Авторы: Алексанян Елена Сасуновна, Щелина Светлана Олеговна

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №21 (80) декабрь-2 2014 г.

Дата публикации: 25.11.2014

Статья просмотрена: 147 раз

Библиографическое описание:

Алексанян Е. С., Щелина С. О. Проблема подготовки будущих педагогов-психологов к развитию учебной мотивации у младших школьников // Молодой ученый. — 2014. — №21.1. — С. 66-68.

В статье обсуждается проблема подготовки будущих педагогов-психологов к формированию учебной мотивации младших школьников. На основе результатов экспериментального исследования особенностей учебной мотивации младших школьников авторами представлена соответствующая программа производственной практики.

Ключевые слова: учебная мотивация, младшие школьники, производственная практика, педагог-психолог.

 

Abstract. The article discusses the problem of training future educational psychologists to form educational motivation of younger students. The authors presented a program of practical training based on the results of experimental investigation of features of educational motivation of younger students.

Keywords: learning motivation, younger students, practical training, educational psychologist.

Одной из важных проблем в сфере современного образования является психолого-педагогическое обеспечение развития учебной мотивации младших школьников. Работа по развитию учебной мотивации требует от педагога-психолога владения определенными знаниями, навыками и техниками преодоления трудностей, с которыми он может встретиться во взаимодействии не только с учениками, но и с их родителями и учителями-предметниками. Студенты нуждаются в специальной подготовке для профессионального решения проблемы учебной мотивации (вплоть до того, с каких слов начинать диалог с родителями, детьми, учителями). При индивидуальном изучении материала в вузах многие студенты не акцентируют внимание на такие «мелочи», от которых, возможно, зависит залог успеха в достижении поставленных задач.

Проблема мотивации представляет собой одно из важнейших направлений исследований отечественных и зарубежных психологов. Особое место она занимает в отечественной педагогической психологии и школьной педагогике в связи с выявленными значимыми изменениями в психологии современного детства и ситуации развития школьного образования в России (ФГОС ДО, ФГОС ООО, «Наша «новая школа»») [2]. В этом смысле приобретают особую актуальность исследования содержания учебной мотивации младших школьников, количественная и качественная характеристика мотивов учения, а также факторов и условий их развития и коррекции. Среди условий, обеспечивающих формирование продуктивных мотивов учения и в целом учебной мотивации, исследователи выделяют:

– усвоение научных понятий, раскрытие условий их происхождения, формирование специфической учебной деятельности (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.К. Маркова, Д.Б. Эльконин),

– создание противоречий между известным и неизвестным (Н.Г. Морозова), положение ученика в системе межличностных отношений (Е.И. Киричук, В.Ф. Моргун),

– организация коллективной деятельности (С.Е. Злочевский, Л.К. Золотых, Т.А. Матис и др.),

– использование системы поощрений и порицаний (Б. Г. Ананьев, И. Лингарт, А. И. Липкина и др.),

– показ значимости знаний (Н.Ф. Добрынин), создание перспектив (А.И. Епифанцева, А.Б. Орлов) и т. п.

Знание и компетентное использований выделенных условий может стать основой в разработке программ подготовки будущих педагогов-психологов к коррекции уровня учебной мотивации младших школьников.

Изучение уровня школьной мотивации с помощью «Опросника школьной мотивации» Ратанова Т.А., Шляхты Н.Ф.; «Методики исследования мотивации учения младших школьников» Гинзбург М.Р.; проективного теста «Я в школе» Овчаровой. Р.В. [1] свидетельствует о том, что для 30% учащихся характерен средний уровень учебной мотивации, у 23% учащихся уровень мотивации снижен, мотивация 15% учащихся – низкая. Чем привлекают полученные результаты педагога-психолога? Средне мотивированные дети – это основной состав учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью, однако возможные факторы риска снижения учебной мотивации знать необходимо, а значит, – диагностировать, осуществлять профилактику.

Дети со сниженной мотивацией находятся в особой зоне риска, поскольку их достаточно благополучное ощущение себя в школе попадает под угрозу, когда имеющийся запас знаний и опыт общения с друзьями, с учителем перестают отвечать новым требованиям к роли и деятельности успешного ученика. Работа педагога-психолога именно с этими детьми становится особенно важной в плане профилактики школьной дезадаптации и ранних форм девиантного поведения, что не позволит учащимся успешно пережить кризис перехода на многопредметное обучение.

Особое внимание – школьникам с низким уровнем учебной мотивации, испытывающим серьезные затруднения в освоении материала начальной школы и неустойчиво адаптирующимся в школе. Такие дети уже изначально, по определению, – «группа риска» по многим факторам – прекращение учебной деятельности, уход из школы и совершение правонарушения, возникновения зависимостей и т.п.

