Автор: Тарасова Людмила Сергеевна

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №18 (77) ноябрь-1 2014 г.

Дата публикации: 07.11.2014

Статья просмотрена: 152 раза

Библиографическое описание:

Тарасова Л. С. Профилактика зависимого поведения в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида // Молодой ученый. — 2014. — №18.1. — С. 99-101.

Наркотики, наркомания – слова, ворвавшиеся в нашу жизнь в первые годя перестройки. Проблема, спрятанная за занавес тоталитарного режима, проявилась и стала неотъемлемой частью нашего бытия. Основные усилия, предпринимаемые сегодня, направлены на профилактику алкоголизма и наркомании - химических зависимостей, приносящих человеку и обществу более заметный вред, чем курение. Курение в нашей стране получило такое широкое распространение, что перестало восприниматься, как проблема. Беда в том, что до середины ХХ века, когда курение уже широко распространилось в Европе и Америке, не было известно о степени его опасности для здоровья человека.

Профилактика подросткового курения – это одно из направлений профилактики наркозависимости. Людей некурящих среди злоупотребляющих алкоголем и наркозависимых, единицы, а может и нет вовсе.

При этом курить обычно начинают раньше, а механизмы вовлечения в табакокурение те же, что и при алкоголизме и наркомании.

Во всем мире ведется большая работа по сокращению потребления табака.

Впервые программа «Соревнование классов, свободных от курения) (Smokefree) проводится с 1989-1990 учебного года в школах Финляндии.

С 1998-1999 учебного года в соревновании участвуют школьники Санкт-Петербурга.

С 2002 года в соревновании участвуют регионы 15 стран Европы: Германии, Испании, Италии, Португалии, Дании, Великобритании, Голландии, Австрии, Бельгии, Греции, Люксембурга, Исландии, Швейцарии, Швеции и Франции.

Профилактика подросткового курения – одна из задач образовательного учреждения.

Программа разработана Санкт-Петербургской Академией постдипломного педагогического образования.

Цель программы: развитие у подростков таких качеств как умение принимать решение, сопротивляться социальному давлению и видеть преимущества здорового образа жизни.

В последние годы в Санкт-Петербурге в Соревновании принимают участие 362 школы. В 2004 году в нашей специальной (коррекционной) школе VIII вида было принято решение участвовать в городском конкурсе «Соревнование классов, свободных от курения». На протяжении 9 лет я сопровождала обучающихся с интеллектуальным недоразвитием, как куратор конкурса.

Обучающиеся нашей школы (среди них и воспитанники детского дома, дети-сироты, дети оставшиеся без попечения родителей) имеют выраженные нарушения психического, физического, интеллектуального развития, что сказывается на эмоционально-волевом, нравственном, социальном поведении детей. Они подвержены в большей степени, чем нормально развивающиеся сверстники агрессии, правонарушениям, асоциальному поведению. У них наблюдается социально-педагогическая запущенность, неврозоподобные и психопатические расстройства. Очень высок травматизм в быту. Тем более является целесообразной, необходимой работа по профилактике зависимого поведения среди наших учеников.

На первых порах, мне как куратору было очень сложно мотивировать классный коллектив к участию в конкурсе, дети очень стеснялись, не доверяли, отвергали, протестовали, комплексовали… Предлагаемая деятельность вызывала ложный стыд. Но когда встал выбор: подписать или не подписать обязательства участия, все дети и их родители дали свое согласие.

В условиях конкурса были ежемесячные задания (акции, спортивные соревнования, викторины, творческие конкурсы, конкурсы рисунков, песен), которые следовало выполнять в течение учебного года. По предлагаемому плану их было 7-8, но для того, чтобы выйти в призеры, мы должны были провести на несколько мероприятий больше.

Подготовка от акции к акции формировала интерес и желание участвовать в создании плакатов, листовок, макетов, «кричалок», слоганов, сочинять песни, рисовать карикатуры и оформлять стенд «Школа – территория здоровья».

Приведу краткий сценарный план одной из акций «Здоровье – мой выбор».

Цели и задачи:

Формирование в подростковой среде менталитета, основанного на потребности в здоровом образе жизни.

Приобретение обучающимися опыта самостоятельной работы в продвижении идеи здорового образа жизни.

Привлечение общественного внимания к проблеме курения среди детей и подростков.

Профилактика курения среди подростков.

Участники: 7-б класс, психолог, социальный педагог, медицинская сестра школы.

Куратор: Тарасова Л.С.

Целевая аудитория: учащиеся, родители, учителя.

Iэтап. Подготовительный.

Подбор лозунгов – работа в библиотеке (Фильчева А., Титов А.).

Подбор наглядных изображений – работа с интернет - источниками (Журавлев А., Санин А., Озерова А. под контролем классного руководителя).

Изготовление плакатов (Стригельский Н., Морозов В. под контролем классного руководителя).

Изготовление листовок – работа на компьютере (Гаранина К., Денисов А.под контролем классного руководителя).

Разработка сценарного плана акции (Журавлев А., Озерова А., Фильчева А., Титов А. при участии классного руководителя).

IIэтап. Действия на площадке в вестибюле школы.

Демонстрация плакатов (Стригельский Н., Гаранина К., Журавлев А., Гутор Е., Богданов К., Баранов И., Щербакова Е., Сметанский В.).

Речевки: «Брось сигареты, возьми конфеты!», «Мы за здоровый образ жизни!»      (Титов А., Фильчева А., Санин А.,).

IIIэтап. Выход участников акции на улицу.

Место проведения: станция метро «Нарвская».

Все участники надевают медицинские маски. Каждому ребенку раздаются листы с лозунгом, напечатанным на листе цветной бумаги, на одном листе – одно слово. Таким образом, у каждого участника в руках по одному слову. Ребята становятся в шеренгу, чтобы проходящие люди смогли прочитать то, что написано.

Лозунг: Позвольте дышать глубже!

Видеть ярче!

Думать лучше!

Будь человеком – не кури!

IVэтап. Анкетирование.

В анкетировании для прохожих различных возрастов предлагались следующие вопросы:

1.        Как вы считаете, полезно ли проводить такие акции? (Да – 100%).

2.         Как вы считаете, с какого возраста надо привлекать людей к участию акции «Здоровье - мой выбор»? (70% - считают, что людей привлекать надо с 12 лет к участию в акциях за здоровый образ жизни, 20% - считают, что с детства, затрудняясь ответить точнее, 10% - считают, что с 16-18 лет).

3.        Вы можете отказать подростку, который просить сигарету? (Да – 99%)

VСбор отзывов.

Изготовление бланков для сбора отзывов (Морозов В., Журавлев А. под контролем классного руководителя).

Опрос родителей, учителей и учащихся о впечатлениях, полученных от увиденной акции (учащиеся 7-б).

Люди, которые принимали участие в опросе, единогласно поддерживали акцию за здоровый образ жизни и считали полезным мероприятием. Курящие люди, как и некурящие, отказывают подросткам в сигаретах, тем самым показывая, что они против курения.

Помимо акций проводились другие мероприятия, посвященные формированию здорового образа жизни.

1.      Проводились спортивные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья»;

2.      День здоровья;

3.      Беседы с медицинскими работниками для обучающихся «Гигиена девушки»; «Гигиена юноши»; «Лекарства и здоровье»;

4.      Создание игротеки силами педагогов, психолога, медика, социального педагога;

5.      Организация работы спортивного клуба (проведение спортивных соревнований, спортивных праздников) – преподаватели физической культуры;

6.      Спортивная игра «Зарничка» на местности с воспитанниками ГПД;

7.      Спортивные игры на прогулке и в школе (игры с мячом, скакалки, канаты, обучение игре в баскетбол, теннис, бадминтон, игра в футбол и т.д.);

8.      Работа кружка «Подвижные игры» (руководитель Тарасова Л.С.);

9.      Практические занятия «О пользе утренней гимнастики», «Гиподинамия: берегись сидячего образа жизни» - классные руководители, преподаватели физической культуры;

10.  Большое внимание уделялось двигательной активности детей. Классные руководители и сами дети проводили подвижные перемены, физкультминутки, общеразвивающие упражнения, элементы дыхательной гимнастики. Проводили игры на внимание, игры-хороводы, игры с правилами, эстафеты, игры-соревнования.

