Психологический климат в семье как фактор формирования полоролевой идентификации ребенка дошкольного и младшего школьного возрастов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 марта, печатный экземпляр отправим 3 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №21 (80) декабрь-2 2014 г.

Дата публикации: 25.11.2014

Статья просмотрена: 1325 раз

Библиографическое описание:

Фомина, Н. И. Психологический климат в семье как фактор формирования полоролевой идентификации ребенка дошкольного и младшего школьного возрастов / Н. И. Фомина, И. Н. Павлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 21.1 (80.1). — С. 221-223. — URL: https://moluch.ru/archive/80/13881/ (дата обращения: 19.03.2024).

В статье исследуется проблема влияния взаимоотношений родителей на психологическое состояние ребенка и на его дальнейшее развитие. Рассматриваются вопросы формирования полоролеой идентификации детей на основе создания в семье благоприятного эмоционального климата.

Ключевые слова:эмоциональная привязанность, полоролевая идентификация, восприятие, взаимоотношения, гармония семейных отношений.

Abstract. The paper investigates the problem of influence between parents on the psychological state of the child and on its further development. The questions forming of genderroleidentificationof children through the creation of a favorable family emotional climate.

Keywords:emotional attachment, gender roleidentification, perception, relationship, harmony of the family relations.

 

На всем протяжении дошкольного и школьного возраста ребенок эмоционально привязан к родителям.Эта привязанность характерна в потребности любви, тепла, уважении, понимании, признании.Для него важно, чтобы его всегда окружали любящее его люди, чтобы они дарили ему свою любовь и заботу. Ребенок не владеет приемами межличностного общения, он не умеет понимать причины конфликтов родителей и не владеет средствами для выражений своих чувств и переживаний. Поэтому родители являются для него главной ячейкой общества, без которой он не сможет существовать и правильно развиваться.

Для гармоничного становления личности ребёнка в современном обществе представляется актуальным освещение вопросов, направленных на выявление факторов полоролевой идентификации ребёнка в семье. Дошкольный возраст характерен тем, что ребёнок в это время  как губка все впитывает в себя всё, что его окружает. Дети берут пример в первую очередь с родителей, они копируют манеру общения, доброту, стиль одежды, заботу и психологическое состояние.  Они любят все делать «как мама» или «как папа». Воспитываясь в своей культуре, человечек усваивает набор экспрессивных средств, правил и учится понимать людей через их поведение и внешние признаки.

У ребенка в возрасте 4-4,5 года начинается процесс идентификации с родителем своего пола. Восприятие развивается вместе с потребностью в общении и труде. Ребенок бессознательно имитирует своего родителя в деятельности.Носителем речевых форм общения и взаимоотношений для ребенка являются родители. Он поступает так же как папа и мама, он разговаривает как они.Ребёнок во всём подражает. Будь то заколачивание гвоздя или мытьёпосуды. Завершение бессознательного процесса подражания происходит, как правило, в подростковом возрасте.

Успешность процесса идентификации зависит от гармоничных отношений между супругами. Этот фактор очень нужен для наглядного восприятия ребенком отношений с противоположным полом, так как он в дальнейшем будет влиять на построение благополучных отношений с партнером в будущем браке. Этот процесс является гарантом будущего счастливого человека.

Один из ведущих специалистов в области педиатрии и детской психологии АлланФромм уверен, что ребенок, живущий в благоприятной и спокойной семье, сможет сам сформировать «правильные» взаимоотношение с противоположным полом. Мальчик, смотря на отца, вырастет мужественным. Он будет защищать девочек, помогать им. Девочка, подражая своей матери, станет женственной, заботливой, ответственной.На родителей направлено половое воспитание и поэтомуправильная идентификация у ребенка может проходить только в любящей семье, где любовь делится на всех, а не принадлежит кому то одному. Поэтому, эталоном полового воспитания у ребенка должны стать любящие друг друга родители и знающие, какой пример своему ребенку они должны подавать.

Рутман Э. М. и Искольдский Н. В. доказывают, что общение ребенка с родителями с момента его рождения, оказывает большую роль на его развитие [1, с. 45]. Они акцентируют свое внимание, на общение отца с ребенком с раннего возраста, которое будет влиять на процесс половой идентификации. Из исследований проведенных авторами можно выделить семьи с разными типами отношений:

Если мать становиться главой семьи, то сила трех летнего мальчика слабо выражена. Это происходит, когда отец в семье пассивно относится к воспитанию сына, тем самым он фактически не влияет на формирование мужских черт у ребенка.

