Экзистенциальная поэтика в рассказе Альбера Камю «Иона, или художник за работой» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (80) декабрь-2 2014 г.

Дата публикации: 11.12.2014

Статья просмотрена: 2367 раз

Библиографическое описание:

Петросян, М. М. Экзистенциальная поэтика в рассказе Альбера Камю «Иона, или художник за работой» / М. М. Петросян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 21 (80). — С. 792-795. — URL: https://moluch.ru/archive/80/14338/ (дата обращения: 20.04.2024).

Существуют различные определения слова «поэтика». Согласно словарю литературоведческих терминов Тураева, под поэтикой подразумевается «целостная система тех художественных средств (образной структуры, композиции, сюжета, поэтической речи), появление которых обусловлено определёнными идейно-тематическими задачами произведения или замыслом писателя и характерно для анализируемого жанра или манеры писателя» [8; 288]. В этом же значении говорят о поэтике определённого периода или течения в литературе [8; 288]. Поэтика является системой структурных особенностей произведения и совокупностью закреплённых за ним смыслов [7; 182]. В узком значении поэтика — это «целостная система, совокупность художественных средств (композиция, сюжет, язык и стиль и т. д.), проявление которых в произведении обусловлено авторским замыслом или является характерным для того или иного жанра, писателя, направления, национальной литературы (например: поэтика романа, поэтика В. В. Маяковского, поэтика романтизма, поэтика японской литературы и т. д.)». [1]. Таким образом, поэтика применительно к отдельному произведению или направлению — это совокупность художественно-эстетических средств, встречающихся в тексте и отражающих влияние авторского замысла, определённого направления или стиля, исторической эпохи, национальной культуры и т. д.

Изучение поэтики помогает оценивать художественный текст с точки зрения его целостности, системности и взаимосвязи различных элементов (системы образов, композиции, сюжета, стиля, средств выразительности, идейно-тематического комплекса и т. д.).

Особое влияние на поэтику отдельного произведения оказывает принадлежность его автора к тому или иному направлению в литературе. Одним из наиболее влиятельных направлений в философии и искусстве XX века является экзистенциализм, обладающий собственными яркими чертами поэтики и художественного стиля.

Экзистенциалисты считали, что бытие человека абсурдно. «Чувство абсурдности поджидает нас на каждом углу», — утверждал Альбер Камю в своём эссе «Миф о Сизифе» [4; 28]. Первый знак абсурдности, по мнению Камю, — это разрушение привычных декораций жизни, ощущение пустоты и тщетные поиски утерянного звена. Скука, порождаемая рутиной жизни, одновременно пробуждает сознание человека, заставляет задавать вопросы самому себе. Бунт плоти против времени тоже является абсурдом [4; 29–30]. Мир становится непостижимым, считал писатель, потому что раньше мы понимали в нём лишь те фигуры и образы, которые приписывали ему сами, а теперь уже не в силах осуществлять эти ухищрения. «Становясь самим собой, мир ускользает от нас <…> пока что у нас есть только эта плотность и эта чуждость мира — этот абсурд» [4; 30]. Люди обычно пытаются спастись от отчаяния путём веры в Бога, но, по мнению Камю, это приводит лишь к новым химерам и отказу от разума. «Абсурдный человек», осознав своё отчуждение от непостижимой природы и утратив веру в Богу, приходит к выводу, что единственным источником ценностей и единственным судьёй может быть только он сам. В этой самодетерминации проявляется свобода человека, которую у него никто не может отнять и которая уподобляет его Богу. Именно свобода составляет смысл жизни человека [6; 485]. «Задача человека — научиться жить в условиях абсурда, принципиальной бессмысленности любых человеческих начинаний и моральных ориентиров» [6; 485]. Осознание абсурдности бытия дарит, таким образом, личности свободу. Также в центре внимания западноевропейского экзистенциализма, вдохновлённого Ф. М. Достоевским, находятся проблемы отчуждения и преступления [5; 132].

Следует обратить внимание на ещё одну важную черту экзистенциальной поэтики. Ситуация — это важнейший структурообразующий элемент во всех произведениях экзистенциальной традиции [2; 92]. Но в повестях Камю она становится важнейшим конструктивным узлом, поскольку писатель осмысляет конец, начало и цену человеческой жизни через экзистенциальную ситуацию — не теоретически предполагаемого абстрактного конца, а неумолимо подступающего уже сейчас [2; 92].

