О некоторых вопросах построения модульного обучения в вузе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (80) декабрь-2 2014 г.

Дата публикации: 08.12.2014

Статья просмотрена: 78 раз

Библиографическое описание:

Титова Е. И., Чапрасова А. В. О некоторых вопросах построения модульного обучения в вузе // Молодой ученый. — 2014. — №21. — С. 694-695. — URL https://moluch.ru/archive/80/14265/ (дата обращения: 22.06.2018).

Одной из эффективных технологий обучения в вузе, вот уже на протяжении многих лет, является модульное обучение. Модуль может быть представлен как учебный элемент в форме стандартизированного буклета, состоящего из следующих компонентов:

-                    постановка конкретной учебной цели;

-                    список необходимого оборудования, материалов и инструментов;

-                    выделены межпредметные учебные элементы;

-                    собственно учебный материал в виде краткого конкретного текста, сопровождаемого подробными иллюстрациями;

-                    практические занятия для обработки необходимых навыков, относящихся к данному учебному элементу;

-                    контрольная работа, которая строго соответствует целям, поставленным в данном учебном элементе.

Модульное обучение обеспечивает открытость, как при построении содержания отдельного модуля, так и при выборе учащимися индивидуальных путей и темпа усвоения учебного материала. Существуют разные варианты применения модулей на занятии: под наблюдением преподавателя все обучающиеся делают одно и то же, руководствуясь содержанием модуля в течение всего занятия; модуль используется лишь на одном из этапов занятия, остальную часть занятия преподаватель проводит традиционно; модуль должен иметь альтернативные материалы, обучающиеся работают индивидуально над одной и той же темой.

Успешная подготовка и реализация учебного процесса по технологии модульного обучения возможна только при соблюдении определенных педагогических правил, которые относятся преимущественно к организации и управлению учебно-познавательной деятельностью студентов. Такими общими правилами применения модульного обучения являются следующие:

1.         Выявление уровня готовности учащихся к работе. Приступая к работе с новым модулем, необходимо провести входной контроль, показывающий уровень подготовленности обучаемого к его усвоению. При необходимости можно провести соответствующую коррекцию знаний и умений студентов.

2.         Применение текущего и промежуточного контроля после изучения каждого учебного элемента модуля. Текущий и промежуточный контроль осуществляются чаще всего в форме личного контроля (самоконтроля, взаимоконтроля, сверки с образцом и т. п.). Оба вида контроля должны способствовать своевременному выявлению пробелов в усвоении знаний и умений с целью немедленного их устранения.

3.         Применение обобщающего (выходного) контроля в конце изучения каждого модуля. Обобщающий контроль должен показать уровень усвоения всего модуля и тоже предполагает соответствующую доработку в случае выявления недостаточности усвоения обучающимися учебного материала.

4.         Дидактически правильное представление учебного содержания модуля, обеспечивающее эффективность усвоения его учащимися. В этом плане большое значение принадлежит языку модуля, который должен отвечать определенным требованиям. Он должен быть конкретным, выразительным и, главное, адресованным лично учащемуся.

В методической литературе рассматриваются следующие этапы усвоения знаний, умений и навыков, которые соотносятся с разделами учебного модуля и преподаватель легко реализует их в условиях модульного обучения:

-                    этап мотивации изучения новой темы — осуществляется направленность познавательных интересов обучаемых;

-                    этап подготовки к изучению нового материала — определяет степень сохранности опорных знаний и умений;

-                    этап непосредственного получения новой информации — определяет уровень эвристичности познавательной деятельности обучаемых;

-                    этап первичного закрепления новых знаний — означает темп продвижения учащихся в овладении новыми знаниями (умениями);

-                    этап применения полученных знаний — показывает широту области их применения;

-                    этап коррекции знаний и умений — показывает предполагаемый уровень усвоения учебного материала;

-                    этап обобщения и систематизации знаний по теме — выявляет направленность познавательных интересов;

-                    этап итогового контроля — показывает планируемый уровень обучения.

В модульном обучении сохраняется ведущая роль преподавателя в образовательном процессе, но его позиция педагога — информатора изменяется на позицию педагога — координатора рефлексивной самостоятельной образовательной деятельности учащегося. Но и в новых условиях преподаватель призван решать целый комплекс педагогических задач: аналитико-рефлексивных, конструктивно-прогностических, организационно-деятельностных, оценочно-информационных, коррекционно-регулирующих в соответствии с главной задачей современного образования — всестороннем содействием становлению и развитию индивидуальности студента.

Несомненно, появляются другие требования к преподавателям, к их методическим идеям. При подготовке к занятию в центре внимания преподавателя находятся три основных аспекта педагогической деятельности:

а) грамотное выделение интегрирующих целей модуля и структурирование учебного материала сообразно этим целям;

б) продумывание целей деятельности студентов, определение программы их действий, предвидение возможных ошибок и затруднений, форм дидактической помощи и консультирования;

в) продумывание технологии соблюдения паритетных взаимоотношений с учащимися, определение форм и методов их учения, предупреждения и преодоления конфликтных ситуаций.

