Правовое образование в школе: личность и профессиональная компетентность учителя правоведения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (79) декабрь-1 2014 г.

Дата публикации: 20.11.2014

Статья просмотрена: 477 раз

Библиографическое описание:

Волкова Е. В. Правовое образование в школе: личность и профессиональная компетентность учителя правоведения // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 561-563. — URL https://moluch.ru/archive/79/13742/ (дата обращения: 20.08.2018).

Статья раскрывает реализацию правового образования в школе, роль профессиональной компетентности учителя правоведения.

Ключевые слова: правовое образование, профессиональная компетентность.

 

На сегодняшний день ситуация в сфере правового образования остается достаточно сложной. Среди подростков всё активнее формируется личная аморальная субкультура, которая отрицает правовые устои общественного развития.

Не смотря на государственные и общественные меры, в среде подрастающего поколения продолжают распространяться алкоголизм, наркомания, беспризорность, преступность.

Такие жизненные ситуации требуют знания правовых норм. Эти знания необходимо знать несовершеннолетним, которые часто из-за правовой неграмотности становятся как жертвами, так и преступниками.

Основные причины данной ситуации заключатся в отсутствии системности изучения права в ОУ.

За последние годы благодаря социологическим исследованиям были выявлены характерные недостатки в работе по правовому образованию и воспитанию:

-          Не связанность правового образования с практической деятельностью;

-          Отсутствия сотрудничества различных ведомств, осуществляющих профилактическую работу с несовершеннолетними.

-          Слабая образовательно-профилактическая работа ОУ.

В связи с этим правительством Ставропольского края разработана и утверждена Стратегия действий в интересах детей на территории Ставропольского края на 2012–2017 годы от 04 декабря 2012 г. N 516-рп. Данная Стратегия предусматривает создание системы и обеспечения прав и интересов детей.

Одним из направлений в работе предложенной стратегии является организация работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних с целью предотвращения правонарушений, проведение бесед с несовершеннолетними в учреждениях системы образования и социальной защиты населения Ставропольского края, правового просвещения несовершеннолетних.

Правовое образование- это совокупность правового воспитания и обучения праву. Сущность правового воспитания состоит в формировании правовых установок, отношений, мотивов деятельности в сфере, регулируемой правом. Благодаря правовому воспитанию у человека развивается чувство уважения к праву, привычка соблюдать законы без каких-либо отклонений, уважение к государству как к стабилизирующему общество феномену, стремление содействовать государственным органам и общественным организациям в укреплении законности и правопорядка.

Правовое обучение пополняет знания о праве, его нормах и принципах; полученные знания способствуют укреплению положительного отношения к праву, законам, необходимости их выполнения.

В современной жизни именно правовое образование может стать важнейшим фактором развития личности, становления гражданского общества и демократического правового государства, граждане которого смогут жить в социально- правовом согласии друг с другом и с государством.

Особенностью реализации механизма правового образования в школе является подготовка всего педагогического коллектива к изменению образовательной системы школы в данном направлении, так как именно педагогический коллектив в целом является субъектом школьной системы правового образования.

В образовательном учреждении данная работа начинает осуществляться с первого класса. Младшие школьники(1–4 класс) — получают представления о правах и обязанностях. Среднее звено (5–8класс) — с ними проводят цикл бесед на правовые темы. Старшеклассники (9–11класс) — знакомят с работой правоохранительных органов (полиция, прокуратура, суд). Правовое образование носит систематический характер, до 5 класса оно проводится на внеклассных мероприятиях, а в 6–11 классах изучается учебный предмет «Обществознание». Целью данного предмета является не только просветить обучающихся, но и осуществляет профилактику правонарушений, что способствует укреплению дисциплины, повышению успеваемости и ответственности за своё поведение. Так же правовое образование рассматривается и на других дисциплинах, факультативах и элективных курсах.

Практическая направленность правового образования заключается в формировании законопослушного гражданина. Несовершеннолетним необходимо освоить специальные умения и навыки, научиться законным и нравственным способом защищать права и свободы, так как гражданское общество начинается с образования и воспитания законопослушного гражданина.

Заботу о правовом образовании берет на себя учитель правоведения. И от того, насколько грамотно и верно будет организовано правовое образование в школе, зависит дальнейший процесс социализации подростков. Существует немало споров о том каким, должен быть современный учитель правоведения и каким образом следует осуществлять процесс формирования его профессионально-значимых качеств. Так, например В. А. Сухомлинского заметил, что «педагогом надо родиться», а А. С. Макаренко, возразил: «Им может стать каждый, кто имеет опыт и не ленится». В современной школе может полноценно существовать учитель, ставящий во главу угла профессиональное саморазвитие. У этих педагогов есть своя педагогическая позиция, которая позволяет грамотно определять образовательные цели. В этой связи особую актуальность приобретает ценностное образовательное самоопределение.

Учитель правовед в своей работе по правовому воспитанию и образованию должен учитывать важные для современного гражданина знания, умения навыки и ценностные ориентации, а именно:

-          знания механизмов работы демократических институтов;

-          понимание и уважение культурных различий;

-          признание ценностей демократии;

-          умение использовать теоретические знания на практике;

-          умение делать осознанный выбор и принимать ответственное решение.

Создание условий для реализации прав несовершеннолетних будут эффективны в том случае, если сами они будут знать свои права, будут владеть способами их реализации.

Обучение защита прав несовершеннолетних, забота о жизни и благополучии ребенка становится основной задачей, которую должен решать учитель правоведения.

Учитель правоведения является ключевой фигурой при внедрении в практику различных новаций, и для успешной реализации в новых условиях, поставленных перед ним задач должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма.

Компетентность — это новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющие успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности. Профессиональную компетентность принято считать неотъемлемой составляющей профессионализма и педагогического мастерства учителя.

Компетентность не замыкается только на обучении. Она соединяет урок и жизнь.

Ядро профессионализма составляют профессиональные знания и умения и от того, как учитель правоведения будет применять эти знания и умения на практике зависит качество правового образования в России.

 

Литература:

 

1.                  Бережнова Е. В. Формирование методологической культуры учителя // Педагогика. — 1996. — № 4.

2.                  Бим -Бад, Б. М. Педагогический словарь/ Б. М. Бим –Бад. — М., 2002.

3.                  Гавриш, Е. М. Деятельность социального педагога: формирование правовой культуры школьника/ Е. М. Гавриш// Социальная педагогика.-2012.-№ 2.

4.                  Галустова О. В. Психология в вопросах и ответах- М. 1998

5.                  Гринь, И. Правовое воспитание несовершеннолетних /И.Гринь// Беспризорник.2012.-№ 2.

6.                  Колесникова И. А. Этика и право в школьном образовании// Обществознание в школе. 1997.№ 2

7.                  Мельникова Э. Профилактика безнадзорности детей и подростков/ Э. Мельникова. — М., 1996.

8.                  Савельев А. Б. Авторские программы по истории и праву.// Преподавание истории в школе.1998.№ 3

9.                  Ситник А. Профессиональная культура учителя: исторические аспекты проблемы // Школа.- 1998. — № 1.

10.              Стандарты второго поколения. — М. 2010 г.

Основные термины (генерируются автоматически): правовое образование, учитель правоведения, правовое воспитание, профессиональная компетентность, Ставропольский край, педагогический коллектив, интерес детей, законопослушный гражданин, профилактика правонарушений, гражданское общество.


Ключевые слова

правовое образование, профессиональная компетентность.

Похожие статьи

Урок правовых знаний | Статья в журнале «Молодой ученый»

Сейчас, когда на дорогах нашей страны гибнет очень много людей в результате ДТП, особенно важно своевременное проведение профилактики правонарушений и преступлений, воспитанию законопослушных граждан умеющих добывать правовую информацию и...

Понятие и структура правовой компетенции специалиста сферы...

знания различных отраслей права (конституционного, административного, гражданского, трудового, семейного, уголовного) как гарантов обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации; знания правовых основ профессиональной медицинской...

Профессиональная готовность педагогов к правовому...

Профессиональная готовность педагогов к правовому воспитанию в инновационном образовательном учреждении.

Ключевые слова: учитель, правовое образование, правовое воспитание, образовательное учреждение.

Условия оптимизации правовое образование в практике...

Ключевые слова: школьник, правовое образование, педагогические условия, профессиональная подготовка, профессиональное образование.

Правовое образование в школе: личность и профессиональная компетентность учителя правоведения.

Правовая компетентность в профессиональной деятельности...

Правовая компетентность в профессиональной деятельности преподавателя высшей школы.

профессиональных задач, решаемых педагогическим работником, уровня его правового образования, состояния учебно-методического комплекса правовых дисциплин.

Роль правового воспитания в формировании электоральной...

− формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания

Ряд школ сводят правовое воспитание обучающихся к вопросам профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.

Аспекты и тенденции формирования правовой культуры...

Правовое образование подрастающего поколения является процессом овладения им правовыми знаниями, приводящими к

Воспитание ПК и соответственно законопослушного поведения детей-сирот представляет собой целенаправленный комплекс мер, направленный...

Формирование правового сознания подростков в процессе...

Правовое обучение и воспитание подростков является важным условием для организации профилактики правонарушений.

Поэтому целесообразным будет повышать правовую культуру не отдельного индивида, а общества в целом [3].

Урок правовых знаний | Статья в журнале «Молодой ученый»

Сейчас, когда на дорогах нашей страны гибнет очень много людей в результате ДТП, особенно важно своевременное проведение профилактики правонарушений и преступлений, воспитанию законопослушных граждан умеющих добывать правовую информацию и...

Понятие и структура правовой компетенции специалиста сферы...

знания различных отраслей права (конституционного, административного, гражданского, трудового, семейного, уголовного) как гарантов обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации; знания правовых основ профессиональной медицинской...

Профессиональная готовность педагогов к правовому...

Профессиональная готовность педагогов к правовому воспитанию в инновационном образовательном учреждении.

Ключевые слова: учитель, правовое образование, правовое воспитание, образовательное учреждение.

Условия оптимизации правовое образование в практике...

Ключевые слова: школьник, правовое образование, педагогические условия, профессиональная подготовка, профессиональное образование.

Правовое образование в школе: личность и профессиональная компетентность учителя правоведения.

Правовая компетентность в профессиональной деятельности...

Правовая компетентность в профессиональной деятельности преподавателя высшей школы.

профессиональных задач, решаемых педагогическим работником, уровня его правового образования, состояния учебно-методического комплекса правовых дисциплин.

Роль правового воспитания в формировании электоральной...

− формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания

Ряд школ сводят правовое воспитание обучающихся к вопросам профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.

Аспекты и тенденции формирования правовой культуры...

Правовое образование подрастающего поколения является процессом овладения им правовыми знаниями, приводящими к

Воспитание ПК и соответственно законопослушного поведения детей-сирот представляет собой целенаправленный комплекс мер, направленный...

Формирование правового сознания подростков в процессе...

Правовое обучение и воспитание подростков является важным условием для организации профилактики правонарушений.

Поэтому целесообразным будет повышать правовую культуру не отдельного индивида, а общества в целом [3].

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Урок правовых знаний | Статья в журнале «Молодой ученый»

Сейчас, когда на дорогах нашей страны гибнет очень много людей в результате ДТП, особенно важно своевременное проведение профилактики правонарушений и преступлений, воспитанию законопослушных граждан умеющих добывать правовую информацию и...

Понятие и структура правовой компетенции специалиста сферы...

знания различных отраслей права (конституционного, административного, гражданского, трудового, семейного, уголовного) как гарантов обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации; знания правовых основ профессиональной медицинской...

Профессиональная готовность педагогов к правовому...

Профессиональная готовность педагогов к правовому воспитанию в инновационном образовательном учреждении.

Ключевые слова: учитель, правовое образование, правовое воспитание, образовательное учреждение.

Условия оптимизации правовое образование в практике...

Ключевые слова: школьник, правовое образование, педагогические условия, профессиональная подготовка, профессиональное образование.

Правовое образование в школе: личность и профессиональная компетентность учителя правоведения.

Правовая компетентность в профессиональной деятельности...

Правовая компетентность в профессиональной деятельности преподавателя высшей школы.

профессиональных задач, решаемых педагогическим работником, уровня его правового образования, состояния учебно-методического комплекса правовых дисциплин.

Роль правового воспитания в формировании электоральной...

− формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания

Ряд школ сводят правовое воспитание обучающихся к вопросам профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.

Аспекты и тенденции формирования правовой культуры...

Правовое образование подрастающего поколения является процессом овладения им правовыми знаниями, приводящими к

Воспитание ПК и соответственно законопослушного поведения детей-сирот представляет собой целенаправленный комплекс мер, направленный...

Формирование правового сознания подростков в процессе...

Правовое обучение и воспитание подростков является важным условием для организации профилактики правонарушений.

Поэтому целесообразным будет повышать правовую культуру не отдельного индивида, а общества в целом [3].

Урок правовых знаний | Статья в журнале «Молодой ученый»

Сейчас, когда на дорогах нашей страны гибнет очень много людей в результате ДТП, особенно важно своевременное проведение профилактики правонарушений и преступлений, воспитанию законопослушных граждан умеющих добывать правовую информацию и...

Понятие и структура правовой компетенции специалиста сферы...

знания различных отраслей права (конституционного, административного, гражданского, трудового, семейного, уголовного) как гарантов обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации; знания правовых основ профессиональной медицинской...

Профессиональная готовность педагогов к правовому...

Профессиональная готовность педагогов к правовому воспитанию в инновационном образовательном учреждении.

Ключевые слова: учитель, правовое образование, правовое воспитание, образовательное учреждение.

Условия оптимизации правовое образование в практике...

Ключевые слова: школьник, правовое образование, педагогические условия, профессиональная подготовка, профессиональное образование.

Правовое образование в школе: личность и профессиональная компетентность учителя правоведения.

Правовая компетентность в профессиональной деятельности...

Правовая компетентность в профессиональной деятельности преподавателя высшей школы.

профессиональных задач, решаемых педагогическим работником, уровня его правового образования, состояния учебно-методического комплекса правовых дисциплин.

Роль правового воспитания в формировании электоральной...

− формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания

Ряд школ сводят правовое воспитание обучающихся к вопросам профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.

Аспекты и тенденции формирования правовой культуры...

Правовое образование подрастающего поколения является процессом овладения им правовыми знаниями, приводящими к

Воспитание ПК и соответственно законопослушного поведения детей-сирот представляет собой целенаправленный комплекс мер, направленный...

Формирование правового сознания подростков в процессе...

Правовое обучение и воспитание подростков является важным условием для организации профилактики правонарушений.

Поэтому целесообразным будет повышать правовую культуру не отдельного индивида, а общества в целом [3].

Задать вопрос