Программа конкурса предусматривала обязательный контроль со стороны родителей за ходом выполнения конкурсных заданий, связь семьи и школы.

Я как куратор мероприятия считала, что в связи с особенностями родителей наших учеников необходимо привлекать их к активному участию в мероприятиях, т.к. на родителей больного ребенка откладывается отпечаток. У них наблюдаются изменения на 3-х уровнях:

1.      Психологический уровень

·         из-за затяжного стресса деформируется психика родителей и ребенка,

·          ломаются определенные жизненные стереотипы,

·         надолго растягивается обретение новых жизненных ценностей,

·         возникает тревожность, снижается самооценка, появляются комплексы.

2.      Социальный уровень

·         появляется избирательность в контактах,

·         мать вынуждена оставить работу,

·         деформируются отношения между родителями.

3.       Методический уровень

·         из-за постоянно действующих стрессов возникают постоянные болезни.

Родители откликнулись на следующие мероприятия:

1.      Организация спортивного кружка силами родителей (совет отцов);

2.      Совместные экскурсии в парки города и пригорода на школьном автобусе;

3.      Участие в спортивных праздниках «Мама, папа, я - спортивная семья», «В здоровом теле – здоровый дух», «Закаляйся, упражняйся, правильно питайся»;

4.      Практическое занятие «Найди одежду по сезону» с привлечением сил родителей (родительский комитет);

5.      Организация, проведение и участие в спортивных конкурсах.

В конкурсе «Семья – территория здоровья» принимали участие несколько семей. Из нашей школы победителем стала семья Борисовой Я, которая участвовала в лыжном забеге и спортивных играх в зале, успешно справилась с заданиями и провели с детьми игры «Снаряди спортсмена», «Подбери пиктограмму», «Загадки».

Проделанная работа имела большое значение для формирования здорового образа жизни среди учащихся с интеллектуальным недоразвитием и их семей, а также для профилактики зависимого от курения поведения. Даже некоторые преподаватели, которые увлекались табококурением, отказались от этой вредной привычки.

На протяжении первых лет участия в конкурсе в классе были заядлыми курильщиками 4-5 человека. В последние годы обучающиеся, участвовавшие в конкурсе, не курили. Систематическая профилактическая деятельность всего коллектива привела к тому, что в школе проблема курения детей на лестничных пролетах, в туалетных комнатах исчезла. Должна признаться, что в настоящее время курильщики среди старшеклассников есть. Их знаем не только по запаху, но и в лицо. Из 8 курильщиков – 6 из детского дома, 2 – домашних детей. Поверьте, работа продолжается.

Коллектив стал более сплоченным, заинтересованным в результативности коллективной деятельности.

В результате снизился уровень простудных заболеваний у детей на 10%.

Количество кружков, направленных на формирование здорового образа жизни, в школе увеличилось.

Родители стали уделять больше внимания на занятость своих детей во внеурочное время, отслеживают посещение спортивных кружков. По отношению к учителям и друг к другу родители стали более открытыми, контактными, внимательными, что в целом благоприятно отразилось на учебно-воспитательном процессе в школе.

 

Литература:

1.      Чупаха И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. -М., 2003г.

2.      Тамарская Н.В., Русакова С.В., Гагина М.Б. Управление учебно-воспитательным процессом в классе (здоровьесберегающий аспект): Учебно-методическое пособие для учителя.– Калининград: Изд-во КГУ, 2002г.

3.      Рунова М. Помогите ребенку укрепить здоровье! // Журнал «Дошкольное воспитание» - №9 – 2004 г.

Основные термины (генерируются автоматически): здорового образа жизни, контролем классного руководителя, VIII вида, Профилактика подросткового курения, Титов А, школы viii вида, здоровый образ, здоровый образ жизни, Санин А, интеллектуальным недоразвитием, Похожая статья, территория здоровья», «Соревнование классов, Стригельский Н, участию акции «Здоровье, последние годы, спортивные соревнования, школе проблема курения, преимущества здорового образа, детского дома.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос