Авторы: Акутина Светлана Петровна, Хрустова Екатерина Сергеевна

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №21 (80) декабрь-2 2014 г.

Дата публикации: 25.11.2014

Статья просмотрена: 304 раза

Библиографическое описание:

Акутина С. П., Хрустова Е. С. Интернет-зависимость как социальный стереотип аддиктивного поведения современной молодежи // Молодой ученый. — 2014. — №21.1. — С. 63-66.

В статье рассматривается понятие «социальный стереотип поведения». Анализируются факторы Интернет-зависимости молодежи, как одной из форм стереотипного поведения. Экспериментальным путем доказано, что Интернет-зависимость может привести к аддиктивному поведению.

Abstract. The article considers the concept of «social stereotype of behavior». The factors of Internet addiction of young people as a form of stereotyped behavior are analyzed. By means of an experiment, it is proved that Internet addiction can lead to addictive behavior.

Keywords: stereotype, youth, addictive behavior, Internet addiction.

 

В настоящее время, наше общество переживает кризис общественной системы, который перерождает его в новый социокультурный атрибут. Но структурное преобразование убеждений и интересов различных социальных групп и поколений чревато, не только разрушением, но и подъемом во всех сферах жизни общества. Когда общество начинает обновляться благодаря развитию социальных отношений, все социально-нравственные ценности обращаются в духовный источник и механизм общественной интеграции.

В связи с этим появляется потребность в углубленном и многогранном изучении структуры и динамики ценностей молодежи, социальных моделей поведения. Действия, приводящие к утере духовно-нравственного благополучия и здоровья молодежи, возникают в условиях падения идеалов, нарастанию скептических мнений, безразличию ко всему окружающему, то есть условиях кризисного развития общества.

Проблематика социальных стереотипов молодежи рассматривалась в научных трудах А.В. Добровольского, С.Н. Иконниковой, А.Н. Вольского, Н.Д. Вавилиной, С.Б. Виноградова и других. О социальном стереотипе поведения можно сказать, что это устойчивый и ассоциируемый образ массового сознания. Сопричастность какой-либо социальной группы к определенному феномену и является сущностью форм общественного сознания. Религиозно-духовные, политические и идеологические концепции исходят из устоявшихся стереотипов поведения, которые формируют мировоззрение к окружающему. Именно поэтому, в целостной системе поведенческих стереотипов выделяют этнические, гендерные и другие стереотипы. Социальное реформирование в обществе привело к реорганизации жизненных норм, ценностей, нравственных убеждений, поведения различных статусных групп.

Актуальность темы заключается в том, что реализуемые в обществе поведенческие стереотипы, влияют на поведение молодежи, формирование ее нравственных ценностей, убеждений, норм поведения. В настоящее время в науке достаточно много уделяется вниманию к определенным моделям и стереотипам поведения, оказывающим серьезное воздействие на сознание подрастающего поколения. Однако, мы полагаем, что для абсолютного понимания психологических механизмов социальных стереотипов, влияющих на сознание человека, эта тема требует более глубокого анализа и осмысления.

Для того чтобы адекватно рассматривать проблему социальных стереотипов поведения, нужно определить содержание такого понятия как «стереотип». Стереотип – эмоционально-оценочное отношение, где основные связующие элементы, это знание – типовое, установки – эмоциональное [7, с. 5].

С раннего детства, все социальные институты (детский сад, школа, религиозные организации, семья, СМИ) участвуют в формировании стереотипов поведения в сознание человека. Мы поддерживаем точку зрения И.С. Кона, который утверждал, что «стереотипизирование состоит в том, что сложное индивидуальное явление механически подводится под простую формулу или образ, характеризующие класс таких явлений» [3, с. 164]. Что вынуждает человека обращаться к стандартизированным решениям? Ответ на этот вопрос мы находим у У. Липпмана, который раскрывает понятие стереотипного поведения, как «упорядоченные, схематичные, детерминированные культурой «картинки» мира «в голове» человека, которые экономят его усилия при восприятии сложных социальных объектов и защищают его ценности, позиции и права [6]. Отечественный исследователь П.А.Сорокин не выделял в отдельное понятие дифиницию «социальный стереотип», но говорил о нём, что «в каждой группе имеется определенный порядок взаимоотношений… этот официально групповой шаблон поведения представляет как бы «костяк» группы, на котором дальше выводятся другие, более детальные узоры поведения» [8].