Мальчики, растущие без отца порой бывают агрессивными. Сыновья добрых, мягких отцов быстро выбирают игрушки своего пола, и отодвигают в сторону куклы, а те, у которых был суровый отец, они долго не могут выбрать себе игрушку. Авторитетность отца, его суровые наказания мешают развитию мужского самосознания. Отец должен быть положительным примером подражания, что бы сын смог правильно развиваться и правильно построить взаимоотношения с окружающими его людьми и противоположным полом.

Эмоциональный настрой и психологический климат во взаимоотношениях супругов влияет на психическое состояние ребенка, а также на характер и будущую его жизнь.

Для будущей женщины очень важно, чтобы ее воспитанием в ходе ее взросления занимался отец. Отец, его особенности в поведении, черты, манера общения порой запоминаются ребенком бессознательно и тем самым становятся образцом для форм и типов построения взаимоотношений будущей женщины с мужчиной.

Если рассмотреть точку мнения Кочубей Б. И., Островской Л. Ф., то они считают, что для будущей жизни девочки очень важна оценка отца ее внешнего вида[2, с. 13]. Трудно будет жить той девочки, которую не любит отец и постоянно указывающий на это. Та, которая росла в отцовском обожании, будет тоже нелегко. Она захочет, чтобы молодой человек, так же относился  к ней,как и её отец, у нее будет завышенная самооценка и потребительское отношение к окружающим. Девочка, которая росла вообще без отца, имеет достаточно смутное представление о том, как правильно должен вести себя мужчина с ней и окружающими, какие черты характера мужчинынеобходимы для благополучного выстраивания взаимоотношений. Поэтому ей сложно будет создать правильный образ мужчины и наладить правильные взаимоотношения с ним.

В семьях, где есть мужчины, они всегда должны говорить очень тонко своей дочери, внучке, племяннице о ее красоте, доброжелательности, достоинствах и преимуществах, чтобы у нее правильно формировалось положительное отношение к себе и окружающим.

На проблему влияния эмоциональных отношений родителей на ребенка обратили внимание авторы С. Г.Агарков, Г. Ф.Дейнега. Они считают, что на первом месте у детей стоит гармония семейных отношений. Даже грудной ребенок будет чувствовать тревожность матери. Дети дошкольного и школьного возраста при разводе родителей считают себя виноватыми. Они думают, что из-за того, что плохо себя вели, развелись их родители [3, с. 25]. Дети не могут правильно развиваться, если в семье царит «накаленная» атмосфера. Они остро впитывают в себя то, что их окружает на подсознательном уровне, без специального обдумывания или осмысления ситуации.Дошкольный возраст характерен тем, что дети очень тонко чувствуют и переживают, когда родители ругаются, они не понимают причину, возникающего конфликта. Когда родители повышают голос друг на друга, у ребенка появляется тревога и волнение, что в дальнейшем будет влиять на его психическое здоровье. Если ребенок растет в семье, где царят ссоры, не понимание друг друга, где родители не умеют слушать друг друга,где нет взаимного доверия, то ребёнок становится раздражительным и возбудимым, не умеющим контролировать свои эмоции и поступки. Вся совокупность указанных факторов, несомненно, повлияет на формирование характераи будущего стиля жизни ребенка, на формирование качеств его характера, соответствующих его гендерной принадлежности.

Когда в среде, где воспитывается ребенок, проявляется эмоциональная нестабильность отношений, отсутствие одной модели воспитания, наказания, поощрения, единого мнения в действиях направленных на развитие ребенка, то это часто приводит к формированию у него чувства страха, низкой самооценки, неуверенности в своих поступках и действиях. Ребенок становится замкнутым, он больше сидит дома ни с кем не общается и не советуется в трудных ситуациях, решения всегда принимает сам, либо подчиняется старшим и сильным сверстникам.

В каждой семье есть свои устои и традиции, есть положительные и отрицательные взаимоотношения родителей. Положительным взаимоотношениям мы хотим подражать, а отрицательным мы не хотим следовать, даже постараться избежать их в своей будущей семье. Линда Анзорг рассматривает проблему неподготовленности молодоженов к семейной жизни. Она, как и многие другие считает, что необходимо заниматься воспитанием будущих семьянинов. Через семью ребенок научится домашнему быту, чувствам, действиям, поведению, взаимодействовать с обществом. Именно в семье у него начнется складываться свой характер и свои потребности. Семья показывает пример постоянства и длительности взаимодействия на своем примере и на примере своих родителей, формирует нравственные принципы брачно-семейных отношений.

