Педагогическая деятельность и личность учителя представляют собой непростую совокупность свойств и характеристик, а единое целостное образование, логическим центром и основанием которого является мотивационная сфера, определяющая ее профессионально-педагогическую и познавательную направленность.
В. А. Сластенин [4], готовность к педагогической деятельности учителя, ставит на уровень профессионального мастерства, определяет рядом общепедагогических умений. По сравнению с навыками, умения имеют большую подвижность, носят сознательный характер выполнения действия с возможностью перехода в творчество, изменение требований к характеру умений является ответом на рост научной информации, быструю замену старых знаний новыми. В этих условиях важное значение приобретает вооружение человека не столько техникой (навык), сколько методикой выполнения действий. Если такой подход важен в обучении любому виду деятельности, то он тем более необходим при подготовке учителя, ведь педагогу чаще, чем работнику любой другой профессии, приходится обновлять свои знания, пересматривать методы работы, овладевать новыми умениями.
Педагогические умения − это системы педагогических воздействий, связанных между собой определенными отношениями и направленных на решение педагогических задач в изменяющихся условиях. Формирование и функционирование педагогических умений осуществляется на основе активного и целенаправленного практического использования опыта, представленного в знаниях и навыках. Умения достаточно высокого уровня обобщенности характеризуются разносторонностью, гибкостью и точностью выполнения входящих в их состав педагогических действий.
Совершенствование качества готовности педагогических кадров в организации деятельности учащихся во внешкольных учреждениях выдвигает необходимость изучения структуры деятельности и личности руководителя кружка. Опираясь на объективный профессиографический метод, можно с большой достоверностью выделить и обосновать наиболее существенные характеристики и требования к личности и уровню профессионально-педагогической подготовки учителя.
В общенаучную готовность учителя входит: владение естественно-научными методами познания явлений природы (наблюдение, опыт, эксперимент); умение обучать школьников применению биологических знаний; навыки руководства опытнической работой учащихся; навыки руководства деятельностью учащихся по охране природы; умение нормировать у учащихся гигиенические привычки; умение создавать и оборудовать лабораторию, уголок живой природы; умение изготовлять коллекции, муляжи, препараты, гербарии из натуральных объектов, рисовать, быть столяром и маляром. Биолог обязан быть мастером на все руки.
Готовность учителя к организации деятельности учащихся педагоги-новаторы Ш. А. Амонашвили, В. Ф. Шаталов, И. П. Волков и другие видят в следующем: «Не копировать ничью манеру! Подражать - это продолжать. Смотрите, как ведут уроки опытные мастера, и - учитесь у себя. В нашем деле, как в искусстве, ценен неповторимый, непередаваемый и в этом смысле передовой опыт» [5].
Прежде чем сформулировать принципы, требования к современному учебно-воспитательному процессу в начальных классах, Ш. А. Амонашвили [1] выясняет, каким должен быть учитель детей этой возрастной группы. По его убеждению, методы, принципы, формы работы с учениками сами по себе не могут быть хорошими и эффективными, если учитель, в деятельности которого они оживают, не проводит через них свое доброжелательное, заинтересованное отношение к учащимся, не устанавливает в детском коллективе дух оптимизма, сотрудничества и товарищества, не вселяет в каждого школьника веру в свои силы. Человек, посвятивший профессии учителя жизнь, должен обладать всеми теми качествами, которые он хочет взрастить в своих воспитанниках. Учитель сам должен быть личностью, ибо личность может быть воспитана только личностью; он сам должен быть высокогуманным, ибо гуманность можно привить ребенку только добротой души; он обязательно должен быть широко образованным и творческим человеком, ибо страсть к познанию может зажечь только тот, кто сам горит ею; учитель должен быть патриотом и интернационалистом, ибо любовь к Родине может пробудить любящий свое отечество.
В младшем школьном возрасте самый высокий авторитет для детей - учитель, школьники верят в своего педагога, в его знания, в справедливость. Очень важно, чтобы учитель готов был сохранить и закрепить свой авторитет среди детей, использовать его для благотворного влияния на формирование личности каждого школьника. Младший школьник любые знания воспринимает через учителя. Учение и учитель для него неразделимы.
Если ребенок любит учителя, значит, любит учиться, любит школу, уроки, книги; не любит учителя, боится его, значит, учение переживает как мучение, тревожится, без охоты идет в школу. Мнения, оценки любимого учителя становятся для ученика эталоном отношения к людям, их поступкам, явлениям действительности. Любимый учитель - хрустально-прозрачное, чистое стекло, через которое ученик смотрит на жизнь.
Установление в детском коллективе духа взаимопонимания, дружбы, взаимопомощи, чуткости и отзывчивости полностью зависит от готовности учителя к деятельности с учащимися. Лишь на этом фоне усваиваемые детьми знания будут оказывать, будут оказывать то воспитательное и развивающее действие, которое предусмотрено программами и учебниками.
Готовность учителя к управлению педагогическим процессом Н. Д. Хмель [5], ставит в зависимость от эффективности педагогического процесса. Эффективность педагогического процесса, естественно, зависит от того, насколько его правильно с научной точки зрения планирует педагог, организует и руководит им.
Критерии эффективности функционирования педагогического процесса вытекают из анализа образовательно-воспитательного взаимовлияния компонентов. Каждый из критериев разбивается на ряд показателей:
- сформированность школьного педагогического коллектива (с двумя педколлективами − учащихся и учителей); степень участия каждого школьника и учителя в организаторской и исполнительской деятельности коллектива;
- характер взаимоотношений детей в коллективе и взаимоотношений учителей и школьников; осознаваемость участниками педагогического процесса, его компонентов в их взаимосвязи;
- активность и самостоятельность в определении задач и выборе методов их решения учащимися; уровень овладения учащимися и учителями операционными действиями.
В связи с критериями эффективности педагогического процесса находится, и оценка готовности учителя управлять им.
Критерии готовности зрителя к управлению педагогическим процессом можно определить так [2,3]:
- общие психолого-педагогические знания (факты и обобщения); психолого-педагогические знания в сочетании с пониманием сущности объекта деятельности учителя;
- психолого-педагогические знания, связанные с методикой формирования детского коллектива в учебной и внеучебной деятельности; психолого-педагогические знания как основа готовности учителя исследовать педагогический процесс и прогнозировать его развитие.
Готовность учителя к качественно новому решению задач, стоящих перед школой на современном этапе, определяется тем, насколько он подготовлен к пониманию взаимосвязи и взаимодействия между целым (педагогический процесс) и частью («обучение», «урок», «метод» и т. д.), между структурой педагогического процесса и характером своей деятельности. Только при этом условии учитель может целенаправленно влиять на ход педагогического процесса, обеспечить его функционирование с получением предсказуемых результатов, то есть поставить технологию педагогического дела на уровне современного понимания сущности управления всяким процессом, это означает, что теоретическая подготовка учителя вооружает его педагогической диагностикой, прогнозированием, моделированием, планированием и корректировкой реально протекающего педагогического процесса в связи с изменяющимися условиями.
Основываясь на профессионально-педагогических требованиях предъявляемых к учителю обществом, мы можем сделать вывод о готовности учителя к организации педагогического процесса во внешкольном учреждении, это - знать психологические особенности школьников; используя основные методы психологического анализа, выявлять личные качества школьников, управлять же поведением, формировать коллектив; уметь организовать деятельность каждого школьника в соответствии с его интересами и склонностями; владеть способами коллективной познавательной деятельности и обучать учащихся этим способам; уметь применять основные средства педагогических воздействий для организации детского коллектива; обладать организаторскими способностями для проведения различных мероприятий.
Литература:
1. Амонашвили Ш. А. Как живете, дети? Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1986.
2. Байдельдинова Г. К. Формирование научных интересов у школьников (через внешкольные детские учреждения). Автореферат кандидатской диссертации. – Алма-Ата, 1981.
3. Кутьев В. О. Внеурочная деятельность школьников. Пособие для классного руководителя. – М.: Просвещение, 1983.
4. Сластенин В. А. Формирование личности учителя советской школы в прогрессе профессиональной подготовки. - М.: Просвещение, 1986.
5. Хмель И. Д. Педагогические процесс как объект деятельности учителя. – Алма-Ата: Китап, 1978.