Авторы: Беганцова Ирина Серафимовна, Гусева Олеся Ивановна

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №21 (80) декабрь-2 2014 г.

Дата публикации: 25.11.2014

Статья просмотрена: 500 раз

Библиографическое описание:

Беганцова И. С., Гусева О. И. Влияние социального статуса подростков на установление межличностных отношений в процессе досуговой деятельности // Молодой ученый. — 2014. — №21.1. — С. 69-71.

В статье исследуется проблема влияния социального статуса подростков на установление межличностных отношений между ними в процессе досуговой деятельности. Экспериментальным путем доказывается, что социальный статус подростков имеет доминирующее значение в установлении межличностных отношений в группе танцевального коллектива Дома Культуры.

Ключевые слова: социальная среда; группа; межличностные отношения; социометрия; социометрический статус члена группы.

Abstract. This article is devoted to the problem of the influence of social status of a grown-up on establishing interpersonal relationship during the process of leisure activity. According to the results of experiments the social status of a grown-up has the dominant value in establishing the interpersonal relationship in a dancing group of the Palace of Culture. 

Keywords: social environment, group, interpersonal relationship, sociometry, sociometric status of a group member.

 

Становление личности индивида не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором он живет, от системы отношений, в которые он включается. Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как индивидуальные качества личности – ее эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. Именно активность личности, ее поступки являются важнейшим звеном в системе межличностных отношений [1].

Отрочество – период, когда потребность в общении со сверстниками становится одной из центральных потребностей подростка. И хотя желание общаться со сверстниками, стремление иметь друзей отмечались и в более раннем возрасте, сейчас эта потребность приобретает новое качество – и по содержанию, и по формам выражения, и по роли, которую она начинает играть во внутренней жизни подростка – в его переживаниях, мыслях. Соответственно усиливается значение общения со сверстниками для психического развития подростка [4].

Вступая в межличностные отношения самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях – в детском саду, в классе, в дружеском кругу, в различных формальных и неформальных объединениях, в процессе досуговой деятельности индивид проявляет себя как уникальная личность [6].

Ещё Л. С. Выготский говорил, что любая группа на каждой возрастной ступени характеризуется своей особой ситуацией развития [3]. Ее анализ позволяет раскрыть содержание межличностных отношений в детских группах. Данный вопрос изучали Э. Мэйо, К. Левин, Р. Бернс и другие исследователи. В последнее время с притоком новых социальных взглядов, когда многое меняется и отжившее умирает, необходимо находить новые цели, новые способы деятельности, которые давали бы больше, позволяли бы более продуктивно работать в новой сложившейся ситуации [2, 5]. Именно поэтому данная тема весьма актуальна. Актуальность подчеркивается необходимостью изучения мотивов эмоционального выбора в межличностных отношениях подростков, что в свою очередь выражается необходимостью изменений в воспитательной работе школы и досуговых учреждений в связи с появлением новых воспитательных технологий.

В данной публикации представлены результаты исследования, проведенного с целью изучения влияния социального статуса подростков на установление межличностных отношений в группе танцевального коллектива Дома Культуры.

В работе решаются следующие задачи:

1.                 Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме изменения социальной структуры малой социальной группы и выявить особенности социального статуса подростка в группе танцевального коллектива Дома Культуры.

2.                 Изучить особенности социального статуса подростка в группе танцевального коллектива Дома Культуры.

Экспериментальной базой исследования является: Арзамасский городской Дом культуры. В исследовании принимали участие дети, обучающиеся в средней группе танцевального коллектива «Виктория» в количестве 30 человек в возрасте 14-15 лет. В состав средней группы танцевального коллектива «Виктория» входят 19 девочек и 11 мальчиков.

Основным методом сбора фактических данных выступил метод тестирования. Была апробирована методика оценки межличностных отношений (Т. Лири); социометрия
(Д. Морено), Q-сортировка (В. Стефансон).

Остановимся подробнее на результатах тестирования детей по методике «Оценка межличностных взаимоотношений» Т. Лири, обучающихся в средней группе танцевального коллектива «Виктория».

Небольшое количество обучающихся – 4 человека (20%) обладают альтруистическим или ответственно-великодушным типом отношения к окружающим. Они мягкосердечны, сверхобязательны, присутствует гиперсоциальность установок, подчеркнутый альтруизм. Ответственные по отношению к людям, деликатные, мягкие, добрые, бескорыстные, отзывчивые.

Вариант прямолинейный, агрессивный имеют 3 человека (15%). Им свойственно чрезмерное упорство, недружелюбие, несдержанность и вспыльчивость. Искренность, непосредственность, прямолинейность, настойчивость в достижении цели. Также 3 человека (15%) из группы имеют зависимый, послушный тип отношений с одноклассниками. В их характерах можно выделить такие черты как сверхконформизм, полная зависимость от мнения окружающих. Ярко выражена потребность в помощи и доверии со стороны окружающих, в их признании. Ещё 3 ребенка в группе (15%) имеют сотрудничающий, конвенциональный тип отношений. Они дружелюбны и любезны со всеми; стремятся «быть хорошими» для всех без учета ситуации.

Авторитарным типом отношения к окружающим обладают 2 человека (10%). У них явный дидактический стиль высказываний, черты деспотизма, потребность командовать другими. Они нетерпимы к критике, переоценивают собственные возможности.

Вариант независимо-доминирующий у 2 человек (10%) из группы. У них прослеживается тенденция иметь особое мнение, отличное от мнения большинства, занимать обособленную позицию в группе. Стиль межличностных отношений от уверенного, независимого, склонного к соперничеству, до самодовольного, с выраженным чувством собственного превосходства над окружающими. Эти ребята имеют независимо-доминирующий тип отношений со сверстниками в группе. Ещё у двух ребят тип отношений недоверчивый, скептический. Они крайне обидчивы и недоверчивы. К окружающим они относятся с выраженной склонностью к критицизму, с недовольством и подозрительностью.

Выяснилось, что лишь у одной девочки (5%) тип отношений покорно-застенчивый. Ей присуща полная покорность, повышенное чувство вины, самоунижение.

Своеобразным диктатором в классе является отрицательный лидер. Он нетерпим к критике и склонен себя переоценивать. В классе не оказалось ребят без доминант в поведении. Все ученики имеют какой-либо определённый тип отношений к окружающим.

Обобщая результаты анкетирования можно сделать вывод о том, что подростки находятся на полюсах – в крайних положениях – есть либо «главные» либо «подчиняемые». Много ребят молчаливых, неуверенных в себе и своих поступках, они находятся под влиянием лидеров группы.

Остановимся на результатах тестирования детей по методике «Социометрия» Дж. Морено, обучающихся в средней группе танцевального коллектива «Виктория».

С помощью социометрии мы выявили количественную меру предпочтения, безразличия или неприятия, которую обнаруживают члены группы в процессе межличностного взаимодействия. Было изучено состояние эмоционально-психологических отношений в группе танцевального коллектива и положении в нём каждого подростка. Статусные категории каждого ребенка распределились следующим образом: «Звёзды»: (15%); «Предпочитаемые»: (15%); «Принятые»: (20%); «Непринятые»: (25%); «Отвергнутые»: (25%). Уровень благополучия взаимоотношений (УБВ). Если большинство детей группы оказывается в благоприятных (первой, второй и третьей) статусных категориях, УБВ определяется как высокий, при одинаковом соотношении как средний, при преобладании детей с неблагоприятным статусом - как низкий. В исследуемой группе УБВ можно определить как средний, т.к. в классе одинаковое число детей как с благоприятным, так и неблагоприятным статусом. Рассчитывая Индекс изолированности, можно сделать вывод о том, что группу можно считать благоприятной, если в ней нет изолированных, или их число достигает 5-6%, менее благополучной, если 15-25%. Данную группу можно охарактеризовать как не очень благополучную, число изолированных подростков достигает 25%, что достаточно много.

