Различные стороны «медали» демократии и тоталитаризма | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Государство и право

Опубликовано в Молодой учёный №18 (77) ноябрь-1 2014 г.

Дата публикации: 27.10.2014

Статья просмотрена: 1771 раз

Библиографическое описание:

Кукушкина Ю. О., Черапкин А. Н. Различные стороны «медали» демократии и тоталитаризма // Молодой ученый. — 2014. — №18. — С. 698-700. — URL https://moluch.ru/archive/77/13263/ (дата обращения: 17.07.2018).

В статье исследуются различные стороны демократического и тоталитарного режима. На основе анализа научной литературы автор выявляет положительные и отрицательные аспекты каждого политического режима в различные исторические периоды существования.

Ключевые слова: демократия, тоталитаризм, власть, политический режим, общество.

 

Всем известен факт, что государство как форма организации общества зародилась давно и функционирует достаточно долгое время. В течении длительного периода существования сформировалось множество представлений о том, каким должно быть государство относительно методов и средств осуществления власти. В историческом процессе эти представления проявлялись в разных видах — от практически реализованных форм правления и политических систем, до политических философий, идеологий и доктрин. Эти понятия теперь — одни из ключевых в современной политической науке. В их числе, несомненно, и такое понятие, как «политический режим», представляющий собой совокупность способов организации власти, характер целей и принципов, лежащих в основе политических действий.

Политические режимы выступают в качестве трансформации социальных систем любого общества. Под трансформацией следует понимать развитие политических режимов во времени и пространстве в рамках определенных механизмов, характеризующих кооперативное взаимодействие элементов систем, и развитие как особого рода связь состояний элементов систем. Основные признаки развития — это качественный характер изменений на уровне системы, необратимость и направленность. С учетом комплексности в представлении понятия развития можно говорить о внутреннем механизме развития, в таком случае — это качественные, необратимые, направленные изменения, обусловленные противоречиями системы [1. с. 59].

Люди объединяются в государство и живут в этом политическом пространстве, готовые отдавать ему часть индивидуальных возможностей и способностей в замен на благополучие, вытекающие из их индивидуальных ожиданий. Благодаря существованию общего блага может происходить обоюдное качественное превышение ожидаемого результата. Юридической же основой, обеспечивающей обоюдное превышение, выступает создание условий, обеспечивающих приток в государство всего разнообразия индивидуальных возможностей. Равно как и устранение необоснованных препятствий для реализации ожиданий каждого от пребывания в государстве. При отсутствии соразмерности индивидуальных возможностей, ожиданий и результата, государство утрачивает качество как политической организации всего общества, с известными последствиями, вытекающими из данного обстоятельства [2. с. 170].

Понятие политический режим может быть подвергнуто множеству различных классификаций на которые оказывают влияние как субъективные характеристики политической ситуации в определенном государстве в определенный период: так, и в научной и научно-публицистической литературе можно встретить такие формулировки, как «бюрократически-олигархический режим», «сталинский репрессивный режим», «брежневский режим «застоя» и т. д.

Однако более интересными для подробного рассмотрения представляются основные разновидности политического режима в широком смысле понятия, содержащие базовые характеристики определенных политических систем, в частности такие режимы, как демократический и тоталитарный. Почему? На сегодняшний день среди многих представителей политической мысли демократический режим, подразумевающий организацию в стране демократического порядка, считается совершенным, эталонным, стремление народов к демократии в настоящее время все более усиливается. На тоталитаризм же повешен ярлык негативного элемента политического опыта, режима, который в наши дни совершенно не нужен и не актуален, на наш взгляд является достаточно субъективным моментом. Тоталитаризм, как и демократия, имеет определенные положительные и отрицательные стороны. Как и демократия, он имеет свои разновидности реализации. Оба режима могут быть полезными и эффективными в определенных политических ситуациях, а потому оба режима должны быть оценены объективно. Собственно, именно объективная оценка демократического и тоталитарного режимов посредством выявления их положительных и отрицательных элементов, «за» и «против», является нашей целью.

Для ее реализации нужно, прежде всего, вспомнить, что представляют собой как политические режимы тоталитаризм и демократия, каковы их основные принципы, характерные черты и разновидности. Можно определить следующие характерные черты тоталитаризма:

1)      Высокая концентрация власти, ее проникновение во все сферы жизни общества. Власть претендует на роль выразителя высших интересов народа. Общество отчуждено от власти, но не осознает этого, так как в тоталитарном сознании власть и народ предстают как единое и неразделимое целое;

2)      Формирование органов власти осуществляется бюрократическим путем и неподконтрольно обществу. Управление в обществе осуществляет номенклатура;

3)      Существует единственная правящая партия во главе с харизматическим лидером;

4)      Постоянно или периодически проводятся репрессии среди членов общества как средство внутренней политики;

5)      Осуществляется жесткий контроль со стороны государства за экономикой, происходит ликвидация почти всех форм негосударственной формы собственности;

6)      В обществе функционирует только одна идеология, претендующая на монопольное владение истиной. Оппозиционные взгляды проявляются преимущественно в виде диссидентства;

7)      В тоталитарных идеологиях история предстает преимущественно как закономерное движение к определенной цели (мировое господство, построение коммунизма). Во имя достижения этой цели оправдываются любые средства.