Для установления определенного стиля общения в семье ученые Р. Дрейкурсом и В. Золцем пытаются найти для родителей «золотую середину» в воспитании детей. Чтобы реализовать этот стиль необходимо построить общение на сотрудничестве. Они делают акцент на особенности стиля общения в семье и тембре разговора. Так как от тона зависит, сможет ли ребенок вам  рассказать то, что у него произошло и что его волнует. Будет ли он во время разговора абстрагироваться или же наоборот будет с желанием и вдохновением вас слушать. Родители всегда должны спокойно  и доступно  ребенку объяснять то, что ему не понятно. Они всегда должны находить правильные ответы, а не отговорки, что ему некогда, а иначе это может привести к тому, что у ребенка пропадет интерес к окружающему его миру, либо он самделает неправильный вывод. Все это приводит к тому, что дети на основе увиденного и услышанного строят свое поведение.

На проблему влияния поведения и отношений родителей на поведение ребенка сделал свой анализ Л. Беньямин. Он разработалэкспериментально обоснованную модель взаимоотношений в виде «родитель – ребенок». Эта модель позволит охарактеризовать поведение, как родителей, так и ребенка, а также поможет учесть их тип взаимоотношений. Существует один нюанс, нет однозначной связи между поведением родителей и поведением ребенка. У ребенка есть такая особенность, что он может на одну и туже ситуацию или на поведение близких отреагировать двумя способами, а может проявить внешне одинаковую реакцию на совершенно различные предпосылки.Так, ребёнок может быть продолжением, дополнением деятельности родителей, помогать им. Случается и так, что, когда ребенок чувствует отвержение со стороны близких ему людей, он начинает вести себя с ними так, будто бы он любим и необходим в этой семье, что его уважают и прислушиваются к нему.Тем самым он направляет родителей на правильный путь, он демонстрирует своё желание, то есть, то, как бы он хотел, чтобы относились к нему. В любом случае, ребенок, вырастая, ведет себя с окружающими так, как к нему относились в его семье. Либо доброжелательно, либо с не доверием и озлобленностью. Для того чтобы ребенка любили в семье важно изначальное желание ребёнка обоими родителями. Он должен ощущать, что он нужен им обоим. Ребёнку важно родительское внимание и тепло. Важно, чтобы ребёнок себя среди них ощущал комфортно, мог говорить на волнующие его темы. Поэтому родителям необходимо уметь выслушивать и прислушиваться к маленькому человечку, дать ему возможность ощутить своё значимое место в семье.

Важно рассмотреть вопрос о самосознании ребенка и отношения родителей к ребенку. Ребенок впитывает в себя родительское отношение и то, какими способами управляли его поведением. Например, когда мы сравниваем ребенка со сверстниками и указываем на его недостатки, ругаем, то это откладывается бессознательно в памяти и в дальнейшем у ребенка вырабатывается тенденция самообвинения. Доминирование родителей характерно тем, что все воспитание строиться на строгом контроле, суровости и непреклонности естественно ребенок в такой семье не сможет полноценно и правильно развиваться. Можно утверждать, что одним из основных факторов самосознания ребенка является климат в семье, атмосфера семейных отношений, которой дышит ребенок и реализует которую в общественных отношениях. По поведению ребенка можно будет судить о том, какая форма взаимоотношений была в семье.

Подводя итог можно сделать вывод о том, что полоролевая идентификация, психологическая уравновешенность, эмоциональный настрой, характер и будущая жизнь ребенка в основном зависит от родителей. От того на сколько правильно они смогли построить свои взаимоотношения, взаимопонимание и насколько правильна была их стратегия при воспитании ребенка. Какие выводы они сделали,перенимая опыт воспитания от своих родителей, какие традиции и типы воспитания осуществляли. Важно отметить, как часто они анализировали и делали выводы из своих поступков.Действительно, то, что родители воспитают в детях сейчас, в будущем проявится на воспитании всех последующих поколений. Родители являются примером для детей, именно их поведение, особенности и характер их воспитательных воздействий копируются, впитываются детьми. Модель родительских взаимоотношений между собой и по отношению к детям формирует устойчивые семейные традиции, передаваемые из поколения в поколение. Важно, чтобы в семье все гендерные роли были правильно распределены, и семья была полноценной.Главной составляющей построения благоприятного психологического климата в семье является  изначальное желание ребенка обоими родителями.

 

Литература:

1.                  Рутман Э. М., Искольдский Н.В. Истоки радости. – М.: Знание, 1987. – 45 с.

2.                  Кочубей Б.И. Мужчина и ребенок. – М.: Знание, 1990. – 80 с.