Эти данные позволяют сделать вывод о том, что средняя группа танцевального коллектива «Виктория» недостаточно дружен, сплочен, в нем существуют устойчивые микрогруппы и много отверженных подростков. На первый взгляд группа кажется достаточно благополучной, но при более глубоком анализе обнаруживаются большие проблемы. Все показатели оказались достаточно низкими, много в коллективе низкостатусных детей. Кроме того, в группе есть отрицательный лидер и положительный. Это говорит о том, что группа «разрывается» изнутри, подростки еще не совсем определились в своем поведении. В целом группа очень неоднородная и сложная.

Результаты исследования социального статуса подростка по методике «Q-сортировка» В. Стефансона выглядят следующим образом:

У 6 человек (30%) – диагностика не выявила ярко выраженных тенденций. У этих ребят показатели средние.

Тенденцию к общительности имеют 5 человек – 25% ребята легко идут на контакт, стремятся образовать эмоциональные связи, как в своей группе, так и за ее пределами. Они разговорчивы, но несколько болтливы, несдержанны.

Тенденция к необщительности ярко выражена у 3 человек – 15% – подростки закрыты, молчаливы, на контакт идут неохотно.

Тенденция к зависимости заметна у 10%  – ребята несамостоятельны, склонны идти на поводу у других, неспособны принимать решения, всегда прячутся за спины других ребят. Наоборот, тенденция к независимости прослеживается у 10%  – они всегда имеют своё личное мнение, но не спорят и скандалят, а делают так, как считают нужным.

Тенденцию к принятию борьбы можно наблюдать у 10%. Ребята активно стремятся участвовать в групповой жизни, добиваться более высокого статуса в системе межличностных взаимоотношений. Любят спорить и протестовать.

Таким образом, в результате диагностического исследования было выявлено, что средняя группа танцевального коллектива недостаточно сплочена, имеют место конфликты.

В результате анализа данных исследования был сделан вывод о том, что социальный статус подростков средней группы танцевального коллектива «Виктория» находится на недостаточно высоком уровне и необходима помощь педагога-психолога в его оптимизации. Для оказания помощи подросткам в оптимизации социального статуса была составлена программа работы педагога-психолога.

Таким образом, сопоставив все данные, проанализировав все результаты исследования, мы можем утверждать, что особенности социального статуса подростка имеет доминирующее значение в установлении межличностных отношений в группе танцевального коллектива Дома Культуры.

Социометрическая структура малой группы представляет собой совокупность соподчиненных позиций членов группы в системе межличностных отношений. В целом, социометрическая структура определяется анализом важнейших социометрических характеристик группы: социометрического статуса ее членов, взаимности эмоциональных предпочтений, наличия устойчивых групп межличностного предпочтения, характера отвержений.

Таким образом, в средней группе танцевального коллектива «Виктория» необходима целенаправленная работа педагога-психолога по изменению социометрического статуса ряда ее участников и реализации целенаправленной программы работы педагога-психолога в данном направлении.

 

Литература:

1.                  Божович Л. И. Развитие личности ребенка. – М.: Просвещение, 1987. – 301 с.

2.                  Бойко В. В. Социально-психологический климат коллектива и личность. – М.: Мысль, 2001. – 206 с.

3.                  Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – М: Педагогика, 1990. – 330 с.

4.                  Краковский А. П. О подростках. – М.: Педагогика, 1999. – 272 с.

5.                  Столяренко Л. Д. Педагогическая психология. – Р-н-Д.: МарТ, 2001. – 421с.

6.                  Крысько В. Г. Социальная психология. – М.: Омега-Л, 2008. – 352 с.

Основные термины (генерируются автоматически): танцевального коллектива, межличностных отношений, группе танцевального коллектива, танцевального коллектива Дома, социального статуса, средней группе танцевального, тип отношений, коллектива Дома Культуры, установление межличностных отношений, установлении межличностных отношений, социального статуса подростка, социального статуса подростков, системе межличностных отношений, группы танцевального коллектива, группа танцевального коллектива, процессе досуговой деятельности, средней группы танцевального, Природа межличностных отношений, средняя группа танцевального, влияния социального статуса.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос