Вышивка — один из старинных видов декоративно-прикладного искусства. Из века в век женщины украшали свою одежду, одежду детей и мужчин, предметы быта. Это была возможность подчеркнуть особенность своего творчества, показать мастерство, трудолюбие. Вышивка не только декорировала одежду, но и несла смысловую нагрузку — каждый символ, цвет нити, расположение рисунками орнамента в изделии имел свое строгое место и предназначение. Вышивка кочевых и полукочевых узбеков нашла свое самое красочное выражение в одежде и небольших изделиях. Узбекская вышивка использовалась для украшения праздничных мужских платьев, кушаков, женских свадебных покрывал, футляров для ножей, чехлов для чайников, зеркал и кошельков. Раньше вышивка оседлых узбеков являлась неотъемлемой частью традиционного интерьера узбекских домов.
Ею были украшены различные предметы от маленьких изделий до внушительных панно. На стенах висели сюзане, в быту использовались покрывала (шошаби или руиджо), молельные коврики (жойнамоз), скатерти (дастархан), покрывала для колыбелей и тюбетейки. Человек западного образа жизни невольно удивится, впервые попав в традиционный узбекский дом. И, прежде всего, почти полному отсутствию мебели. Узорный палас или ворсовый ковер на полу, одеяла-курпача и подушки, сложенные в нишах, кованый сундук и низенький столик хан-тахта составляют почти все убранство помещения. И еще большие вышитые панно — сюзане, развешанные на стенах — важная часть устройства и украшения домашнего быта.
В девятнадцатом веке было несколько городов — центров художественной вышивки: Нурата, Бухара, Самарканд, Шахрисабз, Ташкент, Фергана, каждый из них представлял художественные особенности своего края. Декоративная вышивка Узбекистана до конца 1880-х годов изготавливалась на специальной матовой белой ткани, или на матовой натуральной ткани желтого цвета. Для вышивки применялись шелковые нити местного производства, окрашенные натуральными красителями. Красота вышивки до начала 20-го века во многом достигалась за счет естественной окраски нитей шелка. К концу XIX в. в Узбекистане сложился ряд локальных школ вышивки, которые, с одной стороны, имели много общего в характере композиций и орнаментального декора, с другой — отличались своими, неповторимыми особенностями, разнообразием трактовки орнаментальных мотивов и колористических решений.
Вышивка Бухары — одна из самых красивых в Центральной Азии. На её облике сказались вековые художественные традиции этого города, насчитывающего свыше двух тысяч лет исторического развития. Отличительным признаком бухарской вышивки является мастерское использование тамбурного шва, которым исполнено большинство изделий, а также тонкие красочные сочетания голубого, серого, лилового, розового и светло-желтого тонов, участвующих наряду с красным, малиновым и зеленом в расцветке вышивок. Многообразны композиции и узоры бухарских изделий. Чаще всего встречается замкнутая композиция с выделением центра и углов, при этом основным мотивом является круглая розетка. Она поражает своим разнообразием в изображении деталей, которые дают все новые варианты основного мотива.
В настоящее время широкое развитие получила в Узбекистане машинная декоративная вышивка. В вышивальное производство вовлечены многочисленные кадры узбечек. Вышивальщицы работают в цехах машинной тамбурной вышивки художественных предприятий Узбекистана. Народные мастера и художники работают над улучшением качества машинных вышивок, создаются новые узоры, улучшается цветовая гамма. Но широкое распространение машинной вышивки не означает полного прекращения ручного вышивания при изготовлении крупных декоративных вышивок.
Всем известно, распространение тамбурной вышивки в городах и сельских районах способствовало изобретению тамбурной машины. В Узбекистане и по сей день рукодельницы работают на вышивальной машине ВМ-50.
Машина ВМ-50 предназначена для вышивания на материалах различных видов — шелке, льне, шерсти, нетканых полотнах, бархате, сетчатом полотне и т. д. В качестве вышивальных ниток могут быть использованы хлопчатобумажные, льняные, вискозные, полиэфирные, полиамидные (в том числе текстурированные) нитки, а также метанити. Могут быть применены нитки с круткой S и Z.
С помощью различных приспособлений на машине можно получить более 17 видов одноигольных и двухигольных швов. Однако переход с одного вида шва на другой требует переналадки машины.
Вышивальная машина состоит из головки, установленной на платформе стола, махового колеса, приводного шкива, которое расположено с правой стороны машины. Маховое колесо вращается по часовой стрелке. Электродвигатель размещается под платформой стола.
Слева к головке на столе крепится кронштейн для установки катушек. Под платформой стола расположена рукоятка управления, с помощью которой рабочий может вручную менять направление шва.
От рукоятки управления с помощью системы соединительных, шестерен движение передается верхнему валику, а затем рабочим частям консольной трубки и механизму перемещения материала (лапке).
Рабочие органы машины (игла, обводчик нижней нитки, лапка) приводятся в движение от главного вала посредством механизмов, расположенных в корпусе и под платформой стола. Частота вращения главного вала регулируется путем изменения силы нажатия на ножную педаль или перевода приводного ремня с одной ступени махового колеса на другую.
Механизм иглы предназначен для передачи движения иглодержателю с иглой, которая, проколов материал, захватывает нитку и протягивает ее, а затем возвращается в крайнее верхнее положение.
Во время работы полый или шомполообразный иглодержатель с ввинченной в него иглой совершает два вида движений: возвратно-поступательное в вертикальной плоскости и вращательное. При вращательном движении игла поворачивается вокруг своей оси таким образом, что ее крючок обращается в сторону выполняемого шва.
Роль обводчика нижних ниток заключается в том, что он набрасывает петли нижней нитки на крючок иглы. Для этого обводчик с петленабрасывающей трубкой совершает движение вокруг иглы по часовой стрелке.
Капсюль предназначен для прижатия материала к игольной пластине и удержания его в прижатом состоянии до тех пор, пока игла из него не поднимется, а также для удержания петли, накинутой на крючок иглы, от соскальзывания и для предотвращения намотки нитки на крючок иглы.
В зависимости от вида выполняемого шва устанавливают капсюль той или иной конструкции. Капсюль совершает возвратно- поступательное движение по вертикали и поворотное в том же направлении, что и игла.
Механизм перемещения материала предназначен для удержания материала в натянутом состоянии и для перемещения его на длину стежка. Лапка, имеющая форму кольца, в рабочем положении перемещается в горизонтальной плоскости по траектории, имеющей форму усеченного эллипса.
Рассмотрим виды одноигольных швов (стежков), полученных на тамбурной вышивальной машине МВ-50.
Цепной стежок образуется одной системой ниток — игольной. Игла 1 прокладывает грунтовый материал 3, я капсюль 2 опускается и к моменту прокола материала иглой находится в крайнем нижнем положении, прижимая его к игольной пластине. Затем игла движется вниз и достигает крайнего нижнего положения. Петленабрасывающая трубка 5 вращается по часовой стрелке вокруг игл и набрасывает нитку 4 на бороздку иглы. Двигаясь против часовой стрелки, трубка возвращается в исходное положение.
Игла поднимается и протягивает нитку в виде петли через материал. Капсюль прижимает материал, а вместе с ним и ранее образованную петлю к игольной пластине. В верхнем положении игла некоторое время остается неподвижной, а капсюль начинает подниматься, освобождая материал. В этот момент лапка продвигает материал на длину стежка. После перемещения материала лапка остается внизу, а игла снова опускается, оставляя вновь образованную петлю на поверхности материала. Захватив новую петлю, игла поднимается вверх и протаскивает ее в петлю, находящуюся на материале, и т. д. Таким образом получается цепной шов.
Схема образования цепного шва
При выполнении шва «обкрутка» кроме стежкообразующих деталей, необходимых для цепного стежка, подключается крутильный механизм. Шов «обкрутка» образуется в результате обвивания петель цепного шва второй ниткой 2, подаваемой сверху. При этом устанавливают конусный капсюль и лапку большого размера. Нитевод 3 вращается вокруг конусного капсюля и иглы 4 по часовой стрелке с частотой, соответствующей частоте вращения главного вала.