3.                  Островская Л.Ф. Педагогические знания родителям. – М.: Просвещение, 1983. – 89 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, семья, взаимоотношение, друг друга, отец, отношение, поведение ребенка, будущая женщина, дошкольный возраст.


Ключевые слова

взаимоотношения, эмоциональная привязанность, полоролевая идентификация, восприятие, гармония семейных отношений

Похожие статьи

Проблемы взаимоотношений младшего и старшего ребенка...

Мы рассматривали отношения родителей к детям и детей к родителям в семье.

Предметом исследования является взаимоотношение младшего и старшего ребенка в семье, как на нем отразилось, если он старший или каким он стал, если он младший.

Особенности детско-родительских взаимоотношений...

Связь «родитель-ребенок» имеет важное значение для понимания сложившейся структуры семьи, ее актуального состояния и направлений будущего развития.

Так как оба родителя в воспитании существенно дополняют друг друга.

Влияние супружеских взаимоотношений на воспитание детей...

ребенок, семья, ситуация, родитель, супруг, отношение, друг, взаимоотношение, психологический микроклимат, психическое напряжение.

Влияние детско-родительских отношений на становление...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, отношение, родитель, семья, семейное воспитание, тип личности, внимание, личность

Взаимосвязь детско-родительских отношений и формирования личности ребенка старшего дошкольного возраста.

Особенности психического развития детей в неполных семьях

«Детско-родительские отношения в неполной семье как предмет переживания ребенка-дошкольника», С.В Авакова.

Если родители постоянно выясняют отношения в присутствии детей, унижая друг друга, ребенок чувствует себя брошенным, несчастным...

Взаимоотношение родителей и детей в семье...

Статья посвящена проблеме взаимоотношений между родителями и детьми. Авторами рассматриваются основные философские и психологические подходы к вопросу отношений ребенка и родителей в семье...

Взаимосвязь детско-родительских отношений и формирования...

Взаимосвязь детско-родительских отношений и формирования личности ребенка старшего дошкольного возраста.

Особенная роль в формировании личности ребенка обычно отводится фактору взаимодействия родителей с детьми.

Взаимоотношения между родителями и детьми в семье

ребенок, родитель, взаимоотношение родителей, семья, отношение родителей, отношение, интерес детей, жизнь ребенка, жизненный опыт, член семьи.

Интерактивное взаимодействие с дошкольниками в триаде...

Социализация детей дошкольного возраста — процесс длительный и многоплановый.

И хотя в ДОО детей в возрасте до года сейчас нет, но есть родители, которые приводят своих старших детей в ДОО, имея младенцев в семье.

Проблемы взаимоотношений младшего и старшего ребенка...

Мы рассматривали отношения родителей к детям и детей к родителям в семье.

Предметом исследования является взаимоотношение младшего и старшего ребенка в семье, как на нем отразилось, если он старший или каким он стал, если он младший.

Особенности детско-родительских взаимоотношений...

Связь «родитель-ребенок» имеет важное значение для понимания сложившейся структуры семьи, ее актуального состояния и направлений будущего развития.

Так как оба родителя в воспитании существенно дополняют друг друга.

Влияние супружеских взаимоотношений на воспитание детей...

ребенок, семья, ситуация, родитель, супруг, отношение, друг, взаимоотношение, психологический микроклимат, психическое напряжение.

Влияние детско-родительских отношений на становление...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, отношение, родитель, семья, семейное воспитание, тип личности, внимание, личность

Взаимосвязь детско-родительских отношений и формирования личности ребенка старшего дошкольного возраста.

Особенности психического развития детей в неполных семьях

«Детско-родительские отношения в неполной семье как предмет переживания ребенка-дошкольника», С.В Авакова.

Если родители постоянно выясняют отношения в присутствии детей, унижая друг друга, ребенок чувствует себя брошенным, несчастным...

Взаимоотношение родителей и детей в семье...

Статья посвящена проблеме взаимоотношений между родителями и детьми. Авторами рассматриваются основные философские и психологические подходы к вопросу отношений ребенка и родителей в семье...

Взаимосвязь детско-родительских отношений и формирования...

Взаимосвязь детско-родительских отношений и формирования личности ребенка старшего дошкольного возраста.

Особенная роль в формировании личности ребенка обычно отводится фактору взаимодействия родителей с детьми.

Взаимоотношения между родителями и детьми в семье

ребенок, родитель, взаимоотношение родителей, семья, отношение родителей, отношение, интерес детей, жизнь ребенка, жизненный опыт, член семьи.

Интерактивное взаимодействие с дошкольниками в триаде...

Социализация детей дошкольного возраста — процесс длительный и многоплановый.