Подробный анализ мотивов показал, что у младших школьников, принимавших участие в исследовании, преимущественно представлен позиционный мотив – 38,46% (10 человек), связанный с различными видами социального взаимодействия школьника с другими людьми. По 15,38% (4 человека) набрали оценочный мотив (недостаточно развитые познавательные и социальные мотивы опасны нежелательными способами достижения относительных успехов в учебе –  списывание, обман, несамостоятельность выполнения заданий, неумение оценить их правильность) и игровой мотив, отрицательно сказывающийся на успешности усвоения учебного материала и формирования учебной деятельности. У 11,54% (3 человека) мотивация учения не сформирована; социальный мотив не был выявлен.

Полученные данные и их анализ настоятельно диктуют необходимость дополнительной подготовки специалистов психолого-педагогической сферы к профессиональному обеспечению развития мотивации учения у детей в начальной школе как самостоятельном этапе и этапе подготовки к основной школе, многопредметному обучению. В этом плане отметим, что проблема профессиональной подготовки будущих педагогов-психологов достаточно основательно разрабатывается в русле:

– теории деятельности (Ю.М. Забродин, Г.М. Зараковский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Г.В. Телятников, В.Д. Шадриков, А.Ф. Шикун и др.),

– теории профессионального становления (Е.А. Климов, И.С. Кон, А.К.Маркова и др.),

– психологической теории личности (А.Г. Асмолов, В.С. Мерлин, К.К.Платонов и др.).

Однако происходящие в системе образования в целом и в высшем образовании в частности отражают некий кризис поиска эффективных, продуктивных стратегий и технологий подготовки специалистов названной сферы с учетом особенностей психологических характеристик их самих, мотивов освоения выбранной профессии, отношения к перспективам самореализации в ней.

Исходя из полученных выше данных о том, что современные ученики младших классов нуждаются в планомерной работе по формированию у них учебной мотивации, будущему педагогу-психологу следует использовать как познавательные умения и навыки, так и практические, закрепляя все полученные знания опытом. Это означает, что для решения одной проблемы – низкая учебная мотивация у детей младшего школьного возраста, следует решить другую проблему – проблему подготовки будущих педагогов психологов к развитию учебной мотивации младших школьников.

В качестве пробного варианта решения сформулированной проблемы была разработана программа подготовки студентов «педагогов-психологов», проходящих практику в общеобразовательных учреждениях непосредственно в младших классах.

Первый этап программы включал подготовительную работу, направленную на выявление студентов, стремящихся усовершенствовать свои знания и умения в психолого-педагогической работе с детьми начальной школы. Во время организационных собраний по подготовке к практике, выбору и распределению на курсы по выбору и др. со студентами проводились беседы, в ходе которых раскрывалась значимость формирования и развития учебной мотивации младших школьников для успешного проживания данного возрастного этапа, необходимость соответствующей психолого-педагогической помощи родителям и педагогам.

На втором этапе сформированная группа студентов дополнительно актуализировала под руководством методиста необходимые знания и компетенции для формирования и развития учебной мотивации учащихся современной начальной школы, а также для консультаций педагогов и родителей по вопросам психологии младшего школьника, мотивации учения в этом возрасте, причин и форм нарушений мотивационной сферы учащихся.

На третьем этапе программы подготовки студентам предлагалось определиться с выбором той школы, в которой они будут проходить практику. Это предполагало дополнительное закрепление уверенности в своей компетентности, умении себя преподнести руководству и специалистам, обозначая ту проблему и то направление деятельности, которое интересно студенту, и которое может быть полезным для школы.

Четвертый этап связан непосредственно с работой в школе и постоянной рефлексией процесса и результатов практики с позиций поставленных целей и задач – дополнительное освоение компетенций профессионального решения проблемы развития мотивации учения современных младших школьников. Этап завершался подготовкой к общей рефлексии на итоговой конференции.

Пятый этап предполагал подведение итогов в ходе осмысления результатов, сложностей, освоенных технологий, приобретенного опыта взаимодействия и профессионального решения проблем. Итогом стала памятка практиканту, заинтересовавшемуся данным направлением работы на практике.

Таким образом, представленные в статье выводы и предложения могут стать основой для совершенствования разработанных программ практики в условиях реализации уровневого психолого-педагогического образования. Дальнейшая экспериментальная проверка сформулированных идей и предложений позволит определить адекватность выбранного пути и скорректировать способы их реализации.

 

Литература:

1.                  Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе.  –  М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 240 с.

2.                  Фельдштейн Д.И. Современное Детство: проблемы и пути их решения // Вестник практической психологии образования. – 2009. – №2. – С.28-32.

Основные термины (генерируются автоматически): учебной мотивации, учебной мотивации младших, мотивации младших школьников, развитию учебной мотивации, подготовки будущих педагогов-психологов, развития учебной мотивации, мотивации учения, развития мотивации учения, учебной деятельности, формированию учебной мотивации, особенностей учебной мотивации, проблемы учебной мотивации, учебной мотивации знать, целом учебной мотивации, содержания учебной мотивации, учебной мотивации учащихся, уровня учебной мотивации, уровень учебной мотивации, уровнем учебной мотивации, мотивации учения младших.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос