Основные нарушения прав детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №20 (79) декабрь-1 2014 г.

Дата публикации: 05.12.2014

Статья просмотрена: 3644 раза

Библиографическое описание:

Винокурова, А. В. Основные нарушения прав детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации / А. В. Винокурова, Н. Н. Голик. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 20 (79). — С. 535-537. — URL: https://moluch.ru/archive/79/14063/ (дата обращения: 29.03.2024).

В работе рассмотрены основные проблемы, связанные с нарушением прав детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации. При этом особое внимание уделено вопросам, характеризующим нарушения в сфере реализации конституционных прав на здоровье, на жизнь, на воспитание в семье, на получение образования. Приведены статистические данные и проанализированы причины сложившейся ситуации.

Ключевые слова:нарушения прав, дети, инвалиды, ограниченные возможности, инвалидность, соблюдение прав, социальная защита, социальная работа.

 

Уровень развития общества и его состояние неразрывно связаны с политикой в отношении детей, ведь для защиты их прав необходимы специфические механизмы. Особо в этом нуждаются представители одной из самых социально не защищенных групп населения — дети с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время в Российской Федерации в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья система государственных мер не соответствует в полной мере необходимой политике, принятой в Конвенции ООН о правах ребенка. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» закрепляет за детьми с ограниченными возможностями право на социальную защиту, т. е. на систему экономических и правовых мер, гарантированную государством, а также на меры социальной поддержки, которые обеспечивают детям с ограниченными возможностями здоровья условия для преодоления и замещения ограничений их жизнедеятельности. Основной целью всех этих мер является создание детям с ограниченными возможностями равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Помимо основных, гарантированных российским законодательством, прав, которые являются общими для всех детей (право на жизнь, на получение бесплатной медицинской помощи, на воспитание в семейном окружении, на образование, право не подвергаться жестокому обращению), дети-инвалиды имеют права на санаторно-курортное лечение, реабилитацию, на обеспечение специальными средствами передвижения, на безбарьерный доступ к жилым зданиям, учреждениям образования и здравоохранения, спортивным сооружениям, местам отдыха и учреждениям культуры. Дети с ограниченными возможностями имеют и многие другие права, гарантированные Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией и прочими законодательными актами Российской Федерации.

Тем не менее, особую озабоченность вызывают нарушения конституционных прав детей с ограниченными возможностями здоровья. Проблема соблюдения прав детей с ограниченными возможностями в Российской Федерации неоднократно рассматривалась в Заключительных замечаниях Комитета ООН по правам ребенка; в сведениях по результатам рассмотрения Первого (1993 год), Второго (1999 год) и Третьего (2005 год) периодических докладов Российской Федерации о выполнении Конвенции о правах ребенка; в ежегодных государственных докладах «О положении детей в Российской Федерации»; в докладе Генеральной прокуратуры Президенту Российской Федерации «Об исполнении законодательства по социальной защите детей-инвалидов» (2002 год); в обращениях Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, а также в представлении заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Министру здравоохранения и социального развития Российской Федерации (2006 год) [1, с.7].

Также удручающей выглядит тенденция, связанная с тем, что на протяжении последних лет, основные проблемы в сфере реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации, даже несмотря на их общественную огласку, тем не менее, не решены до настоящего времени. Среди основных причин сложившейся ситуации следует отметить традиционный приоритет государственной поддержки направления в интернаты детей с нарушениями развития по сравнению с мерами по поддержке семьи, когда предпочтение отдается семье, в которой появился ребенок с ограниченной возможностью здоровья, а лишь потом — приемной или опекунской. Также необходимо указать такую немаловажную причину как неисполнение государственными органами норм действующего законодательства в части реабилитации и образования детей с ограниченными возможностями. Среди причин ситуации ухудшения положения детей с ограниченными возможностями здоровья можно назвать и непроработанность механизмов реализации законов, которые регламентируют эту сферу, а также лишение возможности обращения в негосударственные организации, которые могут как дополнять государственную систему помощи детям с ограниченными возможностями, так и порой заменять ее.

Собственно говоря, необходимо отметить, что, несмотря на имеющуюся законодательную базу в отношении детей с ограниченными возможностями, список нарушений их прав на данный момент достаточно значителен. О нарушении конституционного права детей с ограниченными возможностями здоровья на жизнь и право воспитываться в семье свидетельствуют следующие данные государственной статистики: число стационарных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья на 2013 год составило 1155 учреждений, в которых находится на постоянном проживании 137,6 тыс. детей [2]. Общее число детей с ограниченными возможностями здоровья в 2013 году составило 580 тыс. [3], другими словами, около 23 % детей-инвалидов лишены семейной среды, воспитываются вне семей. При этом необходимо сделать особый упор на саму долю постоянно проживающих в учреждениях интернатного типа детей с ограниченными возможностями, которые имеют отклонения в психическом развитии. Их доля достигает 30 %, и в последние годы имеет тенденцию к увеличению. Основная причина наблюдаемого положения дел — сложные социально-экономические условия, в которые поставлены многие семьи с детьми с ограниченными возможностями.

Также одна из основополагающих причин данной ситуации, когда дети с ограниченными возможностями здоровья воспитываются и проживают на постоянных условиях в учреждениях интернатного типа, — государственная политика в отношении детей с выраженными аномалиями развития. Она, как правило, стоится на изъятии их из общества, определения и содержания в закрытых стационарных учреждениях. Такая политика является приоритетной на данный момент, когда государство субсидирует и поддерживает систему интернатных заведений в большей мере, чем оказывает поддержку семьям или другим семейным формам устройства детей с ограниченными возможностями здоровья. Для сравнения необходимо привести статистические данные. Средняя стоимость содержания ребенка в интернате составляет порядка 14 тыс. рублей в месяц, тогда как пособие на ребенка, проживающего в семье — 1596 рублей, что в 8 раз меньше [4]. Фактически, если взять ежемесячное пособие на ребенка, проживающего в семье, то доля прожиточного минимума ребенка, которая покрывается этим пособием, составляет на данный момент не более 3 %.

Помимо этого, некоторым категориям детей с ограниченными возможностями здоровья, например, с расстройствами нервной системы и психики, с множественными врожденными нарушениями, отказывают в приеме в детские дошкольные учреждения, в специальные (коррекционные) образовательные учреждения, а также не предоставляют услуги в центрах и отделениях социального обслуживания. Несмотря на то, что за последние годы количество таких центров по России резко возросло, их количество все еще недостаточно, они призваны оказывать услуги детям с ограниченными возможностями здоровья, по реабилитации и адаптации. Но нормативные документы, регламентирующие работу данных центров, в большей степени, направлены на помощь детям с минимальными нарушениями, а дети с более тяжелыми формами инвалидности чаще сталкиваются с отказом в предоставлении услуг по реабилитации и адаптации.

Таким образом, родители детей с ограниченными возможностями сталкиваются с невозможность получить для своих детей коррекционно-педагогические услуги. В результате обращения в психолого-медико-педагогические комиссии, они, как правило, получают рекомендации передать ребенка в учреждения интернатного типа, на попечение государства. Хотя право каждого ребенка жить и воспитываться в семье закреплено в статье 54 Семейного кодекса Российской Федерации [5] и распространяется на всех детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями, лишенных возможности воспитания в семье. Для того, чтобы реализовать это право необходимо развивать различные формы альтернативного семейного устройства для детей с ограниченными возможностями здоровья, которые определены в интернатные учреждения для их лучшей адаптации и реабилитации.

Среди основных нарушений прав детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации необходимо также особо выделить нарушение права на образование, которое предусматривает, что все дети, включая детей с ограниченными возможностями здоровья, имеют право на получении образования, социальную интеграцию и реабилитацию. Эти права закреплены Конституцией и законодательством Российской Федерации, международными правовыми актами, Конвенцией ООН о правах ребенка.

Наибольшая эффективность в социальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья была выявлена в результате интегрированного образования — процесса совместного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями и без них в образовательных учреждениях общего типа. Реализация интегрированного образования остро необходима, так как является гуманистической альтернативой специальному (коррекционному) обучению. Такой интегративный подход будет способствовать соблюдению прав детей с ограниченными возможностями здоровья на человеческое достоинство и равноправие в получении образования.

Тем не менее, детей с ограниченными возможностями школьного возраста, которые не могут реализовать конституционное право на образование, сегодня около 200 тыс. Эта цифра получена путем сопоставления данных Минобрнауки России о числе обучающихся детей-инвалидов и данных Минздравсоцразвития России о количестве детей-инвалидов в различных возрастных группах. Особенно велик процент детей, не получающих образования, среди детей с ограниченными возможностями с отклонением в психическом и умственном развитии. В письме Минобразования России от 22 января 2004 года сообщалось, что дети-инвалиды, страдающие умственной отсталостью (коды F71, F72, F73 по МКБ-10), получают образование лишь в редких случаях, а законодательство в этой сфере исполняется неудовлетворительно. Так, в Тюменской области из 2082 детей-инвалидов этой категории обучаются только 50, в Краснодарском крае из 1194 таких детей школьного возраста обучаются 70, в Ставропольском крае — всего 36. В Саратовской области в нарушение законодательства были объявлены «необучаемыми» 1685 детей-инвалидов. Дети с расстройствами аутистического спектра (коды F84.0, F84.1, F84.5 по МКБ-10), которых в России, по оценкам специалистов, не менее 150 тыс., или не получают образования вообще, или поставлены в неадекватные условия получения образования [1, с. 7].

Причины указанных нарушений прав детей с ограниченными возможностями здоровья имеют комплексный характер. Прежде всего, необходимо отметить, что в нарушение законодательства органы управления образованием не обеспечили в достаточной степени разработку специальных учебных планов, а также образовательных программ для детей с ограниченными возможностями, в особенности для тяжелых форм — с выраженными отклонениями в умственном развитии. Кроме того, органами управления образованием не были созданы условия для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями в общеобразовательных учреждениях. Исполнение законодательства об образовании детей с ограниченными возможностями не обеспечивается.

В целом, необходимо отметить, что на данный момент так и не реализована единая система учета детей с ограниченными возможностями здоровья, что затрудняет контроль за исполнением прав и гарантий, предоставляемых государством детям данной категории.

 

Литература:

 

1.       Специальный доклад о соблюдении прав детей-инвалидов в Российской Федерации // Союз Веста: объединение помощи инвалидам. 2012. URL: http://vestaunion.ru/information/lgoty-i-prava-detej-invalidov/specialnyj-doklad-o-soblyudenii-prav-detej-invalidov-v-rossijskoj-federacii/

2.       Интернатные учреждения для детей // Федеральная служба государственной статистики. 2014. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/motherhood/#

3.       Численность инвалидов, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда Российской Федерации // Федеральная служба государственной статистики. 2014. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/#

4.       Средний размер ежемесячных денежных выплат на человека за счет средств федерального бюджета Российской Федерации // Федеральная служба государственной статистики. 2014. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/#

5.       Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье // Семейный кодекс РФ (СК РФ) от 29.12.1995 № 223-ФЗ (действующая редакция 04.11.2014) // Консультант РФ: кодексы и законы. URL: http://www.consultant.ru/popular/family/20_14.html

Основные термины (генерируются автоматически): ограниченная возможность здоровья, ребенок, Российская Федерация, возможность, отношение детей, Россия, учреждение, Конвенция ООН, нарушение, получение образования.


Похожие статьи

Зарубежная практика образования детей с ограниченными...

Организация и проведение занятий по изобразительной деятельности в системе дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основы нормативно-правового регулирования прав детей...

возможность, Российская Федерация, социальная защита людей, ребенок, социальная защита, социальная помощь, Россия, полноценная жизнь, трудовая деятельность, Европейская конвенция.

Международно-правовое закрепление статуса ребенка как...

20 ноября 1989 года Генеральной Ассамблея ООН единогласно принимает Конвенцию о правах ребенка.

«Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере, на начальных стадиях.

Взаимодействие родителя и «особого» ребенка: проект...

До настоящего времени ребенок с ограниченными возможностями рассматривался и

Например, «Конвенция о правах ребенка», в которой говориться о том, что все дети имеют

В России издан закон «Об образовании», в котором делается акцент на то, что дети с ОВЗ...

Проблемы формирования инклюзивного общества в России...

Статья 79 посвящена организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Основные термины (генерируются автоматически): ограниченная возможность здоровья, инклюзивное образование, ребенок, Российская Федерация...

Проблематика инклюзивного образования | Статья в журнале...

инклюзивное образование, Российская Федерация, ребенок, ограниченная возможность здоровья, возможность, образование, педагог, потребность, школа, современное общество.

Создание равных возможностей для детей-инвалидов во всех...

Зарубежная практика образования детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с требованиями Конвенции ООН о правах инвалидов. Типичные нарушения принципа доступности и бесплатности образования.

Развитие инклюзивного образования в России | Статья в журнале...

Также в 2008 году утверждаются Рекомендации Министерства образования и науки РФ по созданию условий для получения образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в Российской Федерации.

Семинар-практикум для педагогов «Навстречу друг другу»...

‒ Декларация прав ребенка ООН (1959); ‒ Конвенция ООН о правах ребенка (1989)

Комментарии ведущего: Часто возникает вопрос «кто считается ребенком с ограниченными возможностями здоровья?».

Зарубежная практика образования детей с ограниченными...

Организация и проведение занятий по изобразительной деятельности в системе дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основы нормативно-правового регулирования прав детей...

возможность, Российская Федерация, социальная защита людей, ребенок, социальная защита, социальная помощь, Россия, полноценная жизнь, трудовая деятельность, Европейская конвенция.

Международно-правовое закрепление статуса ребенка как...

20 ноября 1989 года Генеральной Ассамблея ООН единогласно принимает Конвенцию о правах ребенка.

«Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере, на начальных стадиях.

Взаимодействие родителя и «особого» ребенка: проект...

До настоящего времени ребенок с ограниченными возможностями рассматривался и

Например, «Конвенция о правах ребенка», в которой говориться о том, что все дети имеют

В России издан закон «Об образовании», в котором делается акцент на то, что дети с ОВЗ...

Проблемы формирования инклюзивного общества в России...

Статья 79 посвящена организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Основные термины (генерируются автоматически): ограниченная возможность здоровья, инклюзивное образование, ребенок, Российская Федерация...

Проблематика инклюзивного образования | Статья в журнале...

инклюзивное образование, Российская Федерация, ребенок, ограниченная возможность здоровья, возможность, образование, педагог, потребность, школа, современное общество.

Создание равных возможностей для детей-инвалидов во всех...

Зарубежная практика образования детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с требованиями Конвенции ООН о правах инвалидов. Типичные нарушения принципа доступности и бесплатности образования.

Развитие инклюзивного образования в России | Статья в журнале...

Также в 2008 году утверждаются Рекомендации Министерства образования и науки РФ по созданию условий для получения образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в Российской Федерации.

Семинар-практикум для педагогов «Навстречу друг другу»...

‒ Декларация прав ребенка ООН (1959); ‒ Конвенция ООН о правах ребенка (1989)

Комментарии ведущего: Часто возникает вопрос «кто считается ребенком с ограниченными возможностями здоровья?».

Похожие статьи

Зарубежная практика образования детей с ограниченными...

Организация и проведение занятий по изобразительной деятельности в системе дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основы нормативно-правового регулирования прав детей...

возможность, Российская Федерация, социальная защита людей, ребенок, социальная защита, социальная помощь, Россия, полноценная жизнь, трудовая деятельность, Европейская конвенция.

Международно-правовое закрепление статуса ребенка как...

20 ноября 1989 года Генеральной Ассамблея ООН единогласно принимает Конвенцию о правах ребенка.

«Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере, на начальных стадиях.

Взаимодействие родителя и «особого» ребенка: проект...

До настоящего времени ребенок с ограниченными возможностями рассматривался и

Например, «Конвенция о правах ребенка», в которой говориться о том, что все дети имеют

В России издан закон «Об образовании», в котором делается акцент на то, что дети с ОВЗ...

Проблемы формирования инклюзивного общества в России...

Статья 79 посвящена организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Основные термины (генерируются автоматически): ограниченная возможность здоровья, инклюзивное образование, ребенок, Российская Федерация...

Проблематика инклюзивного образования | Статья в журнале...

инклюзивное образование, Российская Федерация, ребенок, ограниченная возможность здоровья, возможность, образование, педагог, потребность, школа, современное общество.

Создание равных возможностей для детей-инвалидов во всех...

Зарубежная практика образования детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с требованиями Конвенции ООН о правах инвалидов. Типичные нарушения принципа доступности и бесплатности образования.

Развитие инклюзивного образования в России | Статья в журнале...

Также в 2008 году утверждаются Рекомендации Министерства образования и науки РФ по созданию условий для получения образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в Российской Федерации.

Семинар-практикум для педагогов «Навстречу друг другу»...

‒ Декларация прав ребенка ООН (1959); ‒ Конвенция ООН о правах ребенка (1989)

Комментарии ведущего: Часто возникает вопрос «кто считается ребенком с ограниченными возможностями здоровья?».

Зарубежная практика образования детей с ограниченными...

Организация и проведение занятий по изобразительной деятельности в системе дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основы нормативно-правового регулирования прав детей...

возможность, Российская Федерация, социальная защита людей, ребенок, социальная защита, социальная помощь, Россия, полноценная жизнь, трудовая деятельность, Европейская конвенция.

Международно-правовое закрепление статуса ребенка как...

20 ноября 1989 года Генеральной Ассамблея ООН единогласно принимает Конвенцию о правах ребенка.

«Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере, на начальных стадиях.

Взаимодействие родителя и «особого» ребенка: проект...

До настоящего времени ребенок с ограниченными возможностями рассматривался и

Например, «Конвенция о правах ребенка», в которой говориться о том, что все дети имеют

В России издан закон «Об образовании», в котором делается акцент на то, что дети с ОВЗ...

Проблемы формирования инклюзивного общества в России...

Статья 79 посвящена организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Основные термины (генерируются автоматически): ограниченная возможность здоровья, инклюзивное образование, ребенок, Российская Федерация...

Проблематика инклюзивного образования | Статья в журнале...

инклюзивное образование, Российская Федерация, ребенок, ограниченная возможность здоровья, возможность, образование, педагог, потребность, школа, современное общество.

Создание равных возможностей для детей-инвалидов во всех...

Зарубежная практика образования детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с требованиями Конвенции ООН о правах инвалидов. Типичные нарушения принципа доступности и бесплатности образования.

Развитие инклюзивного образования в России | Статья в журнале...

Также в 2008 году утверждаются Рекомендации Министерства образования и науки РФ по созданию условий для получения образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в Российской Федерации.

Семинар-практикум для педагогов «Навстречу друг другу»...

‒ Декларация прав ребенка ООН (1959); ‒ Конвенция ООН о правах ребенка (1989)

Комментарии ведущего: Часто возникает вопрос «кто считается ребенком с ограниченными возможностями здоровья?».

Задать вопрос