Достижения культурного строительства в Татарской АССР в 1950–60-х гг. Народное просвещение | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Миннибаев, И. Н. Достижения культурного строительства в Татарской АССР в 1950–60-х гг. Народное просвещение / И. Н. Миннибаев, Б. И. Миннибаев, Ч. И. Тухбатова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 18 (77). — С. 728-730. — URL: https://moluch.ru/archive/77/13284/ (дата обращения: 19.04.2024).

Ключевые слова: СССР, ТАССР, культурное строительство, грамотность населения, средняя школа, вуз, специальное учебное заведение.

 

Советское правительство постоянно заботилось о развитии социалистической культуры народов СССР. Крупная работа в области культурного строительства проводится и в Татарии. Бурный рост всех отраслей науки и культуры в целом был характерен и для нашей республики.

В 1913 году В. И. Ленин писал: «Такой дикой страны, в которой бы массы народа настолько были ограблены в смысле образования, света и знания, — такой страны в Европе не осталось ни одной, кроме России» (4, с.127).

Таблица 1

Грамотность населения в возрасте 9–49 лет (в процентах) [2, с.172].

 

Оба пола

Мужчины

Женщины

1939

1959

1939

1959

1939

1959

Все население

СССР

87,4

98,5

93,5

99,3

81,6

97,8

ТАССР

90,4

98,5

95,4

99,2

86,0

97,9

Городское население

СССР

93,8

98,7

97,1

99,5

90,7

98,1

ТАССР

95,1

98,7

97,9

99,5

92,6

98,1

Сельское население

СССР

84,0

98,2

91,6

99,1

76,8

97,5

ТАССР

88,9

98,3

94,6

99,0

83,9

97,7

 

В 1956 году в ТАССР насчитывалось 3555 школ, в том числе 1441 татарская (из этого количества школ начальных — 2 160, семилетних — 1 071 и средних — 309). Были созданы все условия для получения образования юношам и девушкам, занятым в производстве. В республике действуют десятки школ рабочей и сельской молодежи, заочная средняя школа [3, с.145].

Таблица 2

Данные о количестве школ и о количестве учащихся [2, с.172].

 

1914/15 уч. год

1940/41 уч. год

1958/59 уч. год

1966/67 уч. год

Число школ

1835

3537

3681

3724

Число учащихся (тыс. человек)

117,2

541,8

411,2

692,3

 

По сравнению с 1913 годом количество школ увеличилось более чем в два раза, в том числе татарских — в 27 раз. В настоящее время, в них вместе с татарскими классами в других школах занимается более двухсот тысяч учащихся. В десятках школ обучение осуществляется на чувашском, удмуртском, марийском и мордовском языках [2, с.173].

Казань превратилась в крупный центр высших учебных заведений и научно-исследовательских учреждений. Гордостью республики является один из старейших в стране Казанский ордена Трудового Красного Знамени университет имени. В. И. Ульянова-Ленина. В данном вузе трудились выдающиеся ученые, внесшие огромный вклад в сокровищницу мировой культуры. Университет имеет восемь факультетов (историко-филологический, механико-математический, физический, биолого-почвенный, химический, геологический, географический, юридический), 59 кафедр, семь проблемных лабораторий, четыре научно-исследовательских института. Если в 1913 году здесь обучалось 1170 студентов, то теперь — около 10000, в том числе более трех тысяч татар. В числе научно-преподавательского состава университета 60 докторов наук и профессоров, 320 кандидатов наук, свыше 350 аспирантов [2, с.174].

В 1955/56 учебном году в университете обучалось 3568 студентов — представителей более 30 национальностей. К научно-исследовательской и педагогической деятельности в стенах университета готовились в этом же году 90 аспирантов (в том числе 35 татар) [3, с.148].

Труды многих казанских ученых академиков А. Е. Арбузова и Б. А. Арбузова, докторов наук Г. X. Камая, Л. М. Миропольского, Е. И.Тихвинской, М. Т. Нужина, X. М. Муштари, Г. С. Салехова, И. Г. Валидова, Г. Г. Тумашева, М. И. Абдрахманова, М. Ф. Закиева, В. Н. Пудовика и других — хорошо известны в нашей стране и за рубежом [2, с.175].

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 июля 1955 г. Казанский государственный университет имени В. И. Ульянова-Ленина был награжден орденом Трудового Красного Знамени [3, с.149].

Таблица 3

Рост числа студентов вузов и средних специальных учебных заведений (в тыс. человек) [2, с.175].

Годы

В вузах

В средних специальных учебных заведениях

1914/15

3500

1700

1940/41

12100

12900

1958/59

32100

17400

1960/61

36400

19100

1965/66

56100

37200

1968/69

60700

44800

 

Подготовка специалистов различных профилей осуществляется также в техникумах и в других средних специальных учебных заведениях. Количество средних специальных учебных заведений увеличилось с 9 в 1914/15 учебном году до 48 в 1966/67 учебном году, а число учащихся возросло с 1,7 тысячи человек до 41,5 тысячи человек, в том числе 14,7 тысячи татар. Среди техникумов и других средних специальных учебных заведений 15 — индустриального профиля, 9 — медицинского, 6 — сельскохозяйственного, 10 — педагогического [2, с.174].

Таким образом, деятельность Советского правительства, как и деятельность республики, была направлена на дальнейшее решение актуальных проблем народного просвещения, ускорение научно-технического прогресса, быстрейшее внедрение результатов исследований в народное хозяйство, обеспечение высоких темпов роста производительности труда.

 

Литература:

 

1.         Абрамов П. В. Татарская АССР / П. В. Абрамов. Казань, 1960. — С. 69, 210–215.

2.         Абрамов П. В., Кладиев Н. Х., Шаги-Мухаметов Ф. Г. Наш край Татарстан / П. В. Абрамов, Н. Х. Кладиев, Ф. Г. Шаги-Мухаметов. Татарское книжное издательство, Казань, 1970. — С. 170–176.

3.         Гимади Х. Г., Мухарямов М. К. Советская Татария — детище октября / Х. Г. Гимади, М. К. Мухарямов. Таткнигоиздат, 1957. — С. 145–153.

4.         Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 23. — С. 127.

5.         Миннибаев Б. И. Социально-экономическое развитие районов в Татарской АССР в середине 1950-х — начале 1960 х гг. Северо-Восточное Закамье // Международный научно-исследовательский журнал. 2013. № 4–2 (11). С. 6.

6.         Миннибаев Б. И. Перспективы развития пищевой промышленности в Татарской АССР в начале 1950-х — во второй половине 1960-х гг // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2014. — № 2–1. — С. 87–89.

7.         Миннибаев Б. И., Тухбатова Ч. И. Тенденции роста культурно-технического уровня рабочего класса в Татарской АССР в 1950-х — в начале 1960-х гг. // Молодой ученый. — 2014. — № 4. — С. 756–758.

8.         Миннибаев Б. И. Социально-экономическое положение рабочего класса в Татарской АССР во второй половине 1950-х — начале 1960-х годов // Современные исследования социальных проблем. 2013. № 1 (13). С. 264–266.

9.         Миннибаев Б. И., Шарифуллин Р. Ф. Профессионально-техническое образование рабочего класса в конце 1950-х-в первой половине 1960-х гг. на примере Татарской АССР // Вестник магистратуры. — 2014. — № 4–2 (31). — С. 4–6.

10.     Миннибаев Б. И. Роль системы образования в пополнении рабочего класса в начале 1950-х — 1960-х гг. на примере Татарской АССР // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2014. — № 3–1. — С. 96–97.

11.     Миннибаев Б. И., Тухбатова Ч. И. Роль рабочего класса в развитии рационализаторства и изобретательства в 1950-х — начале 1960-х гг. на примере Татарской АССР // Молодой ученый. — 2014. — № 5 (64). — С. 399–401.

12.     Миннибаев Б. И., Миннибаев И. Н. Рост городского и сельского населения как фактор увеличения числа рабочего класса в 1950-х — 1960-х гг. на примере Татарской АССР // Молодой ученый. 2014. № 6 (65). С. 606–608.

13.     Миннибаев Б. И., Тухбатова Ч. И. Истоки пополнения рабочего класса во второй половине 1940-х-первой половине 1950-х гг. на примере Татарской АССР // Вестник магистратуры. 2014. № 5–2 (32). С. 4–6.

