Механизм реализации программ интеллектуальной деятельности в педагогическом вузе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Григоров И. С., Комарова Д. В., Циллер К. В. Механизм реализации программ интеллектуальной деятельности в педагогическом вузе // Молодой ученый. — 2014. — №19. — С. 521-522. — URL https://moluch.ru/archive/78/12850/ (дата обращения: 21.10.2018).

 

Настоящая программа коммерциализации результатов научно-технической деятельности ИГПИ им. П. П. Ершова отражает анализ формирующихся тенденций инновационной направленности в экономике России, опыт работы ведущих исследовательских институтов и составлена в соответствии с программой инновационного развития ИГПИ им. П. П. Ершова до 2015 года «Инновационная система подготовки педагогических кадров в условиях социокультурного развития региона (юга Тюменской области)».

1.   Ежегодно в сентябре-октябре проводится инвентаризация инновационных предложений.

2.   В этот же период проводятся переговоры со специалистами различных, организаций, предприятий на предмет участия в работе ученого совета, попечительского совета ИГПИ по рассмотрению инновационных предложений исследователей института (подбор экспертов), а также участие в разработке инновационно-ориентированной тематики дипломных и научных работ.

3.   В ноябре-декабре проводится технологический аудит НТР, состоящий из двух этапов: 1) анализ данных (инновационных предложений), содержащихся в заявках от кафедр 2) проведение интервью с авторами научно- технической разработки с участием экспертов в данной предметной области, юриста, экономиста.

4.   По каждой разработке экспертами подготавливаются отчеты, содержащие заключение о степени готовности разработки к коммерциализации по направлению экспертизы, а также рекомендации по доведению разработок до стадии рыночного продукта.

5.   Ранжирование НТР по степени их готовности к промышленному использованию проводится по методике экспресс-оценки коммерческого потенциала НТР, разработанной в научном отделе.

6.   Проранжированные инновационные предложения разбиваются на группы (кластеры) по степени их готовности к промышленному использованию (уровню приоритетности):- высокий; — средний; — низкий [3].

Кроме того, инновационные предложения классифицируются по степени отдаленности перспективы их внедрения:

-        ближайшая (в течение ближайшего года);

-        краткосрочная (в течение ближайших двух лет);

-        среднесрочная (в течение ближайших трех лет);

-        долгосрочная (свыше 4 лет).

7.   Классификационные группировки, отражающие степень отдаленности внедрения НТР, используются для корректировки базы данных НТР. Последняя строится на основе реляционной модели данных, поэтому НТР хранятся в четырех таблиц (по количеству классификационных группировок).

8.   Необходимость использования четырех классификационных группировок продиктована стремлением обеспечить управляемость процесса инновационной деятельности: переход из одной классификационной группировки в другую может свидетельствовать о приближении разработки к практической реализации. В то же время разработки, находящие достаточно долго в одной классификационной группировке, скорее всего, морально устарели, поскольку авторы не предпринимают шагов по их совершенствованию.

В декабре проводится подведение итогов инновационной деятельности института за истекший год (признание инновационных усилий сотрудников) с целью создания в ИГПИ инновационной среды (одного из системообразующих факторов инноваций).

10.   В январе-феврале проводится так называемая «упаковка» НТР, предусматривающая совместно с научным отделом работы по: 1) подготовке и подаче заявок на получение охранных документов, 2) оформлению объектов коммерческой тайны, 3) проведению технико-экономических расчетов, 4) подготовке коммерческих предложений, пакетов рекламно-информационных материалов и пр. После «упаковки» НТР приобретает статус РИД.

11.   По мере получения охранного документа на РИД проводится его стоимостная оценка и постановка на бухгалтерский учет в качестве нематериального актива. Основное требование к РИД при постановке на учет — способность приносить экономическую выгоду институту (январь-май).

12.   В период январь-июнь проводится формирование базы данных запросов предприятий на выполнение НИР и ОКР с целью преодоления разрыва между научным сектором и потребностями бизнес-сообщества. По существу, реализуется обратная связь между потребностями рынка в инновационной продукции и исследованиями в ИГПИ.

13.   В период март-июль проводится инновационный маркетинг разработок и исследований, предусматривающий поиск и привлечение бизнес-партнеров.

14.   Коммерциализация РИД в форме уступки патента или продажи лицензии, а также передач прав на единую технологию (в течение всего года).

В случае успешно проведенного маркетинга РИД специалистами института проводятся переговоры с потенциальными лицензиатами и инвесторами, осуществляется выбор стратегического партнера, при необходимости проводятся испытания разработки, совершается оформление лицензионных договоров и мониторинг их исполнения (контроль за выполнением условий договора, соблюдением периодичности и величины лицензионных платежей, выплатой вознаграждений авторам изобретений и др.).

При этом одной из ключевых проблем является проблема восприимчивости предприятий к новшествам в целом [1].

15.  Коммерциализация РИД в форме создания МИП (в течение всего года). В этом случае принято говорить о реализации инновационных проектов в форме создания МИП.

Одним из основных критериев принятия решения о коммерциализации РИД в форме МИП является масштабность РИД — создание МИП принято считать целесообразным, если РИД являются платформенной технологией, т. е. на ее базе можно создать несколько различных продуктов для разных рынков.

При сопровождении специалистами института реализации инновационных проектов в форме создания малого предприятия формы поддержки зависят от стадии, на которой находится или которую в данный момент времени проходит проект.

В соответствии с этим можно выделить следующие этапы реализации инновационных проектов по созданию МИП.

Этап опытно-конструкторской разработки (ОКР). Основной целью инновационного проекта на стадии ОКР является снятие наиболее существенных технологических рисков, апробация и отработка технологии. В некоторых случаях именно на этой стадии осуществляется проведение «решающего» эксперимента. Все работы на данном этапе осуществляются в рамках вуза. Результат — создание лабораторного макета РИД.

Основной проблемой на этом этапе является привлечение дополнительного финансирования, необходимого для завершения ОКР. Источниками такого финансирования могут быть программы и гранты российских и зарубежных фондов или средства частных инвесторов.

Этап оценки рыночных возможностей. Цель данного этапа — определение наиболее перспективных рыночных возможностей коммерциализации РИД. Этап включает: 1) детальные маркетинговые и патентные исследования с целью четкого определения продукта (коммерческого образца РИД), который предприятие будет производить в первый год своего существования; 2) поиск стартового финансирования; 3) формирование команды для запуска проекта.

Предварительный (предорганизационный) этап. Целью данного этапа является подготовка к организации и запуску производства.

На данном этапе проводится: 1) регистрация предприятия; 2) заключение лицензионных договоров на право использования принадлежащего институту результата интеллектуальной деятельности; 3) формирование команды управления будущим предприятием; 4) подготовка бизнес-плана; 5) поиск инвестора (проводятся переговоры с потенциальными лицензиатами и инвесторами); 6) выбор стратегического партнера.

Этап организации производства. На этом этапе решаются вопросы, связанные с арендой помещения и оборудования, предоставлением услуг бизнес-инкубатора и/или технопарка. Осуществляется установка, наладка и пробный запуск оборудования, выпуск и реализация пробной партии нового продукта.

Этап устойчивого развития. В случае последовательного прохождения выделенных этапов коммерциализации РИД в форме МИП, предприятие выходит на стадию успешного развития. Осуществляется мониторинг исполнения лицензионных договоров [2].

В случае необходимости проводится поиск инвестора для развития и расширения производства.

 

Литература:

 

1.                   Программа стратегического развития студенческого научного общества как условие эффективной организации НИДС в педагогическом вузе(из опыта работы) Захаров А. В. Международный научно-исследовательский журнал. 2012. № 5–3 (5). С. 36–38.

2.                   Модели педагогических ситуаций как средство формирования прогностических умений у будущих учителей Захаров А. В. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2010. № 9. С. 440–444.

3.                   Скрытое управление людьми как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся подросткового возраста Захаров А. В., Комарова Д. В. Молодой ученый. 2014. № 1. С. 526–528.

Основные термины (генерируются автоматически): этап, форма создания, коммерциализация РИД, стратегический партнер, стадий, промышленное использование, предложение, поиск инвестора, классификационная группировка, Ершов.


Похожие статьи

Методика формирования подходов к коммерциализации НИОКР...

создание новации, эта фаза чаще всего реализуется на этапах НИР и НИОКР

Главной проблемой коммерциализации на этих этапах являются недостатки патентного права.

завершение стадии инновационного процесса в форме организации постановки на...

Особенности государственной поддержки малых инновационных...

Поэтому процесс коммерциализации — это не простое посредничество между наукой и производством. Это ряд сложных и взаимосвязанных этапов по подготовке инновационного предложения, экспертизе технологии инвесторами, привлечению инвестиций...

Этапы формирования инвестиционной стратегии предприятия

Ключевые слова: инвестиционная стратегия, предприятие, этапы инвестиционной стратегии.

Анализ стратегических альтернатив и выбор стратегических направлений и форм инвестиционной деятельности.

Инновационная политика предприятия и её влияние на...

Инновации — это новшества, доведённые до стадии коммерческого использования и предложения на рынке с целью получения

Создание, освоение и коммерциализация новшеств включает в себя ряд стадий и этапов, которые составляют инновационный цикл.

Ведение инновационной деятельности в компаниях...

Предложения по коммерциализации УТК.

Управление РИД на различных стадиях жизненного цикла

В первую очередь инвестора интересует: ‒ три главных пункта: продукт, рынок и команда менеджеров

‒ права компании на использование РИД

Сущность и условия применения инновационных бизнес-моделей

...на стадиях коммерциализации и реализации инноваций с целью получения максимальной

производственных мощностей и ресурсов для создания ценностного предложения и

опасность, связанная с использованием знаний, которые компания передает партнерам при...

Проектное управление как инструмент реализации стратегии...

Создание Интернет-магазина в целях повышения эффективности деятельности предприятия; – Использование нестандартного подхода к продвижению услуг в форме сотрудничества с сетью турагентств «Виа-тур», сетью магазинов «Командор»...

Роль корпоративных стратегий диверсификации в повышении...

Диверсификация «с нуля» предполагает создание новой компании в выбранной отрасли под общим управлением материнской компании.

Использование подобных стратегических соответствий важно, так как позволяет

Этапы развития диверсификации производства.

Формирование цепочки создания стоимости объектов...

Нам представляется, что использование концепции цепочки создания стоимости для управления объектами инвестирования

Нами будут рассмотрены первичные и вспомогательные виды деятельности на инвестиционной и эксплуатационной стадии.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Методика формирования подходов к коммерциализации НИОКР...

создание новации, эта фаза чаще всего реализуется на этапах НИР и НИОКР

Главной проблемой коммерциализации на этих этапах являются недостатки патентного права.

завершение стадии инновационного процесса в форме организации постановки на...

Особенности государственной поддержки малых инновационных...

Поэтому процесс коммерциализации — это не простое посредничество между наукой и производством. Это ряд сложных и взаимосвязанных этапов по подготовке инновационного предложения, экспертизе технологии инвесторами, привлечению инвестиций...

Этапы формирования инвестиционной стратегии предприятия

Ключевые слова: инвестиционная стратегия, предприятие, этапы инвестиционной стратегии.

Анализ стратегических альтернатив и выбор стратегических направлений и форм инвестиционной деятельности.

Инновационная политика предприятия и её влияние на...

Инновации — это новшества, доведённые до стадии коммерческого использования и предложения на рынке с целью получения

Создание, освоение и коммерциализация новшеств включает в себя ряд стадий и этапов, которые составляют инновационный цикл.

Ведение инновационной деятельности в компаниях...

Предложения по коммерциализации УТК.

Управление РИД на различных стадиях жизненного цикла

В первую очередь инвестора интересует: ‒ три главных пункта: продукт, рынок и команда менеджеров

‒ права компании на использование РИД

Сущность и условия применения инновационных бизнес-моделей

...на стадиях коммерциализации и реализации инноваций с целью получения максимальной

производственных мощностей и ресурсов для создания ценностного предложения и

опасность, связанная с использованием знаний, которые компания передает партнерам при...

Проектное управление как инструмент реализации стратегии...

Создание Интернет-магазина в целях повышения эффективности деятельности предприятия; – Использование нестандартного подхода к продвижению услуг в форме сотрудничества с сетью турагентств «Виа-тур», сетью магазинов «Командор»...

Роль корпоративных стратегий диверсификации в повышении...

Диверсификация «с нуля» предполагает создание новой компании в выбранной отрасли под общим управлением материнской компании.

Использование подобных стратегических соответствий важно, так как позволяет

Этапы развития диверсификации производства.

Формирование цепочки создания стоимости объектов...

Нам представляется, что использование концепции цепочки создания стоимости для управления объектами инвестирования

Нами будут рассмотрены первичные и вспомогательные виды деятельности на инвестиционной и эксплуатационной стадии.

Задать вопрос