Возможности учебных занятий при подготовке учеников к трудовой и профессиональной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Мукимова Ф. Х., Кадиров Э. Х., Кадиров Б. Э., Маматмурадова Н. Ч. Возможности учебных занятий при подготовке учеников к трудовой и профессиональной деятельности // Молодой ученый. — 2014. — №21. — С. 664-666. — URL https://moluch.ru/archive/80/7366/ (дата обращения: 20.07.2018).

Возможности учебных занятий при подготовке учеников к трудовой и профессиональной деятельности

Мукимова Феруза Худайкуловна, преподаватель;

Кадиров Эшмирза Хуррамович, преподаватель;

Кадиров Бахтиёр Эшмирзаевич, преподаватель

Термезский государственный университет (Узбекистан)

Маматмурадова Назира Чарияровна, учитель

Школа № 16 (г. Термиз, Узбекистан)

 

Ключевые слова: труд, образования, знания, профессиональные образования, формирование, трудовых знаний, навыков, подготовка, производства, физического развития, воспитание, конкурентно способность.

 

В школах по основам трудового образования и профессионального направления ученики приобретают глубокие и прочные знания. В процессе обучения у них расширяются обще трудовые, общенациональные, общекультурные знания и начальные профессиональные образования, что способствует формированию первоначальных, социальных и трудовых взаимоотношений.

При подготовке учеников к трудовому процессу требуются трудовые оборудования, сознательные и деловитые отношения учеников с людьми. Процесс вывоза (выноса) трудовой продукции учеников на рынки потребления требует от них таких достоинств и качеств как экономичность, ловкость, проворность, предприимчивость, которые являются основой в подготовке и приобщении учеников к труду и они считаются целью реализации следующих направлений:

-          формирование чувства долга и уважения по отношению трудового процесса и людей, создающих труд;

-          ознакомление их с основами современного производства, бытового обслуживания, строительства, связи, машина строительства и народного промысла;

-          формирование у них обще трудовых знаний, навыков, подготовка их к участию в обычных трудовых процессах;

-          в процессе обучения в общеобразовательных школах и после окончания её подготовка учеников к профессиям различного рода направления.

Надо отметить, что кроме в общеобразовательных школах и внешкольных учреждениях подготовка учеников к труду от 6 до 16 лет осуществляется в семье, махалле, производстве, что предусматривает решения ряда задач.

Решение же этих задач по трудовой подготовленности требует от учеников обученности, воспитанности, практичности, сознательности и профессиональной направленности.

В настоящее время задачи по подготовке учеников к труду состоят из следующих:

-          формирование сознательного отношения к учёбе и труду, обеспечение деловых качеств для умственного и физического развития;

-          развитие и воспитание у них человеческих качеств к которым относятся трудолюбие, нравственность, гражданственность, рачительность, и чтобы труд в их жизни превратился в постоянную потребность;

-          в условиях рыночной экономики развивать у них чувства конкурентно способности, формировать отношения бережливости к природным запасам и богатствам, материальным ценностям и предметам;

-          воспитание у них общечеловеческих достоинств, формирование взглядов к техническим, производственным и промысловым отраслям [1].

По нашему мнению трудовая подготовленность учеников-молодёжей охватывая такие процессы как трудовое воспитание, образование, профессиональная направленность включает в себя и процессы по овладению различных профессий. В связи с этим в общеобразовательных школах основной формой трудовой подготовленности учеников является трудовое обучение и воспитание, а также работы, проводимые по профессиональному направлению.

Реализация трудового обучения в общеобразовательных средних школах осуществляется:

-          в 1–4 классах, так как обучаемый предмет и первоначальное профессиональное обучение по предмету профессионального направления является основополагающими принципами нравственного и физического развития и воспитания учеников средних школ.

-          знакомством учениками обычными видами труда, процессами, умением выполнять простые формы работы. В частности, они должны соблюдать правила безопасности, уметь сохранять рабочие места, правильно планировать трудовое обучение, а также формировать у учеников начальные трудовые навыки и сноровку.

-          путём развития общетрудовых навыков среди учеников 5–9 классов определение профессиональных склонностей и тем самым формировать у них умение выбора будущей профессии. Также ученикам даются знания о различных отраслях экономики, то есть об основах техники, технологии и ремесленничества. Кроме того, благодаря различным отраслям трудовой деятельности у них появляется возможность познакомиться с практическим трудовым процессом, они обучаются производству конкурентно способной продукции. В процессе преподавания в старших классах предмета по трудовому обучению и профессиональному направлению ученикам прививаются навыки по использованию оборудований и приспособлений, которые в свою очеред применяются в профессиональной деятельности будущих рабочих и специалистов. За учебный период они обучаются методике работы с механизированными и электрифицированными средствами, вырабатывают навыки соблюдения правил по технике безопасности, обучаются основам руководства санитарии и гигиены, повышают свои знания по специальности [2].

Задачи предмета трудового обучения и профессионального направления состоят из следующих:

-          выполнение задач, касающихся содержания различных отраслей производства, проведение экспериментов, уметь правильно использовать приборы для измерения и полученную информацию.

-          формирование отношений к знаниям и труду, внедрять чувства уважения работникам труда, воспитывать их в духе патриотизма и преданности;

-          в условиях рыночной экономики приучать их к производству ходовых и конкурентно способных потребительских товаров и продукций, развивать спонсорство и предпринимательство;

-          путём внедрения отраслей народного промысла в трудовое образование и профессиональное направление изучения национальной духовности народа, его образа жизни, национальных ценностей, исторических памятников и богатого наследия народных умельцев и применение всех этих направлений в практической деятельности является одной из главных задач учеников;

-          в процессе трудового образования и профессионального направления применение информационной технологий, оборудований и современной вычислительной техники, создание условий, отвечающие современным требованиям и стандартам.

В качественном и эффективном осуществлении трудового образования и профессиональном направлении роли школы и внешкольных дополнительно-воспитательных учреждений, семьи, производственных предприятий, а также умельцев и предпринимательских объединений несравнима. Эти учреждения не только должны устанавливать тесные сотрудничества с народными умельцами и мастерами, но и ещё более развивать взаимоотношения.

Воспитание у учеников сознательного и творческого отношения к труду считается основной главной особенностью морального облика гражданина независимого Узбекистана.

Любой труженик, рабочий, земледелец и интеллигент не представляет свою жизнь без труда. Поэтому, этот процесс выражается в том, что от каждого ученика требуется сознательное отношение к труду, необходимость осознания пользы труда обществу, и что благодаря передовым методам и современным техническим средствам можно достичь больших успехов в труде.

В связи с этим, в школьных мастерских необходимо проводить последовательные, основанные по плану мероприятия по формированию сознательного отношения к труду. При выполнении трудовых поручений у ученика формируются такие качества как ответственность, добротность, трудолюбие.

При соблюдении правил трудовой дисциплины у них вырабатываются навыки, проявляется забота и внимание к государственной собственности, формируется сознательное творческое отношение к труду [3].

В результате проведённых наблюдений и анализа занятий в школах было выявлено, что для совершенствования учебных занятий необходимы следующие факторы, которые способствуют развитию трудового образования и профессионального направления:

1.         Содержание учебных занятий по трудовому образованию и профессиональному направлению должны быть направлены на практические действия, выполняемые в основном вручную. Это в свою очередь предотвращает испытывать нужду в электрифицированных, механизированных средствах, установках, станках, помогает предупреждать неожиданные тяжёлые ситуации, связанные с возможными различными производственными травмами.

2.         При выборе содержания учебных занятий в школах необходимо учесть исторические, национальные, территориальные, особенности, которые полностью отвечают педагогическим и дидактическим требованиям отраслей народного промысла.

3.         При учении народного ремесла по трудовому образованию и профессиональному направлению необходимо обратить внимание на благоприятные условия создания материально-технической обеспеченности, на взаимосвязь образования с производством.

4.         Целесообразно, различные учебные занятия по народному ремеслу организовать на основе трудового образования и профессионального направления, так как в них имеются обобществляющие особенности.

5.         Народное ремесло как материальная ценность народов Востока требует особого педагогического, дидактического, методического и психологического анализа.

6.         Изучение народного ремесла на основе трудового образования и профессионального направления требует обновления учебно-методического процесса. Поэтому в школах Республики Узбекистан необходимо разработать учебныхе планы и программы по трудовому образованию и профессиональному направлению. Также необходимо усовершенствовать созданные учебники и учебно-методические пособия.

7.         При изучении национальных ценностей народного ремесла необходимо освещать такие качества как воспитанность, нравственность и другие.

8.         Усовершенствование национальных ценностей в системе учебного воспитания, в частности, при подготовке учеников к труду и профессии, всё это необходимо изучать на примере народного ремесла и таких понятий как историчность, территориальность, народность.

9.         Для более глубокого изучения народного ремесла в системе учебного воспитания надо рассмотреть возможностъ глубокого изучения других учебных предметов. Целесообразно обратиться к таким предметам как законы симметрии, продуктивная геометрия и стереометрические отношения.

10.     Для полного достижения логического единства учебного-воспитания, и для полного использования межпредметных связей необходимо учитывать возможности предметов.

 

Литература:

 

1.                          Новиков А. М. Процесс и методы формирования трудовых умений и навыков. — М.: «Высшая школа»,1986. — 288 с.

2.                          Ходжабаев А. Р. Научно-педагогические основы учебно-методического комплекса подготовки учителя труда. Автореф. дис… докт. пед. наук. — Т.: ТГПУ, 1992.- 42 с.

3.                          Магзумов П. Т., Рузметов Ф. Формирование у учащихся потребности в трудовой деятельности. -Т.: «Фан», 1991. –84 с.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное направление, трудовое образование, народное ремесло, подготовка учеников, трудовое обучение, труд, сознательное отношение, народный промысл, Узбекистан, физическое развитие.


Ключевые слова

подготовка, воспитание, формирование, труд, образования, знания, профессиональные образования, трудовых знаний, навыков, производства, физического развития, конкурентно способность.

Похожие статьи

Использование народных трудовых традиций в трудовом...

трудовое воспитание, семейное воспитание, узбекский народ, Узбекистан, вид ремесла, традиция. Похожие статьи. Использование народных художественных промыслов России в художественно-эстетическом...

Идеи трудового народного воспитания в условиях современного...

трудовое воспитание, народная педагогика, труд, подрастающее поколение, трудовая подготовка, традиция, молодое поколение, общественный коллектив, народная вера, Современное профильное образование.

Дидактические особенности развития творческих способностей...

творческая способность учащихся, старшее поколение, народная педагогика, оптимальное использование, плодотворное использование, трудовое обучение, эстетическое воспитание, Узбекистан, обучающий потенциал, промысл.

Модернизация трудового обучения на основе требований...

трудовое обучение, развитое поколение, воспитание, задача, специальный процесс, рыночная экономика, народное ремесло, гармоничное развитие, абстрактное мышление, частное предпринимательство.

Идеи трудового воспитания в национально-региональном...

Трудовое воспитание в татарской семье было одновременно формированием у детей резко отрицательного отношения к нечестности, лени, тунеядству, неорганизованности

Идеи трудового народного воспитания в условиях современного профильного обучения.

Основы обеспечения взаимосвязи учебной программы...

Значит, учебная программа трудового обучения общих среднеобразовательных школ не

г) связанность между физическими закономерностями и философскими понятиями

Взаимосвязь общего и профессионального образования учащихся средних ПТУ.

Методика изучения народных художественных промыслов...

Так обучение направлено на возрождение и реновацию народных промыслов в современных условиях.

Большинство народных ремесел предполагают кропотливый труд, способствует развитию мелкой моторики, следовательно, и когнитивных способностей.

Эстетическое воспитание студентов посредством народного...

Ориентация на формирование профессиональной личности означает перестройку учебного

К примеру, при изучении традиционной вышивки Узбекистана студент должен знать её

Развитие творческого потенциала студентов средствами народного искусства — это процесс...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Использование народных трудовых традиций в трудовом...

трудовое воспитание, семейное воспитание, узбекский народ, Узбекистан, вид ремесла, традиция. Похожие статьи. Использование народных художественных промыслов России в художественно-эстетическом...

Идеи трудового народного воспитания в условиях современного...

трудовое воспитание, народная педагогика, труд, подрастающее поколение, трудовая подготовка, традиция, молодое поколение, общественный коллектив, народная вера, Современное профильное образование.

Дидактические особенности развития творческих способностей...

творческая способность учащихся, старшее поколение, народная педагогика, оптимальное использование, плодотворное использование, трудовое обучение, эстетическое воспитание, Узбекистан, обучающий потенциал, промысл.

Модернизация трудового обучения на основе требований...

трудовое обучение, развитое поколение, воспитание, задача, специальный процесс, рыночная экономика, народное ремесло, гармоничное развитие, абстрактное мышление, частное предпринимательство.

Идеи трудового воспитания в национально-региональном...

Трудовое воспитание в татарской семье было одновременно формированием у детей резко отрицательного отношения к нечестности, лени, тунеядству, неорганизованности

Идеи трудового народного воспитания в условиях современного профильного обучения.

Основы обеспечения взаимосвязи учебной программы...

Значит, учебная программа трудового обучения общих среднеобразовательных школ не

г) связанность между физическими закономерностями и философскими понятиями

Взаимосвязь общего и профессионального образования учащихся средних ПТУ.

Методика изучения народных художественных промыслов...

Так обучение направлено на возрождение и реновацию народных промыслов в современных условиях.

Большинство народных ремесел предполагают кропотливый труд, способствует развитию мелкой моторики, следовательно, и когнитивных способностей.

Эстетическое воспитание студентов посредством народного...

Ориентация на формирование профессиональной личности означает перестройку учебного

К примеру, при изучении традиционной вышивки Узбекистана студент должен знать её

Развитие творческого потенциала студентов средствами народного искусства — это процесс...

Задать вопрос