Обозначенная система подготовки к занятию приводит педагога к анализу своего опыта, знаний, умений и навыков, требует от него систематического профессионального совершенствования, ориентирует на необходимость хорошего знания своих учеников.

 

Литература:

 

1.                   Буркина В. А., Титова Е. И. О некоторых приоритетах модульного обучения в вузе// Молодой ученый. 2014. № 4. С. 925–927.

2.                   Буркина В. А., Титова Е. И. Системный подход при реализации модульного обучения в вузе// Молодой ученый. 2014. № 5 (64). С. 491–492.

3.                   Ермолаева Е. И. Особенности реализации модульного обучения в системе высшего образования// В мире научных открытий. 2010. № 4–5. С. 109–110.

4.                   Жидкова А. Е., Титова Е. И. Рекомендации для преподавателей по использованию технологии модульного обучения// Молодой ученый. 2014. № 2 (61). С. 756–757.

5.                   Титова Е. И., Мартынова А. Д. Структура модуля, его основные блоки// Молодой ученый. 2014. № 7. С. 563–564.

Основные термины (генерируются автоматически): модульное обучение, учебный материал, учебный элемент, занятие, модуль, позиция педагога, промежуточный контроль, умение.


Похожие статьи

Применение блочно-модульной технология в развитии...

модульное обучение, учебный материал, обучающийся, дидактический модуль, модуль, блочно-модульная технология, модульная программа, модульный урок, учебный процесс, содержание обучения.

Модульность в образовании: методики, сущность, технологии

модуль, модульное обучение, учебный материал, дисциплина, учебный процесс, учебная дисциплина, управление качеством, процесс обучения, модульный подход, Высшее профессиональное образование.

Модульная технология обучения как средство повышения...

обучающий модуль, студент, учебный материал, модульная технология, модульное обучение, поставленная задача, практическое задание, окончательный результат, дополнительная информация, входной контроль.

Сущность и использование модульной технологии в современных...

модульное обучение, студент, модульное занятие, учебное содержание, учебный материал, модульная система образования, модуль, модульная система, учебная деятельность, учебный предмет.

Модульное обучение как один из способов повышения качества...

модульное обучение, учебный материал, учебный процесс, модуль, обучающийся, модульная технология, модульно-рейтинговая образовательная технология, модульная система обучения, модульный блок, выбор форм.

Модульное обучение как педагогическая технология

Модульное обучение — способ организации учебного процесса на основе блочно-модульной

К каждому разделу готовился специальный пакет, который содержал методические указания относительно изучения тем и материалы для самопроверки и контроля.

Критерии контроля знаний при модульном обучении

Контроль по оценке математических знаний при модульном обучении целесообразно производить на основе учета рейтинговых показателей.

В представленном листе выделены основные модули с указанием объема учебной нагрузки, предусмотренных программой для...

Рекомендации для преподавателей по использованию технологии...

модульное обучение, студент, модуль, преподаватель, возможность, сравнительный анализ, традиционное обучение, учебный материал, учебный процесс.

Технологии обучения студентов в высшей школе

Модульное обучение. Имеет четкую организацию процесса самообразования и групповых занятий и заключается в том, что студенту предоставляется

Промежуточный контроль дает возможность самоконтроля и коррекции учебной деятельности в ходе работы по модулю.

Применение блочно-модульной технология в развитии...

модульное обучение, учебный материал, обучающийся, дидактический модуль, модуль, блочно-модульная технология, модульная программа, модульный урок, учебный процесс, содержание обучения.

Модульность в образовании: методики, сущность, технологии

модуль, модульное обучение, учебный материал, дисциплина, учебный процесс, учебная дисциплина, управление качеством, процесс обучения, модульный подход, Высшее профессиональное образование.

Модульная технология обучения как средство повышения...

обучающий модуль, студент, учебный материал, модульная технология, модульное обучение, поставленная задача, практическое задание, окончательный результат, дополнительная информация, входной контроль.

Сущность и использование модульной технологии в современных...

модульное обучение, студент, модульное занятие, учебное содержание, учебный материал, модульная система образования, модуль, модульная система, учебная деятельность, учебный предмет.

Модульное обучение как один из способов повышения качества...

модульное обучение, учебный материал, учебный процесс, модуль, обучающийся, модульная технология, модульно-рейтинговая образовательная технология, модульная система обучения, модульный блок, выбор форм.

Модульное обучение как педагогическая технология

Модульное обучение — способ организации учебного процесса на основе блочно-модульной

К каждому разделу готовился специальный пакет, который содержал методические указания относительно изучения тем и материалы для самопроверки и контроля.