Все вышеперечисленные черты экзистенциальной поэтики в той или иной мере встречаются в рассказе Альбера Камю «Иона, или Художник за работой». Хотя можно заметить и некоторые явные особенности данного произведения, отличающие его от этого своеобразного «канона».

Главный герой рассказа — художник Жильбер Иона, который всегда верил в свою удачу и везение. «Он воздавал должное скорее своей счастливой звезде, чем своим заслугам» [3; 64]. И действительно, удача всегда сопутствовала ему. Родители беззаветно баловали его, исполняя все желания ребёнка. Впоследствии один торговец картинами предложил ему ежемесячное содержание. Ионе удалось встретить женщину, которая полюбила его по-настоящему и посвятила художнику всю жизнь — свою супругу Луизу. Семья поселилась в старинном доме в трёхкомнатной квартире. У супругов появилось трое детей, которых Иона очень любил.

Однако именно живопись была его главной страстью. Художник много работал, а успех и слава пришли к нему достаточно легко и быстро. Тогда же у Ионы появляется много друзей и поклонников, которые, буквально как саранча, заполонили его дом. Это повлияло на его занятия искусством. «Иона между тем работал всё меньше, по мере того, как его друзьями становились всё более интересные люди» [3; 64]. «Светская» жизнь всё больше стесняла художника и отрывала его от искусства. С одной стороны, из его теперь уже очень насыщенной жизни исчезла скука, с другой — именно скука был тем стимулом, который побуждал Иону упорно трудиться за мольбертом. «Даже в те редкие часы, когда он оставался совсем один, он чувствовал себя слишком усталым, чтобы наверстывать упущенное, и в эти часы он мог лишь мечтать о новом укладе жизни, который примирил бы радости дружбы с достоинствами скуки» [3; 75].

Камю в рассказе изображает два уровня бытия — бытие духовное, возвышенное, трансцендентальное и бытие обыкновенное, земное, житейское. Первый уровень непосредственно связан с искусством, творением и одиночеством, а значит, должен переживаться вдали от людских глаз. Второй — это повседневная человеческая жизнь с её заботами, хлопотами и мелкотемьем.

Трагедия Ионы заключается в том, что он, будучи человеком искусства, позволил второму миру целиком завладеть собой. Бессмысленные разговоры, неискренние друзья и бесконечная лесть в адрес Ионы затуманили природное зрение художника и сделали его марионеткой в руках других людей. Да, теперь у героя всё время занято разговорами и хлопотами, что лишает его скуки. Но здесь стоит вспомнить, что, согласно Камю, пробуждение души начинается «с этой окрашенной недоумением скуки» [4; 30]. Именно скука служила Ионе своеобразным выходом в духовное измерение, где он мог быть подлинным творцом. Исчезло это чувство как проявление осознания пошлости и ущербности повседневного бытия — исчезло и желание творить как форма духовного бунта против обыденности.

Осознание абсурда толкает человека на бунт, который, в свою очередь, обеспечивает личности свободу. Жизненное творчество человека возможно лишь в условиях свободы. Творчество же, в свою очередь, помогает мысли справиться со смертью духа [6; 485].

Именно поэтому Иона лишился творческого духа: он стал воспринимать абсурд как норму жизни, погрузился в него с головой, как когда-то в творческую деятельность. Следовательно, у художника исчезли основания для бунта, а значит, он неизбежно должен был потерять свою свободу, а вместе с ней и способность творить.

Эта потеря творческого духа привела Иону на грань катастрофы. Он почти перестал писать картины, его произведения хуже продавались, критики были уже не столь благосклонны к нему, а прежние «друзья» отвернулись от него. Иона углубился в свои мечты и фантазии, стал пьянствовать и бродяжничать. Таким образом, в основе рассказе лежит типичная экзистенциальная ситуация приближающегося духовного конца, которая с неизбежностью ставит человека перед выбором — бороться за свою свободу или сдаться на милость абсурду.

Нерешительность Ионы, его инертность и склонность лишь плыть по течению и слепо надеяться на свою счастливую звезду приводят к тому, что он в решающий момент просто не может выбрать верную стратегию поведения. Он сам создал для себя химеру в виде своей удачливости, которая якобы вечно будет сопутствовать ему, что в итоге привело героя к самообману и к неспособности быстро действовать в критической ситуации.

Вместо этого Иона продолжал тешить себя иллюзиями: «Каждый вечер он выискивал отговорки, задабривая свою нечистую совесть, непрестанно мучившую его. О, он будет писать, непременно будет, и лучше, чем прежде, после этого периода кажущейся опустошенности. В нем совершается внутренняя работа, вот и все, а потом его счастливая звезда, словно омытая, в новом блеске покажется из окутавшего ее густого тумана» [3; 85].

От этой нерешительности героя страдает не только он сам, но и его семья. Жена Луиза, полностью посвятившая себя мужу и детям, прощает Ионе слабоволие и измены. Герой понимает, как он виноват перед ней: «Она только пристально глядела на него с тревожным и печальным выражением лица, и он вдруг увидел, как она постарела, и понял, что их нелегкая жизнь наложила и на нее глубокий отпечаток. Тогда он подумал о том, что никогда ей по-настоящему не помогал» [3; 89]. Таким образом, семья становится жертвой духовного кризиса Ионы.

Однако жизнь героя и его близких в любом случае не была бы простой. Дело в том, что творчество само по себе предполагает хотя бы частичный отказ от внешнего чужого мира, поскольку является следствием бунта против этого мира. Неслучайно, с головой погрузившись в семейную жизнь и отношения с людьми, Иона начинает понимать, как тяжело ему будет совмещать амплуа друга и семьянина с призванием художника: «Было трудно изображать мир и людей и в то же время жить с ними» [3; 78]. Творчество предполагает одиночество и свободу, изоляцию от «базара житейской суеты», а не постоянную вовлечённость в него. Иона заставляет страдать свою семью из-за своей замкнутости, и вместе с тем он лишь следует своему призванию. Это доказывает абсурдность нашего мира, в котором человек страдает в любом случае — неважно, исполняет он свой долг или нет.

В связи с судьбой художника и его семьи необходимо обратить внимание на библейские параллели к образу главного героя, на что указывает не только его имя, но и эпиграф рассказа. Как известно, библейский Иона не послушался веления Господа и, вместо того, чтобы отправиться проповедовать христианство в языческий город Ниневию, сел на корабль, плывший в другое место. По пути туда разразилась буря, и сильно напуганные моряки бросили жребий, чтобы узнать, кто виноват в случившемся. Жребий пал на Иону. Тот честно признался в своих грехах и попросил выкинуть его за борт, чтобы буря утихла. Когда Иона оказался в море, его поглотил кит, и тогда пророк стал молиться о спасении. В итоге Бог помиловал его.

Таким образом, Иона, как и его библейский тёзка, оказывается одновременно виноват и не виноват в бедах семьи и своих собственных. С одной стороны, он навлекает несчастье на себя и своих близких и в то же время — стремиться исправить свои ошибки и даже принести себя в жертву. Иона в рассказе Камю сооружает себе антресоли в коридоре и живёт там безвылазно, даже не принимая пищу. Он пытается понять себя: «Ему нужно было осознать то, что до сих пор он еще ясно не понял, хотя всегда чувствовал и всегда писал, как будто знал. Он должен был наконец овладеть этой тайной, которая, как он угадывал, была не только тайной искусства. Потому-то он и не зажигал лампы» [3; 88]. Антресоли стали для него своеобразным убежищем от окружающего мира, как и бочка для Диогена, в которой, по легенде, жил древнегреческий философ.

Финал рассказа выглядит двойственным. С одной стороны, герой испытывает определённое духовное просветление: «Он был счастлив <…> Жизнь шла, мир был юн и прекрасен <…> Он погасил лампу, и в наступившей темноте…что это, уж не его ли звезда засияла, как прежде? Да, это была она, он узнавал её, и сердце его переполняла благодарность» [3; 90]. С другой, Иона так и не сделал ни единого мазка по холсту, вместо этого он вновь предавался мечтаниям. Возможно, герой всего лишь снова сотворил для себя химеру, мираж, в лице своей счастливой звезды, которая будто бы вновь зажглась. Символично, что автор не даёт нам точного прочтения слова на холсте Ионы, ведь варианты — «отъединение» и «объединение» — являются антонимами по отношению друг к другу и предполагают разные варианты развития судьбы героя. Возможно, неоднозначность финала символизирует свободу воли самого художника, который волен выбирать свой путь в жизни — духовной самобытности.

 

Литература:

 

1.                  Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов http://enc-dic.com/litved/Pojetika-169.html;

2.                  Заманская В. В. Экзистенциальная традиция в русской литературе XX века. Диалоги на границах столетий: Учебное пособие. — М.: Флинта: Наука, 2002. — 304 с.

3.                  Камю А. Иона, или Художник за работой// Камю А. Сочинения. В 5 т. Т.4.- Харьков: Фолио, 1998.- 620 с.- С. 64–90.

4.                  Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде// Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство: Пер. с фр.- М.: Политиздат, 1990. — 415 с. — С. 23–92.

5.                  Кибальник С. А. Экзистенциализм в русской литературе и мысли// Литературоведческий журнал. — 2005, № 19. — С. 131–139.

6.                  Река Е. В. Абсурдность мира и человеческого существования в концепции Альбера Камю// Молодой учёный. — 2013, № 9. — С. 484–487.

7.                  Тамарченко Н. Д. Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий. — М.: Издательство Кулагиной; Intrada, 2008. — 358с.

8.                  Тимофеев Л. И., Тураев С. В. Словарь литературоведческих терминов. — М.: Просвещение, 1974. — 509с.

Основные термины (генерируются автоматически): Ион, счастливая звезда, поэтика, авторский замысел, герой, друг, отдельное произведение, творческий дух, целостная система, экзистенциальная поэтика.


Похожие статьи

Экзистенциальная проблематика повести А.Камю «Посторонний»

Замысел повести «Посторонний» возник в 1937 г. В «Записных книжках» А. Камю

Таким образом, Альбер Камю ставит героя в типичное для экзистенциалистов положение вещей — в

Экзистенциальная поэтика в рассказе Альбера Камю «Иона, или художник за работой».

Поэтическая антропософия М. Волошина | Статья в сборнике...

При всем своем эсхатологизме экзистенциальное художественное мышление

«Духовное напряжение, экстатический подъем, творческий взлет и созерцательное прозрение» [12, c.8]

37. Человек и мир человека: (Категории «человек» и «мир» в системе науч. мировоззрения).

Картины научных изысканий в повести А. П. Платонова...

Воплощение утопического идеала видится в научно-фантастических произведениях

Они сложно взаимодействуют на разных уровнях поэтики (пространственно-временном, сюжетном

Герой-подвижник Михаил Кирпичников ставить цель обручить два мира: утопическую...

Экзистенциальная проблематика повести А.Камю «Посторонний»

Замысел повести «Посторонний» возник в 1937 г. В «Записных книжках» А. Камю

Таким образом, Альбер Камю ставит героя в типичное для экзистенциалистов положение вещей — в

Экзистенциальная поэтика в рассказе Альбера Камю «Иона, или художник за работой».

Поэтика русской философии XIX–XX века: специфика и основные...

Сигналом мировой революции для них была русская философия, а также поэтика русской революции.

В другом своем произведении «Апология сумасшедшего» он считает

Именно это направление всегда было главным, определяющим для понимания «духа» русской мысли.

Поэтическая антропософия М. Волошина | Статья в сборнике...

При всем своем эсхатологизме экзистенциальное художественное мышление

«Духовное напряжение, экстатический подъем, творческий взлет и созерцательное прозрение» [12, c.8]

37. Человек и мир человека: (Категории «человек» и «мир» в системе науч. мировоззрения).

Мифологические структуры в творчестве В. Набокова

В мифологии второго рода, то есть в христианской мифологии, идеальный замысел и

Для Набокова символизация также становится средством создания индивидуально-авторской

Играя с Туратти, герой осознает, что опасность исходит не только от комбинаций противника.

Картины научных изысканий в повести А. П. Платонова...

Воплощение утопического идеала видится в научно-фантастических произведениях

Они сложно взаимодействуют на разных уровнях поэтики (пространственно-временном, сюжетном

Герой-подвижник Михаил Кирпичников ставить цель обручить два мира: утопическую...

