Основные аспекты формирования трансграничного сотрудничества между регионами на примере Союзного государства Беларуси и России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №19 (78) ноябрь-2 2014 г.

Дата публикации: 17.11.2014

Статья просмотрена: 342 раза

Библиографическое описание:

Огнева, Н. Ф. Основные аспекты формирования трансграничного сотрудничества между регионами на примере Союзного государства Беларуси и России / Н. Ф. Огнева, Н. Г. Дупленко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 19.1 (78.1). — С. 30-33. — URL: https://moluch.ru/archive/78/13715/ (дата обращения: 01.03.2021).

В статье рассмотрены основные проблемы и возможности трансграничного сотрудничества регионов Союзного государства Беларуси и России. Представлен механизм формирования трансграничного сотрудничества регионов.

Ключевые слова: интеграция, Союзное государство, приграничное сотрудничество, трансграничное сотрудничество.

 

Развитие интеграции в рамках Союзного государства Беларуси и России дает значительные преимущества обоим государствам. Оно позволяет Беларуси укрепить свои позиции на российском рынке, а России, наоборот, на белорусском; дает Беларуси возможность получать энергоносители по льготным ценам, способствует увеличению притока инвестиций, в которых она остро нуждается для обеспечения устойчивого роста экономики и модернизации производственной инфраструктуры.

Для развития еще более тесной интеграции существуют все необходимые предпосылки. Россия является главным внешнеторговым партнером Беларуси - практически единственным поставщиком энергоресурсов в страну и основным рынком сбыта продукции многих отраслей ее экономики, особенно обрабатывающей промышленности [2, С. 54]. Значительна и роль Беларуси во внешнеторговом обороте России. В период с 1995 по 2013 год на нее приходилось от 20 до 40 процентов в общем объеме экспорта России в страны СНГ, от 16 до 41 процентов в общем объеме импорта [1].

Нельзя не отметить, однако, что, несмотря на долгосрочное сотрудничество между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, имеется ряд серьезных проблем, мешающих развитию интеграции между ними.

В работе «Межрегиональное приграничное сотрудничество – приоритетный фактор интеграции Беларуси и России: концептуальный подход» П.Г. Никитенко отметил главные, на его взгляд, причины нереализованности потенциала интеграционных экономических связей двух стран (Беларусь и Россия) на уровне приграничных территорий.

Во-первых, на концептуальном уровне приграничные связи не рассматриваются как особый вид международных экономических отношений, имеющих свою специфику целей, интересов, объекта и методов управления.

Во-вторых, в интеграционной политике формирования Союза Беларуси и России основной упор сделан на межгосударственный и национальный уровни, а региональное и местное звено управления в правовом и организационно-финансовом плане не определены как равноценные. В связи с этим отсутствует четкая и последовательно реализуемая политика развития приграничного сотрудничества как одного из аспектов белорусско-российского союзного строительства. Как следствие, со стороны наднациональных органов не осуществляется в должной мере организационно-методическая помощь и не созданы каналы финансовой поддержки, как это имеет место, например, в практике ЕС.

В-третьих, зачастую самым негативным образом на развитии приграничных контактов сказывается несоответствие компетентности органов местной власти Беларуси и России, вытекающее из различий в построении системы местного управления и самоуправления, определенной асимметричности в проведении рыночных реформ, особенностей моделей социально-экономического развития и используемых методов управления экономикой. В результате приграничные связи развиваются не по классической схеме взаимодействия между региональными органами управления двух стран, а требуют вмешательства центра. Это приводит к перекосам в сторону реализации национальных интересов, снижает инициативность местных властей и лишает сотрудничество организационно-экономических предпосылок в сферах, определяющих социально-экономическое развитие приграничной территории [5, с.13-14].

В то же время за последние годы значительно расширились сотрудничество между отдельными городами и районами Беларуси и России, что создает реальную основу для межрегионального сотрудничества.

Межрегиональное сотрудничество подразумевает налаживание прямых связей между субъектами хозяйствования, организацию взаимной торговли, производственное кооперирование, оказание транспортных услуг и услуг строительства. Трансграничная торговля и торгово-экономическое сотрудничество на местном уровне превратились в существенный компонент двусторонних отношений России и Беларуси. Трансграничные связи приобрели перспективный многоплановый характер, возросли возможности прямого выхода предприятий, фирм и организаций на непосредственные связи с зарубежными партнерами. В частности, существенный вклад в организацию и развитие трансграничного сотрудничества вносят предприятия с иностранными инвестициями.

Так, рассматривая сотрудничество Гродненской области с регионами Российской Федерации, стоит отметить, что всего зарегистрировано 176 таких предприятий, из них 130 с совместным и 46 – с иностранным капиталом с участием инвесторов из 24 стран. При этом 53 процента предприятий расположено в г. Гродно. Доля иностранного капитала в виде уставного фонда в Гродненской области составляет свыше 10 млн. Основной объем инвестиций приходится на Австрию (37,0 процентов), Польшу (27,9 процентов), Чешскую Республику (11,2 процента), Литву (10,3 процента) и Германию (3,2 процента).

На рисунке представлен один из способов развития трансграничного сотрудничества между регионами Союзного государства ― механизм формирования трансграничного сотрудничества регионов.

Рисунок. Механизм формирования трансграничного сотрудничества регионов

 

Задачами первого этапа предложенного механизма формирования трансграничного сотрудничества регионов является определение современных тенденций развития региона, анализ роли и характера влияния национальной политики на динамику его развития, а также анализ внешнеэкономической деятельности региона. Проведенное в рамках первого этапа исследование позволит определить или скорректировать основные направления, в рамках которых целесообразно развивать трансграничное сотрудничество [6, С. 27].

Определение возможностей региона в интеграции и трансграничном сотрудничестве происходит на втором этапе. Оценку потенциала его развития можно проводить по трем группам элементов – неизменным, условно неизменным и медленно изменяющимся.

К неизменным элементам потенциала относятся площадь территории, географическое положение, климат, рельеф местности. К условно неизменным элементам потенциала можно отнести почвенные и рекреационные ресурсы, а также достопримечательности, объекты культурного и археологического наследия, то есть все то, что не изменяется при нормальных условиях, однако может исчезнуть или потерять свои ценные свойства в случае какого-либо бедствия, например, пожара, или в результате негативного воздействия – к примеру, загрязнения окружающей среды. В группу медленно изменяющихся элементов потенциала входит население, минеральные и биологические ресурсы, транспортная инфраструктура. Безусловно, эти элементы изменяются, но, как правило, сравнительно медленно. Исследование потенциала региона необходимо дополнить анализом его экономического развития, а также оценкой интеграционных процессов и конкурентоспособности, причем не только экономики региона в целом, и ее важнейших составляющих – в частности, малого предпринимательства [4], особенно малых инновационных предприятий [3].

На третьем этапе происходит формирование организационных структур трансграничного сотрудничества. Необходимо определить уровни сотрудничества (международный, межгосударственный, региональный, муниципальный); выбрать из уже существующих или создать новые органы управления трансграничным сотрудничеством региона; определить их основные функции.

Целью четвертого этапа является формирование альтернатив и стратегии развития региона на уровне трансграничного сотрудничества. Для достижения данной цели необходимо решить такие задачи, как обоснование приоритетных направлений развития сотрудничества региона; разработка проектов и программ сотрудничества; формализация трансграничного сотрудничества в соглашения и договоры.

И, наконец, на пятом этапе происходит реализация и оценка полученных результатов.  Осуществляется реализация выбранных направлений сотрудничества; при необходимости - корректировка проектов и программ. Важной задачей является также мониторинг реализации трансграничного сотрудничества по выбранным направлениям.

Ключевыми моментами разработанного механизма являются, во-первых, необходимость создания единой стратегии социально-экономического развития регионов; во-вторых, наделение региональных органов управления большей самостоятельностью в организации трансграничного сотрудничества; в-третьих, использование специфических условий расположения трансграничных регионов для улучшения их социально-экономического потенциала.

Таким образом, трансграничные регионы России и Беларуси заинтересованы в решении вопросов развития и расширения торгово-экономических связей, решении таможенных вопросов, обеспечении необходимого режима пересечения государственной границы. Реализация предложенного механизма формирования трансграничного сотрудничества регионов позволит развивать интеграционные процессы. Что, в свою очередь, будет способствовать решению вопросов более эффективного использования природных ресурсов, налаживанию экологически чистого сельскохозяйственного производства, организации совместных предприятий пищевой промышленности, улучшению транспортного сообщения, модернизации средств коммуникаций и других объектов приграничного хозяйства.

 

Литература:

1.      Внешняя торговля Российской Федерации со странами СНГ / Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ, 2014. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ftrade/# (Дата обращения: 16.09.2014).

2.      Войтик Н.А., Сергиевич Н.Ф. Таможенный союз как эффективная форма интеграционных процессов // Актуальные вопросы экономических наук. - 2013. - № 30. - С. 53-57.

3.      Дупленко Н.Г. Развитие малого инновационного предпринимательства на основе согласования экономических интересов // Балтийский регион. - 2012. - № 3 (13). - С. 34-46.

4.      Зонин Н.А., Кашпаров Д.В. Система управления моделью повышения конкурентоспособности малого предпринимательства // Молодой ученый. – 2014. - № 7-1 (66). - С. 7-10.

5.      Никитенко, П.Г. Межрегиональное приграничное сотрудничество – приоритетный фактор союзной интеграции Беларуси и России. – Минск: Право и экономика, 2008.

6.      Огнева Н.Ф., Никифорова И.В. Интеграционные потенциал в рамках Союзного государства // Молодой ученый. – 2014. - № 7-1 (66). - C. 27-28.

Основные термины (генерируются автоматически): трансграничное сотрудничество, Россия, Беларусь, трансграничное сотрудничество регионов, механизм формирования, Гродненская область, иностранный капитал, межрегиональное сотрудничество, Российская Федерация, Союзное государство.


Похожие статьи

Интеграционные потенциал в рамках Союзного государства

Развитие союзнических отношений Республики Беларусь с Российской Федерацией обусловлены географической и культурно-исторической близостью этих

2) Географические - географическая близость государств и сотрудничество приграничных регионов

Региональное сотрудничество стран Центральной Азии: взгляд...

Механизм приграничного сотрудничества может стать основой формирования межгосударственного регионального рынка и оборота товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

Значение для России сотрудничества с международными...

Россия, сотрудничество, международное сообщество, Российская Федерация, Украина, Совет Безопасности ООН, Совет Европы, государство, Генеральная Ассамблея, Европейский союз. Ключевые слова.

Перспективы развития интеграционных объединений на...

К интеграции подталкивают, конечно же, общеисторические связи и существующее межрегиональное взаимодействие, которое можно

Основные термины (генерируются автоматически): Казахстан, Беларусь, таможенный союз, Российская Федерация, Россия...

Регулирование интеграционного развития регионов Евразийского...

В январе 1995 года Президентами России, Беларуси и Казахстана было подписано Соглашение, которое послужило началом формирования

Как видно, в рамках Таможенного союза, за счёт создания благоприятных условий международного сотрудничества...

«Калининградский вопрос» в отношениях Российской Федерации...

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, калининград, Калининградская область, Европейский Союз, регион, автор, Балтийский

Сотрудничество Европейского Союза и Республики Таджикистан по обеспечению центрально-азиатской безопасности.

Основы функционирования единого экономического пространства...

Соглашение о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств является рамочным, его

5. Ткач А. В., Салова М. С. Единое экономическое пространство Беларуси, Казахстана и России — как форма кооперации и интеграции на...

Международные бизнес-форумы как основной метод...

На протяжении последнего десятилетия основными каналами осуществления международного экономического сотрудничества субъектами Российской Федерации являлись малый бизнес и транснациональные корпорации. Малый бизнес в российских регионах...

Интеграционные потенциал в рамках Союзного государства

Развитие союзнических отношений Республики Беларусь с Российской Федерацией обусловлены географической и культурно-исторической близостью этих

2) Географические - географическая близость государств и сотрудничество приграничных регионов

Региональное сотрудничество стран Центральной Азии: взгляд...

Механизм приграничного сотрудничества может стать основой формирования межгосударственного регионального рынка и оборота товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

Значение для России сотрудничества с международными...

Россия, сотрудничество, международное сообщество, Российская Федерация, Украина, Совет Безопасности ООН, Совет Европы, государство, Генеральная Ассамблея, Европейский союз. Ключевые слова.

Перспективы развития интеграционных объединений на...

К интеграции подталкивают, конечно же, общеисторические связи и существующее межрегиональное взаимодействие, которое можно

Основные термины (генерируются автоматически): Казахстан, Беларусь, таможенный союз, Российская Федерация, Россия...

Регулирование интеграционного развития регионов Евразийского...

В январе 1995 года Президентами России, Беларуси и Казахстана было подписано Соглашение, которое послужило началом формирования

Как видно, в рамках Таможенного союза, за счёт создания благоприятных условий международного сотрудничества...

«Калининградский вопрос» в отношениях Российской Федерации...

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, калининград, Калининградская область, Европейский Союз, регион, автор, Балтийский

Сотрудничество Европейского Союза и Республики Таджикистан по обеспечению центрально-азиатской безопасности.

Основы функционирования единого экономического пространства...

Соглашение о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств является рамочным, его

5. Ткач А. В., Салова М. С. Единое экономическое пространство Беларуси, Казахстана и России — как форма кооперации и интеграции на...

Международные бизнес-форумы как основной метод...

На протяжении последнего десятилетия основными каналами осуществления международного экономического сотрудничества субъектами Российской Федерации являлись малый бизнес и транснациональные корпорации. Малый бизнес в российских регионах...

Похожие статьи

Интеграционные потенциал в рамках Союзного государства

Развитие союзнических отношений Республики Беларусь с Российской Федерацией обусловлены географической и культурно-исторической близостью этих

2) Географические - географическая близость государств и сотрудничество приграничных регионов

Региональное сотрудничество стран Центральной Азии: взгляд...

Механизм приграничного сотрудничества может стать основой формирования межгосударственного регионального рынка и оборота товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

Значение для России сотрудничества с международными...

Россия, сотрудничество, международное сообщество, Российская Федерация, Украина, Совет Безопасности ООН, Совет Европы, государство, Генеральная Ассамблея, Европейский союз. Ключевые слова.

Перспективы развития интеграционных объединений на...

К интеграции подталкивают, конечно же, общеисторические связи и существующее межрегиональное взаимодействие, которое можно

Основные термины (генерируются автоматически): Казахстан, Беларусь, таможенный союз, Российская Федерация, Россия...

Регулирование интеграционного развития регионов Евразийского...

В январе 1995 года Президентами России, Беларуси и Казахстана было подписано Соглашение, которое послужило началом формирования

Как видно, в рамках Таможенного союза, за счёт создания благоприятных условий международного сотрудничества...

«Калининградский вопрос» в отношениях Российской Федерации...

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, калининград, Калининградская область, Европейский Союз, регион, автор, Балтийский

Сотрудничество Европейского Союза и Республики Таджикистан по обеспечению центрально-азиатской безопасности.

Основы функционирования единого экономического пространства...

Соглашение о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств является рамочным, его

5. Ткач А. В., Салова М. С. Единое экономическое пространство Беларуси, Казахстана и России — как форма кооперации и интеграции на...

Международные бизнес-форумы как основной метод...

На протяжении последнего десятилетия основными каналами осуществления международного экономического сотрудничества субъектами Российской Федерации являлись малый бизнес и транснациональные корпорации. Малый бизнес в российских регионах...

Интеграционные потенциал в рамках Союзного государства

Развитие союзнических отношений Республики Беларусь с Российской Федерацией обусловлены географической и культурно-исторической близостью этих

2) Географические - географическая близость государств и сотрудничество приграничных регионов

Региональное сотрудничество стран Центральной Азии: взгляд...

Механизм приграничного сотрудничества может стать основой формирования межгосударственного регионального рынка и оборота товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

Значение для России сотрудничества с международными...

Россия, сотрудничество, международное сообщество, Российская Федерация, Украина, Совет Безопасности ООН, Совет Европы, государство, Генеральная Ассамблея, Европейский союз. Ключевые слова.

Перспективы развития интеграционных объединений на...

К интеграции подталкивают, конечно же, общеисторические связи и существующее межрегиональное взаимодействие, которое можно

Основные термины (генерируются автоматически): Казахстан, Беларусь, таможенный союз, Российская Федерация, Россия...

Регулирование интеграционного развития регионов Евразийского...

В январе 1995 года Президентами России, Беларуси и Казахстана было подписано Соглашение, которое послужило началом формирования

Как видно, в рамках Таможенного союза, за счёт создания благоприятных условий международного сотрудничества...

«Калининградский вопрос» в отношениях Российской Федерации...

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, калининград, Калининградская область, Европейский Союз, регион, автор, Балтийский

Сотрудничество Европейского Союза и Республики Таджикистан по обеспечению центрально-азиатской безопасности.

Основы функционирования единого экономического пространства...

Соглашение о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств является рамочным, его

5. Ткач А. В., Салова М. С. Единое экономическое пространство Беларуси, Казахстана и России — как форма кооперации и интеграции на...

Международные бизнес-форумы как основной метод...

На протяжении последнего десятилетия основными каналами осуществления международного экономического сотрудничества субъектами Российской Федерации являлись малый бизнес и транснациональные корпорации. Малый бизнес в российских регионах...

Задать вопрос