Ликбез в ЯАССР | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №20 (79) декабрь-1 2014 г.

Дата публикации: 10.12.2014

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Иванов У. Н. Ликбез в ЯАССР // Молодой ученый. — 2014. — №20.2. — С. 15-16. — URL https://moluch.ru/archive/79/13999/ (дата обращения: 21.09.2018).

В данной статье рассматривается общий обзор работы ликбеза в ЯАССР с 1920 по 1930.

К началу 20 века уровень грамотности на территории Якутии был чрезвычайно низок, в общем, как и везде. Грамоте население учили немногочисленные школы, также следует отметить деятельность политссыльных. Ликбез — массовое обучение неграмотных взрослых чтению и письму в Советской России. После прихода к власти большевиков возник вопрос обучения грамоте широкого слоя населения, и самое главное политическое просвещение населения. Ведь коммунизм не построишь, когда население не умеет читать и писать, тем более не знает никакую технологию.

В 1920 году Совет народных комиссаров принял декрет об учреждении Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности (ВЧК ликбез), постановления которой имели обязательный характер. По декрету Совета народных комиссаров “О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР” все население в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать и писать, обязывалось учиться грамоте на родном или русском. Если подумать, то этот шаг был ключевым в дальнейшем развитии ЯАССР и Советского союза. Например, после 1945 года Генеральный штаб Красной Армии проанализировал информацию о безвозвратных потерях. И оказалось, что чем больше было классов образования у человека, тем больше у него было шансов выжить в кровавой мясорубке войны. И не только из-за того, что грамотных могли использовать в штабах и в технических родах войск. Грамотные солдаты отличались склонностью к анализу обстановки, лучше знали инструкции по применению тяжёлого оружия, оставались в живых, потому, что могли прочитать донесение, выйти из окружения, ориентируясь по дорожным знакам и надписям.

Кстати, среди выпускников учебных заведений Якутии наибольший процент выживших был среди людей, закончивших Якутскую Национальную военную школу и Педагогический техникум (ныне Педагогический колледж № 1).

В первой половине 20-ых годов активное участие к работе комиссий ликбеза принимали участие различные общественные объединения. Например “Саха аймах”, “Саха омук”, “Манчары”. Их деятельность была полностью или отчасти направлена на ликвидацию безграмотности. С их поддержки издавались газеты, сборники якутских песен, учебники на якутском языке, проводили лекции, субботники и многое другое, что могло распространить интерес к изучению грамоты. Также собирались денежные средства в пользу, например голодающим Поволжья (1 750 000 рублей).

Основной проблемой проведения работ был дефицит специализированных работников, учителей, воспитателей. Воспитателям приходилось проходить ускоренные 2-ух месячные курсы. К работе привлекались и простые люди, которые знали грамоту. Курсы ликбеза проходили преимущественно в осенне-зимний период, так как в другое время население работало на полях. Вначале курсы проводились в крупных населенных пунктах, так как на окраинах могли вести деятельность бандиты, и это ставило в опасность жизнь и здоровье учителей. Вскоре все же учителям приходилось ехать в населенные пункты и проводить курсы. Обычно курсы длились 7 месяцев 7–8 часов в неделю. Обучение проходило на якутском языке. Обучали грамматике якутского языка и счету. Позже с возрастанием потребности специалистов в промышленности стали проводить курсы с профессионально техническим уклоном. Обеспечение учебниками было скудное, но, все же учебники были. Даже на якутском языке. Специально выделяли средства с местных государственных структур на обеспечение деятельности ликбеза.

Создавались избы-читальни. Такие здания также способствовали к развитию просвещения. Основной проблемой было то, что после прохождения курсов ученик забывал пройденное. Отмечалось, что она бывает «частичной» и «психологической». Чаще всего «частичная неграмотность» наблюдалась среди бойких и одарённых от природы людей. Они сохраняли умение читать, но разучивались писать, ведь для закрепления письменных навыков нужно было постоянно упражняться, часто что-то писать. «Психологическая» же неграмотность появлялась от того, что люди просто забывали, как правильно писать буквы и складывать их в слова на бумаге. Иногда «психологически» вторично неграмотный человек бывал весьма уважаемым в коллективе работником, многое умеющим делать руками. И он просто стеснялся рецидива неграмотности, избегая заполнения самых простых документов, вроде нарядов и элементарных отчётов. Типа, «очки забыл, плохо вижу».

Итак, проведение ликбеза в ЯАССР позволило создать почву для будущего развития.

 

Основные термины (генерируются автоматически): якутский язык, курс, ликвидация безграмотности, население.


Похожие статьи

Роль общества «Долой неграмотность» в повышении уровня...

По декрету Совета народных комиссаров «О ликвидации безграмoтности среди населения РСФСР» все население республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, обязывалось учиться грамоте на родном или русском языке (по желанию).

Еврейское школьное образование в Якутске (1900–1920-х гг.)

Обе группы на последних уроках объединялись и учили еврейский язык и историю, а раз в неделю разучивали национальные песни.

В 1920-е гг. началась борьба за ликвидацию неграмотности.

Большинство учеников относилось к неимущим слоям населения, к тому же...

Особенности ликвидации неграмотности среди женского...

После обучения они получали удостоверение, подтверждающие прохождение курсов [10].

Таким образом, ликвидация неграмотности среди женщин республики имело огромное

Жилищно-бытовые условия жизни населения вилюйской группы районов Якутской АССР...

Из истории пионерского движения Якутии

Якутский обком комсомола 24 января 1924 года принял решение: «…Немедленно приступить к работе среди детей путем организации детских групп — юных

Ответственной работой является ликвидация безграмотности взрослых, обучение образованности, письму, чтению.

Роль комсомольских организаций Дальнего Востока РСФСР...

Ликвидация неграмотности и малограмотности среди молодёжи и взрослого населения стала одной из основных задач, как

Появились первые пункты ликвидации безграмотности.

На курсах при губернском комитете комсомола велась подготовка вожатых пионердвижения.

Основные этапы развития национального образования в советский...

При Сибнацотделе было создано 8 национальных подотделов, в том числе якутский

Кроме того, перепись 1926 г. выявила 151 язык. Стало развиваться обучение на родном языке у

Параллельно с этим осуществлялась большая работа по ликвидации безграмотности через...

Начальное женское образование в Якутии в конце XIX – начале...

При этом, не учитывались особенности изучения якутскими детьми неродного языка.

Кроме того, среди улусного населения, в основном, ценилось преподавание прикладных знаний, поэтому во многих школах обучение рукоделию было признано полезным для девочек.

Неграмотность населения как проблема безопасности...

Дискуссионным продолжает оставаться вопрос об организации курса «Основы

[5]. Разумеется, все знать невозможно, однако, важно понимать, что последствия безграмотности человека в том или ином

Главными причинами неграмотности населения в области безопасности...

Роль общества «Долой неграмотность» в повышении уровня...

По декрету Совета народных комиссаров «О ликвидации безграмoтности среди населения РСФСР» все население республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, обязывалось учиться грамоте на родном или русском языке (по желанию).

Еврейское школьное образование в Якутске (1900–1920-х гг.)

Обе группы на последних уроках объединялись и учили еврейский язык и историю, а раз в неделю разучивали национальные песни.

В 1920-е гг. началась борьба за ликвидацию неграмотности.

Большинство учеников относилось к неимущим слоям населения, к тому же...

Особенности ликвидации неграмотности среди женского...

После обучения они получали удостоверение, подтверждающие прохождение курсов [10].

Таким образом, ликвидация неграмотности среди женщин республики имело огромное

Жилищно-бытовые условия жизни населения вилюйской группы районов Якутской АССР...

Из истории пионерского движения Якутии

Якутский обком комсомола 24 января 1924 года принял решение: «…Немедленно приступить к работе среди детей путем организации детских групп — юных

Ответственной работой является ликвидация безграмотности взрослых, обучение образованности, письму, чтению.

Роль комсомольских организаций Дальнего Востока РСФСР...

Ликвидация неграмотности и малограмотности среди молодёжи и взрослого населения стала одной из основных задач, как

Появились первые пункты ликвидации безграмотности.

На курсах при губернском комитете комсомола велась подготовка вожатых пионердвижения.

Основные этапы развития национального образования в советский...

При Сибнацотделе было создано 8 национальных подотделов, в том числе якутский

Кроме того, перепись 1926 г. выявила 151 язык. Стало развиваться обучение на родном языке у

Параллельно с этим осуществлялась большая работа по ликвидации безграмотности через...

Начальное женское образование в Якутии в конце XIX – начале...

При этом, не учитывались особенности изучения якутскими детьми неродного языка.

Кроме того, среди улусного населения, в основном, ценилось преподавание прикладных знаний, поэтому во многих школах обучение рукоделию было признано полезным для девочек.

Неграмотность населения как проблема безопасности...

Дискуссионным продолжает оставаться вопрос об организации курса «Основы

[5]. Разумеется, все знать невозможно, однако, важно понимать, что последствия безграмотности человека в том или ином

Главными причинами неграмотности населения в области безопасности...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Роль общества «Долой неграмотность» в повышении уровня...

По декрету Совета народных комиссаров «О ликвидации безграмoтности среди населения РСФСР» все население республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, обязывалось учиться грамоте на родном или русском языке (по желанию).

Еврейское школьное образование в Якутске (1900–1920-х гг.)

Обе группы на последних уроках объединялись и учили еврейский язык и историю, а раз в неделю разучивали национальные песни.

В 1920-е гг. началась борьба за ликвидацию неграмотности.

Большинство учеников относилось к неимущим слоям населения, к тому же...

Особенности ликвидации неграмотности среди женского...

После обучения они получали удостоверение, подтверждающие прохождение курсов [10].

Таким образом, ликвидация неграмотности среди женщин республики имело огромное

Жилищно-бытовые условия жизни населения вилюйской группы районов Якутской АССР...

Из истории пионерского движения Якутии

Якутский обком комсомола 24 января 1924 года принял решение: «…Немедленно приступить к работе среди детей путем организации детских групп — юных

Ответственной работой является ликвидация безграмотности взрослых, обучение образованности, письму, чтению.

Роль комсомольских организаций Дальнего Востока РСФСР...

Ликвидация неграмотности и малограмотности среди молодёжи и взрослого населения стала одной из основных задач, как

Появились первые пункты ликвидации безграмотности.

На курсах при губернском комитете комсомола велась подготовка вожатых пионердвижения.

Основные этапы развития национального образования в советский...

При Сибнацотделе было создано 8 национальных подотделов, в том числе якутский

Кроме того, перепись 1926 г. выявила 151 язык. Стало развиваться обучение на родном языке у

Параллельно с этим осуществлялась большая работа по ликвидации безграмотности через...

Начальное женское образование в Якутии в конце XIX – начале...

При этом, не учитывались особенности изучения якутскими детьми неродного языка.

Кроме того, среди улусного населения, в основном, ценилось преподавание прикладных знаний, поэтому во многих школах обучение рукоделию было признано полезным для девочек.

Неграмотность населения как проблема безопасности...

Дискуссионным продолжает оставаться вопрос об организации курса «Основы

[5]. Разумеется, все знать невозможно, однако, важно понимать, что последствия безграмотности человека в том или ином

Главными причинами неграмотности населения в области безопасности...

Роль общества «Долой неграмотность» в повышении уровня...

По декрету Совета народных комиссаров «О ликвидации безграмoтности среди населения РСФСР» все население республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, обязывалось учиться грамоте на родном или русском языке (по желанию).

Еврейское школьное образование в Якутске (1900–1920-х гг.)

Обе группы на последних уроках объединялись и учили еврейский язык и историю, а раз в неделю разучивали национальные песни.

В 1920-е гг. началась борьба за ликвидацию неграмотности.

Большинство учеников относилось к неимущим слоям населения, к тому же...

Особенности ликвидации неграмотности среди женского...

После обучения они получали удостоверение, подтверждающие прохождение курсов [10].

Таким образом, ликвидация неграмотности среди женщин республики имело огромное

Жилищно-бытовые условия жизни населения вилюйской группы районов Якутской АССР...

Из истории пионерского движения Якутии

Якутский обком комсомола 24 января 1924 года принял решение: «…Немедленно приступить к работе среди детей путем организации детских групп — юных

Ответственной работой является ликвидация безграмотности взрослых, обучение образованности, письму, чтению.

Роль комсомольских организаций Дальнего Востока РСФСР...

Ликвидация неграмотности и малограмотности среди молодёжи и взрослого населения стала одной из основных задач, как

Появились первые пункты ликвидации безграмотности.

На курсах при губернском комитете комсомола велась подготовка вожатых пионердвижения.

Основные этапы развития национального образования в советский...

При Сибнацотделе было создано 8 национальных подотделов, в том числе якутский

Кроме того, перепись 1926 г. выявила 151 язык. Стало развиваться обучение на родном языке у

Параллельно с этим осуществлялась большая работа по ликвидации безграмотности через...

Начальное женское образование в Якутии в конце XIX – начале...

При этом, не учитывались особенности изучения якутскими детьми неродного языка.

Кроме того, среди улусного населения, в основном, ценилось преподавание прикладных знаний, поэтому во многих школах обучение рукоделию было признано полезным для девочек.

Неграмотность населения как проблема безопасности...

Дискуссионным продолжает оставаться вопрос об организации курса «Основы

[5]. Разумеется, все знать невозможно, однако, важно понимать, что последствия безграмотности человека в том или ином

Главными причинами неграмотности населения в области безопасности...

Задать вопрос