Поэтика парадокса и абсурда в «музыкальных» новеллах...

Исходя из этого, М. Хайдеггер, в свою очередь, рассматривает молчание как сущностную возможность речи, имеющую собственный экзистенциальный фундамент: «Только

Поэтика абсурда находит своё продолжение и в семантике имени-знака героя, который передаёт...

Поэтика русской философии XIX–XX века: специфика и основные...

Сигналом мировой революции для них была русская философия, а также поэтика русской революции.

В другом своем произведении «Апология сумасшедшего» он считает

Именно это направление всегда было главным, определяющим для понимания «духа» русской мысли.

Мифологические структуры в творчестве В. Набокова

В мифологии второго рода, то есть в христианской мифологии, идеальный замысел и

Для Набокова символизация также становится средством создания индивидуально-авторской

Играя с Туратти, герой осознает, что опасность исходит не только от комбинаций противника.

Использование мировоззренческих наставлений сказки...

Психотерапевтические сказки традиционно заканчиваются счастливо.

Терапия творческого самопроявления (автор М. Е. Бурно) дает позитивные социальные

Экзистенциальный вакуум порождает ноогенные неврозы, такие как невроз безработицы и выходного дня.

Экзистенциальная модель семьи в романе В. Набокова...

Интересно, что семейное воспитание героев в экзистенциальных произведениях часто уходит на второй план или вовсе устраняется из текста.

Экзистенциальная поэтика в рассказе Альбера Камю «Иона, или художник за работой».

Поэтика парадокса и абсурда в «музыкальных» новеллах...

Исходя из этого, М. Хайдеггер, в свою очередь, рассматривает молчание как сущностную возможность речи, имеющую собственный экзистенциальный фундамент: «Только

Поэтика абсурда находит своё продолжение и в семантике имени-знака героя, который передаёт...

Фантастическое начало в системе художественного мира...

Попытка изучения фантастического в романах писателя в контексте концепции художественного синтеза как сформировавшегося явления творческой практики, характерной для гуманистически ориентированных выдающихся писателей второй половины ХХ — начала...

Экзистенциальная модель семьи в романе В. Набокова...

Интересно, что семейное воспитание героев в экзистенциальных произведениях часто уходит на второй план или вовсе устраняется из текста.

Экзистенциальная поэтика в рассказе Альбера Камю «Иона, или художник за работой».

Использование мировоззренческих наставлений сказки...

Психотерапевтические сказки традиционно заканчиваются счастливо.

Терапия творческого самопроявления (автор М. Е. Бурно) дает позитивные социальные

Экзистенциальный вакуум порождает ноогенные неврозы, такие как невроз безработицы и выходного дня.

Фантастическое начало в системе художественного мира...

Попытка изучения фантастического в романах писателя в контексте концепции художественного синтеза как сформировавшегося явления творческой практики, характерной для гуманистически ориентированных выдающихся писателей второй половины ХХ — начала...

Похожие статьи

Экзистенциальная проблематика повести А.Камю «Посторонний»

Замысел повести «Посторонний» возник в 1937 г. В «Записных книжках» А. Камю

Таким образом, Альбер Камю ставит героя в типичное для экзистенциалистов положение вещей — в

Экзистенциальная поэтика в рассказе Альбера Камю «Иона, или художник за работой».

Поэтическая антропософия М. Волошина | Статья в сборнике...

При всем своем эсхатологизме экзистенциальное художественное мышление

«Духовное напряжение, экстатический подъем, творческий взлет и созерцательное прозрение» [12, c.8]

37. Человек и мир человека: (Категории «человек» и «мир» в системе науч. мировоззрения).

Картины научных изысканий в повести А. П. Платонова...

Воплощение утопического идеала видится в научно-фантастических произведениях

Они сложно взаимодействуют на разных уровнях поэтики (пространственно-временном, сюжетном

Герой-подвижник Михаил Кирпичников ставить цель обручить два мира: утопическую...

Экзистенциальная проблематика повести А.Камю «Посторонний»

Замысел повести «Посторонний» возник в 1937 г. В «Записных книжках» А. Камю

Таким образом, Альбер Камю ставит героя в типичное для экзистенциалистов положение вещей — в

Экзистенциальная поэтика в рассказе Альбера Камю «Иона, или художник за работой».

Поэтика русской философии XIX–XX века: специфика и основные...

Сигналом мировой революции для них была русская философия, а также поэтика русской революции.

В другом своем произведении «Апология сумасшедшего» он считает

Именно это направление всегда было главным, определяющим для понимания «духа» русской мысли.

Поэтическая антропософия М. Волошина | Статья в сборнике...

При всем своем эсхатологизме экзистенциальное художественное мышление

«Духовное напряжение, экстатический подъем, творческий взлет и созерцательное прозрение» [12, c.8]

37. Человек и мир человека: (Категории «человек» и «мир» в системе науч. мировоззрения).

Мифологические структуры в творчестве В. Набокова

В мифологии второго рода, то есть в христианской мифологии, идеальный замысел и

Для Набокова символизация также становится средством создания индивидуально-авторской

Играя с Туратти, герой осознает, что опасность исходит не только от комбинаций противника.

Картины научных изысканий в повести А. П. Платонова...

Воплощение утопического идеала видится в научно-фантастических произведениях

Они сложно взаимодействуют на разных уровнях поэтики (пространственно-временном, сюжетном

Герой-подвижник Михаил Кирпичников ставить цель обручить два мира: утопическую...

Поэтика парадокса и абсурда в «музыкальных» новеллах...

Исходя из этого, М. Хайдеггер, в свою очередь, рассматривает молчание как сущностную возможность речи, имеющую собственный экзистенциальный фундамент: «Только

Поэтика абсурда находит своё продолжение и в семантике имени-знака героя, который передаёт...

Поэтика русской философии XIX–XX века: специфика и основные...

Сигналом мировой революции для них была русская философия, а также поэтика русской революции.

В другом своем произведении «Апология сумасшедшего» он считает

Именно это направление всегда было главным, определяющим для понимания «духа» русской мысли.

Мифологические структуры в творчестве В. Набокова

В мифологии второго рода, то есть в христианской мифологии, идеальный замысел и

Для Набокова символизация также становится средством создания индивидуально-авторской

Играя с Туратти, герой осознает, что опасность исходит не только от комбинаций противника.

Использование мировоззренческих наставлений сказки...

Психотерапевтические сказки традиционно заканчиваются счастливо.

Терапия творческого самопроявления (автор М. Е. Бурно) дает позитивные социальные

Экзистенциальный вакуум порождает ноогенные неврозы, такие как невроз безработицы и выходного дня.

Экзистенциальная модель семьи в романе В. Набокова...

Интересно, что семейное воспитание героев в экзистенциальных произведениях часто уходит на второй план или вовсе устраняется из текста.

Экзистенциальная поэтика в рассказе Альбера Камю «Иона, или художник за работой».

Поэтика парадокса и абсурда в «музыкальных» новеллах...

Исходя из этого, М. Хайдеггер, в свою очередь, рассматривает молчание как сущностную возможность речи, имеющую собственный экзистенциальный фундамент: «Только

Поэтика абсурда находит своё продолжение и в семантике имени-знака героя, который передаёт...

Фантастическое начало в системе художественного мира...

Попытка изучения фантастического в романах писателя в контексте концепции художественного синтеза как сформировавшегося явления творческой практики, характерной для гуманистически ориентированных выдающихся писателей второй половины ХХ — начала...

Экзистенциальная модель семьи в романе В. Набокова...

Интересно, что семейное воспитание героев в экзистенциальных произведениях часто уходит на второй план или вовсе устраняется из текста.

Экзистенциальная поэтика в рассказе Альбера Камю «Иона, или художник за работой».

Использование мировоззренческих наставлений сказки...

Психотерапевтические сказки традиционно заканчиваются счастливо.

Терапия творческого самопроявления (автор М. Е. Бурно) дает позитивные социальные

Экзистенциальный вакуум порождает ноогенные неврозы, такие как невроз безработицы и выходного дня.

Фантастическое начало в системе художественного мира...

Попытка изучения фантастического в романах писателя в контексте концепции художественного синтеза как сформировавшегося явления творческой практики, характерной для гуманистически ориентированных выдающихся писателей второй половины ХХ — начала...

Задать вопрос