14.     Тухбатова Ч. И., Миннибаев Б. И. Роль рабочего класса в подъеме промышленности районов Восточного Предкамья Татарской АССР в 1950-х-1960-х гг. (сравнительный анализ некоторых районов на примере Республики Татарстан) // Вестник магистратуры. 2014. № 6–1 (33). С. 99–101.

15.     Тухбатова Ч. И., Миннибаев Б. И. Роль рабочего класса в подъеме промышленности районов Западного Предкамья Татарской АССР в 1950-х — 1960-х гг. (сравнительный анализ некоторых районов на примере Республики Татарстан) // Молодой ученый. 2014. № 7. С. 586–588.

16.     Миннибаев Б. И. Роль рабочего класса в общественной жизни республики в 1950-х — в начале 1960-х гг. на примере Татарской АССР // Международный научно-исследовательский журнал. 2014. № 3–1 (22). С. 98–99.

17.     Миннибаев Б. И. Роль рабочего класса в деятельности партийных организации 1950-х — в начале 1960-х гг. на примере Татарской АССР // Международный научно-исследовательский журнал. 2014. № 4–1 (23). С. 110–111.

Основные термины (генерируются автоматически): СССР, Грамотность населения, десяток школ, доктор наук, заведение, культурное строительство, Советское правительство, среднее, Трудовое Красное Знамя, число учащихся.


Ключевые слова

вуз, ТАССР, СССР, культурное строительство, грамотность населения, средняя школа, специальное учебное заведение., специальное учебное заведение

Похожие статьи

Роль общества «Долой неграмотность» в повышении уровня...

К концу гражданской войны в Казахстане действовало 2410 школ с 144 тыс. учащихся, из

Советское правительство выделяло на борьбу с неграмотностью огромные средства.

По данным переписи 1939 года, грамотность лиц СССР в возрасте от 16 до 50 лет приближалась...

Основные этапы развития национального образования...

Характеризуя положение нерусского населения Сибири, Сибнацотдел отмечал: «Трудовое

Советской власти, Советского строительства, живут своей обособленной жизнью и не

— 256 с. Проблемы национальной школы в СССР: история и современность / М. Н. Кузьмин, Т. Ю...

Проблемы школьного образования в городах Центрального...

При пересмотре учебного плана и программ комиссия стремилась привести содержание образования в средней школе в соответствие с современным уровнем развития науки и техники, обеспечить политехническую и трудовую подготовку учащихся...

Количественные и качественные изменения рабочего класса...

В ряды рабочего класса вливались представители разных социальных групп населения.

В среднем по СССР в производстве было около 32,3 % молодежи [2, с. 82].

М., 1934. 496 с. 7. Федосеева Л. Ю. Рабочие Поволжья и культурное строительство в регионе во второй...

Создание советской модели классического математического...

С 1931 по 1941 гг. школа стала выполнять главную задачу — готовить учащихся к поступлению в средне-специальные и высшие учебные заведения.

В послевоенное время стране требовалось большое число работников массовых профессий, поэтому перед страной встает...

Состояние образовательной сферы в Ненецком округе в годы...

ОкрОНО, РОНО, директора и заведующие школами совместно с ОК и МК союза работников начальной и средней школы вовлекали всех учителей в работу по внеклассному обслуживанию детей и проведению массовой работы среди родителей, учащихся и населения.

К истории высшего университетского образования СССР в период...

Следует отметить, что обучение во всех высших учебных заведениях СССР было бесплатным.

Во всех университетах и отдельных институтах СССР можно было продолжить свое обучение в аспирантуре и получить степень кандидата и доктора наук.

Национальные школы Казахстана 1920-х — начала 1940-х гг.

В 1939 г. грамотность населения республики уже достигла 65 %, а среди казахского населения — 40 %.

11. Культурное строительство в Казахстане (1920–45 гг.) 12. Константинов Н. А., Медынский Е. Н. Очерки по истории советской школы РСФСР за 30 лет.

Общее и дополнительное образование с 1917 по 1924 г.

История советской школы началась с выпущенного в 1917 году Народным комиссариатом по просвещению «Обращения к населению», в котором указывалось, что первой целью новой власти является достижение в кратчайшие сроки всеобщей грамотности населения за счет...

Роль общества «Долой неграмотность» в повышении уровня...

К концу гражданской войны в Казахстане действовало 2410 школ с 144 тыс. учащихся, из

Советское правительство выделяло на борьбу с неграмотностью огромные средства.

По данным переписи 1939 года, грамотность лиц СССР в возрасте от 16 до 50 лет приближалась...

Основные этапы развития национального образования...

Характеризуя положение нерусского населения Сибири, Сибнацотдел отмечал: «Трудовое

Советской власти, Советского строительства, живут своей обособленной жизнью и не

— 256 с. Проблемы национальной школы в СССР: история и современность / М. Н. Кузьмин, Т. Ю...

Проблемы школьного образования в городах Центрального...

При пересмотре учебного плана и программ комиссия стремилась привести содержание образования в средней школе в соответствие с современным уровнем развития науки и техники, обеспечить политехническую и трудовую подготовку учащихся...

Количественные и качественные изменения рабочего класса...

В ряды рабочего класса вливались представители разных социальных групп населения.

В среднем по СССР в производстве было около 32,3 % молодежи [2, с. 82].

М., 1934. 496 с. 7. Федосеева Л. Ю. Рабочие Поволжья и культурное строительство в регионе во второй...

Создание советской модели классического математического...

С 1931 по 1941 гг. школа стала выполнять главную задачу — готовить учащихся к поступлению в средне-специальные и высшие учебные заведения.

В послевоенное время стране требовалось большое число работников массовых профессий, поэтому перед страной встает...

Состояние образовательной сферы в Ненецком округе в годы...

ОкрОНО, РОНО, директора и заведующие школами совместно с ОК и МК союза работников начальной и средней школы вовлекали всех учителей в работу по внеклассному обслуживанию детей и проведению массовой работы среди родителей, учащихся и населения.

К истории высшего университетского образования СССР в период...

Следует отметить, что обучение во всех высших учебных заведениях СССР было бесплатным.

Во всех университетах и отдельных институтах СССР можно было продолжить свое обучение в аспирантуре и получить степень кандидата и доктора наук.

Национальные школы Казахстана 1920-х — начала 1940-х гг.

В 1939 г. грамотность населения республики уже достигла 65 %, а среди казахского населения — 40 %.

11. Культурное строительство в Казахстане (1920–45 гг.) 12. Константинов Н. А., Медынский Е. Н. Очерки по истории советской школы РСФСР за 30 лет.

Общее и дополнительное образование с 1917 по 1924 г.

История советской школы началась с выпущенного в 1917 году Народным комиссариатом по просвещению «Обращения к населению», в котором указывалось, что первой целью новой власти является достижение в кратчайшие сроки всеобщей грамотности населения за счет...

Похожие статьи

Роль общества «Долой неграмотность» в повышении уровня...

К концу гражданской войны в Казахстане действовало 2410 школ с 144 тыс. учащихся, из

Советское правительство выделяло на борьбу с неграмотностью огромные средства.

По данным переписи 1939 года, грамотность лиц СССР в возрасте от 16 до 50 лет приближалась...

Основные этапы развития национального образования...

Характеризуя положение нерусского населения Сибири, Сибнацотдел отмечал: «Трудовое

Советской власти, Советского строительства, живут своей обособленной жизнью и не

— 256 с. Проблемы национальной школы в СССР: история и современность / М. Н. Кузьмин, Т. Ю...

Проблемы школьного образования в городах Центрального...

При пересмотре учебного плана и программ комиссия стремилась привести содержание образования в средней школе в соответствие с современным уровнем развития науки и техники, обеспечить политехническую и трудовую подготовку учащихся...

Количественные и качественные изменения рабочего класса...

В ряды рабочего класса вливались представители разных социальных групп населения.

В среднем по СССР в производстве было около 32,3 % молодежи [2, с. 82].

М., 1934. 496 с. 7. Федосеева Л. Ю. Рабочие Поволжья и культурное строительство в регионе во второй...

Создание советской модели классического математического...

С 1931 по 1941 гг. школа стала выполнять главную задачу — готовить учащихся к поступлению в средне-специальные и высшие учебные заведения.

В послевоенное время стране требовалось большое число работников массовых профессий, поэтому перед страной встает...

Состояние образовательной сферы в Ненецком округе в годы...

ОкрОНО, РОНО, директора и заведующие школами совместно с ОК и МК союза работников начальной и средней школы вовлекали всех учителей в работу по внеклассному обслуживанию детей и проведению массовой работы среди родителей, учащихся и населения.

К истории высшего университетского образования СССР в период...

Следует отметить, что обучение во всех высших учебных заведениях СССР было бесплатным.

Во всех университетах и отдельных институтах СССР можно было продолжить свое обучение в аспирантуре и получить степень кандидата и доктора наук.

Национальные школы Казахстана 1920-х — начала 1940-х гг.

В 1939 г. грамотность населения республики уже достигла 65 %, а среди казахского населения — 40 %.

11. Культурное строительство в Казахстане (1920–45 гг.) 12. Константинов Н. А., Медынский Е. Н. Очерки по истории советской школы РСФСР за 30 лет.

Общее и дополнительное образование с 1917 по 1924 г.

История советской школы началась с выпущенного в 1917 году Народным комиссариатом по просвещению «Обращения к населению», в котором указывалось, что первой целью новой власти является достижение в кратчайшие сроки всеобщей грамотности населения за счет...

Роль общества «Долой неграмотность» в повышении уровня...

К концу гражданской войны в Казахстане действовало 2410 школ с 144 тыс. учащихся, из

Советское правительство выделяло на борьбу с неграмотностью огромные средства.

По данным переписи 1939 года, грамотность лиц СССР в возрасте от 16 до 50 лет приближалась...

Основные этапы развития национального образования...

Характеризуя положение нерусского населения Сибири, Сибнацотдел отмечал: «Трудовое

Советской власти, Советского строительства, живут своей обособленной жизнью и не

— 256 с. Проблемы национальной школы в СССР: история и современность / М. Н. Кузьмин, Т. Ю...

Проблемы школьного образования в городах Центрального...

При пересмотре учебного плана и программ комиссия стремилась привести содержание образования в средней школе в соответствие с современным уровнем развития науки и техники, обеспечить политехническую и трудовую подготовку учащихся...

Количественные и качественные изменения рабочего класса...

В ряды рабочего класса вливались представители разных социальных групп населения.

В среднем по СССР в производстве было около 32,3 % молодежи [2, с. 82].

М., 1934. 496 с. 7. Федосеева Л. Ю. Рабочие Поволжья и культурное строительство в регионе во второй...

Создание советской модели классического математического...

С 1931 по 1941 гг. школа стала выполнять главную задачу — готовить учащихся к поступлению в средне-специальные и высшие учебные заведения.

В послевоенное время стране требовалось большое число работников массовых профессий, поэтому перед страной встает...

Состояние образовательной сферы в Ненецком округе в годы...

ОкрОНО, РОНО, директора и заведующие школами совместно с ОК и МК союза работников начальной и средней школы вовлекали всех учителей в работу по внеклассному обслуживанию детей и проведению массовой работы среди родителей, учащихся и населения.

К истории высшего университетского образования СССР в период...

Следует отметить, что обучение во всех высших учебных заведениях СССР было бесплатным.

Во всех университетах и отдельных институтах СССР можно было продолжить свое обучение в аспирантуре и получить степень кандидата и доктора наук.

Национальные школы Казахстана 1920-х — начала 1940-х гг.

В 1939 г. грамотность населения республики уже достигла 65 %, а среди казахского населения — 40 %.

11. Культурное строительство в Казахстане (1920–45 гг.) 12. Константинов Н. А., Медынский Е. Н. Очерки по истории советской школы РСФСР за 30 лет.

Общее и дополнительное образование с 1917 по 1924 г.

История советской школы началась с выпущенного в 1917 году Народным комиссариатом по просвещению «Обращения к населению», в котором указывалось, что первой целью новой власти является достижение в кратчайшие сроки всеобщей грамотности населения за счет...

Задать вопрос