Авторы: Газизулин Талгат Галимович, Максиняева Марьям Рустамовна

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №18 (77) ноябрь-1 2014 г.

Дата публикации: 07.11.2014

Статья просмотрена: 86 раз

Библиографическое описание:

Газизулин Т. Г., Максиняева М. Р. О методическом подходе к формированию практических занятий для студентов направления подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» (профиль «Безопасность жизнедеятельности») // Молодой ученый. — 2014. — №18.1. — С. 27-29.

В условиях реализации образовательных программ, разработанных в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) ставит перед образовательными учреждениями высшего профессионального образования целый ряд проблем методического и организационного характера, от успешного решения которых зависит в конечном итоге уровень компетентности выпускников. К таким проблемам можно отнести проблему повышения практической направленности подготовки студентов в рамках требований действующих образовательных стандартов и их дальнейшего развития.

Решение проблем указанной направленности требует от преподавателей и образовательных учреждений высшего профессионального образования поиска новых методов и форм проведения практических занятий и подходов к организации образовательного процесса, обеспечивающих формирование у обучающихся устойчивых профессиональных компетенций (ПК).

ФГОС направления подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» (профиль «Безопасность жизнедеятельности») предполагает, например, формирование у обучающихся таких компетенций как:

– готов использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11);

– готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7).

Формирование указанных общекультурных и профессиональных компетенций возможно только при условии разработки и внедрения в учебный процесс разнообразных по содержанию активных форм занятий, предполагающих применение соответствующей учебно-материальной базы, специализированных классов, полигонов, информационных систем и технологий и т.д.

Многолетняя практика применения активных форм проведения практических занятий (кейс-метод, тренингов, деловых игр) показывает, что на этапе их разработки зачастую происходит смешение понятий: «деловая игра», кейс-метод, тренинг.

Опыт показывает, что разработка тренингов, деловых игр по дисциплинам профессионального цикла «Безопасность жизнедеятельности», «Пожарная безопасность», «Обеспечение безопасности образовательного учреждения», требует соответствующей учебно-материальной базы (УМБ) и применения современных образовательных технологий.

Тренинги, деловые игры позволяют уменьшить разрыв между абстрактным характером учебного процесса и реальностью будущей профессиональной деятельности, придать системный характер полученным знаниям путем взаимного увязывания разрозненных знаний, умений и навыков, полученных в результате освоения дисциплин учебного плана. Деловые игры вносят момент социального взаимодействия и прививают навыки профессионального общения, создают насыщенную обратную связь между преподавателем и студентом.

Деловая игра, например, позволяет студенту проявить в комплексе его свойства как личности, провоцирует включение рефлексивных процессов, предоставляет студенту возможность интерпретации и осмысления полученных результатов обучения. В частности, деловая игра позволяет сформировать профессиональные и специальные компетенции, которые необходимы студентам для успешного исполнения обязанностей педагога в образовательных учреждениях среднего образования.

В рамках работы по совершенствованию практической направленности подготовки будущих педагогов работа кафедры медицины и безопасности жизнедеятельности Московского педагогического государственного университета (МПГУ) в последние годы была сосредоточена, в основном, на разработке таких практических занятий как тренаж (групповое упражнение), в ходе которых обучающиеся получали отдельные умения и навыки. А разрабатываемые преподавателями кафедры деловые игры не в полной мере отвечают требованиям образовательного стандарта по направлению подготовки, недостаточно содержательно взаимосвязаны.

В этой связи представляется весьма актуальной разработка на основе накопленного кафедрой опыта методического подхода к формированию занятий практической направленности для студентов направления подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» (профиль «Безопасность жизнедеятельности»)».

Содержательной основой методического подхода для разработки активных форм занятий и, прежде всего, тренингов и деловых игр должны стать четко сформулированные в соответствии с образовательным стандартом профессиональные компетенции, формируемые в рамках дисциплин.

Результаты работы коллектива кафедры и взаимодействие с другими кафедрами университета по совершенствованию содержания рабочих программ учебных дисциплин и учебно-методического обеспечения учебных дисциплин позволили прийти к пониманию места тренингов и деловых игр в формировании умений и навыков будущего педагога и необходимости построения логической связи практических занятий для последовательного формирования умений и навыков по принципам «от частного к общему», «от простого к сложному».

Анализ учебно-методического обеспечения занятий практической направленности показывает, что, как правило, для всех тренингов и деловых игр разрабатывалась своя исходная ситуация (обстановка), свой информационный массив, а самое главное все, за редким исключением, тренинги и деловые игры не имели логической взаимосвязи.

Разрозненность по содержанию и исходной обстановке тренингов и деловых игр в определенном смысле затрудняла понимание логики и последовательности формирования профессиональных компетенций будущего выпускника.

Так, например, в рамках дисциплины «Пожарная безопасность» студенты на практическом занятии отрабатывают навыки применения индивидуальных средств защиты. В свою очередь эти навыки становятся практической основой для отработки навыков, формируемых в рамках дисциплины «Организация спасения в условиях чрезвычайных ситуаций».

Существует проблема методического характера, связанная с пониманием сущности деловой игры. В сущности деловой игры следует выделять двух отличительных (от других форм практических занятий) признака:

– наличие игровых взаимодействий обучаемых, выполняющих функции и задачи в различных должностях;

– наличие ситуации, формируемой путем выдачи руководителем занятия вводных на основе единой исходной обстановки.

Анализ недостатков в разработке учебно-методического обеспечения практических форм занятий, его применения в учебном процессе позволил выявить важное обстоятельство. В планировании учебно-методической работы на кафедрах, реализующих дисциплины учебного плана, отсутствовала взаимосвязь (междисциплинарные связи) и единый в рамках реализуемой образовательной программы подход. Недостатки, существующие в практике реализации образовательной программы, в большинстве своем связаны с отсутствием четко сформулированного общего взгляда на разработку таких форм учебных занятий как тренинги и деловые игры.

В основу разработки методического подхода были положены следующие основные принципы:

– преемственности учебно-методического обеспечения и накопительного опыта;

– ориентации на требования ФГОС ВПО;

– системности рассмотрения содержания практической деятельности будущих бакалавров;

– комплексного подхода к формированию учебно-методического обеспечения дисциплин профессионального цикла;

– «от простого к сложному» (от частных умений – к выработке навыков – от простых навыков к более сложным навыкам, к формированию компетенций).

В результате проведенных исследований этой проблемы был разработан методический подход, заключающийся в том, что на основе реализуемых практических занятий и деловых игр по отдельным дисциплинам формулируется замысел, исходная обстановка для всех видов практических занятий и учебные задачи комплексной деловой игры как завершающей в смысле формирования требуемых компетенций выпускника.

На начальном этапе реализации методического подхода проводится анализ структурно-логической схемы изучения дисциплин. Уточняется порядок и последовательность изучения дисциплин кафедры за весь период обучения студентов.

На втором этапе выделяются базовые дисциплины (не путать с дисциплинами базовой части ФГОС ВПО) и дисциплины, которые по своему наполнению содержания являются по отношению к базовой дисциплине «производными дисциплинами».

На третьем этапе применительно к структурно-логической схеме изучения дисциплин распределяются (группируются) компетенции) формируемые в рамках конкретных дисциплин, и на их основе определяются темы тренингов, деловых игр с привязкой к группе компетенций.

На четвертом этапе формируется перечень тренингов, деловых игр с учетом единого замысла, основанного на комплексной деловой игре по базовой дисциплине, и разрабатываются методические рекомендации к подготовке и проведению деловых игр.

Реализация указанного подхода будет осуществляться в МПГУ поэтапно с учетом совершенствующейся учебно-материальной базы и возможностей специализированных классов, оснащенных специальным программным обеспечением.

 

Литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) направления подготовки 050100.62 Педагогическое образование

 

Основные термины (генерируются автоматически): практических занятий, деловых игр, методического подхода, практической направленности, проведения практических занятий, форм занятий, занятий практической направленности, учебно-методического обеспечения, профессиональных компетенций, «Безопасность жизнедеятельности», «Педагогическое образование», активных форм занятий, форм проведения практических, деловые игры, практической направленности подготовки, формированию практических занятий, Похожая статья, профиль «Безопасность жизнедеятельности», форм практических занятий, практических форм занятий.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос