Начальное женское образование в Якутии в конце XIX – начале XX в. | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №20 (79) декабрь-1 2014 г.

Дата публикации: 10.12.2014

Статья просмотрена: 31 раз

Библиографическое описание:

Макарова А. И. Начальное женское образование в Якутии в конце XIX – начале XX в. // Молодой ученый. — 2014. — №20.2. — С. 24-26. — URL https://moluch.ru/archive/79/14006/ (дата обращения: 18.10.2018).

В истории российского образования время второй половины XIX-начала XX в. — ключевое. Тогда были заложены основы отечественной образовательной системы. Серьезный импульс в социокультурной модернизации и трансформации российского общества, в т. ч. в области образования, дали либеральные преобразования пореформенного периода. Школьные реформы 1860–70-х гг. явились переломным моментом в истории отечественного образования. Она затрагивала почти все звенья системы образования, выстраивая отсутствующие ее компоненты. В ходе реформы впервые был заложен прочный фундамент начальной народной школы; сформирована отсутствовавшая ранее система женского образования; созданы предпосылки для развития педагогического, профессионального образования; появились зачатки высшего женского образования. Все эти процессы отразились и на периферии Российской империи.

Женское образование в Якутии в конце XIX-начале XX в. развивалось как составная часть общероссийского образовательного процесса. Основными факторами формирования и развития женского образования в Якутии явились: социально-экономические и образовательно-культурные потребности развития региона; общественная инициатива и общественная деятельность передовой части интеллигенции и купечества в области образования, которая в первую очередь развернулась в сфере женского образования.

По данным Первой всеобщей переписи населения 1897 г., в Якутской области грамотные составляли лишь 2 проц. всего населения, а среди коренных народов — 0,7 проц. Уровень грамотности женщин был и того ниже — 0,1 проц. [3, с.60]. Если в этот период был сделан некоторый шаг вперед в развитии народного образования, то это относится в первую очередь к мужским учебным заведениям. Женское образование с трудом пробивало дорогу в общественном сознании. Социальная роль якутских женщин была ограничена семьей. Ментальность неграмотных и обреченных на пассивность якутянок была консервативной, традиционалистской, подверженной стереотипам в воспитании детей, в обустройстве быта и хозяйственном укладе. Для модернизации общества требовалось поднять и разбудить именно этот безмолвный пласт якутской жизни.

Начальным звеном этого сложного процесса и явилось приобщение якутских женщин к образованию, прежде всего — начальному.

Система начальных школ в Якутии конца XIX-начала XX вв., как и во всей России, отличалась сложностью и непоследовательностью. Распространение начальной школы в регионе относится к концу XIX в. В 1894 г. в Якутии действовали 70 государственных учебных заведений различных типов. При всем многообразии начальных школ, все-таки, можно выделить 2 основных типа школ — училища Министерства народного просвещения и школы ведомства православного исповедания.

Большую роль в развитии начальной школы играл рост национального самосознания. Несмотря на отсутствие промышленного производства, требующего определенных знаний, тяга населения к интеллектуальному и нравственному совершенствованию была огромной. Рубеж XIX — XX столетий был для Якутии знаковым. Это было время зарождения национально-демократического движения, появления национальной интеллигенции, распространения идей национально-культурного возрождения, идей просвещения и образования.

Ключевая роль в программе национального возрождения края отводилась народному образованию. Так, в 1907/1908 учебном году в 94 начальных школах двух ведомств с 1949 учащимися, численность девочек составляла 435 чел. [2, с.51–52]. По сравнению с 1894 г. количество школ увеличилось в 1,4 раза, а число учащихся, в т. ч. девочек возросло соответственно в 2,8 и 3,7 раза. Следовательно, прирост девочек составил всего 318 чел.

В этот период было достигнуто понимание того, что перевоспитание местного населения, приобщения к культуре зависит от просвещения и обучения женщин. Было признано, что недостатком в системе образования является отсутствие женских начальных школ. В связи с этим в началеXX в.на территории Якутии были открыты специальные женские школы: Якутская соборная, Вилюйская и Средне-Колымская церковно-приходские школы, а также при Якутском епархиальном женском училище действовала образцовая начальная школа грамоты.

Якутская городская соборная одноклассная церковно-приходская школа была открыта 1 ноября 1892 г. Вначале в школе наряду с девочками учились и мальчики. Так, в первый год работы было принято всего 18 учащихся, из которых девочек было шестеро: Аверенская Наталия, Лыскова Александра, Михалева Матрена, Берденикова Елена, Васильева Гликерия и Посохина Александра. Учительницей была назначена В. К. Берденикова, чья деятельность на педагогическом поприще началась еще в 1877 г. В 1905 г. в школе учились уже только девочки, их было всего 37 человек.

Средне-Колымская женская одноклассная церковно-приходская школа была открыта в 1901 г. В школе обучалось всего: в 1905 г. — 11, в 1914 г. -15 (из них 3 якутки) девочек. Учительницами работали Т. И. Березкина, А. Г. Антипина. Видимо, впоследствии число учениц возросло, потому что в 1917/1918 учебном году школа была уже преобразована в двухклассную.

О начале деятельности Вилюйской женской церковно-приходской школы нет никаких документальных материалов. В отчете школы за 1910/1911 учебный год девочек насчитывается 21 человек, преимущественно 8–14 лет. По социальному составу они подразделяются следующим образом: дочерей потомственных дворян — 1, духовного звания — 1, казачьего — 11, купеческого — 1, мещанского — 1 и якутов — 6.

Все три школы содержались на средства, выделяемые Якутским епархиальным училищным советом. Кроме того, Вилюйская женская школа получала от своего попечителя Н. С. Кондратьева по 25 рублей ежегодно. Главным образом, школы страдали от того, что не имели собственных помещений. Обучение в них было бесплатным.

При Якутском епархиальном женском училище в сентябре 1899 г. была открыта начальная школа грамоты для девочек, которая через год была преобразована в образцовую школу. Школа преследовала следующие цели: с одной стороны, через образцовую школу принять в училище несколько подготовленных девочек и тем самым поднять уровень базовой подготовки; а с другой, дать возможность воспитанницам старших классов училища практически ознакомиться с методами и способами начального обучения в школах [1, с.27–28].

Но, тем не менее, основная часть девочек училась в начальных школах самых низших ступеней. Мизерным было число окончивших их девочек. Например, в 1905 г. по всей области церковные школы окончили 89 чел., из которых девочек всего 14. Незначительность числа оканчивающих якутские школы являлось типичной для всех начальных училищ Восточной Сибири данного периода. Повышенная начальная школа была доступна только для мальчиков. Женское население довольствовалось, главным образом, одноклассными школами, где девочки составляли 43,9 проц. общего контингента учащихся. Большинство девочек оставалось вне школы. Некоторое увеличение числа учащихся девочек шло, в основном, за счет детей из более обеспеченных слоев населения. Девочки из бедных семей, как правило, почти не посещали школу. Абсолютный процент девочек в начальных школах, по данным однодневной переписи 1911г., составил всего 25,2 проц. всех учащихся. Среди них число девочек коренных национальностей — примерно 60 проц. Причины низкого охвата девочек начальными школами необходимо видеть не в самой народной школе или плохой постановке преподавания, а в комплексе специфических экономических, природно-климатических и социокультурных проблем. Прежде всего, это суровость природно-климатического фактора, неразвитость школьной системы, в условиях аласного (хуторского) расселения якутов отсутствие пансионов для проживания детей. Кроме того, довлел традиционализм якутского общества, его менталитет, уклад жизни и образ мыслей.

В распространении женского начального образования положительную роль сыграли также частные начальные, воскресные и вечерние школы, в создании которых участвовала прогрессивная педагогическая интеллигенция. Воскресные и вечерние школы существовали без каких-либо определенных материальных средств, учебных помещений, постоянного преподавательского состава, даже определенного контингента учащихся у них не было, но, тем не менее, желающих учиться в них было достаточно.

Например, 8 сентября 1915 г. в Якутске появилась профессиональная женская школа М. и О. Плотниковых. Она была основана по воле умершей в 1912 г. вдовы чиновника О. П. Плотниковой, которая завещала в принадлежавших ей двух домах с дворовым местом, на углу Большой и Соборной улиц на 100 тысяч рублей открыть профессиональную школу для девочек. В 1918–1919 учебном году всего учениц было 23 человека, из которых 17 русских, 2 еврейки, 4 татарок [1, с.29]

Учебные планы, приложенные к программам церковно-приходских и министерских школ, в начальных учебных заведениях Якутии не адаптировались. Срок обучения, как правило, не превышал трех лет. Сопоставлять учебные планы начальных учебных заведений достаточно сложно в силу их разнотипности, неодинаковых сроков обучения и т. п. Обычно учебный план начальных школ включал следующие предметы: закон божий, церковно-славянский язык, русский язык, арифметику, историю, чистописание и церковное пение. В церковно-приходских школах преимущественное положение занимало религиозное обучение. В школах такого типа закон божий считался основным предметом, все остальные — второстепенными, за исключением преподавания русского языка. При этом, не учитывались особенности изучения якутскими детьми неродного языка. По мере возможности учащимся прививали необходимые практические навыки. Кроме того, среди улусного населения, в основном, ценилось преподавание прикладных знаний, поэтому во многих школах обучение рукоделию было признано полезным для девочек. Если сравнивать учебные программы женских и смешанного типа школ, то отличия нет. Все начальные школы Якутии пользовались программами, едиными в центре, без каких-либо изменений.

Начальные школы дореволюционной Якутии развивались неравномерно: имело место школы с достаточно хорошо организованным процессом обучения, но существовали слабые школы, в основном улусные, влачившие жалкое существование. В целом, большинство учебных заведений работало в крайне трудных условиях. Они не пользовались надлежащей поддержкой центральных и местных властей, не имели необходимой учебно-материальной базы. Вся деятельность школы строилась без всякого учета конкретных местных условий. Суровый климат, отдаленность от культурных центров, территориальная разбросанность и, особенно, отсутствие квалифицированных учителей ощутимо осложняли состояние народного образования. Тем не менее, несмотря на малочисленность и невысокий образовательный уровень, учительство выдвинуло из своей среды ряд талантливых педагогов, в т. ч. женщин, всецело посвятивших себя благородному делу обучения и воспитания подрастающего поколения.

Важную роль в развитии народной школы сыграли общественные пожертвования. Огромную общественную работу благотворительного характера в пользу женского образования вели якутские купцы Ф. В. Астраханцев, П. И. Захаров, Н. О. Кривошапкин и др. Благодаря их финансовой помощи были созданы новые школы, приюты, необходимые для населения края.

 

Литература:

1.                  Макарова А. И. История женского образования в Якутии (конец XIX — начало XX века): Дисс. … канд.ист.наук. Якутск, 2002.

2.                  Отчет Якутского губернатора Крафта за время управления областью (1907–1908 гг.). СПб., 1908.

3.                  Якутия: XX век в зеркале статистики. / Под ред. Т. А. Торговкиной. Якутск, 2001.

 

Основные термины (генерируются автоматически): школа, женское образование, девочка, Якутия, народное образование, главный образ, русский язык, образцовая школа, начальная школа, Якутское епархиальное женское училище.


Похожие статьи

Еврейское школьное образование в Якутске (1900–1920-х гг.)

еврейская школа, Якутск, ребенок, еврейский язык, школа, русско-еврейская школа, ученик, Городская управа, Еврейская советская школа, Якутская область. Похожие статьи. Современное школьное образование в России: плюсы и...

Становление начального экологического образования...

народное просвещение, начальное экологическое образование, Якутия, Россия, якутское уездное училище, уездное училище, начальное образование, дореволюционная Якутия, Естественная история, Школа.

Второклассные церковные школы в селах Алтая конца XIX...

Второклассные церковные школы были как мужскими, женскими, так и смешанными.

Собственно, для практических занятий при каждой второклассной школе открывалась «образцовая» школа грамоты.

Российское образование в XVIII веке | Статья в журнале...

А также епархиальные начальные школы.

Окончили школу 160 человек, которые получили широкое и разностороннее образование, среди выпускников этой школы были академики А. П. Протасов и С. К. Котельников.

Основные периоды педагогической деятельности Е. П. Хазагаевой...

родной язык, педагогическая деятельность, бурятское общество, женская профессиональная самореализация, инородное училище, народное образование, школа.

Вопрос инородцев в системе школьного образования (1903–1917...

Ключевые слова:религиозное начальное образование, национальное образование, общеобразовательная школа

Со второй половины XIX — начала XXвв. церковно-приходская школа постепенно утратила конфессиональный и национальный характер.

Еврейское школьное образование в Якутске (1900–1920-х гг.)

еврейская школа, Якутск, ребенок, еврейский язык, школа, русско-еврейская школа, ученик, Городская управа, Еврейская советская школа, Якутская область. Похожие статьи. Современное школьное образование в России: плюсы и...

Становление начального экологического образования...

народное просвещение, начальное экологическое образование, Якутия, Россия, якутское уездное училище, уездное училище, начальное образование, дореволюционная Якутия, Естественная история, Школа.

Второклассные церковные школы в селах Алтая конца XIX...

Второклассные церковные школы были как мужскими, женскими, так и смешанными.

Собственно, для практических занятий при каждой второклассной школе открывалась «образцовая» школа грамоты.

Российское образование в XVIII веке | Статья в журнале...

А также епархиальные начальные школы.

Окончили школу 160 человек, которые получили широкое и разностороннее образование, среди выпускников этой школы были академики А. П. Протасов и С. К. Котельников.

Основные периоды педагогической деятельности Е. П. Хазагаевой...

родной язык, педагогическая деятельность, бурятское общество, женская профессиональная самореализация, инородное училище, народное образование, школа.

Вопрос инородцев в системе школьного образования (1903–1917...

Ключевые слова:религиозное начальное образование, национальное образование, общеобразовательная школа

Со второй половины XIX — начала XXвв. церковно-приходская школа постепенно утратила конфессиональный и национальный характер.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Еврейское школьное образование в Якутске (1900–1920-х гг.)

еврейская школа, Якутск, ребенок, еврейский язык, школа, русско-еврейская школа, ученик, Городская управа, Еврейская советская школа, Якутская область. Похожие статьи. Современное школьное образование в России: плюсы и...

Становление начального экологического образования...

народное просвещение, начальное экологическое образование, Якутия, Россия, якутское уездное училище, уездное училище, начальное образование, дореволюционная Якутия, Естественная история, Школа.

Второклассные церковные школы в селах Алтая конца XIX...

Второклассные церковные школы были как мужскими, женскими, так и смешанными.

Собственно, для практических занятий при каждой второклассной школе открывалась «образцовая» школа грамоты.

Российское образование в XVIII веке | Статья в журнале...

А также епархиальные начальные школы.

Окончили школу 160 человек, которые получили широкое и разностороннее образование, среди выпускников этой школы были академики А. П. Протасов и С. К. Котельников.

Основные периоды педагогической деятельности Е. П. Хазагаевой...

родной язык, педагогическая деятельность, бурятское общество, женская профессиональная самореализация, инородное училище, народное образование, школа.

Вопрос инородцев в системе школьного образования (1903–1917...

Ключевые слова:религиозное начальное образование, национальное образование, общеобразовательная школа

Со второй половины XIX — начала XXвв. церковно-приходская школа постепенно утратила конфессиональный и национальный характер.

Еврейское школьное образование в Якутске (1900–1920-х гг.)

еврейская школа, Якутск, ребенок, еврейский язык, школа, русско-еврейская школа, ученик, Городская управа, Еврейская советская школа, Якутская область. Похожие статьи. Современное школьное образование в России: плюсы и...

Становление начального экологического образования...

народное просвещение, начальное экологическое образование, Якутия, Россия, якутское уездное училище, уездное училище, начальное образование, дореволюционная Якутия, Естественная история, Школа.

Второклассные церковные школы в селах Алтая конца XIX...

Второклассные церковные школы были как мужскими, женскими, так и смешанными.

Собственно, для практических занятий при каждой второклассной школе открывалась «образцовая» школа грамоты.

Российское образование в XVIII веке | Статья в журнале...

А также епархиальные начальные школы.

Окончили школу 160 человек, которые получили широкое и разностороннее образование, среди выпускников этой школы были академики А. П. Протасов и С. К. Котельников.

Основные периоды педагогической деятельности Е. П. Хазагаевой...

родной язык, педагогическая деятельность, бурятское общество, женская профессиональная самореализация, инородное училище, народное образование, школа.

Вопрос инородцев в системе школьного образования (1903–1917...

Ключевые слова:религиозное начальное образование, национальное образование, общеобразовательная школа

Со второй половины XIX — начала XXвв. церковно-приходская школа постепенно утратила конфессиональный и национальный характер.

Задать вопрос