных игр детей...

В основной части занятий экспериментальных групп используются подвижные и национальные игры: «Тупни эгала», «Туп учун кураш», «Кеглига етиш», «Чори чамбар уийни». В заключительной части применяются игры и упражнения на расслабление...

Похожие статьи

Роль музыкального сопровождения во время физической активности

Основные термины (генерируются автоматически): музыкальное сопровождение, физическая культура, музыка, физическая активность, темп, упражнение, Спарта, основная часть, занятие, музыкальная стимуляция.

Значение учебно-тренировочного процесса в футболе

Как известно, урок состоит из таких частей как подготовительная, основная и заключительная. Подготовительной части отводится 10–20 мин. Она направлена в основном на подготовку организма занимающихся к решению главных задач занятия.

Технология фитнес-системы «Тайбо» в программе физического...

Занятия «Тайбо» состоят из трех частей: I — подготовительная — разминка и стретчинг (упражнения на растягивание); II — основнаябазовый комплекс аэробных упражнений с элементами кикбоксинга; III — заключительная часть — это постстретчинг...

Методические особенности проведения уроков физической...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, урок, выполнение упражнений, вводная часть, упражнение, заключительная часть, основная часть, основная часть урока, подготовительная часть урока, задача.

Особенности организации занятий студентов, входящих...

Подготовительная часть (10–15 мин.): общеразвивающие упражнения, выполняемые сначала в медленном, а затем в среднем темпе.

Заключительная часть занятия (5 мин.) состоит из дыхательных упражнений и упражнений на расслабление.

Формирование правильной осанки и коррекции плоскостопия...

Заключительная часть строится из упражнений на расслабление (релаксацию), выполняемых в и. п. лежа на спине, дыхательных упражнений и специальных – на ощущение правильной осанки или подвижной игре малой активности.

Содержание учебно-тренировочных занятий по футболу на...

Умение расслаблять мышцы во время игры, в короткие моменты относительно пассивных

- введение упражнений для активного отдыха и расслабления

Существенной частью прыжка является толчок. Мощность толчка зависит от силы мышц ног и быстроты их сокращения.

Методика проведения национальных и подвижных игр детей...

В основной части занятий экспериментальных групп используются подвижные и национальные игры: «Тупни эгала», «Туп учун кураш», «Кеглига етиш», «Чори чамбар уийни». В заключительной части применяются игры и упражнения на расслабление...

Роль музыкального сопровождения во время физической активности

Основные термины (генерируются автоматически): музыкальное сопровождение, физическая культура, музыка, физическая активность, темп, упражнение, Спарта, основная часть, занятие, музыкальная стимуляция.

Значение учебно-тренировочного процесса в футболе

Как известно, урок состоит из таких частей как подготовительная, основная и заключительная. Подготовительной части отводится 10–20 мин. Она направлена в основном на подготовку организма занимающихся к решению главных задач занятия.

Технология фитнес-системы «Тайбо» в программе физического...

Занятия «Тайбо» состоят из трех частей: I — подготовительная — разминка и стретчинг (упражнения на растягивание); II — основнаябазовый комплекс аэробных упражнений с элементами кикбоксинга; III — заключительная часть — это постстретчинг...

Методические особенности проведения уроков физической...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, урок, выполнение упражнений, вводная часть, упражнение, заключительная часть, основная часть, основная часть урока, подготовительная часть урока, задача.

Особенности организации занятий студентов, входящих...

Подготовительная часть (10–15 мин.): общеразвивающие упражнения, выполняемые сначала в медленном, а затем в среднем темпе.

Заключительная часть занятия (5 мин.) состоит из дыхательных упражнений и упражнений на расслабление.

Формирование правильной осанки и коррекции плоскостопия...

Заключительная часть строится из упражнений на расслабление (релаксацию), выполняемых в и. п. лежа на спине, дыхательных упражнений и специальных – на ощущение правильной осанки или подвижной игре малой активности.

Содержание учебно-тренировочных занятий по футболу на...

Умение расслаблять мышцы во время игры, в короткие моменты относительно пассивных

- введение упражнений для активного отдыха и расслабления

Существенной частью прыжка является толчок. Мощность толчка зависит от силы мышц ног и быстроты их сокращения.

Методика проведения национальных и подвижных игр детей...

В основной части занятий экспериментальных групп используются подвижные и национальные игры: «Тупни эгала», «Туп учун кураш», «Кеглига етиш», «Чори чамбар уийни». В заключительной части применяются игры и упражнения на расслабление...

Задать вопрос