8)      Устанавливается монополия государства на средства массовой информации (СМИ), в обществе устанавливается полное отсутствие плюрализма. Политическая пропаганда служит целям прославления режима, сакрализации верховной власти;

9)      Политическая социализация имеет целью воспитать «нового человека», преданного режиму, готового на любые жертвы во имя «общего дела». Подавляются проявления индивидуальности, насаждаются представления о государстве как источнике распределения благ, поощряется доносительство.

10)  Государственное устройство носит унитарный характер. Права национальных меньшинств декларируются, но на деле ограничены.

Для тоталитаризма в целом характерны такие основополагающие элементы и черты, как наличие одной идеологии, единой официальной идеологии, определяющей цель социального развития; господство одной массовой политической партии; слияние в одно целое партии и государства при доминировании партийных структур; политическая, экономическая и социальная монополия власти — тотальный контроль всех сфер жизни общества; превосходство государства над личностью, приоритет общественных интересов.

Эти черты вступают в противоречие с такими основными и незыблемыми демократическими принципами, как народовластие, правовое и политическое равенство граждан, уважение прав меньшинства, политический плюрализм, утверждение ведущей роли прав и свобод личности, человека и гражданина. Из-за этого противоречия тоталитаризм со всеми свойственными ему чертами был объявлен враждебным свободе, подразумевающей отсутствие абсолютного контроля. В целом демократии присущи следующие принципы:

1)      Суверенитет народа — источник его политической власти;

2)      Равенство прав граждан на участие в управлении государством, предполагающее возможность избирать и быть избранным в структуре власти, участвовать в контроле над ее деятельностью;

3)      Регулярность выборов и разделения властей;

4)      Свобода личности, осуществляемая через права человека;

5)      Плюрализм, реализуемый через конкурентную борьбу различных социальных групп, сил, политических партий и организаций.

Принцип осуществления государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную закреплен в Конституции РФ как одна из основ конституционного строя Российской Федерации. Это означает, что органы государственной власти должны формироваться и взаимодействовать на основе данного принципа. Самостоятельность и независимость органов, относящихся к различным ветвям государственной власти, не исключает их активного взаимодействия при осуществлении их полномочий, а так же слаженности их работы [3. с. 148–149].

Анализируя данные черты, можно, конечно же, согласиться, что демократия как политический режим является более эффективной в реализации прав и свобод личности. Это может подтвердить сравнительный анализ, например, современной судебной системы в РФ и судебной системы в СССР в 1930-е годы, а точнее наличие в то время внесудебных органов вынесения приговоров, существовавших в «период чисток». С положительной стороны демократию характеризует и то, что такие демократические черты, как правовое и политическое равенство граждан и уважение прав меньшинства реализуют принцип социальной справедливости.

Без соблюдения гражданских законов всеми гражданами, чего у нас пока нет, нам и мечтать о гражданском, демократическом обществе невозможно. Ведь в гражданском обществе с высокой правовой и политической культурой граждан создается такая атмосфера жизни, при которой все граждане естественно окажутся неравными партнерами по чувствованию, пониманию сути происходящих событий и отношений между сообществом и государством, гражданином и властными структурами, по способностям осмысления всего происходящего в жизни общества [4. с. 191].

Возможность обратиться к компетентным государственным органам за защитой материального субъективного права является важнейшей в содержании принадлежащего управомоченному лицу права на защиту. И хотя обеспечительную сторону права нельзя сводить только к применению мер государственного принуждения, следует признать, что подключение управомоченным лицом к реализации своего права аппарата государственного принуждения является важнейшим условием реальности и гарантированности прав граждан и юридических лиц в любом современном демократическом государстве [5. с. 103].

История, однако, иллюстрирует не только эффективность тоталитарных режимов, но и их обреченность и замену, как правило, системами демократическими. Стремление масс к демократии вполне понятно и объяснимо — демократические принципы для общественности наиболее привлекательны. Законодательно закрепленные приоритет прав и свобод человека и гражданина, принцип народовластия, участие масс в управлении создают у индивида иллюзию его общественной значимости, то есть удовлетворяют одну из основных его социальных потребностей, даже если фактически эти принципы не работают.