И хотя в ДОО детей в возрасте до года сейчас нет, но есть родители, которые приводят своих старших детей в ДОО, имея младенцев в семье.

Похожие статьи

Проблемы взаимоотношений младшего и старшего ребенка...

Мы рассматривали отношения родителей к детям и детей к родителям в семье.

Предметом исследования является взаимоотношение младшего и старшего ребенка в семье, как на нем отразилось, если он старший или каким он стал, если он младший.

Особенности детско-родительских взаимоотношений...

Связь «родитель-ребенок» имеет важное значение для понимания сложившейся структуры семьи, ее актуального состояния и направлений будущего развития.

Так как оба родителя в воспитании существенно дополняют друг друга.

Влияние супружеских взаимоотношений на воспитание детей...

ребенок, семья, ситуация, родитель, супруг, отношение, друг, взаимоотношение, психологический микроклимат, психическое напряжение.

Влияние детско-родительских отношений на становление...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, отношение, родитель, семья, семейное воспитание, тип личности, внимание, личность

Взаимосвязь детско-родительских отношений и формирования личности ребенка старшего дошкольного возраста.

Особенности психического развития детей в неполных семьях

«Детско-родительские отношения в неполной семье как предмет переживания ребенка-дошкольника», С.В Авакова.

Если родители постоянно выясняют отношения в присутствии детей, унижая друг друга, ребенок чувствует себя брошенным, несчастным...

Взаимоотношение родителей и детей в семье...

Статья посвящена проблеме взаимоотношений между родителями и детьми. Авторами рассматриваются основные философские и психологические подходы к вопросу отношений ребенка и родителей в семье...

Взаимосвязь детско-родительских отношений и формирования...

Взаимосвязь детско-родительских отношений и формирования личности ребенка старшего дошкольного возраста.

Особенная роль в формировании личности ребенка обычно отводится фактору взаимодействия родителей с детьми.

Взаимоотношения между родителями и детьми в семье

ребенок, родитель, взаимоотношение родителей, семья, отношение родителей, отношение, интерес детей, жизнь ребенка, жизненный опыт, член семьи.

Интерактивное взаимодействие с дошкольниками в триаде...

Социализация детей дошкольного возраста — процесс длительный и многоплановый.

И хотя в ДОО детей в возрасте до года сейчас нет, но есть родители, которые приводят своих старших детей в ДОО, имея младенцев в семье.

Проблемы взаимоотношений младшего и старшего ребенка...

Мы рассматривали отношения родителей к детям и детей к родителям в семье.

Предметом исследования является взаимоотношение младшего и старшего ребенка в семье, как на нем отразилось, если он старший или каким он стал, если он младший.

Особенности детско-родительских взаимоотношений...

Связь «родитель-ребенок» имеет важное значение для понимания сложившейся структуры семьи, ее актуального состояния и направлений будущего развития.

Так как оба родителя в воспитании существенно дополняют друг друга.

Влияние супружеских взаимоотношений на воспитание детей...

ребенок, семья, ситуация, родитель, супруг, отношение, друг, взаимоотношение, психологический микроклимат, психическое напряжение.

Влияние детско-родительских отношений на становление...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, отношение, родитель, семья, семейное воспитание, тип личности, внимание, личность

Взаимосвязь детско-родительских отношений и формирования личности ребенка старшего дошкольного возраста.

Особенности психического развития детей в неполных семьях

«Детско-родительские отношения в неполной семье как предмет переживания ребенка-дошкольника», С.В Авакова.

Если родители постоянно выясняют отношения в присутствии детей, унижая друг друга, ребенок чувствует себя брошенным, несчастным...

Взаимоотношение родителей и детей в семье...

Статья посвящена проблеме взаимоотношений между родителями и детьми. Авторами рассматриваются основные философские и психологические подходы к вопросу отношений ребенка и родителей в семье...

Взаимосвязь детско-родительских отношений и формирования...

Взаимосвязь детско-родительских отношений и формирования личности ребенка старшего дошкольного возраста.

Особенная роль в формировании личности ребенка обычно отводится фактору взаимодействия родителей с детьми.

Взаимоотношения между родителями и детьми в семье

ребенок, родитель, взаимоотношение родителей, семья, отношение родителей, отношение, интерес детей, жизнь ребенка, жизненный опыт, член семьи.

Интерактивное взаимодействие с дошкольниками в триаде...

Социализация детей дошкольного возраста — процесс длительный и многоплановый.

И хотя в ДОО детей в возрасте до года сейчас нет, но есть родители, которые приводят своих старших детей в ДОО, имея младенцев в семье.

Задать вопрос