Критерии контроля знаний при модульном обучении

Контроль по оценке математических знаний при модульном обучении целесообразно производить на основе учета рейтинговых показателей.

В представленном листе выделены основные модули с указанием объема учебной нагрузки, предусмотренных программой для...

Рекомендации для преподавателей по использованию технологии...

модульное обучение, студент, модуль, преподаватель, возможность, сравнительный анализ, традиционное обучение, учебный материал, учебный процесс.

Технологии обучения студентов в высшей школе

Модульное обучение. Имеет четкую организацию процесса самообразования и групповых занятий и заключается в том, что студенту предоставляется

Промежуточный контроль дает возможность самоконтроля и коррекции учебной деятельности в ходе работы по модулю.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Применение блочно-модульной технология в развитии...

модульное обучение, учебный материал, обучающийся, дидактический модуль, модуль, блочно-модульная технология, модульная программа, модульный урок, учебный процесс, содержание обучения.

Модульность в образовании: методики, сущность, технологии

модуль, модульное обучение, учебный материал, дисциплина, учебный процесс, учебная дисциплина, управление качеством, процесс обучения, модульный подход, Высшее профессиональное образование.

Модульная технология обучения как средство повышения...

обучающий модуль, студент, учебный материал, модульная технология, модульное обучение, поставленная задача, практическое задание, окончательный результат, дополнительная информация, входной контроль.

Сущность и использование модульной технологии в современных...

модульное обучение, студент, модульное занятие, учебное содержание, учебный материал, модульная система образования, модуль, модульная система, учебная деятельность, учебный предмет.

Модульное обучение как один из способов повышения качества...

модульное обучение, учебный материал, учебный процесс, модуль, обучающийся, модульная технология, модульно-рейтинговая образовательная технология, модульная система обучения, модульный блок, выбор форм.

Модульное обучение как педагогическая технология

Модульное обучение — способ организации учебного процесса на основе блочно-модульной

К каждому разделу готовился специальный пакет, который содержал методические указания относительно изучения тем и материалы для самопроверки и контроля.

Критерии контроля знаний при модульном обучении

Контроль по оценке математических знаний при модульном обучении целесообразно производить на основе учета рейтинговых показателей.

В представленном листе выделены основные модули с указанием объема учебной нагрузки, предусмотренных программой для...

Рекомендации для преподавателей по использованию технологии...

модульное обучение, студент, модуль, преподаватель, возможность, сравнительный анализ, традиционное обучение, учебный материал, учебный процесс.

Технологии обучения студентов в высшей школе

Модульное обучение. Имеет четкую организацию процесса самообразования и групповых занятий и заключается в том, что студенту предоставляется

Промежуточный контроль дает возможность самоконтроля и коррекции учебной деятельности в ходе работы по модулю.

Применение блочно-модульной технология в развитии...

модульное обучение, учебный материал, обучающийся, дидактический модуль, модуль, блочно-модульная технология, модульная программа, модульный урок, учебный процесс, содержание обучения.

Модульность в образовании: методики, сущность, технологии

модуль, модульное обучение, учебный материал, дисциплина, учебный процесс, учебная дисциплина, управление качеством, процесс обучения, модульный подход, Высшее профессиональное образование.

Модульная технология обучения как средство повышения...

обучающий модуль, студент, учебный материал, модульная технология, модульное обучение, поставленная задача, практическое задание, окончательный результат, дополнительная информация, входной контроль.

Сущность и использование модульной технологии в современных...

модульное обучение, студент, модульное занятие, учебное содержание, учебный материал, модульная система образования, модуль, модульная система, учебная деятельность, учебный предмет.

Модульное обучение как один из способов повышения качества...

модульное обучение, учебный материал, учебный процесс, модуль, обучающийся, модульная технология, модульно-рейтинговая образовательная технология, модульная система обучения, модульный блок, выбор форм.

Модульное обучение как педагогическая технология

Модульное обучение — способ организации учебного процесса на основе блочно-модульной

К каждому разделу готовился специальный пакет, который содержал методические указания относительно изучения тем и материалы для самопроверки и контроля.

Критерии контроля знаний при модульном обучении

Контроль по оценке математических знаний при модульном обучении целесообразно производить на основе учета рейтинговых показателей.

В представленном листе выделены основные модули с указанием объема учебной нагрузки, предусмотренных программой для...

Рекомендации для преподавателей по использованию технологии...

модульное обучение, студент, модуль, преподаватель, возможность, сравнительный анализ, традиционное обучение, учебный материал, учебный процесс.

Технологии обучения студентов в высшей школе

Модульное обучение. Имеет четкую организацию процесса самообразования и групповых занятий и заключается в том, что студенту предоставляется

Промежуточный контроль дает возможность самоконтроля и коррекции учебной деятельности в ходе работы по модулю.

Задать вопрос