 

Литература:

 

1.           Колоколова Е. О. Трансформация социальных систем в кооперативном измерении // Российскому университету кооперации — 100 лет. Саранскому кооперативному институту — 35 лет: юбил. сб. науч. статей. Саранск, 2011. С. 59–61.

2.           Ямбушев Ф. Ш. Феномен естественного права // 20 лет Конституции РФ: юридическая наука и практика в современной России: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Саранск, 2013. С. 166–171.

3.           Чичеров Е. А., Котляров С. Б. К вопросу о принципе разделения властей по Конституции Российской Федерации 1993 г. // 20 лет Конституции РФ: юридическая наука и практика в современной России: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Саранск, 2013. С. 148–152.

4.           Громова Т. Н. Специфика формирования юридического мировоззрения // Интеграция образования в условиях инновационной экономики: материалы междунар. науч.-практич. конф. Саранск: ЮрЭксПрактик, 2014. Ч. 2. С. 190–192.

5.           Громова Т. Н., Ганин О. Н. Пределы осуществления требований защиты гражданских прав // Российскому университету кооперации — 100 лет. Саранскому кооперативному институту — 35 лет: юбил. сб. науч. статей. Саранск, 2011. С. 103–106.

Основные термины (генерируются автоматически): политический режим, государственная власть, свобода личности, режим, принцип, демократия, государство, государственное принуждение, тоталитарный режим, управомоченное лицо.


Ключевые слова

общество, власть, демократия, тоталитаризм, политический режим

Похожие статьи

Идеальна ли демократия? Аргументы за и против

демократический режим, политический режим, государство, аргумент, демократия, режим.

Тоталитарный режим как политико-правовое явление XX века

Выявить признаки тоталитарного государства. Изучить классификацию тоталитарных режимов.

Правовая система в тоталитарном политическом режиме опирается не на законотворчество, а на правящую партию и ее вождя.

Принцип разделения властей — важнейший атрибут... | «Молодой

Демократия как политическое явление появилось еще в Древней Греции.

Он нацелен на то, чтобы предотвратить возвышение одной из властей над другими, утверждение авторитаризма и диктаторского режима в обществе.

Кризис либеральной демократии — вызов времени или выработка...

Я не верю в демократию, я верю в свободу и права. Даниел Белл, почетный профессор кафедры социологии Гарвардского университета

Эффективный менеджмент по поддержанию благосостоянию населения должен являться самоцелью любого государственного режима.

Основные гарантии исполнения решений Европейского суда по...

Демократия и политический плюрализм. Эти условия также являются и условиями существования

принцип разделения властей; ‒ наличие прав и свобод государства, их правовая защищенность; ‒ взаимная ответственность личности и государства

Роль триады элементов коллегиального государственного...

Ключевые слова:механизм государства, государственное управление, гражданское

главе государства установить неограниченную (авторитарную, тоталитарную) власть, не

Единоначальное должностное лицо или данное лицо в единоначальном органе в отличие от...

Народовластие, народный суверенитет и демократия в рамках...

народный суверенитет, эта, Советское государство, государственная власть, рамка, социалистическое государство, политическая элита, партийная номенклатура, социалистическая концепция демократии, проблема.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Идеальна ли демократия? Аргументы за и против

демократический режим, политический режим, государство, аргумент, демократия, режим.

Тоталитарный режим как политико-правовое явление XX века

Выявить признаки тоталитарного государства. Изучить классификацию тоталитарных режимов.

Правовая система в тоталитарном политическом режиме опирается не на законотворчество, а на правящую партию и ее вождя.

Принцип разделения властей — важнейший атрибут... | «Молодой

Демократия как политическое явление появилось еще в Древней Греции.

Он нацелен на то, чтобы предотвратить возвышение одной из властей над другими, утверждение авторитаризма и диктаторского режима в обществе.

Кризис либеральной демократии — вызов времени или выработка...

Я не верю в демократию, я верю в свободу и права. Даниел Белл, почетный профессор кафедры социологии Гарвардского университета

Эффективный менеджмент по поддержанию благосостоянию населения должен являться самоцелью любого государственного режима.

Основные гарантии исполнения решений Европейского суда по...

Демократия и политический плюрализм. Эти условия также являются и условиями существования

принцип разделения властей; ‒ наличие прав и свобод государства, их правовая защищенность; ‒ взаимная ответственность личности и государства

Роль триады элементов коллегиального государственного...

Ключевые слова:механизм государства, государственное управление, гражданское

главе государства установить неограниченную (авторитарную, тоталитарную) власть, не

Единоначальное должностное лицо или данное лицо в единоначальном органе в отличие от...

Народовластие, народный суверенитет и демократия в рамках...

народный суверенитет, эта, Советское государство, государственная власть, рамка, социалистическое государство, политическая элита, партийная номенклатура, социалистическая концепция демократии, проблема.

Задать вопрос