Исследования ученых показали, что именно молодежь подвержена различным видам стереотипного поведения. Большие сложности у молодежи вызывает часто неготовность к принятию новообразований в среде и её условиям. Молодые люди прекрасно понимают, что социальными установками происходит навязывание им норм поведения, культурных ценностей, так называемых определенных стереотипов. Именно поэтому, молодежь так критично воспринимает даже уже устоявшуюся культуру и традиции. Социальное отчуждение проявляется чаще всего в апатии, безразличии к политической, социальной жизни общества, занимая позицию «стороннего наблюдателя» [1].

Одной из форм стереотипного поведения является Интернет-зависимость, приводящая к аддиктивному поведению. Безусловно, современное развитие общества предъявляет серьезные требования к образованию личности, отвечающим требованиям информационного общества. Однако в модернизационных условиях приобретает важное значение проблема медиабезопасности подростков и молодежи, при которой отсутствует риск физическому, психическому и нравственному здоровью (Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»). Понятно, что в нашем обществе давно развиты и активно используются компьютерные технологии не только как средство передачи, хранения, обработки информации, но выступающие и как средство развлечения. Для большинства людей Интернет заменяет настоящих друзей, семью, общение с близкими и родными, да и просто традиционный досуг. Таким образом, социальная сеть для детей, подростков и молодежи, встает на первое место для индивидуального развития личности, что впоследствии может пагубно повлиять на развитие общества в целом [3].

Для врачей, специалистов социальной работы, педагогов и психологов, а также родителей самой важной проблемой влияния глобальных Сетей на молодежь, является не столько её существование, сколько работа в неопределенном направлении для предупреждения и разрешения её негативного воздействия и социальных отклонений.

Лабиринт

Осознавая необходимость создания безопасного пользования Интернетом и обеспечения позитивного влияния СМИ, многие исследователи (Н.И. Алтухов, К.Ю. Галкин, А.Ю. Егоров, С.А. Игумнов; А. Голдберг, Р. Дэвис, М. Орзак, М. Шоттон, К. Янг и др.) акцентируют свое внимание именно на отрицательных аспектах массового характера внедрения Интернета в образовательный процесс. Одной из них является развитие Интернет-зависимости обучающихся, как одного из видов отклоняющегося поведения. Это явление получило широкое распространение в подростково-молодежной среде, так как обусловлено психофизиологическими особенностями данного возраста и их социальными характеристиками. В этих условиях чрезвычайно актуализируется поиск эффективных моделей педагогической помощи подросткам и молодежи с подобными стереотипами в поведении.

При изучении проблемы на выявление Интернет-аддикции как социального стереотипа поведения, мы познакомились с научной деятельностью профессора психологии Питсбургского университета Брэтфорда Кимберли-Янг, где инструментом самодиагностирования аномального влечения к Интернету, является «Internet Addiction Test». Поскольку Интернет-аддикция, как одна из форм поведенческой и эмоциональной зависимости (пристрастия), является нехимической зависимостью, в ней можно выделить три главных характеристики:

– Увеличение порции времени, проведённой в интернете.

– Реорганизация жизни, где интернет-активность заменяет одну из форм реальной среды.

– Синдром отмены (осложнение эмоционального состояния вне интернет-активности) [4].

Экспериментальное исследование «Internet Addiction Test» проводилось нами с 20-ю учащимися МБОУ СОШ №7 г. Арзамаса. Возраст испытуемых – 12-14 лет.

Тест состоит из стимульного материала и интерпретации, включающих в себя 20 вопросов с наиболее подходящими вариантами ответа:

–                    1 балл – никогда;

–                    2 балл – изредка;

–                    3 балл – временами;

–                    4 балл – часто;

–                    5 балл – постоянно.

Испытуемым необходимо было ответить на следующие вопросы:

Лабиринт

1. Часто ли Вы замечаете, что проводите в интернете больше времени, чем намеревались?

2. Часто ли Вы игнорируете домашние дела, чтобы провести больше времени в сети?

3. Часто ли Вы предпочитаете разговор он-лайн личной встречи?

4. Часто ли Вы заводите новые знакомства с пользователями Интернета?

5. Часто ли окружающие интересуются количеством времени, которое Вы проводите в сети?

6. Часто ли страдает ваша учёба или работа вследствие длительного пребывания в сети?

7. Часто ли Вы проверяете электронную почту, прежде чем сделать что-либо другое, более необходимое?

8. Часто ли страдает ваша производительность труда из-за увлечения Интернетом?

9. Часто ли Вы занимаете оборонительную позицию и скрытничаете, когда Вас спрашивают, чем Вы занимаетесь в сети?

10. Часто ли Вы отгоняете беспокоящие мысли о вашей реальной жизни утешительными мыслями об Интернете?

11. Часто ли Вы предвкушаете, что скоро вновь окажетесь в Интернете?

12. Часто ли Вы ощущаете, что жизнь без Интернета скучна, пуста и безрадостна?

13. Часто ли Вы злитесь, ругаетесь, раздражаетесь или иным образом выражаете свою досаду, когда кто-то пытается отвлечь Вас от пребывания в Сети?

Лабиринт

14. Часто ли Вы пренебрегаете сном, засиживаясь в Интернете допоздна или ночью?

15. Часто ли Вы думаете, чем займётесь в Интернете, будучи офф-лайн, или фантазируете о пребывании он-лайн?

16. Часто ли Вы говорите себе: «Ещё минутку, ещё немного», находясь он-лайн?

17. Часто ли терпите поражение в попытках сократить время, проводимое в сети?

18. Часто ли пытаетесь скрыть количество времени, проводимого Вами в Сети?

19. Часто ли Вы выбираете провести время в Интернете вместо того, чтобы выбраться куда-нибудь с друзьями?

20. Часто ли Вы испытываете депрессию, подавленность или нервозность, будучи вне Сети, и отмечаете, что это состояние проходит, как только Вы оказываетесь он-лайн? [5]

Результаты ответов оценивались нами по 100 балльной системе оценок.

20–49 баллов – обычный пользователь Интернета.

50–79 баллов – есть некоторые проблемы, связанные с чрезмерным увлечением Интернетом.

80–100 баллов - Интернет-зависимость [4].

Далее, по каждому респонденту, производился подсчет баллов, путем их суммирования. Затем нами высчитывались средние результаты по проведенной методике.

По итогам анализа, мы получили следующие результаты: 32% подростков относятся к группе обычных пользователей Интернета, 68% подростков имеют вероятность интернет-аддикции, что может привести к патологической зависимости. И здесь, уже будет необходима потребность в консультации психолога и разработке коррекционной программы для устранения данного отклонения.

Лабиринт

Из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что те модели поведения, которые существуют в данный момент у современной молодежи, обусловлены влиянием непосредственно самим обществом. Поэтому, социальные стереотипы стали неотъемлемой частью культуры нашей страны, частью нашего сознания. А такие стереотипы поведения, как Интернет-зависимость могут привести к проявлениям аддикций.

 

Литература:

1.                  Янг К. Диагноз – интернет-зависимость [Электронный ресурс]: URL: http://psylab.info/ Тест_Кимберли-Янг_на_интернет-зависимость (дата обращения: 12.11.2014).

2.                  Карпухин О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения // СОЦИС. – 2000. – № 3. – С. 124-128.

3.                  Кон И. С. Социология молодежи // Краткий словарь по социологии. – М.: Политиздат, 1988. – 479 с.

4.                  Кузнецова А.В. Когнитивные способности интернет-активных школьников 14-16 лет: автореф. дисс. … канд. псих. наук. – Москва, 2011. – 23 с.

5.                  Липпман У. Общественное мнение /пер. с англ. Т. В. Барчунова, под ред. К. А. Левинсон, К. В. Петренко. – М.: Институт Фонда «Общественное мнение». –  2004. – 68 с.

6.                  Психология общения. Энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.А. Бодалева. – М. Изд-во «Когито-Центр», 2011. – 600 с.

7.                  Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992. – 543 с.

8.                  Юрьева Л.Н., Больбот Т.Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика: монография. — Днепропетровск: Пороги, 2006. – 196 с.

Основные термины (генерируются автоматически): стереотипного поведения, стереотипов поведения, форм стереотипного поведения, социальных стереотипов, Internet addiction, норм поведения, социальных стереотипов поведения, «internet addiction test», поведения современной молодежи, формировании стереотипов поведения, понятие стереотипного поведения, социальных стереотипов молодежи, социальных моделей поведения, видам стереотипного поведения, социальном стереотипе поведения, стереотипы поведения, поведения различных статусных, Internet addiction of, групповой шаблон поведения, стереотипам поведения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос