Программа «Развитие навыков коммуникации через инсценировку русской народной сказки «Теремок» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (78) ноябрь-2 2014 г.

Дата публикации: 10.11.2014

Статья просмотрена: 278 раз

Библиографическое описание:

Костина И. О. Программа «Развитие навыков коммуникации через инсценировку русской народной сказки «Теремок» // Молодой ученый. — 2014. — №19. — С. 562-565. — URL https://moluch.ru/archive/78/13538/ (дата обращения: 21.08.2018).

Целевая аудитория: Программа рассчитана на обучающихся с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости 3-а класса специальных (коррекционных) школ VIII вида, которых характеризуют:

-          недоразвитие основных познавательных процессов (память, речь, внимание и др.);

-          косность, инертность и тугоподвижность мышления;

-          несформированность эмоционально-волевой сферы;

-          неумение общаться со взрослым и сверстниками;

-          неумение играть в коллективе;

-          значительные нарушения (отсутствие) речи;

-          неумение переносить свои знания и умения в новые условия.

Цель программы: формировать коммуникативные навыки у обучающихся через инсценировку русской народной сказки «Теремок».

Задачи:

Образовательные:

-          Формировать умения слушать художественное произведение.

-          Формировать умения инсценировать сказку.

-          Закрепить знания сказки.

Коррекционно-развивающие:

-          Активизировать пассивный и активный словарный запас.

-          Развивать умение отвечать на вопросы по произведению.

-          Развивать внимание, мышление, память.

-          Развивать координацию движений.

-          Развивать коммуникативную и эмоционально-волевую сферы личности ребенка.

Воспитательные:

-          Воспитывать умения играть в коллективе и помогать друг другу.

-          Воспитывать любовь и уважение к сказкам.

Технологии:

-          личностно-ориентированные,

-          здоровьесберегающие,

-          коррекционно-развивающие.


Содержание программы «Развитие навыков коммуникации через инсценировку русской народной сказки «Теремок»

 

Этапы

Задачи

Оборудование

Содержание

Деятельность участников процесса

Формируемые знания, умения, навыки

Установочный (1 час)

1.Создание комфортной среды.

2. Установить доброжелательные отношения между всеми участниками игрового процесса.

Магнитофон, музыкальное сопровождение.

Игра «Давайте поздороваемся».

 

 

 

 

 

 

 

Игра «Потанцуем».

Обучающиеся и педагог стоят по кругу, взявшись за руки. Каждый называет своё имя и здоровается (не говорящие дети кивают головой).

Обучающиеся и педагог встают в пары и под весёлую музыку кружатся в парах.

Умения слушать педагога.

Умения играть вместе.

Умение эмоционально реагировать на предложенные ситуации.

Диагностический (2 часа)

1.Уточнить знания и умения детей.

2. Разработка игрового процесса.

Компьютер, интерактивная доска, картинки с животными, мультфильм, раскраски с животными.

Просмотр мультфильма «Теремок».

Игра «Кто как кричит и двигается».

 

 

 

 

Раскрашивание животных.

Смотрят мультфильм.

Называют животное и вместе с педагогом имитируют голос и движения животных.

Раскрашивание картинок.

Знания сказки.

 

Знания животных и их повадок и имитация голоса.

 

 

 

Творческие навыки.

Поддерживающий (2 часа)

1. Упрочнение знаний и умений каждого участника игрового процесса.

2. Совершенствование творческих способностей участников игрового процесса.

 

Раскраски.

Настольный театр «Теремок».

Песочница и атрибуты к сказке.

Рассматривание раскрашенных картинок к сказке.

Педагог рассказывает сказку с использованием настольного театра.

Беседа по сказке.

Отбор атрибутов и персонажей сказки.

Инсценировка сказки с использованием песочницы.

Называют животных.

 

Слушают и смотрят сказку.

 

Отвечают на вопросы педагога по сказке.

Учатся играть в песочнице.

Знания сказки.

Знания животных сказки.

Умения слушать педагога.

 

 

 

 

Умения совершать совместные действия.

Коррекционно-развивающий (3 часа)

1. Формирование коммуникативных навыков у детей.

2. Расширение информационного опыта.

3. Закрепить знания сказки.

4. Активизировать словарный запас.

5. Формировать умения рассказывать сказку.

Песочница, атрибуты к сказке.

Отбор атрибутов и персонажей сказки.

Цикл игр в песочнице.

 

 

Организация игрового процесса в песочнице.

Проигрывание на песке сказки.

Совместные игры педагога и детей.

Знания сказки.

 

Умения инсценировать сказку.

Умения играть всем вместе.

 

Диагностический (1 час)

Выявление изменений знаний, умений, навыков участников игрового процесса, закрепление изученного.

Выявление изменений в коммуникативном развитии детей.

Компьютер, интерактивная доска, мультфильм, песочница, теремок, игрушки-животные к сказке «Теремок», деревья и кусты.

Просмотр мультфильма «Теремок».

Игра «Кого не стало?»

Просмотр мультфильма.

Организация и проведение дидактической игры.

Умение рассказывать сказку.

Умение называть животных.

Умение видеть и называть (показывать) изменения во время игры.

Интеграционный (2 часа)

Закрепление в игровой практике полученного опыта. Формировать умения использовать полученных знаний, умений и навыков в реальной жизни.

Эмблемы с героями сказки «Теремок»: мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь, теремок-декорация.

Игра «Иголка и нитка».

 

 

 

 

 

 

 

Инсценировка сказки «Теремок».

Выбирается ведущий — «иголочка». Под музыку ведущий идёт по классу, а остальные «ниточка» идут за ним.

Рассматривание эмблем с животными сказки и уточнение повадок каждого животного.

Распределение ролей.

Инсценировка сказки.

Умение играть всем вместе.

Умения слушать и слышать педагога.

Умения выполнять правила игры.

 

 

Умения действовать согласно роли.

Умения помогать друг другу.

Результирующий (1 час)

Подведение итогов игрового цикла.

 

Беседа по сказке.

Выбор дальнейших игр.

Рассказ о том, во что играли.

Понравилось?

В какую сказку ещё хотите поиграть?

Эмоциональная сфера.

Желание играть в коллективе.


Пример занятия коррекционно-развивающего этапа

Оборудование: песочница, теремок, игрушки-животные к сказке «Теремок», деревья и кусты.

Ритуал входа.

Содержание работы

Деятельность детей и педагога

Примечание

Игра «Давайте поздороваемся».

Дети и педагог стоят по кругу, взявшись за руки. Каждый называет своё имя и здоровается.

Не говорящие дети кивают головой.

Игра «Потанцуем».

Дети и педагог встают в пары и под весёлую музыку кружатся в парах.

 

 

Повторение и укрепление предыдущего игрового опыта.

Содержание работы

Деятельность детей и педагога

Примечание

Загадка:

 

 

 

 

Вспомнить сказку.

 

 

 

 

Отбор атрибутов к сказке.

«На поляночке лесной

Стоял домик расписной,

Всех зверюшек спрятать мог,

Что за домик?»

Дети: «Теремок».

Педагог: «Молодцы. Давайте вспомним, какие животные жили в теремке?»

Дети: мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь.

Дети выбирают необходимые атрибуты к сказке.

 

 

Расширение игрового опыта.

Содержание работы.

Деятельность детей и педагога

Примечание

Настрой на игру.

 

 

 

 

Выбор животных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра в песочнице.

«Сегодня мы с Вами отправимся в путешествие по сказке «Теремок». Я буду рассказывать сказку, а вы будете мне помогать».

— Кто это? (Мышка.)

—Мышка маленькая. Кто у нас хочет быть мышкой? Маша, будет мышкой. Бери Маша мышку.

— Кто это? (Лягушка). Кто у нас быть лягушкой. Ира будет лягушкой. Бери Ира лягушку.

—Кто это? (Заяц.) Кто у нас будет зайчиком? Ярослав, будет зайчиком. Бери Ярослав зайчика.

—Кто это? (Лиса). А лисичкой у нас будет Маша. Бери Маша лисичку.

— Кто это? (Волк). Волком у нас будет Вова. Вова бери волка.

—Кто это? (Медведь). Кто же у нас будет медведем? А медведем будет Ваня. Бери Ваня медведя.

— А сейчас мы с вами отправимся в сказку.

Педагог рассказывает сказку, а дети действуют в песочнице с игрушками.

 

 

 

 

 

Дети берут игрушки-животных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети помогают друг другу.

 

Динамическая пауза. «У медведя дом большой…». Дети выполняют движения по тексту, повторяя за педагогом.

У медведя дом большой,

А у зайки маленький.

Наш медведь пошёл домой,

Ускакал и заинька.

 

Интеграция полученного игрового опыта в повседневный жизненный опыт детей.

Содержание работы.

Деятельность детей и педагога

Примечание

Сказка на песке.

-Ребята, вы так хорошо помогали мне рассказывать сказку. А теперь давайте Маша будет нам рассказывать и показывать сказку, а мы ей будем помогать.

Ребёнок рассказывает сказку и показывает её на песке, а остальные ребята ему помогают и подают атрибуты.

 

Резюмирование.

Содержание работы

Деятельность детей и педагога

Примечание

Подведение итогов занятия.

-Сегодня на занятии мы с вами вспомнили сказку «Теремок». Мы поиграли в сказку.

— Все очень хорошо сыграли сказочных животных из сказки «Теремок».

 

 

Ритуал выхода.

Содержание работы

Деятельность детей и педагога

Примечание

Коммуникативная игра «Смайлики».

-Ребята, вам понравилось наше занятие?

—На моём столе лежат смешные смайлики. Давайте мы возьмём их и подарим друг другу.

—Вы, молодцы! Вы очень дружные ребята!

 

 

 

Под весёлую музыку дети выходят из класса.

 

Основные термины (генерируются автоматически): сказка, умение, содержание работы, педагог, игровой процесс, деятельность детей, ребенок, знание сказки, Отбор атрибутов, веселая музыка.


Похожие статьи

Игровая деятельность дошкольников | Статья в журнале...

В процессе игровой деятельности ребенок воспроизводит отношения взрослых в

Воспитатель помогает ребенку обустроить игру при помощи необходимых атрибутов

При дидактической игре у детей закрепляется умение подбирать предметы по цвету и величине...

Игровая деятельность дошкольника | Статья в журнале...

Основная деятельность дошкольника — игровая, в игре ребенок живет, растет, развивается.

Постепенно педагог формирует умение соотносить набор определенных атрибутов действий с названием роли и игры.

Педагогические возможности сказки в работе с детьми с ОНР

Во время работы над сказкой, дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь.

Работа со сказкой на уровнях слова, художественного образа и системы знаний о мире и о себе, позволяет формировать у...

Развитие коммуникативных способностей через игровую...

Моя деятельность предполагает ежедневное включение игр на развитие коммуникативных умений в педагогический процесс в виде различных форм, таких как

‒ развивать связную речь детей в процессе создания сюжетного рассказа, сказки, используя различные приёмы.

Влияние музыкально-театрализованной деятельности на...

С точки зрения гуманистической позиции все дети — одаренные, и задача педагога — раскрыть талант каждого ребенка, дать ему возможность поверить в себя

Работа над театрализацией сказки способствует развитию и коррекции всех психических познавательных процессов.

Рубрика: Организация игровой деятельности

Трофименко Ю. В. Организация дидактической игровой деятельности дошкольников при формировании навыков счетной деятельности

С помощью дидактических игр педагог может знакомить детей с новыми знаниями, повторять и закреплять полученные знания.

Эффективные формы и методы работы по развитию интереса...

В работу с детьми по сказке ввела элементы инновации. С помощью д/и «Придумай рифму», «Доскажи словечко» развивала умения художественно — речевой деятельности детей на основе литературного текста: придумывание поэтических рифм.

Развитие речи и социо-игровых навыков детей через...

Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, разговорную речь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка...

Создание ситуации выбора у детей дошкольного возраста...

Нет, ребенок тоже может делать выбор. Проблемой выбора занимались многие педагоги

Игровые технологии (позволяют сделать поисковый процесс интересным и познавательным)

Веселые старты. Капитаны выбирают себе команду. Выбор содержания деятельности.

Игровая деятельность дошкольников | Статья в журнале...

В процессе игровой деятельности ребенок воспроизводит отношения взрослых в

Воспитатель помогает ребенку обустроить игру при помощи необходимых атрибутов

При дидактической игре у детей закрепляется умение подбирать предметы по цвету и величине...

Игровая деятельность дошкольника | Статья в журнале...

Основная деятельность дошкольника — игровая, в игре ребенок живет, растет, развивается.

Постепенно педагог формирует умение соотносить набор определенных атрибутов действий с названием роли и игры.

Педагогические возможности сказки в работе с детьми с ОНР

Во время работы над сказкой, дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь.

Работа со сказкой на уровнях слова, художественного образа и системы знаний о мире и о себе, позволяет формировать у...

Развитие коммуникативных способностей через игровую...

Моя деятельность предполагает ежедневное включение игр на развитие коммуникативных умений в педагогический процесс в виде различных форм, таких как

‒ развивать связную речь детей в процессе создания сюжетного рассказа, сказки, используя различные приёмы.

Влияние музыкально-театрализованной деятельности на...

С точки зрения гуманистической позиции все дети — одаренные, и задача педагога — раскрыть талант каждого ребенка, дать ему возможность поверить в себя

Работа над театрализацией сказки способствует развитию и коррекции всех психических познавательных процессов.

Рубрика: Организация игровой деятельности

Трофименко Ю. В. Организация дидактической игровой деятельности дошкольников при формировании навыков счетной деятельности

С помощью дидактических игр педагог может знакомить детей с новыми знаниями, повторять и закреплять полученные знания.

Эффективные формы и методы работы по развитию интереса...

В работу с детьми по сказке ввела элементы инновации. С помощью д/и «Придумай рифму», «Доскажи словечко» развивала умения художественно — речевой деятельности детей на основе литературного текста: придумывание поэтических рифм.

Развитие речи и социо-игровых навыков детей через...

Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, разговорную речь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка...

Создание ситуации выбора у детей дошкольного возраста...

Нет, ребенок тоже может делать выбор. Проблемой выбора занимались многие педагоги

Игровые технологии (позволяют сделать поисковый процесс интересным и познавательным)

Веселые старты. Капитаны выбирают себе команду. Выбор содержания деятельности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Игровая деятельность дошкольников | Статья в журнале...

В процессе игровой деятельности ребенок воспроизводит отношения взрослых в

Воспитатель помогает ребенку обустроить игру при помощи необходимых атрибутов

При дидактической игре у детей закрепляется умение подбирать предметы по цвету и величине...

Игровая деятельность дошкольника | Статья в журнале...

Основная деятельность дошкольника — игровая, в игре ребенок живет, растет, развивается.

Постепенно педагог формирует умение соотносить набор определенных атрибутов действий с названием роли и игры.

Педагогические возможности сказки в работе с детьми с ОНР

Во время работы над сказкой, дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь.

Работа со сказкой на уровнях слова, художественного образа и системы знаний о мире и о себе, позволяет формировать у...

Развитие коммуникативных способностей через игровую...

Моя деятельность предполагает ежедневное включение игр на развитие коммуникативных умений в педагогический процесс в виде различных форм, таких как

‒ развивать связную речь детей в процессе создания сюжетного рассказа, сказки, используя различные приёмы.

Влияние музыкально-театрализованной деятельности на...

С точки зрения гуманистической позиции все дети — одаренные, и задача педагога — раскрыть талант каждого ребенка, дать ему возможность поверить в себя

Работа над театрализацией сказки способствует развитию и коррекции всех психических познавательных процессов.

Рубрика: Организация игровой деятельности

Трофименко Ю. В. Организация дидактической игровой деятельности дошкольников при формировании навыков счетной деятельности

С помощью дидактических игр педагог может знакомить детей с новыми знаниями, повторять и закреплять полученные знания.

Эффективные формы и методы работы по развитию интереса...

В работу с детьми по сказке ввела элементы инновации. С помощью д/и «Придумай рифму», «Доскажи словечко» развивала умения художественно — речевой деятельности детей на основе литературного текста: придумывание поэтических рифм.

Развитие речи и социо-игровых навыков детей через...

Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, разговорную речь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка...

Создание ситуации выбора у детей дошкольного возраста...

Нет, ребенок тоже может делать выбор. Проблемой выбора занимались многие педагоги

Игровые технологии (позволяют сделать поисковый процесс интересным и познавательным)

Веселые старты. Капитаны выбирают себе команду. Выбор содержания деятельности.

Игровая деятельность дошкольников | Статья в журнале...

В процессе игровой деятельности ребенок воспроизводит отношения взрослых в

Воспитатель помогает ребенку обустроить игру при помощи необходимых атрибутов

При дидактической игре у детей закрепляется умение подбирать предметы по цвету и величине...

Игровая деятельность дошкольника | Статья в журнале...

Основная деятельность дошкольника — игровая, в игре ребенок живет, растет, развивается.

Постепенно педагог формирует умение соотносить набор определенных атрибутов действий с названием роли и игры.

Педагогические возможности сказки в работе с детьми с ОНР

Во время работы над сказкой, дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь.

Работа со сказкой на уровнях слова, художественного образа и системы знаний о мире и о себе, позволяет формировать у...

Развитие коммуникативных способностей через игровую...

Моя деятельность предполагает ежедневное включение игр на развитие коммуникативных умений в педагогический процесс в виде различных форм, таких как

‒ развивать связную речь детей в процессе создания сюжетного рассказа, сказки, используя различные приёмы.

Влияние музыкально-театрализованной деятельности на...

С точки зрения гуманистической позиции все дети — одаренные, и задача педагога — раскрыть талант каждого ребенка, дать ему возможность поверить в себя

Работа над театрализацией сказки способствует развитию и коррекции всех психических познавательных процессов.

Рубрика: Организация игровой деятельности

Трофименко Ю. В. Организация дидактической игровой деятельности дошкольников при формировании навыков счетной деятельности

С помощью дидактических игр педагог может знакомить детей с новыми знаниями, повторять и закреплять полученные знания.

Эффективные формы и методы работы по развитию интереса...

В работу с детьми по сказке ввела элементы инновации. С помощью д/и «Придумай рифму», «Доскажи словечко» развивала умения художественно — речевой деятельности детей на основе литературного текста: придумывание поэтических рифм.

Развитие речи и социо-игровых навыков детей через...

Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, разговорную речь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка...

Создание ситуации выбора у детей дошкольного возраста...

Нет, ребенок тоже может делать выбор. Проблемой выбора занимались многие педагоги

Игровые технологии (позволяют сделать поисковый процесс интересным и познавательным)

Веселые старты. Капитаны выбирают себе команду. Выбор содержания деятельности.

Задать вопрос