Шов «обкрутка»
Нитка, протянутая сквозь глазок 1 в нижнем конце нитевода, за время одного опускания иглы и двумя поворотами петленабрасывающей трубки обвивает одну петлю цепного стежка.
Отличием крутильного шва «тонкий шнур» от шва «обкрутка» является наличие третьей нитки 3, являющейся каркасом шва. Толщиной нитки 3 обусловливается рельефность шва. При образовании этого шва на машине устанавливают конусный капсюль 2, полый иглодержатель, через который проходит каркасная нитка 3, кронштейн с нитенаправителями каркасной нитки и гнездо для катушки каркасной нитки, крепящееся кверху корпуса машины. Крутильный механизм подключают к главному валу машины.
Крутильный шов «тонкий шнур»
При выполнении крутильного шва каркасная нитка кладется поверх петель цепного стежка и одновременно с ними обвивается ниткой 1, подаваемой со шпули крутильного аппарата и продетой в глазок 4 нитевода 5.
Фигурный двухниточный шов «обхлестка» отличается' от шва «обкрутка» тем, что нитка, подающаяся со шпули крутильного аппарата, обвивая цепной шов, вытягивает основания петель на поверхность материала, что приводит к образованию так называемых обхлестов. Особенностью этого шва является то, что он всегда выполнен по дуге во избежание стягивания материала.
Фигурный двухниточный шов «обхлестка»
При выполнении этого шва обязательными являются увеличение натяжения нитки шпули крутильного аппарата и ослабление натяжения нитки с катушки нижнего шпуледержателя. Чем сильнее натяжение нитки шпули и чем свободнее петля цепного шва, тем длиннее обхлесты шва на поверхности материала. В местах обхлестов шов крепится к материалу с внешней стороны рисунка овальной формы, а внутренняя часть шва затянута обвивочной ниткой и к поверхности материала не крепится.
Фигурный трехниточный шов «обхлестка» отличается ют двухниточного тем, что в процессе вышивания используется третья каркасная нитка К, подаваемая с катушки. Швом «обхлестка» пользуются и для прикрепления аппликаций.
Фигурный трехниточный шов «обхлестка»
Шов с сутажом применяется в основном для вышивания на плотных тканях.
Шов с сутажом
При выполнении шва с сутажом крутильный механизм отключают и устанавливают сутажный аппарат в комплекте с сутажным: капсюлем 2. Катушка с сутажом располагается в катушкодержателе, закрепленном в корпусе кронштейна. Сутаж 1 заправляют в полый иглодержатель и пропускают через отверстие 4 сапожка 3 капсюля, а затем заводят под лапку машины. Сутаж прикрепляют к: материалу одноигольным цепным швом, проходящим по центру сутажа.
Шов с тесьмой также используют при вышивании на плотных тканях. При вышивании тесьмой используют Сутажный механизм, но на катушку наматывают узкую тесьму гладкую или с зубчатым (фестонным) краем. Сутажный капсюль заменяют капсюлем с сапожком квадратной формы.
Шов «вирикрен» — двухниточный шов, в котором нитка цепного стежка прикрепляет к материалу другую, декоративную утолщенную нитку.
Ковровый шов «барашек» выполняют, установив на машину конусный капсюль, специальную иглу и зубчатую лапку. Специальная ковровая игла И не имеет длинного загнутого конца, и ее бородка укорочена. При выполнении этого шва бородка иглы повернута на угол 180° по сравнению с положением бородки иглы при вышивании цепным стежком и направлена в сторону перемещения материала.
Ковровый шов «барашек»
Высота петель стежка регулируется установкой иглы по высоте и натяжением нитки, а плотность петель — длиной стежка.
Литература:
1. Наумова О. Н. «Тамбурная вышивка» — Москва: Легкая индустрия, 1976
2. Этнографические очерки «Народы Средней Азии и Казахстана» изд-во АН СССР, Москва, 1962–1963
3. Фахретдинова Д. А. «Декоративно-прикладное искусство Узбекистана XVIII — XIX веков» Узбекистан, Ташкент,2000